Сокрытие информации статья ук рф

Статья 237. УК РФ

Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к статье 237 УК РФ

Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие право гражданина на получение достоверной информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья.

Факультативный объект — отношения по охране здоровья, окружающей природной среды.

Предметом преступления является информация. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления .

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

Объективная сторона преступления выражается в сокрытии или искажении информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Под сокрытием следует понимать как утаивание от граждан названной информации, так и несвоевременное оповещение и информирование населения о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Искажение означает предоставление недостоверных, фальсифицированных сведений о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Сокрытие или искажение может касаться, например, информации о радиационной обстановке, в том числе о негативном воздействии ионизирующего излучения на окружающую среду, о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, например о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления.

Медицинские сотрудники могут понести ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, например о замалчивании того, что взятая донорская кровь, направленная реципиентам и уже кому-то перелитая, оказалась зараженной.

Оконченным преступление является с момента сокрытия или искажения информации. Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный — лицо, обязанное обеспечивать население такой информацией. К таковым могут быть отнесены: должностные лица органов местного самоуправления; должностные лица органов государственной власти; работники аварийной, пожарной служб и др.

Квалифицированным (ч. 2 ст. 237 УК РФ) преступление является тогда, когда оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (примечания 2 и 3 к ст. 285 УК РФ), а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия (вред средней тяжести здоровью многих людей, распространение эпизоотий, радиационное заражение местности). Последнее понятие является оценочным и подлежит установлению в каждом конкретном случае.

ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО ст. 237 УК РФ

Статья 237 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией.

Диспозиция ст. 237 УК РФ носит бланкетный характер, но в отличие от ряда других правовых норм с бланкетными диспозициями практически все признаки данного состава преступления раскрываются в соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах в сферах информации и общественной безопасности.

В том числе это касается предмета преступления, каковым является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды.

Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления(1). Информация, о которой идет речь в ст. 237 УК РФ, должна содержать сведения о фактах, событиях или явлениях. Упоминание в диспозиции статьи не только о событиях и явлениях, но и о фактах, на наш взгляд, является излишним, поскольку факт (от лат. faktum — сделанное) — действительное, вполне реальное событие, явление(2).

Опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды могут представлять события или явления, которые либо фактически уже происходят, либо имеется реальная опасность их возникновения и риск негативных последствий. Своевременное информирование населения, а также органов, уполномоченных на принятие мер по устранению опасности, снижает риск гибели людей или причинения вреда их здоровью, а также позволяет снизить вред, причиняемый окружающей среде.

События или явления, представляющие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, могут быть связаны с природными явлениями либо деятельностью человека.

Безопасность жизни и здоровья граждан зависит от многих факторов, но в первую очередь от состояния среды обитания — совокупности объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека. Факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений(3).

Опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды возникает в тех случаях, когда нарушаются нормативы качества окружающей среды, к которым относятся:
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
иные нормативы качества окружающей среды.

Доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничен(4).

В первую очередь это касается информации о чрезвычайной ситуации, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде,

значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей(1).

По характеру источников возникновения чрезвычайные ситуации классифицируются на техногенные, природные и биолого-социальные(2).

К возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций приводят аварии — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде(3).

Особую опасность представляют радиационные аварии, чему ярким примером служит авария на Чернобыльской АЭС. Поражающие факторы были связаны не только с непосредственным причинением физического вреда здоровью, но и с нарушениями психического здоровья людей, которые явились следствием отсутствия своевременной объективной информации сразу после аварии, стресса и травм от принудительного переселения в менее загрязненные районы, разрыва социальных связей, а также страха, что облучение является опасным и может нанести вред здоровью людей и их детей в будущем(4).

Значительную социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства. В связи с усложнением процесса добычи углеводородов возрастает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, связанными с добычей, транспортировкой и переработкой нефтепродуктов, угля и природного газа(5).

Объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво- и пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, относятся к объектам повышенной опасности(6). В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на потенциально опасных объектах проживает свыше 90 млн жителей страны (60%).

По состоянию на 31 декабря 2009 г. под надзором межрегиональных, территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (управлений) находились 2271 организация, предприятие и учреждение, осуществлявшие свою деятельность в области использования атомной энергии и имевшие в своем составе 4738 радиационных источников стационарных, 1438 пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, где проводились работы с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и радионуклидными источниками.

К числу химически опасных поднадзорных производств и объектов относятся: объекты, связанные с производством или использованием сжиженного аммиака, других хладагентов и криопродуктов;

объекты, связанные с производством хлора, хлорсодержащих веществ; объекты, связанные с производством и использованием концентрированных кислот и щелочей, а также объекты по производству минеральных удобрений, на которых сосредоточены в изотермических резервуарах постоянные запасы сжиженного аммиака от 10 до 30 тыс. тонн и более; водоочистные сооружения городов, на которых содержится до сотен тонн сжиженного хлора; объекты по хранению и уничтожению химического оружия, а также специальные химические производства и объекты ракетно-космической деятельности, на которых хранятся и используются химически опасные вещества.

На указанных объектах в 2009 году произошло семь аварий, в том числе четыре взрыва и три выброса опасных веществ.

В 2009 году в области обращения с взрывчатыми материалами осуществляли деятельность 1338 организаций, в том числе 1178 организаций, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов; 5185 опасных производственных объектов, связанных с взрывчатыми материалами, в том числе 1165 складов взрывчатых материалов, погребков и других оборудованных мест хранения.

По данным территориальных органов Ростехнадзора, общее количество поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности по вопросам транспортирования опасных веществ, составило в 2009 году 6841, из которых 6536 эксплуатируют опасные производственные объекты(1).

Приведенные данные свидетельствуют о том, насколько велик риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями.

Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей(2).

Значительные риски чрезвычайных ситуаций обусловлены глобальным изменением климата, изменением границ областей вечной мерзлоты и другими природными процессами, представляющими опасное природное явление — событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду(3).

К опасным природным явлениям относятся опасные геологические явления и процессы, в том числе землетрясения. Сейсмическая опасность представляет значительную угрозу для населения, так как более 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 млн человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к серьезным разрушениям опасных объектов и усилить поражающий эффект для населения(4).

К опасным природным явлениям относятся также гидрологические явления (наводнение, половодье, цунами, сель, лавина и др.); опасные метеорологические явления (ураган, циклон, шторм, смерч, шквал, продолжительный дождь, ливень, град, сильный снегопад и др.).

Опасными природными явлениями являются природные пожары.

Так, в связи с аномально высокой температурой воздуха в ряде субъектов Российской Федерации в 2010 году сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с обеспечением пожарной безопасности: горели леса и торфяники. Пожары привели к гибели людей, утрате жилья и имущества граждан, в связи с чем Указом Президента Российской Федерации была объявлена чрезвычайная ситуация в Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях(1).

Опасное природное явление может приобрести характер стихийного бедствия, под которым понимается разрушительное природное и (или) природно-антропо-генное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды, либо характер природно-техногенной катастрофы — разрушительного процесса, развивающегося в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящего к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды(2).

Жизни или здоровью людей либо окружающей среде может угрожать возникновение биолого-социальной чрезвычайной ситуации, под которой понимается состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Источником биосоциальной чрезвычайной ситуации является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла или может возникнуть биолого-социальная чрезвычайная ситуация(3).

В Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, ее содержание составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения

и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации(1).

В соответствии с Положением о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, установлен порядок предоставления Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Эту информацию получают на территории Российской Федерации, включая внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, а также в пределах исключительной экономической зоны, на континентальном шельфе Российской Федерации, в ионосфере и околоземном космическом пространстве с использованием различных средств сбора информации.

Информацию в соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ обязаны предоставлять юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Сбор информации осуществляется, в том числе, в целях своевременного выявления и прогнозирования загрязнения окружающей природной среды, развития опасных природных явлений и резких изменений погоды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения, безопасности полетов авиации, мореплаванию и наносить ущерб окружающей среде и отраслям экономики.

Перечень информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также перечень территориальных органов, которым эта информация предоставляется, определяются Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, незамедлительно предоставляется территориальным органам Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды(2).

Существенное влияние на состояние здоровья населения оказывает также санитарно-эпидемиологическая обстановка.

Граждане Российской Федерации имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке (санитарно-эпидемиологичес-кая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время), состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Право на информацию имеют также индивидуальные предприниматели и юридические лица(1). Опасность для здоровья населения могут представлять и некоторые заболевания животных, поэтому государственный орган ветеринарного надзора и государственный орган санитарно-эпидемиологи-ческого надзора осуществляют контроль над возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний объектов животного мира и предпринимают необходимые меры по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации. В случае возникновения заболеваний объектов животного мира, опасных для здоровья человека и домашних животных, государственные органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обязаны оповещать об этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население через средства массовой информации(2).

Таким образом, исследование признаков предмета преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ, требует тщательного изучения нормативных правовых актов иных отраслей права в целях установления, что, во-первых, имело место определенное событие или явление, во-вторых, это событие или явление на законодательном уровне признается представляющим опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, и в-третьих, предоставление информации специальными субъектами является их правовой обязанностью.

Статья 237 УК РФ. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

Новая редакция Ст. 237 УК РФ

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 237 УК РФ

1. Резкий рост научно-технических и производственных процессов, которыми отмечено прошедшее столетие, позволяет с уверенностью прогнозировать дальнейшее ухудшение среды обитания людей, падение уровня защищенности населения планеты от воздействия неблагоприятных факторов, увеличение наряду с природными катаклизмами доли опасностей техногенного и социального характера. Важной задачей являются выработка экологических параметров научно-технического прогресса, обеспечение безопасности технологий, сырья и отходов, проведение предупредительных мероприятий. В этой связи особо нетерпимы халатное отношение к оценке чрезвычайных ситуаций, укрывательство со стороны уполномоченных лиц событий и явлений, угрожающих жизни или здоровью людей, нередко обусловленные боязнью высветить ошибки и упущения в работе. В результате не принимаются своевременные меры по устранению возникшей опасности, создаются условия для наступления широкомасштабных общественно опасных последствий в виде гибели людей, причинения вреда их здоровью, экологических бедствий, колоссального имущественного ущерба, исчисляемого сотнями миллионов рублей.

2. Основной объект преступного посягательства — отношения в сфере информации населения об уровне безопасности условий жизнедеятельности человека и окружающей среды. Содержанием этих отношений является реализация конституционного права граждан на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды, факторах, оказывающих вредное влияние на человека, мерах защиты от них, а также корреспондирующая с этим правом обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц и других уполномоченных субъектов сообщать указанные сведения непосредственно гражданам по их запросам или через средства массовой информации либо информировать об этом органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности.

2.1. Не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и т.д. Подробнее см. ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

2.2. Осведомленность граждан и официальных органов о существующих или возможных событиях, фактах, явлениях, опасных для населения или окружающей среды, позволяет предпринять своевременные и адекватные меры по предотвращению, ликвидации или минимизации последствий чрезвычайной ситуации, обезопасить жизнь и здоровье людей, сохранить благоприятную экологическую обстановку и социальную стабильность.

2.3. В качестве факультативного объекта могут выступать интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

3. Предмет преступного посягательства — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды (на соответствующем материальном носителе).

К такого рода событиям, фактам, явлениям относятся неблагоприятные условия, процессы и факторы природного, техногенного или социального характера, отрицательно сказывающиеся на физическом благополучии многих людей, способные вызвать их гибель или ухудшение здоровья, угрожающие состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Это аварии, катастрофы, стихийные бедствия, факты реализации продовольственного сырья, пищевых продуктов, не соответствующих санитарным правилам, загрязнения источников водопользования населения, воздушной среды, возникновения очагов инфекционных заболеваний и массовых отравлений, эпидемий, превышения предельно допустимых норм радиации, уровней магнитных полей, вооруженные конфликты, акты терроризма, массовые беспорядки и т.п.

3.1. Информация включает сведения о характере, причинах, условиях и последствиях указанных событий, фактов и явлений, их объемах и распространенности, интенсивности развития, степени неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду. Информация может содержать сведения не только о возникших чрезвычайных событиях, но и о прогнозируемых, наступление которых возможно с учетом складывающейся обстановки, о мерах профилактики и защиты от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.

4. Объективная сторона составов преступления выражается в сокрытии или искажении информации.

5. Сокрытие информации совершается в форме бездействия и заключается в несообщении сведений населению и компетентным органам, когда их сообщение было обязательным и для этого имелись необходимые возможности. При этом фактическое поведение субъекта может не только проявляться в виде простого умолчания о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья населения либо для окружающей среды, но и выражаться в действиях, направленных на утаивание соответствующих данных (прямой отказ предоставить информацию, создание препятствий для ознакомления с ней, засекречивание сведений, принятие мер к их неразглашению другими лицами и т.п.). Для квалификации бездействия, коим является сокрытие, важно установить, что в поведении субъекта отсутствуют признаки исполнения правовой обязанности по информированию заинтересованных лиц о реальных или потенциальных опасностях при наличии возможности ее исполнить.

5.1. Состав преступления исключается, если обязанное лицо не могло сообщить сведения населению или органам из-за непреодолимой силы (например, сотрудники удаленной метеорологической станции не сообщают в метеоцентр о надвигающемся урагане по причине нарушения связи и отсутствия других средств сообщения). Также отсутствует коммент. состав преступления в поведении лица, которое не владело необходимой информацией из-за халатного отношения к своим обязанностям по выявлению и оценке угрожающих факторов. В этом случае деяние может быть квалифицировано по ст. 293.

5.2. На квалификацию не влияет то обстоятельство, что сокрытие информации было полным или частичным, когда лицо предоставляет лишь часть необходимых сведений об опасном событии или явлении, а другую их часть утаивает.

5.3. Сокрытием информации является и несвоевременное ее предоставление, когда субъект без достаточных на то оснований медлит с передачей необходимых сведений.

5.4. Сокрытие информации следует считать оконченным составом преступления в момент непредставления сведений в нужный для этого момент, в результате чего население и государственные органы не получают необходимой информации от уполномоченных на это лиц. Не имеет значения, что соответствующие сведения были получены из других источников.

6. Искажение информации совершается в форме действия и состоит в сообщении ложных, неверных сведений об имеющихся в действительности либо реально прогнозируемых событиях, фактах, явлениях, опасных для жизни и здоровья населения или для окружающей среды, в результате чего граждане и государственные органы не могут объективно оценить ситуацию (ложное опровержение в действительности имеющихся фактов, неверная оценка развития событий, изображение в превратном виде характера и последствий чрезвычайной ситуации, приукрашивание действительных прогнозов опасного явления и т.п.).

6.1. Искажением информации является такое извращение сведений о неблагоприятных событиях и явлениях, которое совершается в ущерб безопасности здоровья населения и окружающей среды, когда в действительности ситуация оказывается более тяжелой по сравнению с той, которая описана в предоставленной информации. Поэтому не образует коммент. состава преступления сообщение ложных сведений о якобы имеющих место опасностях, безосновательное или по надуманным основаниям ухудшение прогнозов возникновения или развития чрезвычайной ситуации. При наличии других условий такие действия можно квалифицировать по ст. 207, 201 или 285.

6.2. Искажение информации следует считать оконченным составом преступления в момент получения населением или органами, уполномоченными на принятие мер по устранению опасности, недостоверных сведений. Лицо, подготовившее ложные сведения к передаче или направившее их, однако в последующем предотвратившее получение таких сведений заинтересованными лицами, не подлежит УО за искажение информации в силу добровольного отказа, но может отвечать за фактически совершенное сокрытие информации в виде несвоевременного ее предоставления.

7. Диспозиция статьи альтернативная, поэтому для наличия состава преступления достаточно совершения любого из указанных в ней деяний.

8. Субъект преступного посягательства специальный — лицо, достигшее 16 лет и обязанное обеспечивать соответствующей информацией население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

8.1. Законодательством РФ (ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 18.12.2006) , ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.) указанная обязанность возлагается на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, администрацию предприятий, организаций и учреждений.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 4294; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5284; РГ. N 290. 2006.

8.2. В каждом конкретном случае необходимо установить, каким именно нормативным актом (законом, приказом, инструкцией и т.п.) предусматривается обязанность должностного или иного лица предоставлять соответствующую информацию.

8.3. Если информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, скрывается уполномоченным на то должностным лицом от палат Федерального Собрания РФ либо предоставляется им в заведомо ложном виде, то УО наступает по специальной норме — ст. 287.

9. Субъективная сторона составов преступления при сокрытии или искажении информации характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает факт неисполнения правовой обязанности по информированию населения и уполномоченных органов о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, или факт искажения такой информации и желает скрыть либо исказить указанную информацию.

9.1. Мотивы и цели сокрытия или искажения информации на квалификацию не влияют. Однако если субъект, скрывая или искажая информацию, преследовал террористические цели и это создавало реальную угрозу наступления широкомасштабных общественно опасных последствий, то содеянное квалифицируется по ст. 205.

10. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен квалифицированный состав. О понятии лица, занимающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления, см. в коммент. к п. 1, 3 примеч. к ст. 285. К таковым, в частности, относятся Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главный государственный санитарный врач РФ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), главный государственный инспектор по пожарному надзору и др.

10.1. Вред здоровью может быть легким, средней тяжести или тяжким и причиненным хотя бы одному человеку.

10.2. Иные тяжкие последствия могут выражаться в причинении смерти человеку, длительной остановке работы предприятий и организаций, крупном имущественном ущербе (в том числе в виде затрат на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, которых можно было избежать при своевременном предоставлении достоверной информации), существенном расширении зоны чрезвычайной ситуации, возникновении массовых беспорядков, совершении актов терроризма, серьезном ухудшении качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших материальных затрат, уничтожении отдельных природных объектов, деградации земель и т.д.

10.3. Указанные последствия могут вменяться субъекту при условии, что они находятся в причинной связи с сокрытием или искажением информации со стороны уполномоченного лица. Это означает, что если бы полная и достоверная информация была предоставлена вовремя, то адекватными мерами чрезвычайную ситуацию удалось бы предотвратить либо снизить степень ее опасности и не допустить причинения тяжких последствий.

11. Психическое отношение виновного к причинению вреда здоровью или наступлению иных тяжких последствий может быть как умышленным, так и неосторожным. При наступлении по неосторожности смерти человека, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, имущественного ущерба в крупном размере дополнительной квалификации по ст. 109, 118, 168 не требуется.

11.1. В случае прямого или косвенного умысла на указанные в законе последствия содеянное образует совокупность ч. 2 ст. 237 и ст. 105, 111, п. «а» ч. 2 ст. 112, ч. 2 ст. 167, ч. 2 ст. 261 и др.

12. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 2 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей природной среды (например, о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, об окружающей природной среде).

Сведения об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, а также окружающей среды не могут относиться к информации ограниченного доступа (к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера).

2. Объективная сторона включает в себя два альтернативных деяния. Сокрытие информации означает совершение действий, направленных на ее утаивание. Искажение представляет собой фальсификацию указанных в законе сведений.

3. Субъект специальный — лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности для жизни и здоровья людей или окружающей среды, соответствующей информацией.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 237 Уголовного Кодекса РФ

1. Предмет преступления — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

2. Сокрытие означает утаивание, несообщение населению или указанным в законе органам информации, когда доведение ее до сведения данным адресатам является обязательным в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и было необходимо для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

3. Искажение информации характеризуется сообщением неполных сведений, фальсификацией фактических данных, неверными официальными прогнозами и оценками о развитии опасных для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды событий и явлений.

4. Преступление считается оконченным с момента совершения указанного в законе деяния независимо от того, поступила ли адресатам необходимая информация из других источников и была ли устранена грозящая опасность.

5. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом.

6. Субъект преступления специальный — лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

7. В качестве квалифицирующих признаков (ч. 2) выступают:

а) совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (см. комментарий к ст. 285 УК);

б) причинение в результате совершенного преступления тяжкого вреда здоровью человека;

в) наступление иных тяжких последствий. К ним относятся существенное нарушение экологической безопасности (например, загрязнение воздуха, воды, земли, уничтожение флоры и фауны и т.п.), крупных материальных затрат, осуществленных в связи с устранением экологического вреда, нарушение нормального жизнеобеспечения населения и др.

8. Вина по отношению к указанным последствиям может выражаться только в форме неосторожности.