Уголовный кодекс хищение угон

Из УК РФ могут исключить статью об ответственности за угон автомобиля без цели хищения

Ответственность за неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения могут усилить. Соответствующий законопроект 1 , разработанный депутатом Олегом Ниловым, внесен в Госдуму.

Предлагается исключить из УК РФ ст. 166, предусматривающую ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон). При этом планируется осуждать виновных в совершении указанного деяния в соответствии со ст. 158 УК РФ «Кража».

Автор инициативы считает, что по своей правовой природе угон является кражей и выделение данного преступления в отдельный состав при невозможности доказывания субъективной стороны преступления является лишь способом для лиц, совершивших кражу в значительном или крупном размере, избежать более строгого наказания, которое они должны нести по ст. 158 УК РФ.

В настоящее время по ст. 166 УК РФ за неправомерное завладение автомобилем без цели хищения предусмотрен штраф до 120 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо арест до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет. При этом п. 4 «б» ст. 158 УК РФ предусматривает за кражу в особо крупном размере (а стоимость угоняемых машин по большей части составляет несколько миллионов рублей) лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. По мнению Нилова, наличие в УК РФ ст. 166 напрямую влияет на тенденцию увеличения числа угонов, так как зачастую автомобильным ворам назначают условное наказание, и они снова совершают преступления.

Согласно статистике, в Санкт-Петербурге в 2014 году было угнано 6255 машин. Раскрываемость краж за данный период составила всего 3,6%. 45 человек из числа задержанных, по версии правоохранительных органов, угнали автотранспорт с целью «покататься». «Следовательно, в случае избежания соответствующего деянию наказания эти люди будут и дальше совершать преступления», – отмечает парламентарий.

Как УК РФ квалифицирует угон автомобиля

Похищение автомобиля является преступлением, наказание за которое предусмотрено Уголовным Кодексом. По статистике в России угоняется более 50 000 автотранспортных средств, причем более 85% составляют легковые автомобили, принадлежащие физическим лицам.

Раскрываемость подобных преступлений не большая. В среднем по регионам государства находят 3 машины из 10 украденных автотранспортных средств.

Статьи УК без цели хищения и с целью хищения

Преступление, связанное с угоном автотранспорта может квалифицироваться, как:

  • кража, то есть угон автомобиля (статья 158 УК РФ) с целью хищения имущества;
  • угон автотранспорта без цели похищения, то есть завладение автомобилем на конкретное время (статья 166).

Каждой статьей предусмотрены различные наказания. Статья 158 предусматривает более высокую степень ответственности, чем статья 166. Однако существуют смягчающие обстоятельства и факторы, усиливающие вину преступника.

По какой статье завести уголовное дело решается в ходе проведения расследования. Как правило, при первом обращении собственника авто предполагается правонарушение по статье 166 и только при обнаружении дополнительных факторов данная статья может быть изменена.

Угоном автотранспорта не считаются ситуации, когда:

  • автомашина продана лично собственником, а новый автовладелец не зарегистрировал его согласно разработанным правилам. Нередко встречаются ситуации, когда бывшие владельцы, оказавшиеся в подобной ситуации, заявляют именно об угоне авто. Но стоит помнить, что такой собственник может быть обвинен в ложном доносе (что карается опять таки Уголовным Кодексом);
  • автотранспорт эксплуатируется одним из членов семьи собственника, а сам владелец не знает об этом факте. При подаче заявления в полицию об угоне авто требуется предоставить список всех возможных водителей и второй комплект ключей от автомобиля.

Если ключи не предоставляются, то в проведении расследования и возбуждении дела будет отказано.

Нередко так же раскрываются мошенничества с автотранспортными средствами с целью получения страховки. Следует помнить, что вся не законная деятельность наказывается.

Статьи о хищении имущества из ТС

Хищение имущества из транспортного средства может квалифицироваться по статьям:

  • о краже (№158). Минимальное наказание – штраф в размере до 80 тыс. рублей, а максимальное – лишение свободы на срок, не превышающий 2 лет;
  • о хищение предметов особой ценности (№164). Предметами, относящимися к изделиям с особой ценностью, являются антиквариат, картины, иные предметы искусства, исторические ценности и так далее. Такие вещи, как правило, редко хранят в автомобилях, но хищение может произойти в результате перевозки. Подобные деяния наказываются и арестом (максимально 10 лет) и штрафом (до 500 000 рублей) или принудительными работами (до 5 лет);
  • умышленное полное уничтожение или нанесение повреждений личному имуществу (№167). При совершении кражи из автомобиля разбивают стекла, портят дверные замки и так далее. Такие деяния рассматриваются как умышленное повреждение чужого имущества. В зависимости от стоимости нанесенных повреждений наказание может составлять от штрафа в размере 40 000 рублей, до лишения свободы (срок до 2 лет).

Наказание к похитителю имущества из автомобиля назначается после рассмотрения всех подробностей преступления и может определяться как отдельной (какой-либо) статьей, так и несколькими статьями по совокупности.

Умышленный угон автомобиля (по статье 166 УК РФ) может караться следующими способами:

  • наложение штрафа, сумма которого не может превышать 120 тыс. рублей;
  • штраф в размере годовой заработанной платы человека, признанного виновным;
  • лишение свободы максимум на 6 месяцев;
  • условный срок не более чем на 3 года;
  • привлечение к обязательным работам на срок до 5 лет.

Выбор наказания зависит от:

  • личности преступника (его возраста и характеристики). По данной статье могут привлекаться лица, начиная с 14-ти летнего возраста;
  • периодичности совершения преступлений не зависимо от их вида;
  • тяжести совершенного деяния;
  • иных факторов, принимаемых во внимание судебным органом.

Если угон автотранспорта совершается с применением насилия, способного причинить вред здоровью человека, то срок ограничения свободы увеличивается до 12 лет (пункт 4).

Если в результате преступного деяния владельцу автотранспортного средства причинен особо крупный ущерб (стоимость угнанного автомобиля превышает 1 млн. рублей), то человек, совершивший преступление может быть лишен свободы на максимальный срок, составляющий 5 лет.

Данная статья не распространяется на воздушный и водный транспорт (угон таких видов транспортных средств квалифицируется статьей 211 УК).

Угон автомобиля по статье УК РФ с целью хищения (№158) предусматривает наказание:

Если кража совершена с причинением значительного ущерба (показатель определяется в зависимости от материального положения потерпевшего, но не может быть менее 2 500 рублей), то виновный может быть наказан следующими способами:

Если преступление определяется как кража в крупном размере (более 250 000 рублей), то размер штрафа может быть увеличен до 500 000 рублей, а срок ареста до 6 лет.

Кража может быть совершена и в особо крупном размере (угнана машина стоимостью более 1 000 000 рублей). Такое преступление карается лишением свободы действий на срок до 10 лет и наложением штрафных санкций в размере до 1 млн. рублей.

Таким образом, срок за угон автомобиля по статье УК РФ с целью хищения может быть от 2 до 10 лет.

Сразу после угона автотранспорта возбуждается уголовное дело именно по статье 166 и только по истечении 10 дней (если автомобиль не найден) преступление может быть переквалифицировано по статье 158.

Статистика угонов автомобилей в Москве 2018-2015 гг по маркам показана в таблицах.

Если преступление совершено группой лиц

Все статьи УК предусматривают иное более жесткое наказание, если преступление совершается группой лиц.

Группа лиц – это два и более человек, предварительно договорившиеся между собой о совершении определенного правонарушения (в данном случае угона автотранспортного средства).

Угон автомобиля по статье УК РФ с целью продажи (№158), совершенный группой лиц наказывается:

  • взиманием штрафа в максимальном размере 200 000 рублей;
  • арестом на срок до 5 лет.

Причем, судебным органам не важно, кто именно сидел за рулем автомобиля. Считается, что преступление совершено каждым членом группы и, соответственно, каждый человек в отдельности обязан понести определенное наказание.

Решением суда по преступлению, предусмотренному статьей 166 и совершенному группой лиц, может быть наложение штрафных санкций в размере не превышающим
200 000 рублей или арестом не более чем на 5 лет.

Таким образом, правонарушения, связанные с угоном или хищением автотранспорта группой лиц наказывается более строго, чем в ситуации, когда преступник является одиночкой.

Чем отличается угон от хищения

Грань между понятием угона без цели хищения и хищением автомобиля очень тонкая.

Определение степени виновности человека, совершившего угон автомашины и статьи, по которой в дальнейшем будет вынесено наказание, в большинстве случаев происходит, основываясь на субъективных факторах (например, мотив или цель совершения преступного деяния).

Под угоном автомобиля (статья 166) подразумевается временное завладение, то есть автомобиль изъят для достижения какого-либо объекта или просто покататься.

Человек или группа лиц, совершивших угон, не имеют цели продать похищенный автомобиль или завладеть каким-либо агрегатом.

Кража автотранспорта совершается с целью продажи машины целиком или по отдельным частям, а так же использования машины в своих целях.

Примеры из судебной практики:

  1. Человек, идущий по улице увидел открытый автомобиль и решил доехать на нем до дома. За квартал до пункта назначения подозреваемый бросил машину, где она и была обнаружена сотрудниками полиции. Момент совершения преступления был зафиксирован камерой слежения, расположенной на магазине одежды. Преступник был задержан и осужден по статье 166. Так как правонарушитель ранее не привлекался, и автотранспортное средство не было испорчено, то решением суда на него был наложен штраф в размере 100 000 рублей;
  2. Преступник совершил попытку угона автомобиля (статья УК РФ №166), то есть взломал машину и начал движение. Из-за бдительности окружающих похититель был задержан через 200 м от места совершения преступления. Человек был наказан штрафом в сумме 65 тыс. рублей.
  3. Автомобиль был угнан и продан третьему лицу. Раскрытие преступления и задержание виновного состоялось при попытке произвести регистрационные действия. Преступник наказан по статье 158. Наказание составило 1 год и 6 месяцев лишения свободы действий.

Таким образом, преступления, связанные с угоном автомобилей караются по статьям 158 и 166 УК РФ.

Одна (№166) подразумевает временное завладение транспортным средством с определенной целью, не связанной с продажей или разборкой машины, а вторая (№158) характеризует угон машины как кражу, то есть завладение чужим имуществом с целью получения прибыли.

Наказание, предусмотренное каждой статьей, зависит от обстоятельств, выявленных при проведении расследования. Минимальный приговор предусматривает наложение штрафных санкций, а максимальный – арест на срок до 12 лет.

Стоимость страховки авто от угона в Росгосстрахе есть здесь.

О том, как защитить от угона велосипед, узнайте из информации.

Видео: Вячеслав Лысаков о законодательном усилении ответственности за угон автотранспортного средства

Завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Угон. Квалификация статьи и состав преступления

Современные технологии позволяют завладеть чужим транспортным средством в считанные секунды. В зависимости от того какие цели преследует угонщик, его действия могут расцениваться, как кража чужого имущества и квалифицироваться по статье 158 УК РФ, а так же как угон статья 166 УК РФ.

Статистические данные 2011 года говорят о возросшем количестве угонов автомобилей по сравнению с 2010 годом. Большую популярность у угонщиков имеют автомобили японского производства. Другие транспортные средства угоняют гораздо реже.
Чаще всего угон автомобилей приходится на ночное время, а местом действия данного преступления являются неохраняемые стоянки и дворы жилых домов.

Угнать автомобиль можно миллионом способов, а вот отвечать за действия, которые не преследуют цель хищения чужого транспортного средства, придется всего по одной статье.

П. 1 ст. 166 УК РФ предусматривает наказание за угон в виде:

  • лишения свободы на срок до 5 лет;
  • штрафа – до 120 тыс. руб.;
  • штрафа в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 1 года;
  • ограничения свободы на срок до 3 лет (условный срок);
  • ареста – 3-6 месяцев.

Уголовная ответственность по ст. 166 УК РФ наступает только в случае неправомерного завладения автомобилем или другим транспортным средством, завладение иным движимым имуществом не может квалифицироваться по данной статье уголовного кодекса.

В список транспортных средств, завладение которыми карается по статье 166 УК РФ входят: автомобили, трактора, трамваи, троллейбусы, грейдеры бульдозера, мотоциклы и мопеды и т.д.

Из списка транспортных средств исключены суда водного и воздушного транспорта и железнодорожные подвижные составы, такой угон образует самостоятельное преступление, которое можно охарактеризовать, как преступление против общественной безопасности. Данное преступление квалифицируется по статье 211 УК РФ.

Нарушение права владения и пользования, которое принадлежит законному владельцу или собственнику транспортного средства, является объективной стороной, такого преступления, как угон.
Неправомерное завладение чужим транспортным средством (автомобилем) – это фактически установление владения им лицом, которому не принадлежит право пользования и владения транспортным средством.

Не имеет состава преступления использование закрепленного за лицом транспортного средства не в рабочих целях. То есть, шофер, воспользовался в личных целях транспортным средством, которое постоянно эксплуатирует в силу своей должности, не является угонщиком. Данное нарушение влечет за собой только дисциплинарное взыскание.

Угоном так же не считается использование транспортного средства членами семьи владельца или собственника автомобиля и даже его близким знакомым, если до этого владелец разрешал им пользоваться автомобилем или они имеют действительные права на него.

Использование законодательством термина угон, говорит о том, что преступление считается завершенным сразу после использования транспортного средства не его собственником или владельцем. По указанию Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ при завладении автомобилем или другим транспортным средством, не важным считается способ, которым авто покинуло место своего нахождения.

Субъективной стороной угона является наличие прямого умысла. Это означает, что в момент незаконного завладения автомобилем или другим транспортным средством преступник осознавал отсутствие у него права на владение и пользование автомобиля, но при этом все же совершил преступление, относящееся к статье 166 УК РФ.

Корыстный мотив, такого преступления, как угон заключается в обращении преступником себе на пользу свойств транспортного средства. При наличии другого корыстного умысла, такого, как например, желание продать автомобиль или любую составляющую его агрегатов, преступление переквалифицируется в хищение чужого имущества.

Угон автомобиля или транспортного средства сопряженный с хищением имущества находящегося в нем, образует совокупность неправомерного завладения автомобилем и кражи чужого имущества.

Минимальный возраст для несения наказания по статье 166 УК РФ – 14 лет.
Лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, карается угон совершенный неоднократно (повторность), группой лиц по предварительному сговору или с применением насилия, которое не является опасным для здоровья и жизни потерпевшего, а так же с угрозой применения такого насилия.

Угон, совершенный группой лиц, предварительно, сговорившихся совершить данный вид преступления, расценивается и карается законом в соответствии с общими правилами о соучастии и с учетом личной роли каждого участника преступления.

Неправомерное завладение автомобилем или другим транспортным средством которое причинило крупный ущерб или совершенное ОПГ наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

В случае угона сопряженного с применением насилия опасного для здоровья или жизни потерпевшего или с угрозой применения такого насилия преступление наказывается лишением свободы на срок от 6 до 12 лет.

Различия между угоном и кражей существенные, так при угоне преступник не преследует цели продать автомобиль или его отдельные детали. Угон лишь возможность пользоваться транспортным средством не имея на то никаких прав.

Потерпевший в деле незаконного завладения автомобилем или другим транспортным средством должен подать заявление об угоне в ОВД или ближайшее отделение милиции. В заявлении указываются все сведенья о владельце автомобиля, марка, номер и особые приметы авто, а так же все предметы, которые находились на момент угона в автомобиле. ОВД обязано выдать «талон уведомление» о принятии заявления к рассмотрению.

При установленной в автомобиле спутниковой системы сигнализации следует связаться с диспетчером и сообщить о факте угона. Наличие страховки обязывает автовладельца сообщить об угоне в свою страховую компанию, которая в свою очередь выдаст ему запрос на справку по форме №3 в ОВД. Получив справку по форме №3 и копию постановления о возбуждении уголовного дела, застрахованному автовладельцу останется только ждать результатов расследования и страховых выплат.

Подозреваемому или обвиняемому в угоне, можно посоветовать только, отстаивать свою невиновность, при помощи адвоката по уголовным делам . Правильно сформулированная классификация дела об угоне поможет понести заслуженное, но минимальное наказание или доказать отсутствие состава преступления.

Адвокат по уголовным делам Виктория Державина

Чем отличается угон от хищения? (статья 166 УК РФ)

Московская коллегия адвокатов «Легис Групп».

Как показывает анализ обращений граждан за защитой по уголовным делам, преступления, совершаемые по ст. 166 УК РФ – неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон), по-прежнему входят в число одних из самых многочисленных по стране.

Одной из главных причин данному обстоятельству является ежегодное увеличение транспортных средств в различных городах России. При этом, согласно анализу материалов уголовных дел, проведенных автором настоящей статьи, в самом общем виде можно выделить как минимум три основных способа, используемых привлекаемыми к уголовной ответственности лицами для неправомерного завладения транспортным средством — совершение угона из закрытых гаражей, где используются различные орудия взлома, наборы отмычек для отпирания замков, сканеры для снятия сигнализации и т.д.; угоны, совершенные на открытых стоянках; угоны, совершенные в присутствии водителей или владельцев автомобилей, причем зачастую соединенные с насилием или угрозой его применения.

При расследовании уголовных дел, органам дознания и предварительного следствия в первую очередь следует иметь ввиду, что под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ) понимается завладение чужим автомобилем или другим транспортным средством (угон) и поездка на нем без намерения присвоить его целиком или по частям.

Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения является оконченным преступлением с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.

Как и любое другое преступление, угон может быть как оконченным, так и неоконченным преступлением в виде приготовления или покушения. Как покушение, угон транспортного средства рассматривается как действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, при этом действия этого лица пресекаются или по иным независящим от него обстоятельствам не доводятся до конца.

Статья 166 УК РФ предусматривает ответственность не только за неправомерное завладение автомобилем, но и иным транспортным средством, при этом под иными транспортными средствами следственно-судебная практика понимает механические транспортные средства (троллейбусы, трактора, мотоциклы, другие самоходные машины с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, катера, моторные лодки).

Автор настоящей статьи, обращает внимание, что мопеды, велосипеды, гребные лодки, гужевой транспорт и т.п., не являются предметом преступления, предусмотренного статьей 166 УК РФ.

Отдельно следует отметить, что если лицо, совершившее угон транспортного средства без цели хищения, наряду с этим похищает находящееся в нем имущество, то содеянное квалифицируется по статье 166 УК РФ и соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за хищения.

Также необходимо обратить внимание, что завладение транспортным средством в целях последующего разукомплектования и присвоения его частей либо обращения транспортного средства в свою пользу или в пользу других лиц, будет квалифицировано как хищение, а не как угон.

Под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения следственно-судебная практика также понимает совершение поездки под управлением владельца или собственника транспортного средства в результате применения к нему насилия или угрозы применения насилия, поскольку в таком случае указанное лицо лишается возможности распоряжаться транспортным средством по своему усмотрению.

В тех случаях, когда лицо неправомерно завладело автомобилем или другим транспортным средством, намереваясь впоследствии возвратить его владельцу за вознаграждение, действия его квалифицируются как хищение по соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

Московская коллегия адвокатов «Легис Групп».

Из Уголовного кодекса предлагают исключить статью об угоне

Свою инициативу депутат объясняет судебной практикой: по его словам, нередки случаи, когда угонщика, который не успел продать автомобиль или разобрать его на части, осуждают по ст. 166 УК («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). Для этого злоумышленнику зачастую достаточно просто сказать, что он взял машину «покататься».

При этом, если он успеет каким-либо образом распорядиться похищенным транспортным средством, его осудят уже по ст. 158 («Кража»), которая предусматривает более суровое наказание.

По своей правовой природе угон является кражей, и выделение данного преступления в отдельный состав при невозможности доказывания субъективной стороны преступления является лишь способом для лиц, совершивших кражу в значительном или крупном размере, избежать более строгого наказания, которое они должны нести.

О внесении изменений в Уголовный кодекс в части признания утратившей силу статьи 166 Уголовного кодекса

Автор инициативы: депутат Олег Нилов

Дата внесения: 23 марта 2018 года

«С целью избежания столь порочной практики законопроектом и предлагается признать утратившей силу статью 166 УК, что означает осуждение совершивших угон автомобилей лиц в соответствии со статьей 158 УК», – сказано в пояснительной записке.

В обоснование своей инициативы Нилов приводит статистику, согласно которой в 2017 году в России были угнаны 43 000 автомобилей, из которых половину злоумышленники «просто взяли покататься». Из 22 400 дел по статье 166 в 2017 году в суд было передано только 13 000.

Правительство и Верховный суд раскритиковали инициативу Нилова и рекомендовали Госдуме не принимать законопроект.

В течение недели на сайте pravo.ru проводился опрос о студенческих мечтах наших читателей. Большинство проголосовавших хотели стать адвокатами (19,8%), следователями (16,9%), консалтерами (14,9%) или судьями (14,9%). Меньшей популярностью пользовались должности прокурора (11,1%) и инхауса (7,3%). Почти половине опрошенных удалось претворить свою мечту в жизнь (39%). А чуть больше четверти читателей за время учебы поменяли свои изначальные планы (27,3%). Параллельно с голосованием на сайте мы собрали истории партнеров известных российских юрфирм о том, как они пришли к юридической профессии и почему на первом курсе университета мечтали совсем о другом будущем.

Наталья Шатихина, управляющий партнер CLC, уже в 4 года решила, что станет юристом, а именно – следователем. Решающим стал сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи», говорит она: «При этом участь криминалиста Зиночки меня совершенно не прельщала. Так что, видимо, могу считаться результатом удачного расчета Щелокова». Но не все определились со своим будущим в столь раннем возрасте. Кто-то из юристов до последнего колебался после окончания школы, выбирая, куда поступить. Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев Групп», мечтал стать актером и подавал документы во ВГИК, но в последний момент передумал и пошел на юрфак МГУ. Тем не менее все студенческие годы, вплоть до окончания аспирантуры, он работал в молодежном вузовском театре.

Алексей Новиков, бывший следователь СКР, а ныне партнёр АБ «ЗКС», в старших классах школы тоже выбирал между двумя сферами: журналистикой и юриспруденцией. Меня привлекало и то, и другое, вспоминает он: «В конце 90-х как-то все переплелось, вспомнить хотя бы такие громкие дела, как убийства журналистов Дмитрия Холодова и Владислава Листьева». Юный авантюризм и любознательность мне казалось возможным удовлетворить в обеих профессиях, говорит адвокат. О журфаке мечтал и адвокат Генри Резник: «Но в Среднеазиатском госуниверситете, где я учился, специализация «журналистика» была только для национального потока, а не для русскоязычного, так что с горя решил пойти на юридический». Антона Ильина, декана юрфака НИУ ВШЭ (СПб), тянуло в юриспруденцию совсем по другой причине. В школьные годы он обожал решать интеллектуальные задачи и представлял себе, что судья занимается тем же самым, когда разбирает тот или иной спор. Вот и Павел Крашенинников, депутат Госдумы, глава комитета по госстроительству и законодательству, вплоть до 3 курса университета мечтал стать судьей. У Латыева, партнера «Интеллект-С», и вовсе выбор юридического вуза оказался во многом обусловлен честолюбивым юношеским максимализмом. Конкурс туда в середине 90-х был сравним с количеством желающих в театральный институт, говорит он.

Детские представления о профессии

Мечты о будущей профессии формируются под влиянием разных факторов. На кого-то из молодых людей влияет мнение родных, другие впечатляются образами из художественных произведений. Адвокату Илье Новикову в 12 лет попалась в руки первая книжка Эрла Стенли Гарднера про Перри Мейсона (прим. ред. – произведение об успешном адвокате по уголовным делам). С тех пор будущий защитник ни дня не сомневался в том, что станет адвокатом, говорит он: «Я хотел заниматься именно уголовными делами. Мои родители это одобряли, ведь в конце 90-х юрфак и экономфак все еще считались дорогими, вымощенными золотым кирпичом».

На Дмитрия Гололобова, приглашённого профессора университета Вестминстер, российского адвоката и английского солиситора, тоже в значительной мере повлияли именно прочитанные книги. Хотя о юристах тогда почти ничего не писали, а профессия была окутана мистическим денежным флером, подчеркивает он. Во времена нашего детства никто никаких юристов особенно не знал, подтверждает Шатихина: «Да и особого престижа профессия в целом не имела. Зато телеэкраны и книжные полки давали доступ к прекрасным детективам». Моей мечтой сразу – с первого курса университета – было заниматься юридической наукой.

А мне нравилось заниматься сложными и абстрактными юридическими конструкциями с первого курса, признается Сергей Белов, декан юрфака СПбГУ: «Наверное, отчасти повлияло то, что мои родители работали в вузе, хотя и не в юридическом, но разговоры в семье часто шли о диссертациях, защитах, научных работах. К концу обучения мое изначальное стремление только окрепло». На мнение своего отца ориентировался и Константин Добрынин, бывший сенатор, а ныне старший партнер КА «Pen&Paper»: «Адвокатом я не собирался становиться в принципе, поскольку мой папа – полковник советской милиции и при этом выпускник ленинградского юрфака – относился к адвокатуре предсказуемо негативно. Это, в общем-то, передавалось и мне. Преступников же нельзя защищать, думал я».

Как менялись мечты за время учебы

Но не все могут похвастаться таким твердым и уверенным выбором уже в 17 лет. За годы в университете мечты будущих юристов нередко менялись. Новые дисциплины, интересные лекторы и первая работа заставляли студентов по-новому смотреть на юридическую специальность. У Алексея Новикова окончательно сложилось понимание дальнейшего профессионального развития уже на первом курсе юрфака, когда он поработал в ЮФ «Юстина» под руководством Виктора Буробина. После этого я пришел к выводу, что необходимо пройти определенный путь по госслужбе, говорит адвокат: «Чтобы результативно защищать, нужно знать принцип работы госаппарата и хорошо разбираться в его нюансах». И в том же году Новиков пошел на практику в прокуратуру, рассказывает он: «А там затянуло, в общем». Резнику понадобилось на два года больше, чтобы найти свое направление в юриспруденции. Долгое время в глазах у меня был только один предмет – это волейбольный мяч, признается он: «И на занятиях я присутствовал меньше, чем заочники. Но на 3 курсе при написании курсовой работы мне попалась книга В. И. Каминской «Правовые презумпции в уголовном процессе», и я «заболел» доказыванием». Меня не очень интересовала нормативистика, а вот доказательственное право – стык юриспруденции, логики, психологии – захватило меня, говорит Резник.

У Михаила Церковникова, доцента кафедры общих проблем гражданского права ИЦЧП при Президенте РФ, все оказалось наоборот. После прослушанных на 1 курсе лекций по истории права и государства зарубежных стран он передумал становиться прокурорским работником и начал потихоньку «заряжаться цивилистикой». На втором курсе, благодаря отличным преподавателям гражданского и римского частного права, я уже четко видел себя цивилистом, вспоминает юрист: «Тогда же начал работать и впервые выступил представителем в арбитражном суде». Крашенинников тоже под влиянием прослушанных лекций и таких харизматичных преподавателей, как Сергей Сергеевич Алексеев, Вениамин Федорович Яковлев, Мария Яковлевна Кириллова, решил заниматься наукой.

Кто-то оценил все преимущества юридической практики, поработав в студенческие годы совершенно в другой сфере. Управляющий партнер АБ «КИАП» Андрей Корельский признается, что на первом курсе с трудом представлял, кем станет после окончания юрфака, но очень хотел купить собственный компьютер: «Не хотелось просиживать часами в библиотеке, так как интернет уже тогда существенно облегчал учебу и поиск нужной информации». Для того чтобы накопить на свою мечту, Корельский с другом после окончания первого курса поехали на два месяца каникул работать в Москву. Столица нам выдала одну из самых распространённых, но не самых желанных профессий – разнорабочий на стройке, рассказывает он: «Всё лето мы заливали бетон на участке Третьего транспортного кольца на развязке с Ленинским проспектом около памятника Юрию Гагарину и жили прямо на стройке в бытовке, сделанной из обычной бочки-цистерны». Корельский признается, что такой труд оказался непростым: «Я похудел почти на 10 кг, но на компьютер заработал и ещё больше полюбил профессию юриста, ведь уже было с чем сравнить». По-новому оценить юридическую специальность вице-президенту ФПА Светлане Володиной тоже помогла работа, которую она совмещала с учебой: «Я училась во Всесоюзном юридическом институте на заочном отделении, а параллельно трудилась в Институте судебных экспертиз». Именно сочетание работы и учебы помогло осознать, что перед юристом стоит задача не только обладать знаниями процессуального и материального права, но и понимать, как можно опровергнуть взгляд противника в споре при помощи специальных знаний, заключает она.

А вот у Александра Молотникова, доцента, администратора Школы мастеров юрфака МГУ имени М. В. Ломоносова, только к концу обучения сформировалось представление о том, чего он хочет добиться в профессии. Именно на пятом курсе я всерьёз задумался об адвокатуре в области частного права, вспоминает он: «Наверное, сказался пример старших товарищей, занимавшихся юрконсалтингом, а также легендарного владимирского адвоката Дмитрия Мохорева, чьим помощником я трудился в студенчестве».

При выборе профессионального пути свою роль играет и «дух времени»: мода на конкретные места работы и уровень экономической ситуации в стране. Пепеляев во время учебы на юрфаке МГУ готовился к преподавательской карьере. Но развал СССР и необходимость содержать семью склонили юриста к уходу в частную практику, поясняет он: «Мне в тот момент нужны были деньги, а приятель как раз пригласил в аудиторскую компанию. На такое предложение я согласился, а дальше неожиданно понравилось в этой сфере». Действительно, в 90-е годы большинство студентов хотели работать в бизнесе, подчеркивает Петр Яковлев, бывший заместитель руководителя управления ФАС по Санкт-Петербургу: «Я учился на юрфаке СПбГУ в 1991–1996 годах, а тогда правоохранительные органы, судебная система, да вообще вся госслужба не пользовались популярностью». Из моего выпуска в ФСБ не стал работать ни один человек, отмечает юрист: «Всего трое из 150 ушли в правоохранительные органы. А брат моего друга окончил тот же факультет спустя 11 лет, и чуть ли не половина его курса трудится в ФСБ».

Сравнение с современными первокурсниками

Сегодняшние студенты трезвее смотрят на ситуацию со своим профессиональным будущим, но в то же время они стали циничнее и прагматичнее, считает Пепеляев. Среди этих ребят и девчонок немало по истине одаренных людей, но время диктует свои принципы, подчеркивает Алексей Новиков. Вкалывать на какой-нибудь западный бренд в России для них уже не модно, замечает Гололобов: «Поэтому они, наверное, мечтают о месте начальника столичного главка СКР или главного юриста «Роснефти». Мы меньше думали о деньгах и больше стремились приносить пользу обществу, предполагает Крашенинников.

В отличие от нынешних студентов мы не знали, чего хотим, уверяет Молотников: «Учились ради знаний, которые помогут постичь жизнь, а не ради навыков, которые помогут устроиться на работу». Деньги не были нашей целью, добавляет юрист: «Мы не штудировали обзоры зарплат партнёров «ильфов» и «рульфов». Сменившиеся у молодежи приоритеты Ильин объясняет высоким влиянием масс-медиа: «Все мечтают консультировать крупных клиентов, получать огромные бонусы, поскольку об этом рассказывают сериалы. А судьями быть никто не хочет, ведь суд не очень-то и уважают». Резника расстраивает такой подход молодежи: «Мне как человеку, который не чужд романтике, становится грустно, когда я читаю мечты сегодняшних первокурсников». Видимо, слишком рациональная молодежь растет и думает о том, где можно заработать, заключает адвокат. К сожалению, романтиков стало меньше, соглашается с коллегой Володина: «Студенты юрфаков все реже мечтают связать жизнь с судебной адвокатурой, и этот процент все время сокращается, потому что молодые люди видят себя в «беловоротничковой» адвокатуре, в цивилистике. Они считают, что так перспективнее, интереснее, там много новых направлений».

А в наше время профессиональных горизонтов было немного, вспоминает Молотников: «Адвокатская практика, карьера следователя или юрисконсульта. Выбор небольшой. Кто тогда знал о комплаенс-офицерах или gr-менеджерах? Мы не задумывались о том, чем будем заниматься через пять лет. Все было слишком непредсказуемо и неопределенно». Выбирая из сегодняшнего разнообразия рабочих мест для юристов, Яковлев советует молодым специалистам остановиться на госкорпорациях: «Там нет множества обременений, связанных с госслужбой, доходы выше, а ответственности меньше, чем в частном бизнесе». А Екатерина Тягай, проректор по учебной и методической работе МГЮА, советует студентам как можно раньше понять три вещи: «Что вам не нравится совсем, что терпимо для определенного этапа, а что захватывает настолько, чтобы стать главным на длительную часть жизни». Важно доверять себе, своим ощущениям, а не становиться жертвой стереотипов и чужого мнения о «правильном и неправильном», уверяет она: «Карьера, особенно в праве, – это прежде всего развитие, а не только вертикальный рост».

Да и вообще, жизнь как коробка конфет – никогда не знаешь, какую следующую вытащишь, замечает Добрынин: «Если бы кто-то рассказал мне, что через 25 лет я стану сенатором, а затем адвокатом – я бы рассмеялся в ответ». Самое важное – это не то, кем ты собираешься стать сейчас, самое главное – это оставаться человеком, кем бы ты ни стал в будущем, резюмирует Добрынин: «Человеком, за которого не будет стыдно тебе – тому восемнадцатилетнему студенту – и твоим детям».

Статья 166 УК РФ. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (действующая редакция)

1. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, —

наказываются лишением свободы на срок до двенадцати лет.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 166 УК РФ

1. Предмет преступления — самоходные механические транспортные средства, используемые в дорожном движении или на водоемах (автомобиль, трамвай, троллейбусы, трактора, мотоциклы, другие самоходные машины с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, катера, моторные лодки).

Не являются предметом данного преступления мопеды, велосипеды, гребные лодки, гужевой транспорт и т.п. (п. п. 2, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Не относятся к предмету преступления прицепы и другие устройства без двигателя.

2. Объективная сторона преступления заключается в неправомерном завладении транспортным средством, не санкционированном собственником или иным добросовестным владельцем.

Завладение транспортным средством осуществляется против воли собственника или владельца. Их нахождение за рулем при фактическом лишении свободы передвижения образует состав преступления в виде завладения транспортным средством. Самовольное использование транспортного средства членами семьи собственника или близкими ему людьми или лицами, которые пользовались им ранее или продолжают пользоваться в силу занимаемой должности (самовольная поездка водителя на закрепленной за ним машине), не образует состава рассматриваемого преступления.

3. Преступление окончено с момента фактического установления незаконного владения, чаще всего с начала движения. Не имеет значения, осуществляется ли движение самоходом, буксировкой или иным способом (погрузка и перевозка на другом транспортном средстве, толкание руками и т.п.).

4. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.

Если виновный действует в целях хищения хотя бы отдельных деталей транспортного средства либо его разборки и продажи на запчасти, то деяние образует хищение чужого имущества.

Угон чужого автомобиля без цели хищения и похищение имущества, находившегося внутри машины, образуют совокупность неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и кражи чужого имущества.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 14 лет.

6. Признаки квалифицированного и особо квалифицированного составов имеют то же содержание, что и в других преступлениях, описанных в настоящей главе.

Вместе с тем следует учитывать, что ущерб должен быть реальным, а его размер определяется исходя из понесенных владельцем фактических убытков.

Неправомерное завладение автомобилем без цели хищения, совершенное при разбойном нападении на водителя, образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 162 и 166 УК.