Статья 11 водный кодекс

Содержание статьи:

Статья 11. Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями

Водный кодекс РФ

  • проверено сегодня
  • кодекс от 04.08.2018
  • вступила в силу 01.01.2007

Ст. 11 Водный кодекс в последней действующей редакции от 6 августа 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Глава 3. Основания и порядок приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями

Статья 11. Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями

1. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

  • 1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;
  • 2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;
  • 3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

3. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

  • 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • 2) сброса сточных вод;
  • 3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
  • 4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
  • 5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
  • 6) разведки и добычи полезных ископаемых;
  • 7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса;
  • 8) подъема затонувших судов;
  • 9) сплава древесины;
  • 10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;
  • 11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

4. Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

  • 1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса;
  • 2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи;
  • 3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 11 водный кодекс

Центр правового обеспечения природопользования 2 октября 2015 года направил Обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину в связи с внесением Правительством Российской Федерации в ГД СФ РФ проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации».
Необходимо отметить, что инициативу Центра поддержали более 15 организаций, подписавших Обращение.
Выражаем искреннюю благодарность всем поддержавшим Центр.
Вместе мы можем многое!

В связи с тем, что Комитет РСПП по экологии и природопользованию предложил членам комитета обсудить и поддержать подготовленный Центром правового обеспечения природопользования проект обращения в Государственную думу ФС РФ (Нарышкину С.Е.) с предложением не принимать изменения в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации, которые уже внесены Правительством РФ (письмо от 27.07.2015 № 4884п-П9) в Государственную Думу ФС РФ, Центр уведомляет о продлении срока приема подписных листов до 21 августа 2015 г.
Напоминаем, что в результате предлагаемых Правительством РФ изменений будет создана ситуация, при которой на хозяйствующих субъектов будут возложены обязанности по заключению договоров пользования акваториями водных объектов в случаях, которые действующей редакцией Водного кодекса Российской Федерации не предусмотрены.
Так, для размещения подводных переходов, трубопроводов, подводных линий связи и других линейных объектов,строительство которых осуществлено на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, необходимо будет заключать договор водопользования в части использования акватории водного объекта.
Подписные листы просьба направлять на электронный адрес This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

06.08.15г . В Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии 29.07.2015 г. направлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации». Центр правового обеспечения природопользования рекомендует всем заинтересованным природопользователям совершить необходимые действия по недопущению принятия данного законопроекта.

В соответствии с правовой позицией Центра правового обеспечения природопользования с 18 июля 2008 г. не требуется оформления решений о предоставлении водных объектов в пользование для размещения в т.ч. мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций.При этом исключение размещения гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов из видов использования водных объектов, осуществляемых на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, означает отсутствие необходимости как оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование, так и заключения в данном случае договора на водопользование в части использования акватории водного объекта.Минприроды России и Росприроднадзор придерживаются правовой позиции согласно которой, с учетом нормы части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ, устанавливающей закрытый перечень случаев, когда заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется, предоставление водных объектов в пользование для целей эксплуатации переходов трубопроводов надлежит осуществлять как в случае использования акватории водных объектов (пункт 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса РФ) на основании договора водопользования (письмо Минприроды России от 17.11.2011 г. № 06-14-44/16955).Необходимо отметить, что арбитражная практика и практика судов общей юрисдикции содержит диаметрально противоположные подходы к решению данного вопроса. Обращаем внимание природопользователей на то обстоятельство, что принятие указанного законопроекта приведет к фактическому «узаконению» обязанности по оформлению пользования акваториями водных объектов на основании договора водопользования.«Хитрость» разработчиков законопроекта заключается в том, что, прямо не предусматривая в ст. 11 Водного кодекса РФ нормы об обязательности заключения договора водопользования в случае эксплуатации причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов, подводных линий связи и других линейных объектов, положение о предоставлении в пользование акватории водного объекта для указанных целей на основании договора водопользования без проведения аукциона означает фактическое и юридическое признание обязательности заключения таких договоров.

Центр обращается ко всем заинтересованным природопользователям совершить необходимые действия по недопущению принятия Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации».Со своей стороны Центр подготовит обращение к Председателю Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии с просьбой принять необходимые меры по непринятию данного законопроекта.

16 марта 2015 г. на сайте http://regulation.gov.ru размещен Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации»

Статьей 11 Водного кодекса РФ предусматривается возникновение прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В настоящее время согласно ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено ч.ч. 2 и 3 данной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

— забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

— использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

— использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

В соответствии с действующей редакцией ч. 2 ст. 16 Водного кодекса РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

Данный проект ФЗ предусматривает внесения изменений в ч. 1 ст. 11 и ч. 2 ст. 16 Водного кодекса РФ, согласно которым водопользование в части использования акватории водного объекта при эксплуатации судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов возможно на основании договоров водопользования без проведения аукциона.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации» подготовлен в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 26.05.2014 № Пр-1166, Правительства Российской Федерации от 02.06.2014 № ДК-П9-4093, 25.08.2014 № АХ-П9-6396, 25.02.2015 № АХ-П9-1123 и направлен на совершенствование регулирования правоотношений, возникающих при предоставлении прав пользования водными объектами под расположенные на них причалы, судоподъемные и судоремонтные сооружения, гидротехнические сооружения, мосты, подводные переходы, трубопроводы, подводные линии связи, другие линейные объекты и предусматривает возможность заключать договор водопользования в части использования акватории водного объекта при эксплуатации названных объектов без проведения аукциона.

Предлагаемые изменения основаны на следующем.

Водный кодекс Российской Федерации (далее – Водный кодекс) предусматривает возникновение прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Норма части 2 статьи 11 Водного кодекса (в редакции от 03.06.2006 № 74-ФЗ) целью использования водных объектов называла размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, размещение и строительство гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций. Данные виды водопользования осуществлялись на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 11 Водного кодекса Федеральным законом от 14.07.2008 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предоставление водных объектов в пользование на основании решения стало осуществляться исключительно в целях строительства названных объектов. Таким образом, для размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов, подводных линии связи, других линейных объектов, строительство которых осуществлено на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, необходимо заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта. Учитывая, что в силу статьи 16 Водного кодекса и постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, приобретается на аукционе, для целей размещения названных объектов необходимо проведение процедуры аукциона.

Следует учитывать имеющуюся судебную практику рассмотрения дел о необходимости оформления права пользования водными объектами при эксплуатации, например, трубопроводов (решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2011 по делу № А40-93401/11-147-815, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 № 09АП-494/2012, определение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.10.2012 № ВАС-13069/12).

В связи с тем, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, у добросовестных водопользователей, использовавших водные объекты для размещения названных объектов и преследовавших цели их дальнейшего использования в хозяйственной деятельности, гарантия получить право пользования акваторией отсутствует.

Практика проведения аукционов по приобретению прав на заключение договоров водопользования выявила случаи участия в аукционах недобросовестных лиц, целью которых является не использование акватории для осуществления хозяйственной деятельности, а извлечение материальной выгоды, в том числе за отказ от принятия участия в нем либо за переуступку права пользования акваторией. В этой связи хозяйствующие субъекты таких ключевых отраслей экономики, как нефте- и газодобывающая, топливно-энергетический комплекс, судостроительное и судоремонтное производство, портовая деятельность, могут лишиться возможности осуществлять свою деятельность либо понести неоправданные дополнительные расходы для получения права пользования акваторией.

Проектируемые изменения в Водный кодекс позволят снизить возможность возникновения социально-экономических рисков, повысить уровень эффективности управления и использования водными ресурсами, а также сделают процедуру проведения аукционов более «прозрачной».

Принятие закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации

Внести в Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381; № 50, ст. 5279; 2007, № 26, ст. 3075; 2008, № 29, ст. 3418; 2011, № 1, ст. 32; № 30, ст. 4590; № 50, ст. 7343; 2013, № 27, ст. 3440; № 43, ст. 5452) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 11 дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:

«4) использования акватории водных объектов, в пределах которой расположены причалы, судоподъемные и судоремонтные сооружения;

5) использования акватории водных объектов, в пределах которой расположены гидротехнические сооружения, мосты, подводные переходы, трубопроводы, подводные линии связи, другие линейные объекты.»;

2) часть 2 статьи 16 дополнить словами: «, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 11 настоящего Кодекса.».

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

10) рыболовства, охоты;

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

19) создания искусственных земельных участков.

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 — 27 настоящего Кодекса.

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;
5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
6) разведки и добычи полезных ископаемых;
7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;
8) подъема затонувших судов;
9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;
10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);
11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;
12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).(Пункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ)
3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ.
8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;
10) рыболовства, охоты;(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ.

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
12) санитарного, карантинного и другого контроля;
13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;
14) научных, учебных целей;
15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;
16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;
18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;
19) создания искусственных земельных участков.

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 11 ВК РФ

1. Порядок предоставления водных объектов в пользование упрощается. Отныне получать лицензию не требуется. Единственным основанием для приобретения права пользования водным объектом в одних случаях является договор, в других — решение о предоставлении водного объекта в пользование.

В ч.1 комментируемой статьи предусматривается договорной порядок предоставления водного объекта в пользование. При этом на основе договора водопользования предоставляются водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальных образований. В круг целей предоставления поверхностных водных объектов на основе договоров водопользования входят забор водных ресурсов, использование акватории (в том числе и рекреационное), а также производство электрической энергии.

По общему правилу договор водопользования должен заключать собственник водного объекта через свои уполномоченные органы. Однако согласно ст. 26 ВК РФ осуществление полномочий Российской Федерации в этой области может быть за редким исключением передано органам государственной власти субъектов РФ.

2. В комментируемой статье предусмотрен также и административный порядок доступа к водному объекту: посредством решения о предоставлении водного объекта в пользование. Разрешаемое таким образом водопользование чрезвычайно разнообразно по своему характеру: от обеспечения обороны страны и безопасности государства до организации детского отдыха. С другой стороны, при всем своем многообразии водопользование «по решению» практически во всех случаях велико в своей общественной значимости.

В первых публикациях о ВК РФ 2006 г. водопользование на основании решений характеризуется применением по отношению к водному объекту какого-либо рукотворного сооружения или строения. Причем водопользователю не нужна сама вода*. Это утверждение совершенно справедливо, когда речь идет о размещении и строительстве гидротехнических сооружений и различных объектов транспорта (мостов, подводных и подземных переходов, причалов, судоремонтных и судоподъемных сооружений), подводных линейных объектов (трубопроводов, линий связи, подводных коммуникаций). Оно также не лишено оснований, когда речь идет о разведке и добыче полезных ископаемых, проведении дноуглубительных, взрывных, буровых работ, воздействующих на дно и берега водных объектов, например на русло реки или озерную котловину.

________________
* Смольякова Т. Переходим к водным процедурам // Российская газета. 2006. 8 июня. N 121. С. 4, 13.

Однако приведенное утверждение нельзя абсолютизировать: в частности, судоходство не требует ни договора, ни решения.

Требуют решения о предоставлении водного объекта в пользование размещение и строительство гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем). При принятии такого решения следует учитывать важный принцип водного законодательства — регулирование водных отношений, исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений. Как показывает советский опыт гидротехнического строительства, возведение на любой реке плотин и дамб оказывало сильнейшее воздействие на весь ее водный режим, химические процессы, а также на водные биоресурсы. В этих случаях не только замедляется течение реки, но и нарушаются механизмы самоочищения этого водотока, ухудшаются условия нереста и нагула ценных видов рыб. В настоящее время мировая практика гидротехнического строительства выработала различные методы минимизации экологического вреда: создание рыбоводных хозяйств, призванных зарыблять наполняемые водохранилища, устройство рыбопропускных сооружений, а в странах Евросоюза широко практикуется демонтаж плотин и снятие излишней антропогенной зарегулированности с водотоков. Поэтому для строительства ГТС требуется еще и экологическая экспертиза, исходящая из заведомой экологической вредности любого водохозяйственного проекта*.

________________
* Сиваков Д.О. Новая плотина на Волге — «за» и «против» // Законодательство и экономика. 2005. N 3. С. 78-81.

Требует не только административных разрешений, но и всевозможных поощрений подъем затонувших судов. Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу, включая суда разных видов и размеров. Многие водные объекты и близлежащие земельные участки превращены в кладбища бесхозных кораблей, в свалку металлолома и затонувшей древесины*. Подобное засорение носит массовый характер и из-за ржавения металла и гниения древесины нередко влечет за собой загрязнение, в результате происходит устойчивое ухудшение качества вод.

________________
* Вода России. 2001. N 1. С. 4.

3. Законодателем предусмотрен перечень целей водопользования, не требующих ни решения, ни договора: от судоходства (включая маломерные суда) до купания в водоемах и полива дачных земельных участков. Это, однако, не означает, что названные виды пользования оказываются вне сферы правового регулирования. Эти различные виды пользования регламентируются в значительной мере смежными отраслями законодательства, также предусматривающими экологические по своему характеру обязанности.

Подробнее требуется остановиться на судоходстве. Нужно отметить, что при разработке проекта нового ВК РФ велись оживленные споры в связи с оформлением транспортного водопользования. Представители водного транспорта активно возражали против требований по заключению договоров водопользования для нужд судоходства, против взимания с транспортных организаций водных платежей по этим договорам. Нужно признать, что в ходе разработки ВК РФ 2006 г. интересы водного транспорта были в значительной мере учтены. Однако отсутствие договоров и решений не освобождает транспортные организации от соблюдения экологических обязанностей. Как указано в ст. 47 ВК РФ, использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте. Как известно, деятельность водного транспорта регламентируется двумя сводами законов: Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ* и Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ**.

________________
* СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

** СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

В ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ определен режим пользования акваториями и береговой полосой в пределах внутренних водных путей. В названной статье воспрещено оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и(или) затрудняющих их использование. К сожалению, в настоящее время состояние внутренних водных путей оставляет желать лучшего. В свою очередь, согласно ст. 11 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, предусмотрено возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями физических и юридических лиц на внутренних водных путях. Под последним подразумевается повреждение или уничтожение средств навигационного оборудования, судоходных гидротехнических сооружений, судовых ходов и других объектов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта. Кроме того, в ст. 121 приведенного Кодекса предусмотрена ответственность за ущерб в случае загрязнения с судов нефтью или другими веществами.

Положения Кодекса торгового мореплавания РФ также касаются и экологических аспектов судоходства. В частности, имеются в виду гл.18 «Ответственность за загрязнение с судов нефтью» и гл.19 «Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ».

Статья 11 Водного кодекса. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

3. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины;

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

4. Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи;

3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарии к ст. 11 ВК РФ

Согласно обновленному водному законодательству упрощается порядок предоставления водных объектов в пользование. Отныне получение ставшей привычной для водного хозяйства лицензии не требуется. Основанием для приобретения права пользования водным объектом в одних случаях является договор, в других — решение о предоставлении водного объекта в пользование. При этом в части третьей комментируемой статьи называется 17 видов пользования, для которых вообще не требуется ни принятия решений о предоставлении водных объектов пользование, ни заключения договоров о водопользовании. Приведенными положениями новый Водный кодекс РФ принципиально отличается от ВК РФ 1995 г.

В части первой комментируемой статьи предусматривается договорной порядок водопользования. При этом на основе договора водопользования предоставляются водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальных образований. К целям предоставления поверхностных водных объектов на основе договоров водопользования относятся забор водных ресурсов, использование акватории, а также производство электрической энергии.

Договор водопользования по общему правилу должен заключать собственник водного объекта через свои уполномоченные органы. Однако согласно статье 26 ВК РФ осуществление полномочий Российской Федерации в этой области может быть за редким исключением передано органам государственной власти субъектов Федерации.

В период действия ВК РФ 1995 г. на уровне субъектов Федерации утверждались типовые или примерные формы договоров пользования водными объектами. Это было вполне понятно, ибо кроме однолетнего перерыва (в 2005 г.) именно региональные государственные органы заключали договоры водопользования. В настоящее время данный материал важен как подспорье для разработки федеральных форм договоров водопользования, что особенно важно в условиях передачи федеральных полномочий субъектам Федерации. Ведь федеральные органы должны будут каким-либо образом упорядочить договорную практику субъектов. При этом не потеряют свою важность по отношению к водным объектам, находящимся в собственности субъектов Федерации, соответствующие областные, краевые и республиканские типовые и примерные формы.

В части второй комментируемой статьи предусмотрен административный по своей природе порядок доступа к водному объекту. Решения о предоставлении водного объекта в пользование в известной мере занимают нишу отмененных лицензий. Разрешаемое таким образом водопользование чрезвычайно разнообразно по своему характеру: от обеспечения обороны страны и безопасности государства до организации детского отдыха. С другой стороны, при всем своем многообразии водопользование «по решению» практически во всех случаях велико по своей общественной значимости.

В соответствии с мнением некоторых авторов согласно ВК РФ 2006 г. водопользование на основании решений характеризуется применением по отношению к водному объекту какой-либо строения, сооружения, иной рукотворной структуры. Причем водопользователю вода сама по себе не нужна. Это утверждение совершенно справедливо, когда речь идет о размещении и строительстве гидротехнических сооружений и различных объектов транспорта (мостов, подводных и подземных переходов, причалов, судоремонтных и судоподъемных сооружений), подводных линейных объектов (трубопроводов, линий связи). Данное мнение также не лишено оснований, когда речь идет о разведке и добыче полезных ископаемых, проведении дноуглубительных, взрывных, буровых работ, воздействующих на дно и берега водных объектов (например, на русло реки или озерную котловину). Однако отчасти приведенное утверждение нуждается в поправке: судоходство не требует ни договора, ни решения.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование также нужно получить для размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем). При принятии названных решений следует учитывать важный принцип водного законодательства — регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений. Как показывает советский опыт гидротехнического строительства, возведение на любой реке плотин и дамб окажет сильнейшее воздействие на весь ее водный режим, химические процессы, а также на обитающие в ней водные биоресурсы. В этих случаях не только замедляется течение реки, но и нарушаются механизмы самоочищения этого водотока, ухудшаются условия нереста и нагула ценных видов рыб. В настоящее время мировая практика гидротехнического строительства выработала различные методы минимизации экологического вреда: создание рыбоводных хозяйств, призванных зарыблять наполняемые водохранилища, устройство рыбопропускных сооружений. Поэтому требуется экологическая экспертиза, предполагающая заведомую экологическую вредность любого водохозяйственного проекта, как и любой иной планируемой хозяйственной деятельности.

Подъем затонувших судов требует не только административных разрешений, но и всевозможных поощрений. Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу, включая суда разных видов и размеров. Многие водные объекты и близлежащие земельные участки превращены в кладбища бесхозных кораблей, в свалку металлолома и затонувшей древесины. Подобное засорение носит массовый характер; по причине ржавления металла и гниения древесины оно нередко влечет за собой значительное загрязнение водных объектов. В результате происходит устойчивое ухудшение качества вод — признак их истощения.

В части третьей комментируемой статьи содержится перечень целей водопользования, не требующих ни решения, ни договора: от судоходства (включая маломерные суда) до купания в водоемах и полива дачных земельных участков. Это, однако, не означает, что названные виды пользования оказываются вне сферы правового регулирования. Подобные виды пользования регламентируются смежными отраслями законодательства, также предусматривающими экологические по своему характеру требования по туризму, рекреации и т.д.

Рассмотрим подробнее судоходство. При разработке проекта нового Водного кодекса ввелась острая дискуссия по поводу оформления транспортного водопользования. Представители водного транспорта активно возражали против заключения договоров водопользования для нужд судоходства, а также против взимания с транспортных организаций водных платежей по этим договорам. В ходе разработки Водного кодекса РФ 2006 г. интересы водного транспорта были в значительной мере учтены. Однако отсутствие договоров и решений не освобождает транспортные организации от соблюдения экологических обязанностей. Как указано в статье 47 ВК РФ, использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте.

Деятельность водного транспорта регламентируется двумя сводами законов: Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ и Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ .

СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

Согласно статье 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ устанавливается режим пользования акваториями и береговой полосой в пределах внутренних водных путей. В названной статье запрещено оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование. К сожалению, в настоящее время состояние внутренних водных путей оставляет желать лучшего.

Согласно статье 11 указанного Кодекса предусмотрено возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями физических и юридических лиц на внутренних водных путях. Имеется в виду повреждение или уничтожение средств навигационного оборудования, судоходных гидротехнических сооружений, судовых ходов и других объектов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта. Кроме того, в статье 121 предусмотрена ответственность за ущерб, вызванный разливом с судов нефти или других веществ.

Нормы Кодекса торгового мореплавания РФ касаются в том числе экологических аспектов судоходства. В частности, имеются в виду глава 18 «Ответственность за загрязнение с судов нефтью» и глава 19 «Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ».

Необходимо также рассмотреть водопользование, связанное с рыбным хозяйством. Здесь в нормы комментируемой статьи вкралась неточность. Пункт 7 ч. 3 ст. 11 ВК РФ (о воспроизводстве водных биологических ресурсов) отчасти совпадает с пунктом 10 той же части той же статьи (о рыболовстве, рыбоводстве и охоте), ибо воспроизводство водных биоресурсов и есть рыбоводство.

По водным биоресурсам заключаются договоры пользования рыбопромысловыми участками, предусмотренные Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» .

Ильясов С.В., Гуцуляк В.Н., Павлов П.Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» / Под. ред. В.Н. Гуцуляка. М.: Центр морского права, 2005; Пономарев М.В., Сиваков Д.О., Кичигин Н.В., Кузнецова Н.Д. Комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005.

В статье 40 названного Закона перечислены следующие условия договора пользования рыбопромысловым участком: наименование, площадь, границы участка, сведения о пользователе, разрешенные виды рыбохозяйственной деятельности, срок пользования участком и порядок пользования биоресурсами. Следовательно, в заключении договоров водопользования и в выдаче разрешений на пользование водным объектом нет необходимости.

Порядок изъятия водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий определяется, как известно, законодательством, регулирующим деятельность организаций и предприятий МЧС России. В свое время в различных лесных и лесистых местностях создавались пруды, призванные аккумулировать воду для тушения пожаров. Однако в настоящее время они обмелели, обезводились и замусорились.

В четвертой части комментируемой статьи предусмотрен общий принцип, определяющий полномочия органов власти по предоставлению в пользование водных объектов или их частей. Заключение договоров или вынесение решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляют исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, являющиеся законными представителями собственника соответствующего водного объекта. Полномочия этих органов по владению, пользованию и распоряжению водными объектами определены статьями 24 — 27 ВК РФ (см. комментарий к этим статьям). Рассматриваемые нами полномочия по предоставлению в пользование физическим и юридическим лицам водных объектов, находящихся в федеральной собственности, могут быть преданы федеральными органами власти органам власти субъектов Федерации.