Музыкальное воспитание в доу консультации для родителей

Страничка музыкального руководителя

«Основной закон детской природы можно выразить так — ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не длительностью, а ее однообразием и односторонностью»

Благодарность от родителей воспитанников группы № 9 за Новогодний утренник ссылка

Благодарность от родителей воспитанников группы № 9 за мероприятие «Путь к милосердию» ссылка

Благодарность от родителей воспитанников группы № 12 за Новогодний утренник ссылка

Отзывы родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОУ :

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ссылка

  • «РОЛЬ РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ссылка
  • МУЗЫКАЛ ЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ССЫЛКА
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ » ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» ССЫЛКА
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ О МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА» ССЫЛКА
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ » МУЗЫКОТЕРАПИЯ, КАК КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО» ССЫЛКА
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ » ОСНАЩЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА В ГРУППЕ» ССЫЛКА
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ » ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ССЫЛКА
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ » РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» ССЫЛКА
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ » РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ » ССЫЛКАССЫЛКАССЫЛКАСообщение «Подготовка мероприятий ДОУ к Международному дню толерантности» 16.11.2016 ссылка
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ СРЕДУ» ссылка
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИМИТАЦИОННЫМ ДВИЖЕНИЯМ» ссылка
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА» ссылка
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ» ссылка
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ссылка
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР» ссылка
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» ссылка
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА «ссылка
  • Консультация для родителей «Патриотическое воспитание в семье»ссылка
  • Консультация для родителей «Семья и семейные ценности» ссылка
  • Консультация для педагогов «Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»ссылка
  • Презентация для педагогов «Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»ссылка
    • С ценарий праздника на экологическую тему «Земля – наш дом родной» ссылка
    • ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД ССЫЛКА
    • АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ » МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ» ССЫЛКА
    • ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД ССЫЛКА
    • АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ССЫЛКА
    • Работа с родителями 2015-2016 учебный год ссылка
    • Работа с воспитателями 2015-2016 учебный год ссылка
    • Участие в городском конкурсе «Бантики для солнышка» ссылка
    • План работы родительского клуба «ЛИРА» 2016-2017 учебный год ссылка
    • Работа с воспитателями 2016-2017 учебный год ссылка
    • План работы на 2016-2017 учебный год ссылка
    • Отчет об итогах наставничества ссылка
    • Анализ деятельности наставника ссылка
    • Конспект интегрированного занятия «Добро и зло в музыкальных сказках» ссылка
    • Конспект занятия по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста «Хоровод дружбы» ссылка
    • Сценарий развлечения для детей средней группы «Художница осень» ссылка
    • ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД» ссылка
    • Сценарий занятия «Золотая осень»ссылка
    • Конспект занятия с использованием ИКТ «Осень в гости к нам пришла»ссылка
    • Музыкальная дидактическая игра «Мамы и детки»ссылка
    • Презентация «Краски осени» к занятию «Осень в гости к нам пришла»ссылка
    • Конспект НОД по воспитанию толерантности «Хоровод дружбы» для воспитанников групп общеразвивающей направленности от 6-ти лет до 8-ми летссылка
    • План работы с воспитателями 2017-2017 учебный год ссылка
    • План работы с родителями 2017-2018 учебный годссылка
    • План работы родительского клуба ЛИРАссылка
    • Сценарий утренника «Концерт для бабушек и мам»ссылка
    • Сценарий праздника «Это все для наших мам!»ссылка
    • Статья «Смотр-конкурс «Лучший музыкальный уголок»ссылка
    • Статья «Толерантность в детском саду»ссылка
    • Статья «Новый год — волшебный праздник»ссылка
    • Статья «Светлый праздник — детям»ссылка

    Сотрудничество с ДШИ

    Музыкально-литературная гостиная «Золотая осень» 2016 (презентация) ссылка

    Распространение передового педагогического опыта 2016-2017 учебный год ссылка

    Распространение передового педагогического опыта 2017-2018 учебный год

    Сообщение из опыта работы «Взаимодействие с социальными организациями города « ссылка

    Презентация «Взаимодействие с социальными организациями города» ссылка

    Протокол заседания Городского методического объединения музыкальных руководителей ДОО г.Радужный от 25.05.2018 ссылка

    Сотрудничество с Воскресной школой

    План работы с Воскресной школой ссылка

    Статья «Светлый праздник — детям!» ссылка

    Содержание статьи:

    Консультация для родителей детского сада. Музыкальное воспитание детей в семье

    Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей по музыкальному воспитанию. Ниже текст консультации, а далее фото. как её можно оформить.
    МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
    Консультация для родителей
    Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?
    К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.
    Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

    Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.
    Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.
    Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.
    Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.
    Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений.
    Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.
    Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.
    Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек.
    Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял.
    Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» — такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.
    Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра».

    Музыкальное воспитание в доу консультации для родителей

    Спирина Ю.П., музыкальный руководитель
    МАДОУ №106 «Забава», г. Набережные Челны, РТ

    Музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, так как эти занятия объединяют музыку и пение, движение и слово. Занятия образовательной области «Музыка» направлены на эмоциональное развитие детей и проходят по основным видам деятельности:

    — Подпевание и пение,

    Подпевание и пение:

    Детям должно доставлять радость пение взрослых. Только на основе положительных эмоций у детей возникает желание приобщиться к этому замечательному виду музыкальной деятельности. Дети любят повторения, знакомые песенки поют чище и увереннее, а слушают — внимательнее и радостнее.

    Охотнее и радостнее дети поют с музыкальным сопровождением, но чище интонируют, подстраиваясь к голосу, поэтому я чередую пение с “голоса”, пение с проигрыванием только мелодии и пение с аккомпанементом. Но активнее и успешнее поют малыши, если обращаются непосредственно к персонажу песни и за этим следует какое-либо конкретное действие. Например, песенка «Кошка»:

    Киска к детям подошла

    После первого куплета на проигрыш — «покормили» её, а затем только продолжали петь второй куплет песни:

    Кисонька поела, кисонька поела

    Песенный репертуар очень разнообразен. Если в начале года песенки очень простые, т. к. моей основной задачей является — эмоциональная отзывчивость детей и побуждение их к подпеванию, то к середине и к концу года постепенно включаю и более сложные песни. Дети подпевают мне, а некоторые из них уже поют от начала до конца.

    Дети откликаются на потешки, попевки, поговорки, колыбельные, созданные русским народам в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, дети играют в ладушки, притопывают, приплясывают, двигаются в такт тексту. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение рук. Пальчиковые игры с пропеванием слов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать.

    Следующий основной вид деятельности — слушание музыки.

    На музыкальных занятиях дети слышат много музыки. Музыку разучиваемых песен и музыку, сопровождающую движения (ходьбу, бег, пляски, игры), то есть ту, которая выполняет важную, но прикладную роль. Дети с удовольствием и заинтересованно слушают музыку в течение. Они с интересом слушают отдельные произведения. Это «Медведь», «Птичка», «Зайчик». Все произведения звучат в разных регистрах, контрастные по характеру. «Медведь»- в низком регистре. «Птичка»- в высоком. Также в раздел «Слушание музыки» входит знакомство с шумовыми музыкальными инструментами, дети знакомятся с барабаном, колокольчиком, ложками, бубном, и т. д. Учатся правильно называть их, играют сами — по одному и вместе всей группой. В процессе «слушания» у детей развивается музыкальная память, звуковысотный и тембровый слух.

    Музыкально — ритмические движения

    Работа над музыкально — ритмическими движениями тоже требует особого внимания, т. к. направлена не только на эмоциональное развитие детей, но и на развитие коммуникативных качеств: воспитания навыков общения с взрослыми и сверстниками и обогащение малышей разнообразными радостными впечатлениями. Решаются не только музыкальные задачи, но и элементарные компоненты музыкального мышления и чувства ритма, развивается двигательная активность, внимание, память.

    Это самая любимая и самая веселая часть музыкального занятия и является наиболее эффективным способом активизации всех детей. В этом виде музыкальной деятельности дети играют и танцуют по одному и в паре, выполняет упражнения с флажками, султанчиками, платочками, кубиками, колечками, погремушками. Движения под веселую, живую музыку и фонограмму радуют детей, что само по себе очень важно. Положительные эмоции облегчают обучение, дети очень любят танцевать.

    И, наконец, музыкальные игры. Ребенок не может остаться равнодушным к веселой и шумной игре, часто эмоции переполняют их. Большинство игр сюжетно-ролевые, включают “перебежки — догонялки” или прятки, а часто и то и другое (сюжетные игры под пение, хороводы).

    Музыкальные занятия интересны детям, так как они проходят в игровой форме, а игра — универсальное средство всестороннего гармоничного развития ребенка и инструмент общения детей и взрослых, инструмент эмоционального взаимодействия.

    Музыка — средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.

    Большое внимание уделяется такому инструменту как — голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”, . Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

    Пусть музыка, звучащая на музыкальных занятиях приносит радость детям и Вам!

    МБДОУ «Детский сад №174»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №174» общеразвивающего вида

    Консультации для родителей

    Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?

    Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем. Каждый человек приходит в…

    Как знакомить с природой детей 3 – 4 лет

    Консультация для родителей Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья, срывает листья, и они падают, кружась в воздухе; осенью на земле много листьев – желтых, красных. Обращайте внимание детей на то, что люди стали…

    Развитие ритмической способности у детей

    Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и много другое подчинено определенному ритму. Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже…

    Малыши – музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь «раньше, чем ходить». Сначала они поют так, как слышат. Здесь в…

    Музыкальное воспитание в детском саду

    Музыкальное воспитание в детском саду. Что это? Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой либо другой вид искусства, доступна ребенку. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество), необходимо…

    Знакомство с музыкальной культурой

    Музыкальные произведения Слушайте вместе с ребенком отрывки из разных музыкальных произведений. Те произведения, отрывки из которых ребенку очень понравились, попробуйте слушать целиком от начала до конца. Познакомьте ребенка с названиями музыкальных направлений: классическая музыка, джаз, рок, фольклор. Жанров в музыке:…

    Советы родителям по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

    Обратите внимание на самостоятельную музыкальную деятельность вашего ребёнка. Не раздражайтесь, когда ребёнок пытается играть на каком-либо инструменте, а наоборот, стремитесь к тому, чтобы это заинтересовало его. Покупайте музыкальные инструменты и игрушки, играйте на них сами, играйте вместе с детьми. Водите…

    Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста

    Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние. Для прослушивания музыкального произведения у ребёнка подключаются все органы чувств: слух,…

    Пойте детям перед сном

    «Баю-баюшки-баю, баю милую свою, баю славную свою…» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в…

    Игра на детских музыкальных инструментах

    Игра на музыкальных инструментах способствует всестороннему развитию ребенка: расширение сферы самостоятельной музыкальной деятельности ребёнка; развитие его музыкальных способностей, развитие музыкального слуха, чувства ритма… Читать далее

    Главная » Информация для родителей » Консультация для родителей « Музыка в детском саду и для чего она нужна»

    Консультация для родителей « Музыка в детском саду и для чего она нужна»

    Мы познакомим вас с тем, как осуществляется музыкальное развитие ваших детей; что для этого делается в стенах детского сада; какие созданы условия и как это выглядит изнутри. Ведь вы чаще видите итоги проделанной работы на развлечениях и праздниках, а остальная часть остается для вас невидимой.

    Но сначала расскажем о том, как организована работа по музыкальному развитию. Для того, чтобы все стороны музыкального развития были учтены и сбалансированы, существуют программы по музыкальному воспитанию. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется с раннего возраста, практически с первых дней пребывания ребенка в группе и до выпускного вечера в подготовительной группе. В соответствии с расписанием, утвержденным заведующей д/садом, музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Кроме этого перед праздниками проводятся дополнительные групповые и подгрупповые, индивидуальные занятия. Также музыка сопровождает детей на гимнастике, физкультурных занятиях, звучит фоном на занятиях художественным творчеством и в свободной самостоятельной деятельности детей.

    Основные задачи музыкального воспитания:

    развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

    — формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.

    Перечисленные задачи решаются через 5 видов музыкальной деятельности: пение — это основной вид музыкальной деятельности в детском саду; музыкальное движение — это различные упражнения, танцы, игры; слушанье музыки – классической, современной, народной; игра на музыкальных инструментах и игра-драматизация. С развитием музыкальных способностей у детей развиваются и специфичные для каждого вида деятельности навыки и умения. Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальных способностей, упущение которого невосполнимо. Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности.

    Наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель, как педагог, проводит с детьми большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности музыки, оказывается подчас более эффективной, чем проводимое в других условиях прямое обучение и назидание

    Для чего же нужна музыка в детском саду, в раннем детстве?

    Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, т.е. связанная с приобщением к искусству. Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, художественной литературой, театром. Детский сад беднеет и «гаснет», если дети лишаются даже одного из этих видов занятий, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в общее и художественное развитие ребенка. Велико влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления. Поэтому остановимся на самых общих линиях этого влияния.

    Прежде всего, нужно сказать о значении музыки в развитии эмоциональной сферы личности.

    Известно, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. Известно также, что гармония личности ребенка возможна только при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства интеллекта и аффекта»… Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача.

    «…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна,как вода и воздух…»

    У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.

    Известный психолог Л.С.Выготский писал о феномене «засушенное сердце»(отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна и важна.

    Праздники в детском саду

    И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.

    Зачем нужны праздники в детском саду

    Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. Ведь мы узнаем о том, что творится за стенами детского сада только со слов воспитателей и самого ребенка. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого вы можете оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Надо сказать, что на утренники в ясельных группах родителей могут и не пригласить, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.

    Как проходят праздники в детском саду

    Тем, кто идет на праздник в детском саду, будет интересно узнать, что собой представляет данное мероприятие. На самом деле, все детские утренники чем-то схожи. Праздники проходят в музыкальном зале, тематически украшенном в зависимости от конкретного события. Абсолютно все утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую. То есть дети хором поют под музыку песни, танцуют (водят хоровод, топают, хлопают в ладоши, танцуют в парах и так далее) и принимают участие в игровой сценке – например, кидают «снежки» по случаю нового года или собирают «опавшие листья» в праздник осени. Помимо этого некоторые дети читают стихи. А завершающим этапом любого праздника является непременное награждение подарками и возможность пообщаться с родителями. Как правило, в течение учебного года в детском саду проводится 3 крупных праздника с участием родителей: праздник осени, новый год и праздник весны, приуроченный к 8 марта. Выпускной бал в завершении посещения ребёнком детского сада, в 6-7 лет. Также часто отмечают 23 февраля и масленицу, но это уже без родителей, в тесном кругу группы.

    Подготовка к празднику в детском саду

    Если вашему ребенку досталось домашнее задание к празднику в виде стихов, которые нужно выучить, то постарайтесь обыграть этот момент так, чтобы ребенок воспринял это, как развлечение, а не как что-то обязательное. Лучший способ выучить что-то наизусть – в многократном повторении, но ваша задача – сделать это ненавязчиво. Если у малыша что-то не получается, не показывайте своего раздражения или беспокойства, потому что дети впитывают наши эмоции, как губки. Если же ребенок категорически не хочет рассказывать стихотворение на утреннике, потому что стесняется или потому что не может запомнить стишок, скажите об этом воспитателю, иначе праздник в детском саду превратится для ребенка в наказание.

    Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье «Пусть музыка звучит»

    Транскрипт

    1 Консультация для родителей по музыкальному воспитанию в семье «Пусть музыка звучит» Растет ребенок, и домашние с радостью отмечают в нем новые черты: он чутко реагирует на музыку любит слушать, петь, неловко, но с удовольствием пытается танцевать, запоминает понравившиеся мелодии. Наверное, еще рано говорить о гениальности и музыкальной одаренности. Скорее всего, как и большинство малышей, он ЧУВСТВУЕТ музыку и получает большое удовольствие от ее звучания. К сожалению, традиция, которая сохранялась во многих образованных семьях дореволюционной России камерные вечера с романсами и музицированием давным-давно забылась. А вместе с ней исчезла и особая, загадочная «среда», в которой музыкальная классика звучала естественно и гармонично. И хотя по-прежнему музыки дома много, она уже не является таинством, став навязчивым и часто агрессивным «фоном» каждого дня. Есть одно простое и приятное средство «поселить» серьезную музыку в своем доме. Для этого не потребуется много усилий, единственное, что нужно ваше желание и немного свободного времени. Выберите один день в неделю для особого ритуала: на несколько минут уединиться с ребенком в комнате, зажечь свечи, уютную лампу, устроиться поудобнее рядышком и включить музыку Главное усилие, которое потребуется от взрослого создать максимально спокойную и комфортную атмосферу, отвлечься от сиюминутных дел, чтобы действительно вслушаться в музыку и побыть с ней наедине. Знакомить ребенка с миром звуков можно уже с пеленок. Тонкий звук колокольчика, струны, игрушечной музыкальной шкатулки и даже тембр голоса родных людей это первая музыка для него. Если мама умеет петь прекрасно, ее голос лучшая мелодия для сына или дочери. Если нет, то малышу можно подобрать спокойную, приятную музыку известные классические композиции в современной обработке. При выборе музыки для самых маленьких главным критерием должна быть мелодичность. Ничего пугающего и грандиозного, ничего громкого или «давящего». Конечно, она не должна звучать без перерыва. Лучше включать композицию, угадывая настроение малыша. Днем игривое или радостное, вечером спокойное и умиротворенное. Как «приручить» музыку? 1. Начиная устраивать дома «музыкальные паузы», внимательно следите за настроением слушателя: всегда лучше остановить музыку на пару минут раньше, чем она утомит ребенка.

    2 2. Постарайтесь выдержать паузу после того, как прозвучит последний аккорд. Очень важно несколько мгновений послушать тишину. 3. Не стоит постоянно менять репертуар, лучше «вслушаться» в каждое музыкальное произведение. 4. Не торопите события, и не старайтесь «механически» увеличить время домашних концертов. Должно пройти время, чтобы у ребенка возникло такое желание. 5. Почитайте ребенку легенду об Орфее и Эвридике, «Садко», сказки, в которых музыка играет главную роль.

    3 Консультация музыкального руководителя для родителей «Музыкальные игры в семье» Уважаемые мамы и папы! Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому свои занятия я строю на игровых ситуациях, поскольку игра насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности. Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой. Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад. Учитесь танцевать. Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих). Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами. Громко тихо. Игровой материал: Два кубика: большой и маленький. Ход игры: 1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой громко, маленький тихо.

    4 2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, по мяукать, по хрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого. Нарисуй песню. Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке. Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры. Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня. Громко тихо запоём. Игровой материал: Любая игрушка. Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями. Угадай мелодию. Игровой материал: записи песен, фишки. Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Танцы сказочных персонажей. Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.) Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.

    5 Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры. Детство самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

    6 Консультации для родителей «Музыкальное развитие детей в семье» Мы часто слышим, что музыкальное развитие очень важно для детей. Но это вовсе не значит, что из ребенка нужно делать великого музыканта. Речь немного о другом. Ребенок должен уметь слушать и понимать музыку, а еще очень важно научиться получать истинное удовольствие от ее прослушивания. Кстати, поспешим успокоить тех родителей, которые уверены, что их ребенку слух не дан от рождения. На самом деле, и это уже неоднократно доказано, музыкальный слух качество не врожденное, а приобретенное. И самое лучшее время для его развития от рождения до трех лет. Что дает музыкальное развитие детям? «А для чего оно надо музыкальное развитие? Главное, чтобы ребенок был полноценным: ходил, разговаривал, читал, писал.», так могут подумать некоторые, далекие от музыки, люди. Но, на самом же деле, музыкальное развитие очень важно для целостного формирования личности ребенка. При этом в маленьком человеке воспитываются не только моральные качества, но и совершенствуются физиологические. Все это становится возможным потому, что во время прослушивания музыки происходит развитие и укрепление центральной нервной системы, а также мышечного аппарата. Кроме того, происходит развитие координации и мелкой моторики. У детей, родители которых уделяли музыкальному воспитанию достаточно времени, намного лучше развито художественное мышление и чувство прекрасного. Музыкальное развитие детей. Когда и с чего начинать? Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии

    7 музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально — образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись). Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты — игрушки (металлофон, ксилофон, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр — напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах. Музыкально образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой — либо системы. Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

    8 Консультация для родителей «Музыка начинается в семье» УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ! Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку. Детство — самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. ПОСТАРАЙТЕСЬ: Ищите везде музыку: дома, в городе, на природе (в лесу, на даче, на море, у реки и т. д.). Создайте дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки; Приобретайте музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, бубны, музыкальные книги, дудочки, барабаны и т. д.) и изготавливайте их сами. Тем самым Вы создадите домашний МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК; Поощряйте любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, пойте и танцуйте вместе с ним, сочиняйте песни и танцы; Если Вы владеете игрой на каком — ни будь музыкальном инструменте, как можно чаще музицируйте, аккомпанируйте своему малышу; Посещайте со своим ребенком музыкальные сказки, театры, концерты; Мы стремимся воспитывать у детей любовь и интерес к музыке, помочь каждому ребенку самореализоваться, в каком — либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично, почувствовать радость. Приобщившись к музыке в детстве, они не вырастут равнодушными, черствыми людьми. Наш совместный труд приносит радость детям, счастье родителям, а результат этого труда счастливое детство наших малышей!

    9 Консультация для родителей «Музыка в повседневной жизни» Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку? А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства доступна ребёнку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзываться на их интонации. Ещё в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушённо, всё, что происходит во внешнем мире. Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряжённость мускулов. Чем меньше ребёнок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребёнка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем небезразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка. Малыш растёт, всё большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио или в магнитофонных записях, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствует чувство ритм и звуковысотный слух. Они не умеют петь, а самое главное у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от нее удовольствие. С глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый ещё в младенчестве слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляниях сопровождали его жизнь. Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина и дворянина, для которого вечерние домашние пение и музицирование также были само собой разумеющимся атрибутом душевной и духовной жизни. Истинная музыка это источник духовного насыщения ребёнка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные,

    10 красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства, слушать настоящую музыку, у него правильно сформируются ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного. Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребёнка.

    11 Консультация для родителей «Влияние музыки на эмоциональный мир ребенка» Музыка, по выражению Д. Шостаковича, это «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащается эмоциональный мир ребенка. Одна из главных особенностей музыки объединять людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый эмоциональный отклик в душе другого. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Конечно, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый человек по своему проявляет эмоциональный интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Как учатся писать, читать, рисовать, считать, так надо учиться эмоционально познавать музыку. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот прекрасный своеобразный язык. Ещё одна интересная особенность музыки воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Услышав ласковый напев колыбельной, ребёнок прислушивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания. Ученые пришли к единому мнению о том, что задатки музыкальности имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается, что если для музыкального развития ребенка с самого детства созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его эмоционального развития. Природа щедро наградила человека. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, шорохам листьев и рокоту

    12 волн, люди научились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать и родилась музыкальность — природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Пусть в вашем доме звучит музыка, которая своими волшебными звуками может скоординировать психологическое состояние ребенка, подарить ему радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

    13 «Учимся слушать музыку» Консультация для родителей. 1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до её завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное. 2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинированно. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения. 3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения. 4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. 5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмем, к примеру, известное сочинение П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие тольео жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя. В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, когонибудь даже чуть-чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «Всадник», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.

    14 6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, но и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать как попало. 7. Выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. На слушание нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. 8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

    15 Консультация для родителей «Музыка воспитывает и обучает» Ребенку нужно помочь увидеть и понять прекрасное. «Прекрасное побуждает доброе» — сказал композитор Кабалевский. Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Уже с младенческих лет ребенка нужно приобщать к музыкальной культуре. К сожалению, многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерно по отношению к одаренным детям, а если ребенок не испытывает к музыке интереса, то приобщать его совсем не обязательно. Помните, детей, невосприимчивых к музыке, нет, каждый нормальный человек, здоровый ребенок всегда эмоционально реагирует на нее. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие ребенка, его духовный мир. Как воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье? Здесь многое зависит от примера взрослых. Чем больше и чаще дети слушают музыку и песни, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы, дети учатся слушать и слышать музыку, понимать ее. Родителям нужно интересоваться, чему учат ребенка на музыкальных занятиях в детском саду, что он поет. Важно вызвать у него желание петь дома те песни, которые он учил. Хорошо иметь дома записи детских песен, музыкальных сказок, народных мелодий, а также музыкальные детские игрушки и инструменты. Они — великолепные спутники в жизни ребенка в его музыкальном развитии. Музыкальные игрушки-инструменты бывают не озвученные и звучащие. Первые это лишь немые копии настоящих инструментов: балалайки с незвучащими струнами, пианино с нарисованной клавиатурой. Несмотря на отсутствие звучания, внешний вид этих игрушек привлекает внимание детей, побуждает к творческой деятельности. Дети воображают себя музыкантами, поют знакомые песни, имитируя игру на инструменте. Гораздо интереснее для детей звучащие инструменты: металлофоны, ксилофоны, пианино, флейта и т.д. На некоторых можно играть мелодии песен, на других — свирели, дудки, рожки только один звук. Третьи игрушки издают звук на неопределенной высоте (погремушки, барабаны, треугольники, ложки и т. д.) Но и эти игрушки очень любимы детьми. На них можно производить различные ритмические рисунки, динамические оттенки — громче, тише. Надо помнить, что детям разного возраста нужны разные музыкальные инструменты. Нужно добиваться бережного обращения детей с музыкальными игрушками: не разрешать детям слишком громко, небрежно играть с ними. И конечно, особую радость ребенку доставит игрушка, сделанная умелыми руками папы или мамы.

    16 Консультация для родителей «Значение музыкальнотеатрализованной деятельности в эмоциональной жизни дошкольников» В развитии эмоциональной сферы детей особая роль принадлежит музыкально-театрализованной деятельности. Театр один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Театральная деятельность это самый распространённый вид детского творчества. Всякую выдумку, яркое впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное удовольствие. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И педагог, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды музыкальнотеатрализованной деятельности, способствует расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой активности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление взрослых. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для эмоционального развития средствами музыкально-театрализованной деятельности. Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке, следовательно, она поможет любому ребёнку разобраться в своих и чужих переживаниях. Музыка значительно обогащает, эмоционально окрашивает даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает. Оказывая общее благотворное влияние на нашу психику, музыка способствует творчеству, развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания, реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

    17 Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т. д.). Все это может быть обыграно при помощи театрализации и эмоциональной окраски образов. Музыкально- театрализованная деятельность является уникальным средством эмоционального развития детей. Она развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощения в игре определённых переживаний, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, гиперактивность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения у дошкольников, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать музыкально-театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно она связывает художественное творчество с личными переживаниями, так как театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия музыкально-театрализованной деятельностью помогают развивать творческие способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового. Они требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У детей развиваются умения комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театрализация это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности пением, движением под музыку, слушанием. Музыка и театрализация увеличивают заинтересованность и обостряют впечатления детей. Обычно сюжетом игр-драматизаций являются сказки. Они знакомы детям и любимы многими взрослыми. Во время игры ребёнок примеряет на себя все возможные образы, проигрывает роли позитивных персонажей и негативных, выражает оттенки добра и зла, а также показывает последствия хороших и плохих поступков. Не всегда нужно чётко следовать сюжету выбранной сказки, в игре всегда есть место творчеству. Необходимо поддерживать ребёнка в творческих начинаниях, это поможет заложению основ формирования эмоционального восприятия мира.

    18 Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Если музыкально-театрализованной деятельностью заниматься с детьми с раннего возраста, то к моменту поступления в школу у них будут сформированы такие личностные качества как раскованность, коммуникабельность, уверенность в себе, умение считаться с мнением товарищей, радоваться их успеху, правильно оценивать достижения свои и сверстников, высокий уровень волевой воспитанности к творчеству в разных видах деятельности. Театрально художественная деятельность позволяет детям легко адаптироваться к условиям детского сада, быстрее и ближе познакомиться друг с другом, сплотиться в дружный коллектив с общими интересами и увлечениями. Как можно чаще играйте совместно со своими детьми, это прекрасный способ построения тёплых и доверительных отношений с собственным ребёнком, возможность развития и обогащения эмоциональной жизни!

    19 Консультация для родителей «Что такое музыкальность?» Что такое музыкальность? Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен. Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги? Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя писателем? Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие не развивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь К собственном голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность природой данное человеку свойство.

    20 Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность. Классическая музыка в детстве хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее: ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить. с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет! красиво снаружи, оно нее равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо. 2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение. 3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза. 4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить. Итак, постарайтесь запомнить главное: Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада; звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.

    21 «Организация музыкальной среды дома» консультация для родителей дошкольников Основной совет, который можно дать родителям, — побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают хорошую музыку, то и для ребёнка это постепенно станет потребностью. В каждой семье желательно иметь небольшую фонотеку (записи детских песен, музыкальных сказок, стихов в прочтении известных актёров). Вот несколько советов по организации слушания музыки дома. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, музыкальном спектакле. Если ребёнок что- то не понимает, подскажите ему краткими замечаниями по ходу слушания. На первых порах не следует слушать большие произведения, ведь произвольное внимание у дошкольников кратковременно и очень неустойчиво. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (для одного или нескольких инструментов) из детских циклов композиторов — классиков. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становиться менее интересной. Приобретите диск с записью «Детского альбома» П. И. Чайковского. Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребёнка. Здесь и «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая грёза», «Мама», «Зимнее утро» и много других музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. С. С. Прокофьев сочинил альбом «Детская музыка», Роберт Шуман — «Альбом для юношества», у композитора А. Гречанинова есть тоже «Детский альбом». Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделив для слушания определённое время, чтобы встреча с прекрасным не была наспех. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов. Это поможет не только расширить знания о музыке, но и позволит яснее мыслить, глубже чувствовать. Вашими незаменимыми помощниками в музыкальном развитии ребёнка должны стать детские музыкальные инструменты. В продаже их сейчас большой выбор. Это и барабанчики разного размера, бубны, колокольчики, металлофон, различные дудочки. Для самых маленьких музыкантов

    22 подойдут погремушки с разным звучанием, музыкальные молоточки, игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, книжки-песенки и т. д.) Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребёнком из подручных материалов. Ёмкости (жестяные, пластмассовые баночки, бутылочки из- под йогуртов, маленькие картонные коробочки) наполнить крупой, мелкими камешками, бусинками, мелкими пуговицами от старых рубашек и т. д. От разного наполнения звук будет разным, только необходимо предоставлять больше возможности самому ребёнку экспериментировать с разными предметами. Кроме функции сопровождения при пении, совместного музицирования взрослых и детей, детские музыкальные инструменты помогут вам в развитии чувства ритма у вашего малыша. Предложите ему выполнить элементарные упражнения: простучать на любом имеющемся у вас инструменте своё имя или имя папы, мамы, брата, сестры; ритм слов, например, «ма-ма», «па-па, па-поч-ка», «палка, па-лоч-ка» и т. д. ; ритм знакомых попевок : «Сорока- сорока, где была? Далёко!» и т. д. Еще одной ступенью в развитии вашего ребёнка, как творческой личности, станет организация домашнего театра. Эта старая, еще дореволюционная традиция дворянских семей получила одобрение современных педагоговдошкольников и с успехом применяется в детских учреждениях. В продаже при желании можно найти разные виды театров: пальчиковые куклы из различных материалов, куклы — бибабо, театры картинок, игрушек и другие. Вы можете организовать домашнее представление с помощью любого из них или используя имеющиеся в доме игрушки. В качестве сценария возьмите любую, хорошо знакомую ребёнку, сказку. Для музыкального сопровождения включите записи, пойте вместе с ребёнком, подыгрывая себе на инструментах, с помощью их же создавайте разные шумовые и звуковые эффекты. Такое совместное творчество не только поспособствует развитию вашего ребёнка, но и создаст дружескую атмосферу во взаимоотношениях взрослых и детей, что немаловажно для укрепления семьи. Итак, подведём некоторые итоги: для создания музыкальной среды дома можно использовать следующее: -слушание в записи детской музыки композиторов- классиков, детских музыкальных спектаклей, вокальной музыки, детских песен. -пение взрослыми для детей и совместное исполнение песен. -приобретение различных озвученных игрушек, игрушек с фиксированной мелодией, детских музыкальных инструментов, а также иллюстраций поющих, танцующих людей, героев сказок, играющих на музыкальных инструментах и иллюстрации самих инструментов. -совместное музицирование и организация домашних представлений и концертов.

    23 Консультация для родителей «Баюшки-баю» Колыбельная. Спи, мой мальчик! Птицы спят, Накормили львицы львят, Прислоняясь к дубам, заснули В роще робкие косули, Дремлют рыбы под водой, Почивает сом седой. Только волки, только совы По ночам гулять готовы, Рыщут, ищут, где украсть, Разевают клюв и пасть. Ты не бойся, здесь кроватка, Спи, мой мальчик, мирно, сладко. Спи, как рыбы, птицы, львы, Как жучки в кустах травы, Как в берлогах, норах, гнёздах Звери, легшие на роздых Вой волков и крики сов, Не тревожьте детских снов! В. А. Брюсов Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времён. Наукой доказано, что ребёнок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше. Опыт восприятия музыки, вкусы начинают формироваться ещё в утробе матери. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу, это способствует развитию фонематического слуха.

    24 Слушая и исполняя колыбельные на протяжении всего дошкольного возраста, ребёнок получит представления о народных колыбельных и о колыбельных, созданных композиторами. «Баюшки баю Баю, милую, славную, баю, дитятку» Сколько ласковых слов находит мать, баюкая своё дитя. Сколько нежности в её пении, обращённом к ребёнку! Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, тёплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения. Колыбельная несёт в себе народную мудрость, красоту. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия — это душа музыки. Колыбельные песни первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание песен. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих его предметах, о животных, птицах. Колыбельные песни очень важны не только в младшем, но и в старшем возрасте. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребёнка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных. Для полноценного развития ребёнку необходимо чувствовать себя любимым, защищённым. Колыбельная песня, в которой мать с лаской обращается к малышу, восполняет его потребность в общении со взрослым, возникающую с первых дней жизни. У ребёнка рождается ответственное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким. У детей очень рано проявляется интерес, как к активным, так и пассивным движениям (качание, катание, любовь к ритму. Поэтому колыбельная песня развивает не только звуковысотный, динамический, но и ритмический слух, который очень важен для детей с нарушением речи. Существуют народные колыбельные и колыбельные созданные русскими и зарубежными композиторами. В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что то невосполнимо теряем.

    25 Вывод: Колыбельные целый пласт народного искусства. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Познавательная функция. Из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью. Воспитательная функция песен выражается в том, что малыш воспринимает отношения матери к жизни, её переживания, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках любви к родному человеку, доброте, честности. Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребёнок с первых дней жизни приобщается к прекрасному: народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока ещё простейшим образам, чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные ребёнком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь. Уважаемые родители! Не забывайте петь своим детям колыбельные, так как они помогают матери и ребёнку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, ребёнок пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим.