Закон о полиции в списке литературы

Закон о полиции в списке литературы

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» // Российская газета. — 1999. — № 255. — 31 декабря.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от29 июня 1995 г. № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» // Российская газета. — 1995. — № 134. — 13 июня.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Российские вести. — 1993. — № 227. — 23 ноября.

15. Приказ МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» // Российская газета. — 2013. — № 223. — 4 октября.

16. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012. — № 36. — 3 сентября.

17. Приказ от 16 июня 2011 г. № 678 «Об утверждении положения о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел».

18. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Российская газета. — 2009. — № 122. — 7 июля.

19. Приказ МВД России от 28 марта 2002 г. № 282 «О государственных регистрационных знаках транспортных средств» // Российская газета. — 2002. — № 4829. — 18 апреля.

Закон «о полиции» и некоторые вопросы истории органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Мулукаев Р.С.

В статье рассматриваются реформы органов правопорядка на отдельных этапах исторического развития Российского государства, анализируются реформы , осуществляемые в настоящее время, и, в частности, условия для реализации Федерального закона от 2 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции ».

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Мулукаев Р.С.,

The Law «On Police», and some aspects of the history of the interior bodies

The reforms of law enforcement agencies at different stages of historical development of the Russian state are considered, the reforms currently being implemented, and, in particular, the conditions for implementing the Federal Law of February 2 , 2011 № 3-FZ «On Police » are analyzed.

Текст научной работы на тему «Закон «о полиции» и некоторые вопросы истории органов внутренних дел»

в связи этим при реформировании системы ОВДТ должны учитываться протяженность транспортных магистралей, объем функций, выполняемых конкретными линорганами, изменения системы органов ведомственного управления объектами транспортной инфраструктуры. Думается, организационно-структурное и штатное построение линейных органов на транспорте прежде всего должно соответствовать внешней среде их функционирования.

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.

2. О мерах по совершенствованию деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 // СЗ РФ. 2009. № 52. Ч. 1. Ст. 6536.

3. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 // СЗ РФ. 2010. № 8. Ст. 839.

4. О некоторых вопросах подразделений органов внутренних дел на транспорте: приказ МВД России от 5 июля 2010 г. № 480.

5. Об утверждении Положения о Забайкальском линейном управлении внутренних дел на транспорте МВД РФ: приказ МВД РФ от 20 августа 2010 г. № 615.

6. Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития

(размышления об управленческой деятельности). М., 2002.

7. Гетман Н.И. Задачи органов внутренних дел на

транспорте в условиях реформирования транспортной системы России. М., 1998.

8. Интервью с президентом ОАО «РЖД» В. Якуни-

ным // Рос. газ. 2011. 21 янв.

9. Левин Б.А., Галахов В.И. Транссибирская магистраль: стратегия и практика управления грузоперевозками: доклад на международной научно-практической конференции 24 апреля 2003 г. М., 2003.

10. Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт России на рубеже веков»: материалы научно-практической конференции от 6 декабря 1999 г. // по материалам сайта URL: www.ecolife.krsk.ru/old/ Arh/2000/123/2.asp.

11. Степаненко Ю.В. Теоретические и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте: автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 2004.

12. Харитоненков М.Ю. Организация обеспечения общественного порядка и безопасности на объектах транспорта // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: сб. № 9. М., 2002.

13. Экономика железнодорожного транспорта // учеб. для вузов ж.д. транс. / под ред. Н.П. Тере-шиной. М., 2001.

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

Закон «О полиции» и некоторые вопросы истории органов внутренних дел

В статье рассматриваются реформы органов правопорядка на отдельных этапах исторического развития Российского государства, анализируются реформы, осуществляемые в настоящее время, и, в частности, условия для реализации Федерального закона от 2 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», милиция, полиция, история органов внутренних дел, реформа.

История — развивающаяся действительность. Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны, и это — постоянно действующая закономерность общественного развития. Она особенно наглядно проявляется в условиях, когда в обществе объективно возникает потребность в переменах.

Применительно к рассматриваемой проблеме такая потребность сложилась в сфере правоохранительной деятельности государства, в частности в сфере деятельности милиции.

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19)

Ряд обстоятельств, затрагивающих функционирование милиции, свидетельствовал, что эта организационная модель себя исчерпала. Российскому обществу необходим прежде всего высокопрофессиональный подход к защите жизни, здоровья, имущества граждан, и предусмотренные Федеральным законом от 2 февраля 2011 г. № 3—ФЗ «О полиции» преобразования направлены на обеспечение такого подхода [1].

Важным фактором проведения реформы как серьезного, глубокого преобразования является ее своевременность, т. е. проведение в такой момент, в такой обстановке, когда для этого созрели необходимые условия. Тогда реформа будет успешно проведена с соблюдением точно определенных параметров и достигнет цели.

В истории министерства внутренних дел, как дореволюционного, так и советского, было много реформ. Далеко не всегда они бывали своевременными и именно поэтому не достигали своей цели. Если рассматривать дореволюционную историю реформирования полиции, то можно выделить период создания сыскной части (6 июля 1908 г.). С вступлением России в стадию капитализма в стране резко возрос уровень преступности. В начале XX в. в России регистрировалось 3,5 млн преступлений в год.

Единая общегосударственная система уголовного сыска отсутствовала, наружная полиция не справлялась. Положение становилось критическим. Вопрос о ситуации, сложившейся в сфере охраны правопорядка, был рассмотрен на заседании Государственной Думы. При его обсуждении отмечалось, что «состояние сыска в империи представляет собою, несомненно, прямую опасность во время столь быстрого роста преступности». Депутаты признали своевременной и необходимой организацию сыскных отделений полиции в масштабе всей страны. Однако на деле реформа оказалась запоздалой, и главным образом потому, что преступники проявляли поистине профессиональные навыки, при том, что уровень профессионализма работников сыскных отделений оставался невысоким. По данным Департамента полиции, 75 % лиц, возглавлявших вновь созданные сыскные отделения, составляли бывшие участковые и становые приставы, их помощники и даже околоточные надзиратели; их профессиональный уровень, как правило, не соответствовал требованиям, предъявляемым к начальнику сыскного отделения. Поэтому журнал «Вестник полиции» сделал неутешительный вывод: «Отсутствие знаний — это общая полицейская хроническая болезнь».

Другой пример несвоевременной реформы связан с советской милицией: 6 сентября 1923 г. Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление о переводе содержания милиции и уголовного розыска на местный бюджет, анало-

гичные решения были приняты и в других союзных республиках.

Это крайне негативно отразилось на состоянии милиции. По сути дела, она утратила профессиональный кадровый состав и не обеспечивала должного уровня выполнения поставленных перед ней задач.

Еще более вопиющим является факт, связанный с ликвидацией Министерства внутренних дел СССР в 1960 г., который стал одним из свидетельств проявления субъективизма, непродуманных действий, свойственных Н.С. Хрущеву. В данном случае никаких объективных предпосылок для разрушения общесоюзной системы органов внутренних дел не существовало, и произошедшие изменения повлекли негативные последствия. На практике ликвидация МВД СССР привела к усложнению координации республиканских органов внутренних дел и неоправданному разнобою в нормативном регулировании некоторых вопросов охраны общественного порядка. Оказалась ослабленной работа по линии межреспубликанского обмена опытом борьбы с преступностью, достижения науки и техники почти не использовались. В 1966 г. Министерство внутренних дел СССР (МООП) было восстановлено.

Если подходить к оценке реформы, которая проводится сегодня, то существует ряд указаний на то, что она является своевременной.

В нашей стране изменилась социально-экономическая основа общества. Именно на это обратил внимание Президент Д.А. Медведев: «Наша милиция, ее облик, приемы, законодательства — все еще оттуда, из советского периода, когда была другая обстановка на улицах, было другое общество, было меньшее количество проблем, меньшее количество возможностей, поэтому милиция должна соответствовать уровню развития экономики, общества. Законодательство о милиции должно быть современным. Именно поэтому я посчитал правильным, чтобы вместе с изменением системы законодательства, вместе с изменением финансирования, базы работы нужно поменять символ. Как мне представляется, этим символом является название» [3].

Министр внутренних дел Российской Федерации Р. Г. Нургалиев назвал реформу своевременной, нацеленной на решение «нескольких принципиальных задач». Министр подчеркнул: «Прежде всего ставится задача придания органам внутренних дел профессиональной правоохранительной идеологии. Она сформулирована в первой статье Закона «О полиции». Российская полиция призвана защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную

безопасность. Возвращение взаимного доверия между органами внутренних дел и населением — одна из самых главных задач» [4].

Таким образом, своевременность настоящей реформы органов внутренних дел обусловлена, во-первых, социально-экономическими изменениями, произошедшими в российском обществе. Во-вторых, необходимостью укрепления профессионализма сотрудников, прежде всего в правоохранительном плане (защита прав и свобод человека и гражданина, противодействие преступности, охрана общественного порядка). В-третьих, необходимостью укрепления взаимного доверия между органами внутренних дел и населением, формирования партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. Мнение населения законодательно закрепляется в качестве одного из ключевых критериев оценки правоохранной деятельности, вводится гражданский контроль за деятельностью полиции.

Все вышеназванные составляющие нашли отражение в Федеральном законе от 2 февраля 2011 г. № 3—ФЗ «О полиции» [1]. Рассмотрим некоторые аспекты его содержания. Прежде всего следует подчеркнуть, что это — статусный закон, который всесторонне и полно определяет правовое положение, место и роль полиции в государстве. С этой точки зрения особое место в данном законе занимает ст. 1 — новелла в современном российском праве. Ни в ранее действовавшем Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026—1 «О милиции», ни в каком-либо другом нормативном правовом акте Российской Федерации не содержится подобной правовой нормы. Данная статья является ключевой для названного закона, она определяет его идеологию и нормативное содержание, определяет правоохранительное предназначение полиции. Это означает, что всей своей деятельностью полиция обеспечивает неуклонное выполнение субъектами права требований, предусмотренных нормативными правовыми актами. Полиция выявляет правонарушения, раскрывает их и привлекает к ответственности виновных. Правоохранительная деятельность является материальной гарантией соблюдения требований права и направлена на охрану самого права, обеспечение режима законности в государстве.

Необходимость законодательного закрепления правоохранительного предназначения полиции в современном российском государстве — явление закономерное.

Во-первых, ранее существовавшая в Российской Федерации милиция выполняла ряд

обязанностей, не свойственных правоохранительному органу: содержание медицинских вытрезвителей, проведение технического осмотра автотранспортных средств, административное выдворение иностранных граждан, ведение реестра дисквалифицированных лиц, контроль за применением контрольно-кассовой техники и др. Данное обстоятельство негативно сказывалось на выполнении милицией основной правоохранительной функции, приводило к снижению уровня концентрации подразделений милиции на основной служебной деятельности, что ухудшало результаты деятельности правоохранительной.

Во-вторых, объективно исторически сложившаяся мировая практика свидетельствует о том, что государство должно иметь эффективный инструмент для борьбы с правонарушениями и обеспечения надежной защиты закрепленных Конституцией прав и свобод личности. На наш взгляд, таким инструментом является полиция, прошедшая многовековой путь эволюции.

Наша страна идет по пути глубоких преобразований всего уклада общественных отношений, и безусловный приоритет приобретают права и свободы личности. Следовательно, первостепенной задачей государства является гарантированная защита этих прав и свобод. Государство должно иметь отвечающую современным реалиям общественного развития систему твердого, устойчивого обеспечения прав и свобод личности, что закономерно вытекает из природы строящегося в России демократического государства. Основным звеном этой системы должен быть государственный орган, построенный на незыблемых профессиональных началах. Таким органом в современной России является полиция, правовой статус которой закреплен в настоящем законе.

1. О полиции: Федеральный закон от 2 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2. О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // СПС Гарант (утратил силу).

3. Медведев Д.А. Смена названия милиции на полицию имеет важное символическое значение // Рос. газ. 2010. 24 дек.

4. Нургалиев Р.Г. Откройте полицию // Рос. газ. 2011. 13 янв.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

1. Акулинин Е. П. Инструкция городовым городской полиции. — Одесса. 1912.

2. Алякринский С. А. Схема предварительного следствия по Уставу уголовного судопроизводства с разъяснениями правительствующего Сената, циркулярными распоряжениями Министерства юстиции и руководящими положениями юридической литературы. — М., 1912.

3. Андриянов С. Министерство внутренних дел: Исторический очерк. — СПб., 1902.

4. Анучин Е. Н. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России с учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени. — СПб., 1872.

5. Баршев Я. И. Основания уголовного судопроизводства с применением к Российскому уголовному судопроизводству. — СПб., 1841.

6. Беляева Л. И. Гений русского сыска (так называли начальника санкт-петербургской сыскной полиции Ивана Дмитриевича Путилина) // Милиция. 1998. № 2.

7. Брадаев Б. Я. Очерки по следственной части: история, практика. Пг., 1916.

8. Власов В. И., Гончаров Н. Ф. Организация розыска преступников в России в XIX — XX вв. (историко-правовое исследование): Монография: В 2 ч. — М.: РИПКР МВД России. 1997. Ч. 2 — 126 с.

9. Вульферт А. К. Реформа предварительного следствия. — М., 1881.

10. Генсиор И. Заметки об уголовном розыске. — Ревель. 1911.

11. Гиссе С. А. Дознание, его цели и способы производства: Руководство для чинов полиции, волостного и сельского начальства. — Казань. 1878. Ч. 1; 1879. Ч. 2.

12. Гольцев В. А. Законодательство и нравы в России VIII века. — СПб., 1896.

13. Дашкевич Л. Наше Министерство внутренних дел. — Берлин. 1895.

14. Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. Изд. 2-е. — СПб., 1908.

15. Добкевич Л. Пособие чинам полиции как быстро проводить дознание и составлять протоколы. — М., 1908.

16. Долгов Д. Основные формы уголовных следствий, вообще принятых при их производстве. — СПб., 1846.

17. Дьяконов М. А. Очерки истории русского права. История уголовного права и судопроизводства. — Юрьев. 1905.

18. Елинский В. И. Становление и развитие уголовного сыска в России (Х в. — начало ХХ в.): Монография. — М.: МЮИ МВД России. 1997. — 84 с.

19. Елинский В. И. Теоретические и социальные предпосылки развития уголовного сыска в России (Х в. — начало ХХ в.): Лекция. — М.: МЮИ МВД России. 1998. — 33с.

20. Жеребцов В. О. Предварительное следствие: Практическое пособие для начинающих судебных следователей, кандидатов на судебные должности и чинов полиции. — СПб., 1891.

21. Жиряев А. Теория улик. — Дертт. 1855.

22. Законопроект о преобразовании полиции в Империи. — СПб., 1913.

23. Зерцалов А. М. Объезжие головы и полицейские дела в Москве в конце XXVII в. — М., 1894.

24. Зейдель Макс. Полиция безопасности. — Гродно. 1891.

25. Инструкция фотографирования преступников и составления регистрационной карты примет (Приложение к циркуляции Департамента полиции от 29 декабря 1906 г. № 1 и от 9 апреля 1907 г. № 110). — СПб., 1907. — 70 с.; 11 табл.

26. Инструкция по организации наружного наблюдения. — СПб., 1908.

27. Инструкция чинам сыскных отделений. — СПб., 1910.

28. Инструкция для стражников уездной полиции. — СПб., 1913.

29. Инструкция околоточным надзирателям Московской столичной полиции. — М., 1906.

30. Инструкция чинам полиции при производстве дознаний. — Варшава. 1898.

31. Инструкция чинам полиции округа Харьковской Судебной палаты по обнаружению и исследованию преступлений. — Харьков.

32. Иозефи В. К вопросу о реорганизации полиции. — Киев. 1905.

33. История полиции дореволюционной России (Сборник документов и материалов по истории государства и права): Учебное пособие / Сост. Курицын В. М., Мулукаев Р. С., Коряков В. П. // Правоведение. 1985. № 4.

34. История полиции дореволюционной России. — М., 1981.

35. Квачевский А. А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам 1864 г. — СПб., 1866.

36. Кистяковский А. Исследование о смертной казни. — Киев. 1867.

37. Кошко А. Ф. Очерки уголовного мира царской России: Воспоминания бывшего начальника московской сыскной полиции и заведовавшего всем уголовным розыском Империи. — Париж, 1926: Репринтное воспроизведение. — М., 1992.

38. Крылов И. Ф., Бастрыкин А. И. Розыск, дознание, следствие. — Л., 1984.

39. Лавров. Права и обязанности полиции. — Рязань. 1913.

40. Лешков В. Н. О мерах против воровства, грабежа и др. нарушений имущественной и личной безопасности. — М., 1861.

41. Лебедев В. И. Искусство раскрытия преступлений. — СПб., 1909. Т. 1.

42. Линовский В. Опыт исторических розысканий о следственном уголовном судопроизводстве в России. — Одесса. 1849.

43. Лонге Н. Древнее русское судопроизводство (14, 15, 16 и половина 17 веков). — СПб., 1884.

44. Лукин В. Памятная книга полицейских законов для чинов городской полиции. — СПб., 1856.

45. Лушин А. Н. Детективы нижегородской ярмарки. — Н. Новгород, 1999. — 87 с.

46. Макалинский П. В. Практическое руководство для судебных следователей. Изд. 6-е. — СПб., 1907.

47. Миллер А. Современный уголовный розыск. Регистрация преступлений. Дактилоскопия. — Варшава. 1910.

48. Министерство внутренних дел. 1802—1902 гг. Исторический очерк. 1903.

49. Михневич В. С. Язвы Петербурга (опыт историко-статистического исследования нравственности столичного населения). — СПб., 1866.

50. Мордухай-Болтовский. Сб. узаконений и распоряжений правительства, касающихся обязанностей полиции. — СПб., 1880.

51. Мулукаев Р. С., Полубинский В. И. Сказ о сыске // Советская милиция. 1990. № 1—12.

52. Муравьев Н. В. Инструкция чинам полиции округа С.-Петербурга по обнаружению и исследованию преступлений. Изд. 1-е. — СПб., 1882; Изд. 2— 5-е, указ. соч., 1884; Изд. 6-е, указ. соч., 1885.

53. Назанский В. Краткое руководство к познанию правил, для производства следственных и военно-судных дел, на существующих узаконениях основанное. — СПб., 1832.

54. Назанский В. Производство дел следственных, извлеченное из Свода законов Российской Империи. — СПб., 1834.

55. Наливкин Ф. Важное и необходимое предостережение следователей, обвиняемых и обвинителей по уголовным делам. — М., 1847.

56. Нестеров М. Д. Краткий курс сыскного дела, преподаваемый в Уфимской школе полицейских урядников. — Уфа. 1914.

57. Нечаевский П. Алфавитный указатель действующих узаконений для руководства чинов полиции. — СПб., 1900.

58. Обозрение настоящего состояния и деятельности. — С.-Петербургской полиции. — СПб., 1883.

59. Оболенский Н. В. Практическое руководство к производству следствий. — М., 1855.

60. Об усилении штата сыскной полиции города Санкт-Петербурга. — СПб., 1903. — 17 с.

61. Отчет о деятельности Петербургской сыскной полиции: Показания Протопопова. — СПб., 1905 // Красный архив. 1925. № 2(9).

62. Перченко П. В. Дактилоскопия и уголовный розыск. Применение фотографии для обнаружения виновных в беспорядках скопом. — Курск. 1914.

63. Приложение к справке о положении уголовного сыска в Империи и методах его развития. — СПб., 1913.

64. Рейтблат П. Архивы полицейского сыска // Родина. 1990. № 12.

65. Ренсиор И. П. Заметки об уголовном розыске и регистрации преступников. — Ревель. 1914.

66. Сводная ведомость отзывов губернаторов на циркулярный запрос Департамента полиции от 5 ноября 1910 г. за № 126955. (К совещанию по вопросам уголовного сыска, образованного при Департаменте полиции 26 июня 1913 г.). — СПб., 1913. — 37 с.

67. Селиванов Н. Судебно-полицейский розыск у нас и во Франции // Юридический вестник: Издание Московского юридического общества. 1884.

68. Следопроизводитель, или Обозрение постановление, руководствующих к познанию порядка производить исследования / Сост. П. Иванов. — СПб., 1834.

69. Смирнов М. П. Становление регистрации преступников в полиции дореволюционной России. — М.: Академия, 1982. — 9 с.

70. Снегирев Н. М. О сыске. Опыт исследования приемов, способов и средств к раскрытию истины происшествий. — Касимов. 1908.

71. Соколов А. О. О дознании и розыске // Журнал гражданского и уголовного права. — СПб., 1890. Кн. 9.

72. Справка об органах уголовного сыска по законопроекту о преобразовании полиции. — СПб., 1913.

73. Уголовный сыск в России (IX — начале XX вв.), Исторические очерки. — Владимир. 1999. — 60 с.

74. Халютин Л. И. Московский сыщик Яковлев: Воспоминания // Современник. Т. 75. Отд. 1. 1859. № 5.

75. Чельцов-Бебутов М. А. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. — М., 1957.

76. Шинджикашвили Д. И. Сыскная полиция царской России в период империализма. — Омск: ОВШМ МВД СССР. 1973. — 67 с.

77. Щегловитов И. Следственная часть за 25 лет: Журнал гражданского и уголовного права. — СПб., 1889. Кн. 9.

Закон о полиции в списке литературы

Подстрочные ссылки применяются во множестве различных случаев. Рассмотрим некоторые из них, которые встречаются наиболее часто (кстати, приведенные ниже примеры могут также рассматриваться как образцы применения библиографического оформления).

А. После указания в тексте на нормативно-правовой акт и иной официальный документ:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», — говорится в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1 .

Как следует из Закона РФ «Об образовании» (п. 6 ст. 33), право на образовательную деятельность учебное заведение приобретает после выдачи ему государственной лицензии 2 .

В Федеральном законе от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» 3 закреплены права военнослужащих внутренних войск при несении боевой службы.

Б. После цитаты, если поясняющий текст предшествует ей или вставлен в её середину:

То, что понимание ценности права приходит к разным человеческим обществам в разное время, не меняет их сути, и об этом прекрасно писал выдающийся русский юрист П.И. Новгородцев: «Если говорят иногда, что сами эти идеи равенства и свободы представляют плод дальнейшего развития и, если этим указанием хотят опровергнуть мысль о безусловном значении этих начал, то надо заметить, что здесь повторяется одно из обычных недоразумений позитивистского образа мышления. Процесс постепенного уяснения известных истин в человеческом сознании принимается за доказательство изменчивости этих истин по существу» 4 .

В. После пояснительного текста, если он следует за цитатой:

«Не нужно, чтобы правительство выходило из своей сферы, но власть его в своей области должна быть неограниченной», — обращал внимание в своих трудах французский ученый-либерал Б. Констан 5 .

«Исполнительно-распорядительные органы государственной власти – органы, призванные обеспечивать реализацию политики государства и исполнение законов, принятых его представительными учреждениями», — считает Л.И. Спиридонов 6 .

Г. При использовании материалов периодической печати:

«Журнал российского права» в 2003 году неоднократно обращался к проблемам федеративных отношений 1 .

Список использованных источников и литературы – неотъемлемая и очень важная часть любой научной работы. Указанный список обязательно должен присутствовать и в курсовой работе, завершая её. Он может иметь различные названия (жестких требований здесь нет), например: «Список литературы», «Список использованных источников» (наиболее предпочтительные варианты), «Список использованных источников и литературы», «Библиография», «Литература», «Нормативные акты и литература» и т.п. (Примерная форма списка приведена в Приложении 6.)

Список может быть единым, а также делиться на разделы и подразделы.

Если Вы составляете единый список, то в начале в нем должны быть перечислены нормативные акты, а затем – научная и другая литература, использованная Вами. Но желательно все-таки разбить список на разделы, например:

Материалы практики (при необходимости).

Нормативно-правовые акты и другие официальные документы должны располагаться по их юридической силе, а каждая группа документов — в хронологическом порядке (по дате принятия, подписания документа). Должна соблюдаться следующая последовательность:

Конституция Российской Федерации (если она использовалась);

международно-правовые документы – конвенции, договоры (как ратифицированные СССР или РФ, так и не ратифицированные), декларации;

федеральные конституционные законы;

законы РСФСР, Российской Федерации, федеральные законы (в том числе кодексы), постановления Верховного Совета РФ (РСФСР);

акты палат Федерального Собрания;

законы субъектов Российской Федерации;

указы и распоряжения Президента РФ;

постановления и распоряжения Правительства РФ;

нормативные акты (указы, постановления, распоряжения) высших должностных лиц (президентов, губернаторов, глав администраций) и правительств субъектов Федерации;

нормативные акты (постановления, приказы и т.п.) федеральных органов исполнительной власти;

нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации;

акты органов местного самоуправления;

постановления Конституционного Суда РФ;

постановления Пленумов Верховного Суда РФ

постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ.

Нормативные акты, принятые органами власти Союза ССР, должны следовать за актами, принятыми соответствующими органами Российской Федерации (РСФСР), при этом указы Президиума Верховного Совета СССР – после указов Президента РФ.

Специальная литература располагается строго по алфавиту (по фамилиям авторов или названиям книг, статей и т.п.). Библиографическое описание начинают с фамилии и инициалов автора или заглавий книг, статей (если автор не указан). Книги необходимо описывать в соответствии с их титульным листом.

Материалы судебной и административной практики располагают в хронологическом порядке.

Список литературы

Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ // Российская газета. 2011.8 февраля.

Вопросы организации полиции: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 // СПС «Консультант Плюс».

Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477 // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 25, ст.3060.

Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России: Приказ МВД РФ от 27 июня 2003 года N 484 // СПС «Консультант Плюс».

Инструкция по документационному обеспечению управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 4 декабря 2006 г. N 987 // СПС «Консультант Плюс».

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. Приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. N 76 // СПС «Консультант Плюс».

Коренев, А.П. Организация управления в ОВД/ А.П. Коренев. — М.: «Щит-М», 2003.

Кузнецова Т.В. Делопроизводство: (Документационное обеспечение управления). — М., 2007.

Рогожин М.Ю. Документационное обеспечение управления: Учебно-практическое пособие. — М., 2006.

Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. Саратов, СЮИ МВД России, 2009.

Сухарев, В.Ф. Организационный механизм ОВД: Лекция/ В.Ф. Сухарев. — М.: Академия управления МВД РФ, 2002.

Четвериков, В.С., Четвериков, В.В. Основы управления в органах внутренних дел/ В.С. Четвериков, В.В. Четвериков. — М.: Новый Юрист, 1997.

Приложение

Приведите и проанализируйте сложившуюся систему информационного обеспечения органа внутренних дел, где служите. По результатам разработайте предложения по её совершенствованию.

Система информационного обеспечения начальника отдела полиции № 5 (ОП № 5) Межмуниципального управления МВД России «Красноярское».

Высший уровень накопления информации ОП-5 — начальник отдела полиции №5.

Информация начальнику поступает из:

Отдел уголовного розыска:

Старший оперуполномоченный, оперуполномоченный.

Отдел участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних:

Старший участковый, участковый уполномоченный полиции.

Старший инспектор (по делам несовершеннолетних), инспектор.

Начальник отдела, заместители.

Старший дознаватель, дознаватель.

Группа по исполнению административного законодательства:

Отдельная рота патрульно-постовой службы полиции:

Командир отдельной роты.

Командир мобильного взвода.

Инспектор патрульно-постовой службы полиции.

Полицейский по охране здания.

Полицейский, полицейский-кинолог, полицейский-водитель.

Группа анализа, планирования и учёта:

Старший инспектор (по анализу, планированию и контролю).

Старший инспектор, инспектор.

Старший оперативный дежурный, оперативный дежурный.

Дежурный по разбору с доставленными и задержанными.

Помощник оперативного дежурного.

Изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых:

Подразделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых:

Старший полицейский конвоя, полицейский, полицейский-водитель.

Отделение материально-технического обеспечения:

Группа делопроизводства и режима:

Ведущий инспектор, старший инспектор, инспектор.

Отдел №5 по расследованию преступлений на обслуживаемо территории:

Начальник отдела, заместитель.

Старший следователь по особо важным делам.

Старший следователь, следователь.

Высший уровень накопления информации представляет начальник ОП. Начальник отдела полиции №5 Межмуниципального управления МВД России «Красноярское» получает информацию о всех событиях, которые происходят на обслуживаемой территории, от начальников отделов, отделений ОП№5. Последние в свою очередь получают информацию от своих подчиненных. При необходимости начальник ОП может получить информацию от непосредственного исполнителя (например, участкового уполномоченного, дознавателя и так далее).

В распоряжение руководителя поступает аргументированная цифрами, выводами и предложениями информация. Это позволяет начальнику облегчить процесс выявления проблем, причин их породивших, а главное есть возможность своевременно и быстро принять решение, которое будет носить адресный характер выполнения и верные сроки контроля и проверки.

На основе обобщенных данных начальник ОП проводит собственный анализ деятельности всех подразделений, оценивает обстановку, сложившуюся на подведомственной территории, осуществляет контроль.

Информация, которую получает начальник ОП, служить источником позитивных изменений внутри системы, способствует ее совершенствованию или перерождению в другое более совершенное качество.

Упорядочивание информационных потоков, позволяет повысить эффективность управления, профессиональную компетентность кадров, уровень информационной культуры, а, следовательно, и качество реализации задач, стоящих перед различными подразделениями ОП.

В ОП-5 начальнику не всегда начальники отделов доводят информацию, которая является полной, так как не все действия начальники отделов согласуют друг с другом, перед докладом руководителю ОП не уточняют результаты проделанной работы других подразделений. Отсутствие взаимодействия начальников отделов и передача ими недостоверной информации руководителю приводит к неправильному, неверному пониманию ситуации, что не позволяет своевременно и быстро принять решение. Таким образом, начальникам отделов необходимо тесно взаимодействовать друг с другом, делиться в полном объеме имеющейся информацией, и докладывать начальнику ОП достоверные факты, с учетом проделанной работы всех отделов.

В настоящее время количество рабочих совещаний с участием начальников отделов в ОП-5 сократилось, а стало проводится больше совещание с участием личного состава подразделений. Причем на данных совещания рассматриваются, вопросы по существу, например, конкретные уголовные дела, определяются проблемы по делам, сразу на месте определяются исполнители поставленных задач для решения проблемы. И на последующих совещания с конкретных лиц спрашивают результат, анализируются причины невыполнения поставленной задачи, определяются дальнейшие пути её решения. Данные совещания приносят большую практическую пользу, а так как на данных совещания активное участие принимает начальник ОП, то он владеет не только общей информацией о работе отдела, но и видит работу отдела изнутри, со всеми её реально существующими проблемами, также позволяет изучить коллектив, психологический климат среди сотрудников.

Размещено на Allbest.ru

1 Сухарев, В.Ф. Организационный механизм ОВД: Лекция/ В.Ф. Сухарев. – М.: Академия управления МВД РФ, 2002. С. 71.

2 Кузнецова Т.В. Делопроизводство: (Документационное обеспечение управления). — М., 2007. С. 21.

3 Четвериков, В.С., Четвериков, В.В.. Основы управления в органах внутренних дел / В.С. Четвериков, В.В. Четвериков. — М.: Новый Юрист, 1997. С. 86.

4 Сухарев, В.Ф. Организационный механизм ОВД: Лекция / В.Ф. Сухарев. – М.: Академия управления МВД РФ, 2002. С. 84.

5 Рогожин М.Ю. Документационное обеспечение управления: Учебно-практическое пособие. — М., 2006. С. 213.

7 Кузнецова Т.В. Делопроизводство: (Документационное обеспечение управления). — М., 2007. С. 231.

8 Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. Саратов, СЮИ МВД России, 2009. С. 176.

9 Кузнецова Т.В. Делопроизводство: (Документационное обеспечение управления). — М., 2007. С. 214.

10 Рогожин М.Ю. Документационное обеспечение управления: Учебно-практическое пособие. — М., 2006. С. 236.

11 Рогожин М.Ю. Документационное обеспечение управления: Учебно-практическое пособие. — М., 2006. С. 236.

12 Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. Саратов, СЮИ МВД России, 2009.

13 Собрание законодательства Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 25, ст. 3060.

Закон о полиции в списке литературы

Список использованной литературы / Административно-правовой статус криминальной милиции

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 25 января 1993г.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 1996 г. — № 25 — Ст. 2954.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ // Российская газета. — 22 декабря 2001г. — №249.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 7 января 2002 г. — № 1 (часть I) — Ст. 1.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание Законодательства Российской Федерации. -14 августа 1995г. — №33. — Ст.3349.

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 22 апреля 1991г. — №16. — Ст. 503.

Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 26 июля 2004г. — №30. — Ст.3149.

Указ Президента РФ от 28 июля 2004г. №976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2 августа 2004г. — №31. — Ст.3234.

Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 21 октября 1996г. — №43. — Ст. 4916.

Постановление Правительства РФ от 26 июля 2001 г. № 558 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 6 августа 2001г. — №32. — Ст.3325.

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 11 декабря 2000г. — №50. — Ст.4904.

Приказ МВД от 5 августа 2005 года №650 «О введении в действие систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования»

Приказ МВД РФ от 12 января 2002 г. № 23 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Приказ МВД РФ от 21 августа 1997 г. №517 «Об утверждении Инструкции по организационно-штатной работе в органах внутренних дел Российской Федерации»

Приказ МВД РФ от 23 ноября 2002 г. № 1150 «О введении в действие систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования»

Приказ МВД РФ от 29 октября 2001 г. № 951 «О неотложных мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по борьбе с терроризмом, отнесенным к компетенции МВД России» // Библиотечка Российской газеты. — 2003г. — выпуск № 13.

Приказ МВД РФ от 31 мая 2002 г. № 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 1 июля 2002г. — №26.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.

Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 214-О «По запросу Главы администрации Псковской области о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 8 и 9 Закона Российской Федерации «О милиции»

Постановление Конституционного Cуда РФ от 10 декабря 1997 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 декабря 1997г. — №51. — Ст.5877.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 сентября 1998 г. № 1487/97 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1998г. — №12.

Актаев Р.М. Криминологический анализ латентной преступности. Автореферат диссертации. – СПб., 1999.

Васильев Н.Н. Организованная преступность Актуальные проблемы теории и практики и актуальные проблемы взаимодействия криминальной милиции и подразделений ФСБ (оперативно-розыскной аспект) // В сб. Правовые, научные и организационно-тактические проблемы оперативно-розыскной деятельности в современных условиях. М.: Моск.юрид.ин – т МВД России, 1997.

Гирько С.И. Роль и функции милиции в уголовном процессе России: Монография. – М.: Издательство «Щит-М», 2005.

Гуляков А.Д., Караханов Н.В. Организация взаимодействия криминальной милиции с милицией общественной безопасности и органами предварительного следствия в процессе раскрытия и расследования преступлений: Аналитический обзор. М., 1995.

Зубач А.В., Кокорев А.Н., Русакова Р.А. Основные направления деятельности милиции: Учебное пособие. – М.: МосУ МВД России, изд-во «Щит-М», 2005.

Интервью Министра внутренних дел России генерал-полковника милиции Рашида Нургалиева «Парламентской газете» // http://www.mvd.ru/index.php?docid=3696

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации // Под редакцией А.В. Смирнова. Спб., 2003.

Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. М., 1992. С. 71-77.

Невирко Д.Д. Организация взаимодействия подразделений дознания и криминальной милиции органов внутренних дел. – Красноярск. – 2004.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1987.

Полицейское право. Лекционный курс. Автор Бельский К.С., 2004.

Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография / Под научн. ред. проф. В.Т. Томина. — Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001.

Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005.

Пресс-релиз к брифингу МВД РФ: «Ведомственная система оценки деятельности органов внутренних дел, как одна из мер, направленная на укрепление доверия граждан» // http://www.mvd.ru/index.php?docid=3747

Рыжаков А.П. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». – М.: Норма, 2005.

Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993.

Соловей Ю.П., Черников В.В.. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». Издание второе, переработанное и дополненное — М.: «Проспект», 2001.

Томин В.Т. Проблемы оптимизации сферы функционирования органов внутренних дел. Горький, 1978.

Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. Спб.: Равенна, Альфа, 1995.

Энциклопедия государства и права / под. ред. П. Стучка. Том. II . – М.: Изд-во коммунистической академии, 1925-26 гг.