Уголовная ответственность за правонарушения в экономической сфере

Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности

Основой экономических отношений любого исторического периода являются товарообменные отношения. Отношения между продавцом и покупателем являются ключевым звеном экономических отношений, так как только с помощью данных отношений удовлетворяются потребности их участников.

Следует отметить, что в экономической теории, как правило, не делается различий между понятиями «экономика» и «экономическая деятельность» – они используются как синонимы. Однако на сегодняшний день в юридической науке нет единого определения и понятия «экономическая деятельность», исходя из этого, в науке уголовного права сложился ряд позиций относительно родового объекта преступлений в сфере экономики, а также нет единства позиций и относительно видового объекта группы преступлений в сфере экономической деятельности. Вызывает также дискуссии специфика общественных отношений в сфере экономики (экономической деятельности). По мнению Г. А. Русанова, можно выделить основные признаки, характеризующие специфику данного рода отношений, и, как нам представляется, с ним следует согласиться.

Во-первых, сущность отношений в сфере экономики (экономической деятельности) заключается в деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Во-вторых, предметом регулирования экономических отношений являются материальные блага и услуги.

В-третьих, общественные отношения в сфере экономической деятельности являются одними из наиболее динамичных. Косвенно об этом можно судить исходя из того, что гл. 22 УК РФ является наиболее подверженной изменениям со стороны законодателя. И. В. Шишко относительно данного признака экономических отношений пишет следующее: «Экономические отношения чрезвычайно подвижны: они развиваются, подчиняясь не только экономическим законам. На них оказывают влияние природные катаклизмы и политические события (засуха, война, длительное отсутствие избранного в надлежащем порядке президента, губернатора, популистские меры в предвыборный период и т.д.). Реагирование экономических отношений на множество внутригосударственных и внешних факторов – одна из причин высокой динамичности регулирующего их законодательства».

Отношения в сфере экономики регулируются большим массивом нормативных правовых актов. Сама по себе сложность и специфичность отношений в сфере экономики предполагает проблему их нормативного регулирования. В результате на данный момент отношения в сфере экономики регулируются огромным массивом нормативных правовых актов в различных областях права. Однако главным из них является УК РФ, в котором отражены основные преступления, отнесенные к сфере экономической деятельности. Все они сгруппированы в гл. 22 УК РФ и насчитывают 44 статей. Все преступления, предусмотренные данными статьями, являются умышленными. Согласно российскому уголовному законодательству преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Выделяют четыре признака преступления: общественную опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Для официального юридического признания виновно совершенного общественно опасного деяния в качестве преступления еще необходимо наличие и таких элементов состава преступления, как: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом преступления в рассматриваемой теме являются общественные отношения в сфере различных видов экономической деятельности.

Объективная сторона преступления в данной области чаще всего выражается в активных действиях. Однако в некоторых случаях преступным является бездействие.

Субъект многих экономических преступлений является специальным, т.е. помимо общих признаков субъекта (физическое лицо, возраст уголовной ответственности, вменяемость) должен быть какой-либо факультативный признак, обязательный для конкретного состава преступления. Как правило, данные признаки связаны либо с выполнением определенных функций и наличием полномочий в организации, либо с наличием специального статуса индивидуального предпринимателя.

С субъективной стороны преступления в сфере экономической деятельности могут быть совершены только умышленно, причем в большинстве случаев характеризуются лишь прямым умыслом, но иногда может присутствовать и косвенный умысел. В некоторых случаях обязательным признаком субъективной стороны является мотив или цель преступления.

В качестве примера можно рассмотреть некоторые преступления, входящие в гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Объективная сторона преступления выражается в действии или бездействии должностного лица, которая может выражаться либо в неправомерном отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо в неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности.

Обязательным признаком объективной стороны является способ – использование должностным лицом своего служебного положения.

Субъект преступления специальный – должностное лицо.

Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.

Статья 171. Незаконное предпринимательство. Объективная сторона преступления характеризуется несколькими формами преступной деятельности: занятие предпринимательской деятельностью без регистрации или занятие деятельностью, подлежащей в соответствии с законодательством лицензированию, без лицензии.

Необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо совершаемое деяние должно быть сопряжено с извлечением крупного дохода (см. примечание к ст. 169 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Статья 172. Незаконная банковская деятельность. Объективная сторона данного преступления выражается в осуществлении банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Деятельность по осуществлению банковских операций подлежит лицензированию, что обусловлено значимостью денежно-кредитных функций банков и сильнейшим влиянием, которое оказывают операции последнего на экономическую активность в государстве. Органом, осуществляющим лицензирование в банковской сфере, выступает ЦБ РФ (Банк России). Только со дня получения лицензии кредитной организацией она приобретает право осуществлять банковскую деятельность. В лицензии кредитной организации указывается перечень банковских операций, на осуществление которых данная организация имеет право.

Специфика порядка государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций определена гл. II Закона о банках.

Субъектом данного преступления является физическое лицо, которое обладает реальными полномочиями принимать решения о проведении незаконных банковских операциях.

Статья 176. Незаконное получение кредита. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в получении кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом

состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб.

Субъектом данного преступления может быть индивидуальный предприниматель или руководитель организации.

По способу совершения преступление схоже с мошенничеством. Разграничиваются они по субъективной стороне. При мошенничестве уже в момент обращения в банк с поддельными документами лицо имеет целью не возвращать полученный кредит. При незаконном получении кредита такая цель отсутствует.

Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Под кредиторской задолженностью следует понимать любой вид неисполнения обязательства должника перед кредитором, которое возникло из договора или других, предусмотренных ГК РФ, видов обязательств.

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием, которое заключается в злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности или оплаты ценных бумаг, выражающемся в неоднократном отказе от уплаты долга без уважительных причин, попытке скрыться от кредитора, укрывании имущества и др.

Субъектом данного преступления может быть либо гражданин, в отношении которого вынесено судебное решение, вступившее в законную силу, либо руководитель организации, в отношении которой вынесено судебное решение, также вступившее в законную силу.

Субъективная сторона выражается в прямом умысле, т.е. лицо осознает, что совершает противоправные действия, и желает этого.

Статья 180. Незаконное использование товарного знака. Предметом преступления выступают товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров или сходные с ними обозначения для однородных товаров.

Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридического лица или индивидуального предпринимателя, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1477 ГК РФ). Знак обслуживания – обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых указанными лицами работ или оказываемых ими услуг.

Правовая охрана указанных предметов осуществляется на основании их государственной регистрации, о чем выдается свидетельство, которое удостоверяет исключительное право его владельца на данный знак (наименование) в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве.

Под незаконным использованием понимается применение на территории РФ соответствующего обозначения или сходного с ним (до степени смешения) без разрешения правообладателя в виде размещения:

– на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются и т.д.;

– при выполнении работ, оказании услуг;

– на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

– в предложениях о продаже товаров, выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

– в сети «Интернет», в том числе в доменном имени, и при других способах адресации.

Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака наступает только в тех случаях, когда это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб независимо кому – правообладателю или потребителю.

Статья 196. Преднамеренное банкротство. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Предметом преступления является имущество несостоятельного должника.

Объективная сторона преднамеренного банкротства состоит в создании признаков банкротства, т.е. признаки банкротства создаются преднамеренно и целенаправленно.

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. Объектом данного преступления являются общественные отношения по уплате налога.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица влечет уголовную ответственность только в случае, если оно совершается одним из следующих способов: путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Субъектом преступления, предусмотренного данной статьей, является лицо, достигшее возраста 16 лет (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы).

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. Объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере сбора и исчисления налогов.

Согласно налоговому законодательству юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории РФ, обязаны платить налоги и сборы, установленные законодательными актами.

Объективная сторона данного преступления выражается в умышленном искажении данных бухгалтерского учета путем внесения в него заведомо ложных данных либо путем сокрытия объектов налогообложения.

Субъектом преступления является должностное лицо предприятия-налогоплательщика любой организационно-правовой формы, как правило, это руководитель предприятия, главный бухгалтер, в чьи обязанности входит оформление документов об уплате налогов и сборов и представление их в налоговые органы.

Видами уголовного наказания за преступления, совершенные при осуществлении экономической деятельности, назначаемыми по приговору суда, являются: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, ограничение свободы, принудительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.

Обязательные работы, принудительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок применяются только в качестве основных видов наказаний.

Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Вид уголовного наказания, его размер и срок устанавливаются судом в соответствии с УК РФ.

Несмотря на достаточно большой перечень статей УК РФ, посвященных преступлениям в сфере экономики, в практической деятельности правоохранительных и судебных органов ощущаются серьезные пробелы российского уголовного законодательства в данной области. Экономическая преступность становится широко распространенным явлением. Преступления в сфере экономической деятельности являются хорошо подготовленными и организованными на всех стадиях их совершения. Законодательная база не успевает учитывать изменяющиеся и увеличивающиеся возможности совершения преступлений. Об этом говорят и практики, и ученые-юристы.

Высокая степень общественной опасности преступлений в сфере экономической деятельности может представлять угрозу экономической безопасности государства. Данные преступления препятствуют развитию производственных процессов, сдерживают приток инвестиций, лишают бюджет определенных доходов, увеличивают инфляцию, мешают нормальному функционированию предпринимательских и управленческих структур.

Все это диктует принятие новых норм уголовного законодательства в сфере экономической деятельности государства.

Нечеткая, приблизительная, а в ряде случаев несоответствующая реальному деянию диспозиция нормы УК РФ не обеспечивает достаточных правовых предпосылок ее применения, примером может служить понятие «захват предприятий» (рейдерство).

Все случаи рейдерства в Российской Федерации сопровождаются нарушением норм гражданского, административного, финансового и уголовного права. С уголовно-правовой точки зрения следует вести речь о противоправных захватах предприятий, на что обратил внимание и Президент РФ Д. А. Медведев, который охарактеризовал рейдерство как крайне враждебную (бандитскую, по его выражению) форму корпоративных захватов и поглощений чужой собственности, чужого бизнеса.

В. В. Староверов пишет, что «. почти 90% рейдерских захватов собственности в России обременены следующими правонарушениями: злоупотреблением должностными полномочиями; фальсификацией доказательств; самоуправством; угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; похищением человека; мошенничеством, совершенным группой лиц по предварительному сговору; вымогательством; преднамеренным банкротством; понуждением к совершению сделки или к отказу от ее совершения; нарушением неприкосновенности частной жизни; незаконным получением и разглашением сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну; нарушением тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений; злоупотреблениями при выпуске ценных бумаг; подделкой, изготовлением и сбытом поддельных документов, штампов и печатей; похищением или повреждением документов, штампов и печатей. Каждое из этих полутора десятков нарушений влечет за собой соответствующую, а в некоторых случаях и не одну статью Уголовного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, расцвет экономического криминала данного вида обусловлен, во-первых, тем, что «доходы от рейдерства, по утверждению юристов, во много раз превосходят доходы от продажи наркотиков. Потратив один миллион на корпоративный захват успешной компании, рейдер получает до 40 миллионов прибыли». Во-вторых, этому способствует высокая коррумпированность российской власти, особенно правоохранительной и судейской. В-третьих, на ситуацию влияет и несовершенство российского законодательства в сфере отношений корпоративной собственности.

За последние несколько лет в юридической литературе неоднократно поднимался вопрос о внесении изменений и дополнений в УК РФ, направленных на совершенствование механизма правового регулирования противодействия рейдерству. Федеральным законом от 01.07.2010 № 147-ФЗ рассматриваемая проблема была разрешена.

Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Рогова Е.В.

В статье рассматриваются направления уголовно-правовой политики Российской Федерации в борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности . Автор отмечает, что в настоящее время в уголовно-правовой политике сложились две противоположных тенденции. С одной стороны, наблюдается криминализация противоправных деяний в сфере экономической деятельности, ужесточение уголовной ответственности . С другой стороны, следует отметить либерализацию уголовной ответственности за указанные преступления.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Рогова Е.В.,

CRIMINAL LIABILITY FOR CRIMES IN SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITIES

The article considers the direction of a criminal law policy of the Russian Federation in the fight against crimes in the sphere of economic activities. The author notes that currently the criminal-legal policy has developed in two opposite trends. On the one hand, there is the criminalization of illegal acts in the sphere of economic activity, the tightening of criminal responsibility . On the other hand, it should be noted the liberalization of the criminal liability for these crimes.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности»

Актуальные вопросы уголовно-правовых,

и криминалистических мер противодействия преступности

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются направления уголовно-правовой политики Российской Федерации в борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности. Автор отмечает, что в настоящее время в уголовно-правовой политике сложились две противоположных тенденции. С одной стороны, наблюдается криминализация противоправных деяний в сфере экономической деятельности, ужесточение уголовной ответственности. С другой стороны, следует отметить либерализацию уголовной ответственности за указанные преступления.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика, уголовная ответственность, преступления в сфере экономической деятельности, криминализация, либерализация.

CRIMINAL LIABILITY FOR CRIMES IN SPHERE OF ECONOMIC

The article considers the direction of a criminal law policy of the Russian Federation in the fight against crimes in the sphere of economic activities. The author notes that currently the criminal-legal policy has developed in two opposite trends. On the one hand, there is the criminalization of illegal acts in the sphere of economic activity, the tightening of criminal responsibility. On the other hand, it should be noted the liberalization of the criminal liability for these crimes.

Key words: criminal policy, criminal responsibility, crimes in the sphere of economic activity, criminalization, liberalization.

Экономические отношения относятся к одним из самых развивающихся, динамичных в государстве, что обусловливает непрерывное изменение уголовного закона в этой части. Эффективная экономика зависит, в том числе и от грамотной уголовно-правовой политики государства.

При реформировании уголовного законодательства прогрессивному законодателю необходимо руководствоваться правилом экономии репрессии и приоритетным значением предупредительной деятельности. Усилия российского законодателя, направленные на поиски новых решений, полностью вписываются в мировой тренд либерализации уголовной ответственности.

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

Вместе с тем стоит отметить, что в уголовно-правовой политике в борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности

наблюдаются две противоположные тенденции.

В настоящее время, с одной стороны, по нашему мнению, наблюдается процесс криминализации деяний в данной сфере, а также процесс усиления уголовной ответственности. Подтверждением этому является соответствующие изменения и дополнения в уголовном законодательстве. Так, в 2003 г. была установлена уголовная ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ), сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992) [15]. В 2002 г. и в 2009 г. в УК РФ был закреплен ряд норм, устанавливающих уголовную ответственность за преступления на рынке ценных бумаг [14, 16]. После вносились изменения в диспозиции и санкции этих статей (185-1854), декабрьские реформы 2011 г. не обошли их стороной [19].

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ криминализированы действия, составляющие так называемые серые схемы рей-дерства [18]. Его суть, в целом, сводится к приобретению относительно

небольшого количества голосующих акций или определенного размера доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и последующему злоупотреблению правами акционера или участника общества с целью избрания или назначения подконтрольных лиц в органы управления и контроля общества и (или) инициирования принятия незаконных решений этих органов (ст. 1855 УК РФ).

Кроме того, внесенные этим же законом дополнения также криминализировали умышленное искажение данных реестра владельцев именных ценных бумаг, системы депозитарного учета, а также единых государственных реестров.

В настоящее время глава 22 УК РФ включает 47 статей (в первоначальной редакции УК РФ 1996 г. их было 32), которые объединяют в себе гораздо большее количество составов с учетом квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков.

С другой стороны, с уверенностью можно сказать, что в современной уголовно-правовой политике наряду с криминализацией новых деяний прослеживается тенденция либерализации уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности.

Одной из основных целей либерализации уголовной ответственности, а также декриминализации

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

ряда составов преступлений в сфере экономической деятельности является реализация государственной политики по гуманизации уголовного законодательства, провозглашенной в ряде ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (Послания Президента Российской Федерации от 18.04.2002; 12.11.2009 и 30.11.2010).

Однако, некоторые изменения, внесенные в уголовный закон, направленные на либерализацию уголовной ответственности, являются недостаточно, на наш взгляд, проработанными. Не являются исключением в данном контексте и преступления в сфере экономической деятельности, где наблюдается устойчивая тенденция либерализации уголовной ответственности. Подтверждением этому является ряд изменений, которые вносились в уголовное законодательство Российской Федерации, начиная с 2003 г.[15]. В частности, из перечня наказаний была исключена конфискация имущества, что вызвало общественный и научный резонанс в печати [3, с. 4-20; 6; 7, с. 13; 8, с. 16; 9, с. 37-39].

Спустя три года институт конфискации имущества был возвращен в Уголовной кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) в качестве иной меры уголовно-

правового характера. Некоторые ученые отмечают, что этот шаг законодателя в целом, если не принимать во внимание ошибки в механизмах отмены-реставрации конфискации, является важным и должен быть оценен положительно [5, с. 180; 10, с. 269].

Полагаем, что более убедительны аргументы ученых, считающих, что конфискация имущества в качестве дополнительного вида уголовного наказания является более эффективной [11, с. 279], в частности, за преступления в сфере экономики. Преступник, сколь много бы он не похитил, должен помнить о том, что может лишиться всего, даже если будет доказан лишь один эпизод его преступной деятельности [2, с. 36].

Кроме того, был декримина-лизирован ряд составов преступлений. В 2003 г. были декриминали-зированы заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ) и обман потребителей (ст. 200 УК РФ), в 2010 г. -лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ) [17], а в 2011 — контрабанда (ст. 188 УК РФ) [19].

Определенные дискуссии вызывает исключение из УК РФ «товарной» контрабанды. Вряд ли это оправдано, когда контрабанда, например, морепродуктов в районе Забайкалья и Дальнего Востока оценивается миллиардами долларов. В этих же регионах огромные мас-

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

штабы имеет нелегальный экспорт леса в Китай. Однако за данные деяния в настоящее время установлена лишь административная ответственность.

О недостаточной последовательности в принятии решения об исключении «товарной» контрабанды, по словам Председателя Следственного комитета РФ А.И. Баст-рыкина, свидетельствует и то, что в настоящее время в заинтересованных ведомствах прорабатываются вопросы восстановления уголовной ответственности за «товарную» контрабанду [1, с. 11]. В частности, в 2014 г. была восстановлена уголовная ответственность за контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ) [20].

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в УК РФ была введена статья 76.1 «Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности», в соответствии с которой предусмотрена обязанность освобождения лиц, совершивших эти преступления, от уголовной ответственности, если они возместили причиненный ущерб и перечислили в федеральный бюджет определенную сумму [19].

Либерализация уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности

выразилась и в том, что в 20102012 гг. в большей части санкций статей УК РФ, устанавливающих ответственность за данный вид преступлений, были устранены нижние пределы наказаний, и снижены верхние пределы наказания в виде лишения свободы. Это значительно расширило границы между верхним и нижним пределами. Так, например, в санкции ч. 4 ст. 183 УК РФ наказание в виде лишения свободы установлено на срок до семи лет, т.е. верхний предел превышает нижний в 42 раза. Следует обратить внимание и на то, что пределы санкций за некоторые квалифицированные составы практически не отличаются от пределов, установленных в санкциях основных составов. Например, в санкции ч. 1 ст. 187 УК РФ установлено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет, а в санкции ч. 2 ст. 187 УК РФ — до семи лет.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что сложившееся в некоторых кругах мнение об излишнем «силовом давлении» на бизнес не вполне обосновано, на что справедливо указывает В.Ф. Цепелев [21, с. 122]. Следует отметить, что количество зарегистрированных преступлений в сфере экономической деятельности за последние десять лет значительно снизилось. Это снижение составило почти 60 % (см. табл. 1).

Актуальные вопросы уголовно-правовых,

и криминалистических мер противодействия преступности

Количество зарегистрированных преступлений в сфере экономической деятельности за 2005-2015 гг. [20]

Годы 2005 2008 2010 2012 2013 2014 2015

Количество преступлений 73251 80743 57162 34405 27388 26737 29789

При этом следует иметь в виду и то обстоятельство, что преступления в сфере экономической деятельности обладают повышенной латентностью по сравнению с латентностью общеуголовных преступлений. Латентность преступлений, совершаемых в сфере экономики, существенно искажает представление о действительном состо-

янии, динамике, структуре, тенденциях развития отдельных видов преступлений, о величине и характере ущерба.

Значительно снизилось и число выявленных лиц, совершивших преступления в сфере экономической деятельности, уголовные дела о которых направлены в суд — на 61,3 % (см. табл. 2).

Число выявленных лиц, совершивших преступления в сфере экономической деятельности, уголовные дела о которых направлены

в суд за 2005-2015 гг. [20]

Годы 2005 2008 2010 2012 2013 2014 2015

Число выявленных лиц 8174 7937 4639 2050 1976 2111 3163

Анализируя судебную практику о количестве привлеченных лиц к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, следует отметить, что произошло их снижение на 58,8 % (см. табл. 3).

Число лиц, осужденных за преступления в сфере экономической деятельности за 2005-2015 гг. [11]

Годы 2005 2008 2010 2012 2013 2014 2015

Число осужденных лиц 10250 11402 8175 4276 3729 3842 4225

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

Изучение практики применения наказаний к лицам, виновным в совершении преступлений в сфере экономической деятельности, свидетельствует о достаточно либеральном подходе судей. Наказание в виде реального лишения свободы в 2015 г. было назначено 17 % осужденных от общего числа лиц, осуж-

денных за преступления в сфере экономической деятельности. Очевидным остается тот факт, что за редким исключением лицам, виновным в совершении преступлений в сфере экономической деятельности, назначается наказание в виде лишения свободы (табл. 4).

Число лиц, осужденных за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, к основным видам наказания и мерам уголовно-правового характера в 2015 г. [11]

Виды наказания и мер уголовно-правового харак- Число осужденных в % от

тера общего числа осужденных

Лишение свободы 17,0

Условное осуждение к лишению свободы 16,2

Условное осуждение к иным мерам 1,0

Исправительные работы 2,4

Лишение права занимать определенные должно-

сти или заниматься определенной деятельностью 0

Обязательные работы 7,9

Ограничение свободы 1,0

Кроме того, о тенденции либерализации уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности свидетельствует и проведенная «экономическая» амнистия. Так, в 2015 г. в результате амнистии от наказания в виде лишения свободы был освобожден 491 человек (11,6 % от общего числа осужденных), от иных мер — 959 человек (22,7 %). Таким образом, третья часть лиц, винов-

ных в совершении преступлений в сфере экономической деятельности, в 2015 г. была освобождена от наказания [4].

Проведение «экономической» амнистии вызвало неоднозначные оценки ученых и практиков. Так, профессор И.Н. Соловьев отмечает, что, начиная с 2009 г., отечественное уголовное законодательство подвергалось существенным изменениям, направленным на декрими-

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

нализацию преступлений в сфере экономической деятельности. По его мнению, это уже существенные меры по либерализации уголовной ответственности в рассматриваемой сфере. Проведение же амнистии может спровоцировать совершение новых правонарушений и преступлений в сфере экономики и предпринимательства [12].

Основным аргументом сторонников амнистии является то, что санкции, установленные за совершение преступлений в сфере экономики, являются достаточно жесткими, предусматривающими наказание в виде лишения свободы. Альтернативой лишению свободы должны стать кратные штрафы.

Однако, как уже отмечалось, наказание в виде лишения свободы реально применяется лишь в отношении 17 % осужденных за преступления в сфере экономической деятельности от общего числа лиц, осужденных за данные преступления (см. табл. 4). Поэтому, как представляется, сложно говорить о чрезмерной репрессивности действующего уголовного закона, а также достаточно жесткой судебной практике.

Подводя итог, отметим, что принятые законодательные акты, направленные на реформирование уголовного законодательства в сфере ответственности за преступления в сфере экономической деятельно-

сти, содержали переоценку социально-экономических приоритетов, что, в свою очередь, предопределило новый подход к уголовно-правовой охране данных отношений, потребовало переосмысления всей системы преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности. Однако проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что нельзя дать однозначной положительной оценки изменениям уголовного закона, состоящим в либерализации ответственности за преступления в сфере экономической деятельности.

Основными критериями оценки эффективности уголовно-правового регулирования в сфере экономической деятельности должна быть не степень либеральности уголовной ответственности или репрессивность уголовного закона, а соответствие его норм современным потребностям общества и правоприменительной практики.

1. Бастрыкин А.И. Модернизация уголовной политики в сфере экономики: первые итоги реформы и дальнейшие шаги по ее реализации // Преступность и уголовная политика в современной России: Пятые Кудрявцевские чтения (21 ноября 2012 г.): сб. науч. тр. / науч. ред. С.В. Максимов. М., 2012. С. 7-20.

2. Бриллиантов А. Изменение законодательства о наказании / А. Бриллиантов // Рос. юстиция. 2004. № 5. С. 35-40.

Актуальные вопросы уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер противодействия преступности

3. Волженкин Б.В. Загадки конфискации / Б.В. Волженкин // Известия вузов. Правоведение. 2008. № 2. С. 4-20.

4. Данные судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item= 3418 (дата обращения 13.05.2016).

5. Лопашенко Н.А. Уголовная политика / Н.А. Лопашенко М.: Волтерс Клувер, 2009. 608 с.

6. Лунеев В.В. Коррупция без конфискации / В.В. Лунеев // Лит. газ. 2005. 25-31 мая.

7. Лунеев В.В. Модернизация в условиях преступности / В.В. Лунеев // Публичное и частное право. 2012. № 1. С. 7-21.

8. Лунеев В.В. Наука криминального цикла и криминологические реалии /

B.В. Лунеев // Криминологический журнал БГУЭП. 2007. № 1. С. 6-24.

9. Лунеев В.В. Эпопея с конфискацией / В.В. Лунеев // Финансы, экономика, безопасность. 2006. № 2. С. 37-39; № 3.

10. Матвеева А.А. Конфискация имущества в современном законодательстве Российской Федерации / А.А. Матвеева // Системность в уголовном праве: материалы II Российского конгресса уголовного права, состоявшегося 31 мая -1 июня 2007. М.: Велби; Проспект, 2007. С. 267-271.

11. Непомнящая Т.В. Мера уголовного наказания: проблемы теории и практики: монография / Т.В. Непомнящая. М.: Юрилитинформ, 2012. 384 с.

12. Российская газета. 2013. 28 мая URL: http://www.rg.ru/2013/05/28/ am-nistia.html (дата обращения 05.05.2015).

13. Состояние преступности в России. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (дата обращения 05.05.2015).

14. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления уголовной ответственности за преступления на рынке ценных бумаг: Федеральный закон РФ

от 4.03.2002 № 23-Ф3 // СЗ РФ. 2002. № 10. Ст. 966.

15. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 8.12.2003 № 162-ФЗ // Там же. 2003. № 50. Ст. 4848.

16. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30.10.2009 № 241-ФЗ // Там же. 2009. № 44. Ст. 5170.

17. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.04.2010 № 60-ФЗ // Там же. 2010. № 15. Ст. 1756.

18. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 01.07.2010 № 147-ФЗ // Там же. № 27. Ст. 3431.

19. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 07.12.2011 № 420-ФЗ // Там же. 2011. № 50. Ст. 7362.

20. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий: Федеральный закон от 31.12.2014 № 530-ФЗ // Там же. 2015. № 1 (часть I). Ст. 83.

21. Цепелев В.Ф. Уголовно-политическая обусловленность противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности // Преступления в сфере экономики: российский и европейский опыт: материалы российско-германского круглого стола, 17 окт. 2012 г. / под ред. А.И. Рарога, Т.Г. Поня-товской. М.: МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2013.С. 118-123.

Уголовная ответственность за экономические преступления

Уголовная ответственность за экономические преступления — это ответственность, которую несет лицо, совершившее экономическое преступление, предусмотренная нормами Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) основной и единственный источник уголовного права, нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.

Уголовная ответственность за экономические преступления назначается судом в виде штрафов, лишения свободы. Размер штрафных санкций, сроки лишения свободы назначаются судом в зависимости от степени тяжести преступления.

Экономические преступления затрагивают целый раздел Уголовного Кодекса Российской Федерации: преступления против собственности, преступления в сфере экономической деятельности и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Экономические преступления расследует Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП). Сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями руководствуются, при выполнении оперативно — розыскными мероприятий, принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Лицо, полагающее, что действия сотрудников ОБЭП, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности

Преступление в сфере экономической деятельности (хозяйственные преступления) логично бы было разделить на три основных группы:

а) преступления, причиняющие ущерб и создающие реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации путем непосредственного нарушения интересов государства или любого иного хозяйствующего субъекта, независимо от формы собственности;

б) преступления, причиняющие ущерб и создающие реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации путем непосредственного нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц;

в) преступления, которые могут причинить ущерб народному хозяйству в области его ведения и организации как путем непосредственного нарушения интересов государства или иного хозяйствующего субъекта, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц.

Новый уголовный кодекс РФ не содержит понятие «Хозяйственные преступления», вместо него введено не удачное понятие «Преступления в сфере экономической деятельности».

Новый Уголовный кодекс РФ содержит составы преступлений в сфере экономической деятельности:

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей.

Статья171. Незаконное предпринимательство.

Статья 172. Незаконная банковская деятельность.

Статья 173. Лжепредпринимательство.

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем.

Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.

Статья 176. Незаконное получение кредита.

Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности.

Статья 178. Монополистические действия и ограничение конкуренции.

Статья 179. принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Статья 180. Незаконное использование товарного знака. И тд

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .