Задать вопрос о пенсионной реформе

27 вопросов по пенсионной реформе

Секретарь Общественной палаты России Валерий Фадеев

Общественная палата поддержит законопроект о пенсионной реформе только если её реализация будет содействовать выполнению майского указа президента. Об этом сегодня на пресс-конференции в ТАСС заявил секретарь Общественной палаты (ОП) РФ Валерий Фадеев: «Пенсионная реформа, как и другие действия исполнительной власти, в первую очередь должны способствовать достижению тех целей, которые есть в «майском» указе президента. Если нам удастся так скорректировать предлагаемый законопроект, что цели будут достигаться, мы, несомненно, его поддержим». Коррекция предстоит, похоже, масштабная. В Общественной палате подготовили 27 вопросов по пенсионной реформе, которые будут отправлены в профильные министерства и Госдуму. С полным списком можно ознакомиться ниже.

Встреча общественников с журналистами в пресс-центре ТАСС состоялась по горячим следам нулевого чтения проекта федерального закона о повышении пенсионного возраста, которое прошло накануне в стенах Общественной палаты. Участники обсуждения сошлись во мнении, что пенсионная реформа в том виде, в котором её предлагает правительство, ещё сырая и нуждается в качественной доработке. «Нельзя гнать в таком сложном и важном вопросе. Если мы увидим, что показатели выполняются, что все сбалансировано, то тогда необходимо во всех проявлениях правительства поддержать закон, но с полным пониманием того, куда мы придем и что мы получим», – отметил председатель Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Борис Алешин.

С момента объявления о пенсионной реформе Общественная палата организовала широкое обсуждение законопроекта, а Валерий Фадеев призывал региональные Палаты не уходить от острых дискуссий. Секретарь ОП в итоге отметил, что ни один регион не остался в стороне, и почти все Общественные палаты прислали свои экспертные заключения. Все замечания объединили в «Карту экспертных предложений» и рассмотрели в рамках нулевых чтений. Итоги были представлены на конференции в ТАСС 10 июля.

Встреча с прессой получилась довольно необычной. Она проходила не в формате «вопрос-ответ», а в формате «вопрос-вопрос». Общественная палата представила список наиболее острых тем и неудобных вопросов к профильным министерствам и ведомствам по пунктам федерального закона, которые вызвали наибольшую критику со стороны граждан. В числе самых популярных: «как правительство будет не допускать дискриминацию работников предпенсионного возраста», «каков прогноз баланса потребности в кадрах (избыток или дефицит рабочей силы)», «что будет с падением спроса на потребительском рынке» и «насколько пенсионная реформа повлияет на безработицу среди молодежи».

«Эти 27 вопросов – пока неформальный документ, это те вопросы, которые мы задаем, на которые мы вместе с коллегами тоже ищем ответы, — сообщил Фадеев. — Этот список будет расширяться. Вопросов уже десятки, и это меньшая их часть. Мы оформим их в виде неформального документа или моего личного письма, и отправим в министерства и Государственную Думу».

Общественников интересует, планируется ли сократить дефицит бюджета пенсионного фонда за счёт самозанятых и трудовых мигрантов, как и кем будет осуществляться переквалификация пожилых людей, и будет ли реализован принцип «чем больше детей, тем раньше выход на пенсию».

Спикеры пресс-конференции особенно отметили вклад родителей в устойчивость пенсионной системы и предложили простимулировать дальнейший рост рождаемости. «Пенсионная система – это единственная социальная система, которая основана на принципе солидарности поколений, когда дети платят за родителей. Те проблемы, с которыми она сейчас сталкивается, включают проблемы того, что мы входим в период демографической ямы: когда поколение молодых не может полностью заместить выбывающее поколение, старшее поколение, которое выбывает на пенсию. Требуется расширение трудоспособного населения. Но в этом случае мы забываем о других принципах формирования справедливой пенсионной системы, а именно о детях», — отметил заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко.

Одной из важных инициатив стало предложение по снижению пенсионного возраста родителей с учётом количества детей в семье. Впервые в истории российского пенсионного права оценка периода ухода за ребенком была поставлена в зависимость от количества детей. Сегодня право выхода на досрочную пенсию в возрасте 50 лет законодательно закреплено только за многодетной матерью, родившей и воспитавшей пятерых детей. Общественники предлагают снижать возраст выхода на пенсию при рождении одного ребенка – на год, второго – еще на два и т.д. Причём в отношении, как матерей, так и отцов, ведь поколение, которое потом будет вносить вклад в пенсионную систему, воспитывают оба родителя.

Помимо сформулированных членами ОП вопросов, на протяжении всей пресс-конференции в уме вертелся ещё один: обратят ли должное внимание в правительстве на эти предложения? Заместитель Секретаря ОП Лидия Михеева, уловив общее настроение, уверила присутствующих, что «без участия Общественной палаты окончательное решение принято не будет».

«Сделать мы можем очень многое, мы это делаем и делали всегда. Когда речь идёт о социально значимых законодательных инициативах, мы пользуемся, прежде всего, законом. Есть Федеральный закон об Общественной палате РФ, есть регламент Госдумы и есть правила, в соответствии с которыми без заключения ОП решение и обсуждение не ведётся. Мы направляем официальный документ, в котором аккумулируем позицию общественности. Документ называется «Заключение ОП». Он приобщается к любому законопроекту точно так же, как заключение других органов и институтов», — объяснила Лидия Михеева.

По итогам общественных обсуждений Общественная палата подготовит широкий спектр рекомендаций, который будет направлен в органы исполнительной и законодательной власти в срок до 19 июля. Также ОП обязалась направить своего представителя в тот день, когда будет проходить пленарное заседание по этому законопроекту. «Трансляторы общественного мнения» пообещали «держать руку на пульсе» и продолжить работу по обсуждению законопроекта вплоть до второго чтения в Госдуме.

27 вопросов Общественной палаты РФ к Правительству РФ по поводу пенсионной реформы

1. Почему новый майский указ президента говорит об экономическом росте, а правительство связывает рост пенсий не с ним, а с повышением пенсионного возраста?

2. Что страшного в том, что финансирование ПФР – самая крупная статья расходов федерального бюджета?

3. В каком возрасте в России действительно наступает утрата трудоспособности?

4. Какие иные источники компенсации дефицита бюджета пенсионного фонда, кроме повышения пенсионного возраста, рассматривало Правительство?

5. Планируется ли сократить дефицит бюджета пенсионного фонда за счет самозанятых и трудовых мигрантов?

6. Сколько работающих необходимо на одного пенсионера для обеспечения сбалансированности пенсионного фонда?

7. В России избыток или дефицит рабочей силы?

8. Есть ли обеспеченная ресурсами и просчитанная программа переподготовки людей предпенсионного возраста?

9. Что будет с падением спроса на потребительском рынке, если доходы у 60-ти летних упадут, а у 65-ти летних они вырастут на ощутимо меньшую величину?

10. Насколько возрастет бедность людей в возрастной категории 60-65 лет, продолдажвших работать после выхода на пенсию, а теперь будут лишены пенсии?

11. Как конкретно Правительство будет не допускать дискриминацию работников предпенсионного возраста?

12. Что будет с безработицей среди молодежи, если будет обеспечено отсутствие дискриминации для людей пожилого возраста?

13. Как совместить создание рабочих мест для возрастной категории 60-65 лет и требуемый рост производительности труда в соответствии с Указом Президента от 7 мая 2018 года № 204?

14. Если предприятия с плохими условиями труда частные, а оплату льгот их рабочим берет на себя государство, то почему граждане должны позже уходить на пенсию?

15. Что будет с пенсионными накоплениями мужчин, которые будут выходить на пенсию без льгот, т.е. в 65 лет, в случаи их смерти?

16. Будет ли устранена несправедливость в отношении работников, которые платят значительные пенсионные отчисления, но получают пенсию меньше 10% от заработной платы? Не «загонит» ли это в тень высокие зарплаты?

17. Почему государство фактически блокирует эффективные инвестиции с использованием средств пенсионного фонда?

18. Есть ли прогноз того, насколько интенсивно люди со слабым здоровьем будут добиваться инвалидности для компенсации повышения пенсионного возраста?

19. Какие дополнительные расходы потребует адаптация системы здравоохранения к обслуживанию пожилых людей предпенсионного возраста с низким уровнем жизни?

20. Почему практически ничего не выполнено в ходе реализации стратегии долгосрочного пенсионного развития 2012 года?

21. Зачем установлены такие высокие темпы повышения пенсионного возраста?

22. Почему разговоры о введении прогрессивного налога пресекаются, а 2% НДС приняли сразу?

23. Каков прогноз экономии федерального бюджета при долгосрочном применении предлагаемой пенсионной модели?

24. Зачем России присоединяться к Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения 1955 года?

25. Какие малые населенные пункты, живущие за счет пенсионеров, исчезнут?

26. Будет ли реализован принцип: чем больше детей, тем раньше выход на пенсию?

27. Как пенсионная реформа увязана с другими политиками: экономической, трудовой, миграционной, демографической, образовательной и прочими, целеполагание для которых содержится в майском указе Президента?

Пенсионная реформа: когда и как украинцы смогут выйти на заслуженный отдых

Парламентский комитет по вопросам социальной политики 6 сентября одобрил ко второму чтению законопроект №6614 о пенсионной реформе. И уже на этой пленарной неделе депутаты намерены одобрить его в целом.

Как принятие пенсионной реформы отразится на жизни каждого украинца, выяснял «Минфин».

Когда ждать изменений

Некоторые нормы нового закона должны заработать сразу — уже с 1 октября. В частности, в документе предусмотрено увеличение размера пенсии для тех, кто успел уйти на пенсию до реформы — так называемое «осовременивание» пенсий.

Если верить чиновникам, то с 1 октября повышение на 200-1000 грн получат более 5,6 млн пенсионеров.

Необходимость «осовременивания» пенсий в правительстве объясняют тем, что пенсии нынешних пенсионеров рассчитаны на базе показателей средней зарплаты за 2007 год. Теперь за точку отсчета возьмут единый показатель средней зарплаты, который используется для назначения пенсии в 2017 году — 3764,40 грн.

Ряд существенных изменений заработает с 1 января 2018 года. Например, в следующем году вступят в силу новые требования к размеру страхового стажа. А в целом внедрение реформы планируют растянуть на целых 10 лет.

Пенсионный возраст и страховой стаж

Четкой нормы о повышении пенсионного возраста в законопроекте нет. Но де-факто за счет увеличения необходимого страхового стажа он вырастет до 65 лет. Размер пенсии при этом уменьшится.

После принятия пенсионной реформы, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, украинцы должны будут иметь страховой стаж не менее 25 лет (сейчас — 15 лет). И это только в случае выхода на пенсию в 2018 году. Тем, кто будет выходить на заслуженный отдых позднее, повезет еще меньше. На протяжении 10 лет страховой стаж поднимут до 35 лет.

Законопроект предлагает сохранить право выхода на пенсию:

  • в 60 лет для лиц, которые будут иметь 25 лет страхового стажа в 2018 году;
  • в 63 года для лиц, которые будут иметь от 15 до 25 лет страхового стажа в 2018 году;
  • в 65 лет для лиц, которые будут иметь 15 лет страхового стажа.

Необходимый для выхода на пенсию стаж будет увеличиваться ежегодно на 12 месяцев. К 2028 году обязательный страховой стаж составит 35 лет.

Время выхода на пенсию

Страховой стаж, который необходимо иметь для получения минимальной пенсии в 60 лет составит:

Страховой стаж, который необходимо иметь для получения минимальной пенсии в 63 года составит:

01.01.2018 г. – 31.12.2018 г.

не менее 25 лет

01.01.2019 г. – 31.12.2019 г.

не менее 26 лет

01.01.2020 г. – 31.12.2020 г.

не менее 27 лет

01.01.2021 г. – 31.12.2021 г.

не менее 28 лет

01.01.2022 г. – 31.12.2022 г.

не менее 29 лет

01.01.2023 г. – 31.12.2023 г.

не менее 30 лет

01.01.2024 г. – 31.12.2024 г.

не менее 31 года

01.01.2025 г. – 31.12.2025 г.

не менее 32 лет

01.01.2026 г. – 31.12.2026 г.

не менее 33 лет

01.01.2027 г. – 31.12.2027 г.

не менее 34 лет

01.01.2028 г. – 31.12.2028 г.

не менее 35 лет

Украинцам, которые по достижении пенсионного возраста не будут иметь 15 лет страхового стажа, будет назначаться государственная социальная помощь. Ее можно будет получать, начиная с 65 лет.

Если на 1 января 2028 года страховой стаж будет составлять 40 лет – можно идти на пенсию независимо от возраста.

Кроме того, выходить на пенсию по выслуге лет при 20 годах стажа, независимо от возраста, смогут артисты.

Страховой стаж предпринимателя

Предпринимательская деятельность будет засчитана в страховой пенсионный стаж, в зависимости от периода:

  • с 1998 по 2000 годы — автоматически;
  • с 1 января 2000 года до 31 декабря 2017 года – по факту оплаты взносов в Пенсионный фонд;
  • с 1 января 2018 года – при условии оплаты минимального взноса ЕСВ.

Что делать, если нет 35-летнего стажа

Те, кому не хватит стажа, смогут его купить. Новая редакция пенсионной реформы дает возможность докупить два дополнительных года (в принятом в первом чтении законопроекте было предусмотрено пять лет).

Один год стажа будет стоить примерно 16,8 тыс. грн, два года – 25,3 тыс. грн. Расчет сделан для 2018 года. В дальнейшем сумма будет меняться, поскольку платеж привязан к размеру минимальной заработной платы.

В целом, согласно подсчетам Министерства социальной политики, в 2018 году требование о наличии стажа в 25 лет смогут выполнить 85% украинцев.

А к 2028 году только 55% 60-летних украинцев будут иметь необходимый страховой стаж в 35 лет. Остальным придется продолжать трудиться, или докупать необходимый стаж.

Засчитывается ли время обучение в стаж

На сегодня обучение в ВУЗах автоматически засчитывается в стаж. Но из нового закона эта норма исчезла.

Поэтому лица, которые обучаются в высших и средних специальных учебных заведениях, на курсах по подготовке кадров, повышения квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре общеобязательному государственному пенсионному страхованию не подлежат. Это значит, что время, потраченное на учебу, в стаж засчитано не будет.

Работающие пенсионеры

Пенсионеры, которым исполнилось 60 лет, и которые продолжают работать даже при наличии необходимого стажа, получат от государства символический бонус:

• ежемесячно плюс 0,5% от размера пенсии за каждый дополнительный месяц стажа (или 6% за год) за первые 5 лет;

• ежемесячно плюс 0,75% от пенсии за каждый месяц стажа (или 9% за год), если продолжите работать более 5 лет.

Как рассчитать размер пенсии

Согласно проекту закона, пенсия будет рассчитываться по новой формуле:

Размер пенсии = Сз x Икз x Кс, где

Сз – размер средней заработной платы в Украине за три года перед обращением за назначением пенсии;

Икз – индивидуальный коэффициент заработной платы (соотношение размера получаемой зарплаты по отношению к средней зарплате, с которой уплачивались взносы — эту информацию каждый может получить в любом отделении Пенсионного фонда);

Кс – коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности лет стажа работы человека на величину оценки одного года страхового стажа.

Как видим, в формуле есть важная составляющая – величина оценки одного года страхового стажа. На данный момент этот коэффициент составляет 1,35%. Правительство предлагает снизить его до 1%. В результате коэффициент стажа также сократится, что повлияет на сумму пенсии.

То есть если сейчас человек получает за каждый отработанный год 1,35% от заработанного за этот период, то после вступления документа в силу – только 1%.

Например, если человек, имея 25 лет страхового стажа, выходит на пенсию до 1 октября 2017 года, сумма его пенсии составит примерно 1987 грн, а если после – 1505 грн. Расчет сделан исходя из данных Государственной службы статистики о средней зарплате в Киеве – 11010 грн и средней зарплате по стране – 6752 грн.

Если, согласно предложенной формуле, «не набежит» даже минимальная пенсия, правительство обещает «дотягивать» выплаты до минималки.

Льготные пенсии

Законопроект отменяет специальные пенсии для ряда категорий. Среди них работники образования, здравоохранения, журналисты, бывшие чиновники, судьи, прокуроры и т. д.

Отмена коснется только новоиспеченных пенсионеров. Тем, кто уже получает специальную пенсию, льготы обещают сохранить.

Единственной категорией, которой льготы не отменят, станут военнослужащие.

Пока непонятно, как правительство собирается начислять пенсионные выплаты инвалидам (по трудовым увечьям), чернобыльцам и другим льготникам. Правительство предлагает отменить для них пенсии и выплачивать страховые выплаты.

Также пока неясно, что будет с людьми, которые работают неофициально, как на территории Украины, так и за ее пределами.

От редакции

Пенсионная реформа: карты на стол

О том, какие вопросы возникают при обсуждении пенсионного маневра

Чем больше подробностей мы слышим от чиновников про наши будущие пенсии, тем больше возникает вопросов. Главный из них — какую долю заработка в итоге мы будем получать после долгих лет ударного труда. Кажется, пока государство держит свои козыри в рукаве.

Российское правительство активно включилось в разъяснительно-пропагандистскую работу на тему готовящейся пенсионной реформы. Это правильно, тут нельзя отмалчиваться. Буквально каждый день появляются новые подробности.

Реформа не будет сводиться только к повышению пенсионного возраста, как упрощенно понимают многие. И это, конечно, хорошо.

Российская пенсионная система действительно требует комплексного обновления. А учитывая неблагоприятные демографические тенденции, нынешние перемены, включая повышение пенсионного возраста, напрашивались давно и сегодня уже почти запоздали (отсюда и довольно жесткий вариант повышения – на 5 лет для мужчин и на 8 для женщин).

Не очень хорошо то, что информация строго дозируется и общей картины жизни на пенсии среднестатистического российского пенсионера лет через 10 пока не складывается. Чиновники лишь обещают, что будущий пенсионер будет жить лучше и веселее. Однако с появлением подробностей правительственных пенсионных планов возникают все новые вопросы.

Это напоминает уже другую присказку: «Чем дальше в лес, тем толще партизаны». В нашем случае – пенсионеры. Слишком многое в их будущем «веселье» непонятно.

В частности, неясно, откуда возьмутся деньги на повышенные пенсии. Причем, если верить вице-премьеру Татьяне Голиковой, то уже в следующем году пенсия будет повышена на тысячу рублей в месяц (за год набежит «дополнительно») 12 тысяч, это якобы средства, полученные от повышения пенсионного возраста и страховых взносов. Однако на самом деле мы не знаем, сколько именно будет сэкономлено денег и почему это выльется именно в подозрительно «круглую» сумму» в 1 тысячу, ни рублем ни больше, ни меньше.

Хотелось бы видеть подробные расчеты, но их нам не показывают.

Если кто-то обратится, чтобы удовлетворить свое любопытство по поводу денежных расчетов, к прилагающемуся ко всякому законопроекту финансово-экономическому обоснованию, то будет поражен его лаконичностью в случае проведения масштабной пенсионной реформы в стране. Приведем его дословно: «Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». И это, собственно, все обоснование.

Реформа, таким образом, ни копейки не стоит государству. Одна сплошная экономия.

Но, позвольте, а о чем тогда говорят хотя бы чиновники Минтруда, которые готовят программы переподготовки и трудоустройства людей предпенсионного возраста. Эти все программы заработают задаром? А надзор за соблюдением прав возрастных людей в части отсутствия дискриминации при приеме на работу? А создание новых рабочих мест для не вышедших на пенсию людей? Они из воздуха появятся? Ну, да ладно, все это относительные мелочи.

Обратимся к главному вопросу. О размере пенсий. Татьяна Голикова уверяет, что с учетом новых изменений в пенсионной реформе, которые начнутся с 2019 года, размер пенсии должен составлять не менее 40% от утраченного заработка.

Действительно, рекомендации Международной организации труда содержат такой показатель: пенсия должна составлять не менее 40% от средней зарплаты по стране. У нас сейчас — 34%. Однако Голикова разъясняет так: «Нельзя это считать как среднюю температуру по больнице: то есть среднюю зарплату, которая, скажем, сложилась в экономике за какой-то период относить к средней пенсии, которая сложилась по всем пенсионерам. Это индивидуальный расчет. И мы готовы эти расчеты предъявить нашему обществу, как только будут приняты соответствующие решения».

Надо ли это понимать как то, что пенсия будут составлять 40% от конкретной зарплаты конкретного человека? И получающий зарплату 100 тысяч в месяц будет получать 40 тысяч? Как-то в это не верится совсем. Подождем расчетов, которые нам обещают предъявить. В последние годы, по данным Пенсионного фонда, пенсионные надбавки, если не сказать подачки, выглядели более чем скромно: в 2016 году пенсии увеличивали на 399 руб., в 2017 году — 524 руб., в 2018 году — на 481 руб.

При этом правительство также обещает отказаться от системы пенсионных баллов. И это тоже правильно. Только не надо было ее вообще вводить, эту систему.

Она мутная, для простого человека непрозрачная и непонятная. Создает впечатление, что «тебя все равно кинут».

Голикова сообщила о планах отказаться от «балльной» пенсионной системы

В начальной стадии ее внедрения (начиная с 2015 года), помнится, разные ответственные чиновники пытались публично продемонстрировать, как это все чудно работает, однако очень часто путались, смущались, а потом и вовсе прекратили это дело, чтобы не позориться.

Балльная система, или «новая пенсионная формула», между тем, внедрена, еще раз повторим, совсем недавно. Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную. Для расчета страховой пенсии было введено понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. В рубли накопленные баллы переводятся при назначении пенсии.

Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов. Планировалось, что в полной мере норма начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно было иметь 6,6 балла. Но теперь 2025 года решили не ждать и снова меняют правила (и столь частая смена правил пенсионной «игры» сама по себе настораживает, требуя подробных обоснований и разъяснений).

Сейчас на момент выхода на пенсию баллы за каждый год суммируются и умножаются на стоимость балла, установленную на дату обращения за пенсией. Стоимость устанавливается государством и ежегодно индексируется. К баллам, умноженным на стоимость, прибавляется фиксированная выплата — гарантированная сумма, которую государство устанавливает к страховой пенсии в фиксированном размере. Все вместе и есть размер страховой пенсии.

На самом же деле, люди, выходящие на пенсию, часто сталкиваются с тем, что тем, кто получал большую «белую зарплату», начисляют примерно такого же размера пенсии, как и тем, у кого «официальные» зарплаты был значительно меньше. Это еще сильнее подрывает доверие к «балльной системе», притом что никакой ясности, сколько будет «весить» один балл через три-пять лет, все равно нет. Это сильно напоминает игру в «очко» с переменным числом, притом оно меняется в зависимости от того, какие «карты» в данный момент у государства.

Однако как теперь будет вычисляться размер пенсии? Пока нет никакого ответа.

Хотелось бы, конечно, чтобы примерно, как в Швеции, где человек, планирующий выйти на пенсию в таком-то году, может зайти на сайт шведского пенсионного фонда и узнать, сколько именно он будет получать в шведских кронах, исходя из своих сегодняшних показателей по доходам и пенсионным отчислениям, в том числе добровольным накопительным.

Глава Минтруда Максим Топилин уверяет, что через 5-6 лет размеры пенсий «могут вырасти» на 8-10%. А могут, значит, не вырасти? А инфляцию министр Топилин учел? Она хоть и низкая, но есть. К тому же как-то эти «могут вырасти на 8-10%» с горизонтов даже 5 лет никак не «бьется» с обещанием поднять пенсию до уровня 40% «от утраченного заработка». Даже со средними зарплатами по стране. Или у нас планируется резкое падение этих средних зарплат?

Впрочем, от правительства поступила еще одна «вводная». Оказывается, будет по новой введена и система накопительной части пенсии. То есть не разморожены пенсионные накопления, замороженные с 2014 года (срок заморозки продлен до 2020 года), а снова появятся новые правила.

Чем они будут отличаться от старых? Где гарантии, что накопления не заморозят еще раз? Вышеупомянутый показатель «40% от утраченного заработка» будет учитывать накопительную часть или только базовую? Опять вопросы без ответов.

Теперь хотелось бы заранее знать подробности. Инвестиции пенсионных фондов (или как там это будет называться?) будут обставлены таким же количеством ограничений и, по сути, станут дополнительным карманом для госчиновников в финансировании амбициозных, но убыточных «строек века»? Особенно, если это будет некий единый государственный «накопительный фонд».

В общем вопросов много. И хотелось бы ответы на них получить до 2034 года, когда, по задумке правительства, должна завершиться нынешняя пенсионная реформа. Если она, конечно, до этого времени доживет и не станет жертвой очередного изменения пенсионных правил. Потому что «денег нет, но вы держитесь».

вопросы по пенсионной реформе

Внимание! Ответы на вопросы даются в соответствии с законодательством, действующим на дату ответа.
Если Вы хотите написать комментарий или задать уточняющий вопрос, напишите его здесь. Если Вы хотите задать НОВЫЙ вопрос — создайте НОВУЮ тему. На НОВЫЕ вопросы, заданные здесь, администрация давать ответы не будет.

• здравствуйте. у меня такой вопрос. моему отцу 23 февраля 2019 года исполнится 60 лет. Есть пара вопросов по пенсионной реформе. Те, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах, получают право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста. Стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, предложено уменьшить до 37 лет для женщин и до 42 лет для мужчин. мой отец пенсионер мвд по выслуге лет. Периоды, входящие в выслугу:
• — с 1976 по 1980 учеба в Вузе (в половинном размере) – 2 года;
• — с ноября 1980 по май 1982 года служба в армии – 1 год 6 месяцев;
• — с августа 1984 по июнь 1986 года служба в мвд – 1 год 10 месяцев;
• — с ноября 1990 по июль 2011 года служба в мвд– 20 лет 8 месяцев.
• Итого 25 лет 8 месяцев.
• Вот что вы ответили ранее По приведенным Вами данным страховой стаж Вашего отца составляет 13 полных лет (в него не засчитываются периоды, учтенные при назначении пенсии за выслугу лет, т. е. периоды службы, в том числе по призыву). Таким образом, стажа достаточно. ответ голиковой после обращения президента. По словам Голиковой, с учетом предложенной президентом меры, мужчины 1959 года рождения (первое полугодие) выйдут на пенсию в первом полугодии 2019 года, при этом те, кто родились во втором полугодии 1959 года, выходят на пенсию во втором полугодии 2020 года. возникли несколько вопросов включается ли служба в мвд в стаж дающий право на досрочный выход на пенсию по старости для того чтобы набрать 37 лет стажа? 2 вопрос моему отцу 23 февраля 2019 года исполнится 60 лет.,по новому закону когда мой отец сможет выйти на пенсию по старости? укажите пожалуйста возраст, месяц,год выхода на пенсию по новому закону.и 3 вопрос как понять слова голиковой мужчины 1959 года рождения (первое полугодие) выйдут на пенсию в первом полугодии 2019 года,?

месяц и год рождения отца 23 февраля 1959 года

и еще 1 вопрос . мой отец и мать на пенсии но они работают.отец пенсионер мвд по выслуге лет,мама пенсионер по старости,вышла на пенсию в 50 лет.дата рождения 30 декабря 1958 года.будет ли повышение пенсий для работающих пенсионеров с 2019 года по новому закону? если мама уволится то будет ли ей проиндексирована пенсия за 2016-2018 года после 1 января 2019?

Пока закон о повышении пенсионного возраста не принят. Мы не даем консультации основываясь на каких-либо заявлениях любых должностных лиц и информации о законопроектах. На Ваш вопрос мы сможем ответить после принятия закона и публикации его в справочно-правовых системах.

Чем плоха пенсионная реформа. 13 вопросов государству

Экономисты РАНХиГС утверждают, что если не повышать пенсионный возраст, то нагрузка на экономику будет расти, а реальные пенсии будут сокращаться. А так как население страны стареет, и численность пенсионеров к середине 2030-х годов сравняется с числом работающих россиян, то кормить пожилых людей будет просто некому. Если не повышать пенсионный возраст, придется повысить ставку страховых пенсионных взносов или увеличить трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета.

Увеличение расходов на пенсии и старение населения – общеевропейская проблема. Обычно решают ее тремя способами: снижают пенсии, повышают налоги или повышают пенсионный возраст. Обычно предпочитают последний вариант: он кажется более приемлемым на фоне первых двух, абсолютно непопулярных и неприемлемым.

Поскольку структура занятости меняется, и идут сложные демографические сдвиги, во всем мире пенсионные системы находятся под давлением. Люди живут дольше, проводят на пенсии больше времени, а молодых, которые платили бы взносы, становится все меньше. Государство через распределительную систему не даст пенсионеру умереть с голоду, но он вряд ли сможет в старости чувствовать себя финансово состоятельным. Для этого необходимы современные финансовые рынки и институты, которые при этом могли бы еще и защитить накопления людей. Кроме того, это предполагает и повышенную личную ответственность за свое будущее. Во многих странах с высокоразвитой экономикой такие системы работают – они дают экономике длинные деньги, а пенсионерам – дополнительный доход. В этой небольшой заметке я, изучив самые важные мнения экспертов, постараюсь задать правительству вопросы, как именно они собираются реформировать пенсионную систему (и собираются ли на самом деле).

Самая очевидная и масштабная проблема пенсионной реформы в разрушении доверия между властью и народом. Представители власти твердили, что пока они занимают свои посты, повышения пенсионного возраста никогда не случится, что они будут изыскивать любые другие способы для оптимизации бюджета. Строго говоря, это не реформа, а обычный перерасчет, равно как и планы властей по повышению ставки НДС. И смех про Искандеры и раздавленный бульдозерами пармезан обернулся для миллионов людей ощущением неопределенности, которая будет преследовать их десятилетиями. А вдруг в Кремле еще что-то решат поменять? И сколько бы Путин не «брал на себя ответственность», люди чувствуют, что их обманули — залезли к ним в карман. Это разрушение общественного договора.

Так вот. Первый вопрос. Что же такое вдруг случилось, что власть пошла на крайнюю меру? Может, санкции все-таки действуют? Может, ежегодный вывод десятков миллиардов долларов из России в офшоры все-таки сказывается на экономике? Может, не все так радужно, как сообщает нам Дмитрий Киселев?

Второе. В развитых странах о повышении возраста выхода на пенсию граждан принято предупреждать заранее. В Германии сейчас известно о том, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году. Это делается потому, что люди должны иметь возможность адаптироваться к новой ситуации. В особенности это актуально для России, где пенсионный возраст не менялся с 1930-х годов, а теперь население ставят перед фактом за полгода до начала повышения. Почему такое важное для каждого гражданина нашей страны решение было принято в такой спешке и в обстановке тотальной и навязчивой пропаганды, в которой обязали принимать участие прикормленных руководителей профсоюзов, школьных учителей и так далее? Почему не пошли по пути референдума, как, например, в Швейцарии?

Третье. Сегодня многие российские пенсионеры продолжают работать. Уровень занятости людей в пенсионном возрасте у нас довольно высок. Однако не все люди в трудоспособном возрасте находятся на рынке труда, а многие, достигшие пенсионного возраста, наоборот, работают. Значит, большого притока на рынок труда после повышения пенсионного возраста быть не может. Те, кто хочет работать, уже делают это. На что тут рассчитывает власть?

Четвертый вопрос касается демографии. Общая численность занятых в нашей экономике к 2030 году может сократиться примерно на 8% по сравнению с 2015-м, а численность занятых в возрасте до 40 лет – на все 20–25%. Молодых работников с каждым годом будет становиться все меньше, но люди пожилого возраста не смогут их заменить – эти группы заняты в разных профессиях и обладают разными возможностями. Кроме того, усилится поляризация рабочих мест: пожилые люди будут вынуждены занимать самые низкооплачиваемые должности, поскольку им не будет хватать компетенций для всего остального. Правительство учитывало это при разработке реформы?

Пятое. Опыт других стран подсказывает, что если нет согласования демографической политики и повышения пенсионного возраста, то позитивный эффект быстро исчерпывается. Количество плательщиков и количество получателей пенсии будет сходиться. И вскоре потребуются новая реформа и повышение пенсионного возраста. Заявленный властью подход позволяет временно сохранить размер выплат для действующих пенсионеров на текущем уровне, но не делает пенсионную систему более сбалансированной в долгосрочном периоде. На первых порах экономия превысит 200 млрд рублей в год, но фискальный эффект довольно быстро сойдет на нет, поскольку рано или поздно люди, затронутые реформой, смогут выйти на пенсию. Дмитрий Медведев пообещал, что за счет отсрочки выхода на пенсию для 10 млн человек ежемесячные выплаты оставшимся пенсионеров вырастут на 1000 рублей. Но половина этой суммы — это естественная индексация, предусмотренная законом, а другая часть в значительной степени будет съедена инфляцией. Может ли правительство гарантировать, что через 5-10 лет пенсионный возраст вновь не повысят?

Шестое. Как, помимо страшилки об уголовном наказании, правительство будет препятствовать дискриминации работников предпенсионного возраста? И если будет обеспечено отсутствие дискриминации для людей пожилого возраста, что случится с безработицей среди молодежи?

Седьмое – это вопрос переквалификации. Повышать пенсионный возраст, не выстроив в стране систему непрерывного образования, невозможно. Люди раз в пять лет должны обновлять свою квалификацию. Сегодня лишь 17% трудоспособного населения охвачены программой переквалификации, а это очень мало. Можно ожидать, что государство создаст программу переобучения для учителей и врачей, которые в основном работают в государственной системе. Но для частного сектора это крайне сложно. Как государство собирается это решить и каковы будут затраты? Сколько работающих необходимо на одного пенсионера для обеспечения сбалансированности пенсионного фонда?

Восьмое. Как показывает практика, чем жестче регулирование, тем хуже ситуация на рынке труда. Особенно для молодежи и уязвимых групп. Специалисты хорошо знают, что если издержки увольнения лишних работников слишком большие, то работодатели просто перестают нанимать людей. В итоге уровень занятости оказывается ниже возможного и растет безработица. Сегодня многие страны стремятся к модели «флексикьюрити», распространенной в Дании. Она сочетает в себе гибкость (flexibility) и защиту работников (security). С одной стороны, при необходимости работодатели могут легко уволить работника, но потерявшие таким образом работу попадают в эффективную систему социальной защиты. В Германии, где раньше были очень жесткие трудовые законы, в нулевые годы прошла реформа рынка труда, в результате безработица быстро снизилась. То же самое со Швецией. Понимает ли это правительство? Изучило ли оно международный опыт?

Девятое. Специалисты приходят к выводу, что сегодня одна из основных проблем рынка труда в России – ограниченный спрос на труд. Сегодня в России уровень безработицы в группе 50–59 лет очень низкий – он составляет менее 4%. Люди, при желании, находят работу, но часто с низкой зарплатой и в профессиях, которые не требуют особых навыков. Кто-то остается на том же рабочем месте, но потихоньку теряет в зарплате, кто-то переходит на менее квалифицированную работу, а кто-то добровольно переходит на полставки. В год в организациях создается примерно 6–7% новых рабочих мест и чуть больше ликвидируется. В развитых экономиках этот показатель вдвое выше, а в быстрорастущих – в 2,5–3 раза выше. Если бы в корпоративном секторе создавались в должном объеме рабочие места приличного качества, то они не только предъявляли бы спрос на работников старших возрастов, но и вытягивали бы людей, которые раньше были в тени. Это означает, что в России неблагоприятный бизнес-климат, и никакая «палочная система» тут не поможет. Тут мы приходим к выводу, что повышение пенсионного возраста – это скорее косметическая мера, а речь должна идти о комплексной институциональной реформе. Готова ли власть к такой реформе и почему ничего не говорит о ней?

Десятое. Правительство утверждает, что главная проблема рынка труда – это большой теневой сектор, из-за которого бюджет и внебюджетные фонды (в том числе ПФР) недополучают значительные деньги. Чтобы корректно оценить величину «теневого сектора», нужно сопоставить данные из трех источников – из налоговой инспекции, Пенсионного фонда и Росстата. Такой возможности нет, есть только данные Росстата. Но если кого-то не видит статистика, то это не означает, что у этого человека есть теневые доходы. Да, есть люди, которые имеют доходы, невидимые для государства. Но часто это небольшие суммы, а чтобы их выявить и заставить человека платить, нужно потратить больше денег, чем потенциальный выигрыш от сбора налогов. Сейчас средний заработок у тех, кто занят вне корпоративного сектора, на 20% ниже, чем в корпоративном. Рациональнее всего в то, что называют «теневым сектором» – вообще не лезть, а создавать условия для нормального роста «белого сектора». Почему у правительства нет этого понимания?

Одиннадцатое. Заявленная «реформа» — это способ найти дополнительные деньги для исполнения «майского указа» президента и сбалансировать доходы и расходы казны. А почему же практически ничего не выполнено в ходе реализации стратегии долгосрочного пенсионного развития 2012 года?

Двенадцатое. Какие иные источники компенсации дефицита бюджета пенсионного фонда, кроме повышения пенсионного возраста, рассматривало Правительство? Правильно ли я понимаю, что цель реформы только в банальном уменьшении трансферта в Пенсионный фонд из федерального бюджета? И почему мы, например, никогда публично не обсуждаем вопрос с введением прогрессивного налога?

И, наконец, тринадцатое. Сейчас почти 30% граждан, то есть около 14 млн человек, выходят на пенсию раньше срока – это неоправданно высокий процент, который не встречается нигде в мире. Именно досрочные пенсии, за которые платят все граждане, обеспечивают существенную часть нагрузки на Пенсионный фонд. В эту категорию входит большое количество «опричных людей». Речь идет о сотнях тысяч сотрудников органов власти и правоохранительных органов – прокурорах, военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих, – которые выходят на пенсию в 40 с небольшим лет и получают различные надбавки. В отличие от шахтеров или инвалидов, эти люди обычно не имеют хронических проблем со здоровьем и сохраняют возможность работать – например, военнослужащие после армии выходят на рынок труда и устраиваются охранниками или менеджерами. Многие из этих людей получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета – по статьям соответствующих ведомств. Они никоим образом не будут затронуты фальшивой «реформой». Получается, что интересы «опричных людей» учитываются гораздо больше, чем интересы большинства населения. Минфин недавно предлагал повысить для силовиков стаж выслуги до 25–30 лет. Однако Татьяна Голикова ранее заявила, что льготы для военнослужащих и сотрудников силовых структур сохранятся в полном объеме. Справедливо ли это? Вопрос скорее риторический.