Как определить получение взятки

Содержание статьи:

Что надо знать о взятке

2015 — 2016 годы знаменуются борьбой с коррупцией и взяточничеством. Cоздано немало органов государственной власти, которые показательно борются с коррупцией, а следственные действия в отношении взяточников осуществляют с участием камер и представителей СМИ.

Первое, и главное, что нужно знать — вопрос получения взятки регулируется статьей 368 Уголовного кодекса Украины «принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом».

То есть, называть взятку взяткой не совсем корректно, правильнее будет — получение неправомерного вознаграждения.

Теперь давайте определимся с ответственностью за такое преступление.

Так, согласно ч. 1 ст. 368 УК Украины, принятие предложения, обещания или получение должностным лицом неправомерной выгоды, а так же просьба предоставить такую ​​выгоду для себя или третьего лица за совершение или несовершение таким должностным лицом в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет неправомерную выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения, — наказывается штрафом от 17 000 до 25 500 гривен, или арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно п. 1 Примечания ст. 368 УК Украины, неправомерной выгодой в значительном размере считается выгода, большая от 1700 грн., неправомерным вознаграждением в крупном размере считается выгода, большая от 3400 грн., неправомерным вознаграждением в особо крупном размере считается выгода, большая от 8500 грн .

Так, за получение взятки в сумме от 1700 грн. до 3400 грн. вы можете быть лишены свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Получение неправомерного вознаграждения, согласно ч. 3 ст. 368 УК Украины, в крупном размере, то есть на сумму от 3400 до 8500 гривен, или если такое вознаграждение получило служебное лицо, которое занимает ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или если получение такого неправомерного вознаграждения сопряжено с ее вымогательством, — влечет за собой лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

И, соответственно, если взяточник получает неправомерное вознаграждение в размере превышающем 8500 гривен, то есть в особо крупном размере и такое лицо занимает особо ответственное служебное положение, — может наступить наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

По особо ответственному служебному положению — здесь все просто, лица, занимающие такое особо ответственное служебное положение перечисленны в примечании к статье 368 УК Украины с соответствующими ссылками на различные законы.

Самыми распространенными на практике являются уголовные преступления, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 статьи 368 Уголовного кодекса Украины и очень часто стоит вопрос, как правильно квалифицировать такое правонарушение. Принципиальная разница в санкциях между ч.2 и ч.3 данной статьи заключается в конфискации имущества по части 3.

Чаще всего приходится доказывать факт того, что лицо, получившее неправомерное вознаграждение, не требовала ее от лица, которое давало взятки. Ведь в 80% дел, именно этот момент является краеугольным камнем в квалификациях.

Факт вымогательства очень сложный с точки зрения доказывания и документирования. Такое доказывания зачастую ложится на плечи стороны защиты. С одной стороны, лицо, дававшее служащему взятку, никогда не признается, что давало его по собственной воле и даст показания о том, что с него стали требовать взятку. С другой стороны, следователи, получив показания взяткодателя сразу же меняют предварительную квалификацию ч.2 на ч.3 и считают протокол допроса взяткодателя достаточным основанием для этого.

Итак, из опыта и практики следует, что такой признак, как «вымогательство взятки», может быть поставлен ​​в вину при наличии трех основных факторов:

  1. инициатором дачи (получения) взятки является должностное лицо — взяткополучатель;
  2. предложение о даче (получении) взятки имеет характер требования (принуждения), что подкрепляется: или
    • а) открытой угрозой, или
    • б) созданием таких условий, которые убеждают взяткодателя в наличии реальной опасности (скрытая угроза) его правам и законным интересам, что заставляет его согласиться с требованием взяткополучателя;
  3. действия, исполнением (неисполнением) которых угрожает вымогатель, обусловленные его служебным положением и, главное, имеют противоправный характер и направлены на причинение вреда правам и законным интересам взяткодателя.

Правильное определение границ вымогательства взятки пролегает через содержание прав и интересов лица (их законности или незаконности), возможность реализации (защиты) этих прав и интересов с помощью взятки, законность или незаконность действий должностного лица, которыми оно угрожает, в случае отказа от дачи взятки, а также через направленность угроз должностного лица на причинение вреда правам и законным интересам взяткодателя.

Так, Верховный Суд Украины в одном из своих постановлений констатировал, что вымогательство взятки исключается, если взяткодатель заинтересован в незаконном, неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, достичь удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, преимущества, избежать заслуженной ответственности. В отличие от этого, в случае, если виновное лицо с целью получения взятки грозит совершению или не совершению действий, которые могут нанести вред, что является определяющим, правам или законным интересам того, кто дает взятку, или создает такие условия, при которых лицо не должно было, но вынуждена дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для своих прав и законных интересов, действия получателя взятки следует рассматривать как соединенные с требованием последнего.

То есть законность прав и интересов, которые взяткодатель защищает путем дачи взятки, является одним из основных и обязательных признаков вымогательства.

В контексте написанного выше, можно сделать следующий вывод:

Если виновное лицо с целью получения взятки грозит совершению или не совершению действий, которые могут нанести вред правам или законным интересам того, кто дает взятку, или создает такие условия, при которых лицо не должно было, но вынуждена дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для своих прав и законных интересов, действия получателя взятки следует рассматривать как соединенные с требованием последнего. В отличие от этого, вымогательство взятки исключается, если взяткодатель заинтересован в незаконном, неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, достичь удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, преимущества и тому подобное.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Опубликовано на сайте: 30.05.2016

Проблемы определения содержания объекта уголовно-правовой охраны состава получения взятки (ст. 290 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Никонов Павел Владимирович

Определение содержания любого объекта уголовно-правовой охраны имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Борьба с получением взятки как с одним из наиболее одиозных преступных деяний требует внимательного, последовательного подхода к оценке элементов состава преступления, в том числе объекта преступного посягательства, в котором находят выражение те ценности, тот социальный интерес, посягательство на которые обуславливает необходимость уголовно-правовой оценки содеянного. В этой связи надлежащее, соответствующее смыслу уголовного закона определение содержание объекта как элемента состава преступления позволит, с одной стороны, исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности лиц, посягающих на общественные отношения, не находящиеся под охраной уголовного закона; с другой, позволит правильным образом соотносить и разграничивать смежные составы преступлений

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Никонов Павел Владимирович,

The Problems of the Definition of the Elements of the Penal Protection Object of the Passive Bribery Components

This article tackles on the problem of the definition of the elements of the object as a component of crime in accordance with the criminal law. Proper definition will let to eliminate the cases of the unreasonable prosecution of the persons trespassing social relations not under criminal law protection as well as to correlate and separate related crime components

Текст научной работы на тему «Проблемы определения содержания объекта уголовно-правовой охраны состава получения взятки (ст. 290 УК РФ)»

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ СОСТАВА ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ (ст. 290 УК РФ)

© Никонов П. В., 2008

Определение содержания любого объекта уголовно-правовой охраны имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Борьба с получением взятки как с одним из наиболее одиозных преступных деяний требует внимательного, последовательного подхода к оценке элементов состава преступления, в том числе объекта преступного посягательства, в котором находят выражение те ценности, тот социальный интерес, посягательство на которые обуславливает необходимость уголовно-правовой оценки содеянного. В этой связи надлежащее, соответствующее смыслу уголовного закона определение содержания объекта как элемента состава преступления позволит, с одной стороны, исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности лиц, посягающих на общественные отношения, не находящиеся под охраной уголовного закона; с другой, позволит правильным образом соотносить и разграничивать смежные составы преступлений.

Ключевые слова: объект уголовно-правовой охраны; непосредственный, родовой, видовой объекты получения взятки; авторитет, престиж государственного аппарата.

Объект преступления является одним из основных, базовых понятий в уголовном праве. Именно необходимость защиты того или иного объекта вызывает к жизни уголовно-правовые нормы, при размещении которых в соответствующем разделе или главе Особенной части Уголовного кодекса законодатель также обращается к определению родовых и видовых признаков объекта [1]. Потребность в четком уяснении объекта конкретного вида преступления необходима и с практической точки зрения, поскольку его фактическое установление является необходимым условием правильного применения уголовного закона, правильной квалификации совершенного лицом общественно опасного деяния.

В общем смысле под объектом преступления понимаются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлено общественно опасное деяние и которым причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда. Таким образом, объект посягательства — это те общественные отношения, на изменение которых направлено преступление. Там, где общественные отношения не подвергаются изменению, нет преступления. Концепция того, что объектом преступления являются

именно общественные отношения, охраняемые уголовным законом, является основополагающей в теории российского уголовного права [2].

Не вдаваясь в дискуссию относительно вопроса об основаниях классификации объектов преступлений, следует отметить, что наиболее предпочтительной является точка зрения, в соответствии с которой объект преступления делится на общий, родовой, видовой и непосредственный.

С введением в действие УК РФ 1996 г. и внесением изменений в структуру самого закона, а именно с делением всего кодекса на разделы, которые включали в себя по несколько глав, такого рода деление является уместным и обоснованным.

С учетом сказанного в контексте исследуемой темы представляется возможным определить общий объект преступления как всю совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Закон определяет перечень таких отношений в ч. 1 ст. 2 УК РФ, а также в названиях всех разделов и глав Особенной части УК РФ.

Что касается определения родового и видового объектов, то следует отметить следующее. Родовой объект представляет собой группу однотипных общественных отношений, которые в силу этого находятся

под охраной единого комплекса взаимосвязанных уголовно-правовых норм. Понятие данного объекта, по сравнению с общим, является более конкретным, отражающим наиболее типичные особенности тех или иных общественных отношений [3]. Видовой объект, в свою очередь, определяется как часть родового объекта, объединяющая более узкие группы отношений, «отражающих один и тот же интерес участников этих отношений или же выражающих некоторые тесно взаимосвязанные интересы одного и того же объекта» [4]. Таким образом, названный объект интегрирует группу общественных отношений одного вида, каждое из которых становится непосредственным объектом в случае реализации преступления, относящегося к данному виду. Основываясь на доктрине уголовного права, которая указывает на то, что содержание родового объекта соответствует названию раздела Особенной части Уголовного кодекса, а видового объекта — главе Особенной части Уголовного кодекса [5], необходимо дать им следующее определение, применительно к исследуемому составу преступления. Родовым объектом получения взятки являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти. Видовым объектом, соответственно, является система общественных отношений, обеспечивающих правильную работу как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти на уровне субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их законные интересы. При этом интересы государственной и муниципальной службы заключаются в четком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих, соответственно, перед каждым государственным органом и органом местного самоуправления [6].

В среде ученых-правоведов в области уголовного права, как правило, не существует сколько-нибудь существенных различий в определении родового объекта рассматриваемого состава преступления. Некоторые сложности существуют в понимании видового и непосредственного объектов.

Точка зрения, в соответствии с которой непосредственный объект состава получения взятки представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечи-

вающих нормальную деятельность государственного аппарата [7], в теории российского уголовного права наиболее распространена. Очевидно, в рассматриваемой ситуации авторы исходят из расширительного толкования государственного аппарата, определяя тем самым все сферы деятельности субъектов получения взятки.

Таким образом, следует отметить, что приведенные выше определения, дефиниции непосредственного и видового объектов по своему смысловому содержанию фактически идентичны друг другу. Подобное положение вещей, на наш взгляд, естественным образом не создает предпосылок конкретизации объекта получения взятки, не обеспечивает надежной основы для разграничения преступления, предусмотренного ст. 290 УК, с иными должностными посягательствами.

В этой связи ряд авторов высказывают мнение, что родовой и непосредственный объекты данного деяния совпадают [8]. Представляется, что непосредственный объект, хотя и находится в одной плоскости общественных отношений с родовым, составляет лишь часть тех отношений, которые последний в себя включает. Б. В. Здраво-мыслов указывает, что «при определении содержания непосредственного объекта нельзя отвлекаться от того, что отдельное преступление посягает на определенное общественное отношение, установление которого необходимо в каждом конкретном случае» [9]. Данную позицию разделяют и ряд других авторов. В частности, по мнению В. И. Кузьмина, непосредственный объект любого должностного преступления можно определить лишь тогда, когда известно, где, в какой сфере деятельности совершено опасное деяние, в чем оно выразилось [10]. В. Ф. Кириченко, в свою очередь, указывает на то, что анализируемые родовой и непосредственный объекты лежат в одной плоскости, однако непосредственным объектом является вполне определенное общественное отношение, отличающееся от других общественных отношений, входящих в ту же группу [11].

Как дифференцирующее основание, особый интерес при исследовании непосредственного объекта получения взятки представляет собой выделение в его содержании такой составляющей, как авторитет, престиж государственного аппарата, на что в своих

исследованиях неоднократно указывали видные представители научных кругов [12].

В этой связи полагаем, что объектом получения взятки является и авторитет государственной, муниципальной власти, ее влияние. Данное утверждение соответствует правоприменительной практике.

Должностное лицо, получая взятку, преступным образом посягает на сами основы, принципы государственной деятельности, которые находят свое выражение в таких категориях, как беспристрастность и законность. Это, собственно, те начала, на которых зиждется авторитет государственной власти. Его подрыв, в конечном счете, способен привести к параличу власти, к ее неэффективности как таковой, с вытекающими отсюда негативными последствиями.

В общем виде под непосредственным объектом понимается конкретное общественное отношение, на которое направлено посягательство, и которому преступлением причиняется вред, либо создается угроза причинения такого вреда. Основываясь на вышесказанном, необходимо заключить, что применительно к ст. 290 УК РФ таковым будет являться общественное отношение в сфере нормального, соответствующего положениям Конституции РФ, требованиям других федеральных законов и подзаконных нормативных актов, функционирования органов государственной власти, под которыми понимаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а равно органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, а также их авторитет.

Авторитет указанных выше органов выражается в их неподкупности, добросовестном, независимом и справедливом осуществлении ими своих полномочий, основанных исключительно на букве закона. В связи с этим каждый факт подкупа наглядно демонстрирует продажность власти, которая находит свое отражение в сознании отдельно взятого гражданина, а в случае если имеет место массовое распространение этого явления, то и в сознании общества в целом. Это, безусловно, выражается в негативном отношении общества к власти, которая должна быть беспристрастной управленче-

ской структурой, способной принимать решения, основанные исключительно на букве закона. Закономерным следствием такого негативного отношения является, с одной стороны, возникновение у граждан чувства незащищенности, неверия в способность государства обеспечивать и защищать их права и законные интересы, а именно в этом состоит ключевое назначение государственной и муниципальной власти. С другой стороны, порождает ощущение вседозволенности, возможности разрешения любых проблем не зависимо от степени их легитимности, с помощью материальных, имущественных средств стимулирования соответствующего поведения чиновника. При этом деятельность последнего, по существу, представляется как инструмент манипулирования в руках тех, кто заинтересован в его использовании и располагает для этого соответствующими возможностями. Очевидно, подобное положение вещей дифференцирует общество на тех, кто «сотрудничает» с властью или, по крайней мере, имеет возможность такого «сотрудничества», и на тех, кто такой возможности не имеет. В описываемой ситуации деятельность государственного аппарата, естественно, в большей мере будет отражать интересы «взаимодействующих» с ней граждан. При таких условиях создаются объективные предпосылки усиления социального напряжения в обществе, что, в конечном счете, может привести к его расколу и полной дискредитации государственной и муниципальной власти.

Вместе с тем следует отметить, что уголовный закон в качестве субъекта рассматриваемого состава преступления называет, в том числе, должностных лиц государственных и муниципальных учреждений, которые по своему статусу не относятся ни к государственным, ни к муниципальным служащим. В этой связи объектом преступного посягательства со стороны указанной категории должностных лиц не могут быть интересы государственной и муниципальной службы. В качестве такового выступает нормальная деятельность государственных и муниципальных учреждений по осуществлению управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Таким образом, недостатком приведенных выше определений объекта посягательства состава получения взятки является отсутствие указания на нормаль-

ное функционирование государственных и муниципальных учреждений как составляющей общественных отношений, находящихся под уголовно-правовой охраной ст. 290 УК РФ.

Как верно было отмечено Б. В. Волжен-киным, название гл. 30 УК РФ не полностью отражает объект посягательства преступлений, составы которых в ней отражены [13], что, очевидно, требует внесений соответствующих изменений в наименование главы. В

1. Мироновская О. В. Объект преступления : лекция по теме № 5. 1998. С. 5.

2. Демидов Ю. А. Социальная ценность и оценка

в уголовном праве. М., 1975. С. 51; Кудрявцев В. Н. К вопросу о соотношении объекта и предмета преступления // Сов. государство и право. 1951. № 8.

С. 58—59; Коржанский Н. И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. С. 51.

3. Уголовное право. Общая часть : учебник / под ред. А. И. Рарога. М., 1997. С. 73.

4. Фролов Е. А. Спорные вопросы общего учения об объекте преступления // Сб. учен. тр. Свердлов. юрид. ин-та. Свердловск, 1969. С. 203—204.

5. Уголовное право. Общая часть : учебник / под ред. Б. В. Здравомыслова, Ю. А. Красикова. М., 1994. С. 117; Уголовное право России. Общая и Особенная части / под ред. В. П. Ревина. М., 2000. С. 110-111.

6. Уголовное право. Особенная часть : учебник / под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. М., 1998. С. 586.

7. Светлов А. Я. Ответственность за должностные преступления. Киев, 1978. С. 28; Российское уголовное право. Особенная часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. М., 1997. С. 372-373; Уголовное право РФ. Особенная часть / под ред. Б. В. Здравомыслова. М., 1999. С. 386-387.

8. Гельфанд И. А. Хозяйственные и должностные преступления в сельском хозяйстве. Киев, 1970. С. 98; Бакланов С. В. Ответственность за взяточни-

чество по советскому уголовному праву : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1970. С. 6.

9. Здравомыслов Б. В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1975. С. 10.

10. Кузьмин В. И. Объект халатности, проявляемой в сфере торговли / / Проблемы борьбы с преступностью. Омск, 1979. С. 52.

11. Кириченко В. Ф. Ответственность за должностные преступления по советскому уголовному праву. М., 1956. С. 21.

12. Кучерявый Н. П. Ответственность за взяточничество по советскому уголовному праву. М., 1957. С. 60; Здравомыслов Б. В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1975. С. 125; Советское уголовное право. Особенная часть / под ред. Б. В. Здравомыслова. М. 1988. С. 352; Ткаченко В. И. Вяточничество // Дело и право. 1992. № 10. С. 21; Коржанский Н. И. Квалификация следователем должностных преступлений : учеб. пособие. Волгоград, 1986. С. 39.

13. Волженкин Б. В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005. С. 53.

The Problems of the Definition of the Elements of the Penal Protection Object of the Passive Bribery Components

This article tackles on the problem of the definition of the elements of the object as a component of crime in accordance with the criminal law. Proper definition will let to eliminate the cases of the unreasonable prosecution of the persons trespassing social relations not under criminal law protection as well as to correlate and separate related crime components.

Key words: penal protection object; direct, generic, specific objects of the passive bribery; authority of the state apparatus.

Взятки — дача и получение, ответственность и наказание, статья УК РФ

Взятки в России являются видом правонарушения, ответственность за которое наступает на основании Уголовного кодекса РФ (статьи 290 и 291). Они представляют собой серьезный вид экономического преступления, который провоцирует коррупцию и злоупотребление чиновниками и руководителями крупных коммерческих организаций своих должностей и постов.

Сегодня мы постараемся максимально подробно осветить проблему дачи и получения взяток, проведем их классификацию, опишем виды наказания за подобные действия и правила поведения в случае, когда вы оказались замешаны в дело со взяткой.

Определение взятки в Уголовном кодексе

Закон считает взяткой передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (называемым взяткодателем) другому взамен совершения каких-либо действий с принимающей стороны (взяткополучателем). Чтобы взятка была квалифицирована как преступление, она должна быть дана обычным гражданином лицу, занимающему государственную или муниципальную должность.

Взяткополучатель после получения денег или иных материальных ценностей (услуг) обязуется:

  • оказать помощь в решении трудовых задач, взять на себя часть ответственности за решение производственных вопросов;
  • помочь быстро продвинуться по карьерной лестнице;
  • закрыть глаза на ненадлежащее выполнение должностных обязанностей или полностью (частично) избавить от них;
  • оказать иную помощь (в том числе незаконную) в пределах своих возможностей.

Ответственность за дачу и принятие взятки наступает в рамках Уголовного кодекса РФ и грозит серьезными последствиями, вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет.

Явные и неявные взятки

Одна из классификаций взяток связана с формой, в которой они даются:

  1. Явная взятка. В этом случае речь идет о передачи взяткополучателю определенной ценности незамедлительно или впоследствии, после заключения устного договора;
  2. Завуалированная взятка выдается не напрямую, а, к примеру, в виде снижения процентной ставки по кредиту или предоставления товаров со значительной скидкой. Завуалированная взятка маскирует незаконные действия различными поведенческими актами.

Взятка в неявной форме часто используется, когда речь идет о значительном вознаграждении. Она помогает скрыть факт передачи денег или иных ценностей.

Расширенный список завуалированных взяток выглядит следующим образом:

  • передача антиквариата взяткополучателю или продажа его драгоценностей по заведомо завышенной стоимости взяткодателю;
  • перевод денег на счет фирмы за услуги, которые никогда не оказывались;
  • снижение арендной платы;
  • организация выигрыша в лотерею или намеренный проигрыш в карты или другие азартные игры;
  • прощение крупного долга;
  • оформление фиктивной страховки;
  • оплата родственниками взяткополучателя дорогого лечения за границей;
  • передача кода доступа к электронному кошельку.

Еще одна классификация взяток связана со временем их передачи. Взятка-подкуп дается должностному лицу до совершения какого-либо действия (бездействия), а взятка-вознаграждение – после выполнения взятых на себя обязательств взяткополучателем.

Классификация взяток по их размерам

Деление взяток по размеру описано в примечании к ст. 290 УК РФ. Законом различается 3 вида взятки, в зависимости от ее величины:

  • взятка в значительном размере – от 25 тысяч рублей;
  • взятка в крупном размере – от 150 тысяч рублей;
  • взятка в особо крупном размере – от 1 млн. рублей.

С материальными ценностями дело обстоит немного иначе. В ст. 575 Гражданского кодекса РФ прямо указано, что передача должностному лицу подарка считается взяткой, если его стоимость превышает 3 тысячи рублей. Значит, 3 тысячи рублей можно условно считать минимальным размером взятки.

Ответственность за дачу взятки – ст. 291 УК РФ

Вопросам передачи взяток российским и иностранным должностным лицам в любой форме (не важно, как дали взятку — из рук в руки, завуалированно или через посредников) в УК РФ посвящена отдельная статья – 291. В ней описана ответственность за дачу взяток в значительном, крупном и особо крупном размере, а также за дачу «простых» взяток, передачу денег и иных материальных ценностей группой лиц и за передачу денег за совершение заведомо незаконных действий.

Ответственность за дачу взятки в каждом отдельном случае вы можете увидеть в таблице:

Избежать уголовного наказания за дачу взяток можно в случае, если добровольно заявить о ней в органы полиции и помочь полностью раскрыть преступление. Ответственности удастся избежать и в том случае, если удастся доказать факт вымогательства взятки должностным лицом.

Ответственность за получение взятки – ст. 290 УК РФ

В статье 290 Уголовного кодекса РФ рассмотрены вопросы принятия должностными лицами государственных и муниципальных органов (в том числе должностными лицами иностранных организаций) вознаграждения в виде денег, материальных ценностей или особых услуг за совершение действий (или бездействия) в пользу взяткодателя. Взятка может быть дана из рук в руки или через иных лиц, наказание будет одинаковым.

Виды наказаний за дачу взяток различных категорий представлены в таблице:

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Подкуп осуществляется только в отношении должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций, занимающих в них высокий пост – генеральных директоров, лидеров партии, руководителей общественных и религиозных учреждений. Взятка в случае коммерческого подкупа также передается для того, чтобы обязать должностное лицо действовать в интересах взяткодателя. Главное отличие подкупа от стандартной взятки в том, что взятка всегда дается работниками государственных и муниципальных органов. Подкуп применяется только в коммерческой сфере.

Вопросам коммерческого подкупа посвящена статья 204 УК РФ, а подкупу организаторов и участников зрелищных конкурсов и спортивных соревнований – статья 184 УК РФ. В последнем случае деньги и прочие материальные ценности передаются членам жюри, судьям, участникам команд или их руководству.

Пособничество в даче или получении взятки

Посредничество в передаче взятки является прямым нарушением закона – статьи 291.1 УК РФ. Оно подразумевает действия третьих лиц, которые способствовали заключению договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, или действия по непосредственной передаче денег и иных материальных ценностей от одной стороны к другой. За посредничество наступает уголовная ответственность только в том случае, если размере взятки значителен, то есть превышает 25 тысяч рублей.

Посредников используют, чтобы облегчить процесс передачи денег и остаться участникам правонарушения в тени. Посредник играет роль курьера, который зачастую получает определенный процент от сделки. Наказание за передачу взятки суровое – от штрафа в размере до восьмидесятикратной суммы взятки и запрет на занятие определенной должности до 7 лет до лишения свободы сроком от 7 до 12 лет. Тяжесть наказания зависит от суммы взятки, при этом наказанию подлежит даже обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Что делать при вымогательстве взятки?

Вымогательством взятки является не только прямое требование передать определенную сумму денег или оказать услугу в обмен на лояльное отношение взяткополучателя, но и завуалированные косвенные намеки, которые дают понять, что проблема без взятки решена быть не может. Однако если отказ должностного лица от выполнения просьбы является законным, то это нельзя расценивать как призыв решить дело при помощи взятки.

Если должностное лицо в явной форме вымогает взятку, то следует:

  1. Записать требование дать взятку на диктофон или иное средство аудиозаписи. Хорошо, если диктофон есть уже на первом приеме у чиновника. Тогда следует просто незаметно включить его, как только разговор зайдет о взятке. В случае, если диктофона под рукой нет, можно попросить дать время обдумать предложение или сходить за деньгами, а прийти уже с необходимым техническим средством;
  2. После записи разговора следует обратиться в правоохранительные органы, вид которых зависит от должности вымогателя. При вымогательстве денег сотрудником полиции обращаются в отдел собственной безопасности ГУВД, к следователям или в ФСБ, в случае работников государственных и муниципальных структур – в полицию или прокуратуру. Если же речь идет о судьях или крупных руководителях муниципальных образований, высокопоставленных чиновниках, депутатах или губернаторах, то обращаться лучше в следственный комитет или ФСБ;
  3. Дальнейшие указания по поведению в отношении вымогателя будут получены от сотрудников МВД.

Что делать при обвинении в даче или получении взятки?

При обвинении в получении или вымогательстве взятки, если этого на самом деле не было, стоит попробовать доказать факт провокации со стороны мнимого взяткодателя. Деньги могут быть просто подброшены в безобидной коробке конфет, незаметно положены в ящик стола или карман. Подброшенные деньги сами по себе не считаются взяткой, если вы не оказывали взяткодателю никаких услуг в рамках своей должности и не выказывали заинтересованности в получении материального вознаграждения.

За провокацию взятки, то есть передачу денег должностному лицу без его ведома или согласия, а также в целях очернить его или создать вид вымогательства взятки положено наказание на основании статьи 304 УК РФ. За подобные действия грозит штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы до 5 лет.

Если же взятка была получена по личному желанию и просьба взяткодателя исполнена, то не остается ничего, кроме как попытаться вместе с адвокатом найти смягчающие обстоятельства. К примеру, тяжелое материальное положение или необходимость потратить крупную сумму денег на лечение.

Наказание за получение взятки по статье 290 УК РФ

Когда человек сталкивается с трудностями в достижении какой-либо цели, он ищет любые способы преодолеть их. И зачастую эти способы бывают незаконными или весьма сомнительными. Поэтому взятка, то есть получение каких либо незаслуженных или даже противозаконных преимуществ путем их «покупки» у уполномоченного лица, является очень распространенным преступлением. Хуже всего во взятке то, что благодаря ей наиболее сильно развивается коррупция, которая значительно вредит любой сфере государственной деятельности.

Взятка как преступление

Законодательством Российской Федерации взятка рассматривается как уголовно наказуемое преступление. При этом само по себе определение «взятка» в Уголовном Кодексе Российской Федерации весьма гибкое и сложное. Звучит оно следующим образом:

Взятка — получение должностным лицом или иностранным должностным лицом лично или через посредника материальных благ в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера за совершение действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Для человека, знакомящегося с понятием взятки впервые, это определение будет непонятно. Поэтому рассмотрим каждую его часть в отдельности.

Кому можно передать взятку?

Взятку можно передать любому лицу, занимающему высокую должность и способному оказать взяткодателю какую — либо услугу. При этом не имеет никакого значения, какую должность это должностное лицо имеет: будь то сотрудник ГИБДД или министр, статья в любом случае будет одинаковой.

Стоит так же отметить такого возможного фигуранта, как «иностранное должностное лицо». Таковым может выступать любой иностранный гражданин, имеющий какую — либо административную должность и способный оказывать услуги. Таким образом законы РФ карают за взятку даже лицу, не являющемуся гражданином России — важен лишь факт незаконности взятки.

Ну и последнее, но не менее важное дополнение — передача взятки посреднику. Много споров вызывает вопрос — а виноват ли посредник в передаче взятки? Это уже устанавливает суд в ходе разбирательства. При этом если будет доказано, что получатель взятки и посредник действовали по сговору или участвовали в организованном бандформировании, то наказание за взятку значительно ужесточится. В целом посредничеством занимается статья 291.1 УК РФ.

Что может считаться взяткой?

Практически все, что угодно. Определение «Взятка» — одно из самых гибких и обширных в Российском законодательстве. Взяткой могут быть:

  • Деньги;
  • Ценные бумаги;
  • Акции;
  • Драгоценные металлы;
  • Драгоценные камни;
  • Предметы роскоши;
  • Документы на право владения любым имуществом;
  • Транспорт.

И многое другое. Однако взятка не обязательно должна быть какой — то вещью. Она так же может выглядеть как какая — то услуга, как законная, так и противоречащая Российскому законодательству.

Самый важный вопрос — это сам размер взятки. Она делится по размеру на значительную, крупную и особо крупную. Значительной взяткой считается передача материальных благ общей стоимостью выше 25000 рублей, крупной взяткой — свыше 150000 рублей, особо крупной — свыше 1000000 рублей. Именно размер взятки определяет тяжесть преступления и наказание за него. Размер взятки в иностранной валюте рассчитывается по курсу, актуальному в день получения этой самой взятки.

Какие действия могут считаться совершенными за взятку?

  • Общее покровительство вышестоящим или должностным лицом;
  • Действия, на которые способен гражданин в силу своего служебного положения, должности или социального статуса;
  • Действия, на которые уполномоченное лицо или гражданин могут повлиять косвенно за счет своего социального статуса;
  • Попустительство в любой форме;
  • Целенаправленное бездействие, дающее взяткодателю привилегии.

Взятка, как статья УК РФ

Передача взятки имеет собственную статью в УК РФ под номером 290. Она достаточно длинная и при этом весьма подробная, в ней четко обозначены различные типы взяток и наказания за них.

Часть первая

Рассматривает взятку без каких — либо отягчающих обстоятельств. Часть первая статьи 290 УК РФ отличается тем, что дает основные определения взяточничества и определяет список лиц, которых можно обвинить в получении взятки.

  1. Штраф до 1000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 10 до 50;
  4. До 2-х лет исправительных работ;
  5. До 5 лет исправительных работ;
  6. До 3-х лет лишения свободы.

Часть вторая

Вторая часть рассматривает получение взятки в значительном размере, то есть свыше 25000 рублей.

Виды наказания:

  1. Штраф до 1500000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 30 до 60;
  4. До 6 лет лишения свободы.

Часть третья

В третьей части рассматривается взятие взятки за любое уголовно наказуемое или иное преступление.

Виды наказания:

  1. Штраф до 2000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 40 до 70;
  4. До 3-х лет лишения свободы.

Часть четвертая

Рассматривает вышеописанные преступления совершенные либо лицом, занимающим государственную должность, либо руководителем органа местного управления.

Виды наказания:

  1. Штраф до 3000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 3 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 60 до 80;
  4. До 7-х лет лишения свободы.

Часть пятая

Пятая часть статьи 290 УК РФ рассматривает иные виды взятки, такие как:

  • Совершенную по сговору или представителями преступной группировки;
  • С применением угроз и вымогательства;
  • С размером взятки свыше 150000 рублей (крупной взятки).

Виды наказания:

  1. Штраф до 4000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 4 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 70 до 90;
  4. До 12 лет лишения свободы.

Часть шестая

Рассматривает взятки свыше миллиона рублей (взятки особо крупного размера).

Виды наказания:

  1. Штраф до 5000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 5 лет;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 80 до 100;
  4. До 15 лет лишения свободы.

Иные статьи, связанные со взятками

  • Статья 291 УК РФ — дача взятки. По ней наказывается лицо, взятку дающее;
  • Статья 291,1 УК РФ — посредничество при передаче взятки. По ней рассматриваются посредники и иные лица, участвующие в процессе передачи взятки но саму взятку не передающие и не получающие;
  • Статья 291,2 УК РФ — мелкое взяточничество. Рассматривает взятки, размер которых незначителен и не превышает 10000 рублей.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.