Сущность и значение надзорной инстанции

Понятие и задачи производства в надзорной инстанции

Надзорное производство – исключительная стадия гражданского процесса, на которой компетентный суд по жалобе или представлению уполномоченных на то лиц проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов первой инстанции, а также определений и постановлений, вынесенных судами в кассационном, апелляционном порядке.

Предмет надзорного производства – судебное решение, вступившее в законную силу.

Решения или определения, вступившие в законную силу, по разным причинам могут оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Возможны также случаи, когда неправильным оказывается вступившее в законную силу судебное решение или определение, своевременно не обжалованное в кассационном порядке.

В зависимости от обстоятельств, вызывающих необходимость исправления судебных решений и определений, вступивших в законную силу, они могут быть пересмотрены в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.

Надзорное производство возбуждается сторонами и другими лицами, участвующими в деле, которые наделены правом обращения непосредственно в суд надзорной инстанции с жалобой на решения и определения, вступившие в законную силу.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

Сущность пересмотра дел в порядке надзора. Управомоченные на то суды проверяют законность вступивших в законную силу решений и определений после предварительной проверки надзорных жалоб лиц, участвующих в деле, в том числе и прокурора, если он участвовал в деле. Различие между жалобой и представлением лишь в том, что обращение прокурора называется представлением. По существу представление прокурора не отличается от жалобы, так как оно возможно лишь при условии, когда прокурор участвовал в деле и проверяется в надзорной инстанции так же, как жалобы сторон и других лиц, участвовавших в деле, до передачи дела в надзорный орган.

На стадии надзора обеспечиваются дополнительная проверка законности судебных постановлений и возможность исправления допущенных судебных ошибок.

Пересмотр решений и определений, вступивших в законную силу, – специфическая стадия гражданского судопроизводства. Она не связана с пересмотром решений в кассационном и апелляционном порядке. Надзорная инстанция может рассмотреть дело с момента вступления решения в законную силу.

Данная стадия является гарантией реализации прав и защиты законных интересов. Институт надзора выполняет ряд задач:

1) проверяя законность судебных актов, вступивших в законную силу, надзорная инстанция устраняет судебные ошибки, тем самым защищая нарушенные права и интересы;

2) после рассмотрения гражданских дел в порядке надзора, обобщая допущенные нижестоящими судами ошибки, суд надзорной инстанции формирует судебную практику с целью единообразного и правильного применения судами материального и процессуального права.

§ 1. Сущность надзорного пересмотра

Раздел VI АПК РФ, посвященный производству по пересмотру судебных актов арбитражных судов, содержит гл. 36 (ст. 292-308), которая регламентирует пересмотр в порядке надзора.

Надзорный пересмотр в АПК РФ 2002 г.

Производство по надзорному пересмотру стало судебной процедурой, лишенной подвергавшихся обоснованной критике положений, связанных с инициированием вмешательства в судебную деятельность отдельных должностных лиц, обладавших правом внесения протестов. Отказ от протестов на стадии надзорного пересмотра позволил с полным основанием утверждать, что последней национальной инстанцией, после которой возможно обращение в Европейский суд по правам человека, является Высший Арбитражный Суд РФ.

Еще одно обстоятельство связано со сроком обращения по пересмотру судебного акта в порядке надзора.

Этот срок в случае его пропуска по причинам, не зависящим от обратившегося с таким заявлением лица, по ходатайству заявителя может быть восстановлен. Однако ходатайство должно быть подано не позднее, чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта. Особым случаем пропуска 3-месячного срока является незнание обращающимся лицом о существовании оспариваемого судебного акта. Для такой ситуации указанный срок исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении этим судебным актом его прав и законных интересов. Урегулирование в законе данного случая подсказано практикой. Речь идет о лицах, не участвовавших в деле, о правах и обязанностях которых был принят судебный акт.

В АПК РФ 2002 г. нет указания на то, что заявление о надзорном пересмотре может быть подано после рассмотрения дела в апелляционном или кассационном порядке (ст. 185 АПК РФ 1995 г.). Однако Кодекс предписывает, что обращение в Высший Арбитражный Суд РФ допускается при условии, когда иные возможности для проверки законности судебного акта исчерпаны и осталось лишь право обращения в высшую судебную инстанцию. Эту формулировку не следует рассматривать как запрет на обращение в надзорную инстанцию, если апелляционное или кассационное обжалование не использовалось. Однако законодатель ясно дал понять, что надзор в этом смысле является исключительной, а не обычной стадией пересмотра судебного акта. Не случайно коллегия судей ВАС РФ наделена правом направления дела в кассационную инстанцию при наличии к тому оснований для проверки законности судебного акта, если в кассационном порядке дело не рассматривалось (ч. 6 ст. 299 АПК РФ).

Сущность и значение надзорного производства;

Надзорное производство – это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесение протеста в порядке надзора, проверка судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.

Производство в подзорной инстанции – самостоятельная акция уголовного процесса. Оно возникает тогда когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив и судебная ошибка не исполнена в кассационном порядке, такой приговор, а также вступившее в законную силу судебное определение или постановление могут и должны быть пересмотрены, отменил или изменил. Такой пересмотр осуществляется в порядке судебного надзора, а само производство по пересмотру именуется производством в надзорной инстанций или судебно-надзорным производством.

Сущность и значение пересмотра приговора, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается прежде всего в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Судья надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых как судами первой, так и судами других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационном производством. Разница же между ними, прежде всего, состоит в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившие в законную силу судебного решения, которые возможно, уже обращены к исполнению, либо даже частично или полностью исполнены.

Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как судебно-надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных судебных или прокурорских органов.

Таким образом, судебно-надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности справедливости, нарушенной не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.

Вместе с тем следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшения положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускается в течение одного года по вступлении их в законную силу.

ПРОИЗВОДСТВО ДЕЛ В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Сущность и значению стадии пересмотра судебных актов в порядке надзора

1. Ошибки, допускаемые судом первой инстанции, по общему правилу должны исправляться судом кассационной инстанции.

Вместе с тем по ряду причин судебные решения и определения могут оказаться незаконными или необоснованными и после пересмотра их в кассационном порядке. Как правило, это бывает вследствие того, что, во-первых, незаконные либо необоснованные судебные акты не всегда с45жалуются (опротестовываются) в кассационном порядке; во-вторых, судом кассационной инстанции иногда не исправляются ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу; в-третьих, некоторые судебные акты не подлежат обжалованию (опротестованию) в кассационном порядке.

В соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены либо в порядке надзора (ст. 436-451 ГПК), либо по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 452- 458 ГПК).

2. Надзорное производство в гражданском процессе имеет исключительный, экстраординарный характер. На этой стадии процесса обеспечивается возможность исправления ошибок, допущенных в судебных актах, вступивших в законную силу.

Важнейшей задачей данного института является обеспечение строгого и неуклонного соблюдения судами норм материального и процессуального права, единообразного и правильного применения ими законов и других нормативных актов при рассмотрении гражданских дел, исправление судебных ошибок. Это один из способов защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

3. Процессуальные особенности надзорного производства сводятся в основном к следующему:

объектами пересмотра в порядке надзора являются судебные акты, вступившие в законную силу;

в порядке надзора проверяются не только решения и определения судов первой инстанции, но и определения судов кассационной инстанции, а также определения и постановления судов надзорной инстанции;

надзорное производство возбуждается лишь по протестам должностных лиц суда и прокуратуры, прямо указанных в законе;

принесение протеста в порядке надзора (в отличие от кассационного протеста) сроком не ограничено;

основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права;

в порядке надзора допускается неоднократный пересмотр дела разными надзорными инстанциями;

в порядке надзора (в отличие от кассационного производства) нельзя изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в суде надзорной инстанции новых доказательств.

4. В надзорном производстве можно выделить следующие стадии процесса:

возбуждение надзорного производства; рассмотрение протеста в суде надзорной инстанции; вынесение определения или постановления.

Поводы и основания к истребованию дел и принесению протестов в порядка надзора

1. Согласно ст. 437 ГПК гражданское дело может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора только при наличии установленных законом поводов и оснований.

2. В силу ч. П ст. 437 ГПК поводами к истребованию дел, а также к принесению протестов в порядке надзора являются:

жалобы (надзорные жалобы) юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением;

представление судьи, участвовавшего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;

представления председателей судов;

инициатива должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные постановления.

Обращения в суд надзорной инстанции иных участников гражданского процесса не являются поводами к истребованию дел и принесению протестов в порядке надзора.

3. Основаниями к принесению протеста в порядке надзора на судебные постановления являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судебными органами (ч. 3 ст. 437 ГПК).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении «О практике рассмотрения гражданских дел в порядке судебного надзора» от 26 июня 2003 г. №7 (далее — постановление Пленума Верховного Суда от 26 июня 2003 г. №7), протесты в порядке надзора на судебные постановления не могут приноситься лишь по формальным основаниям.

При наличии оснований к принесению протеста в порядке надзора соответствующие должностные лица суда и прокуратуры приносят протест и направляют его вместе с делом в надлежащую надзорную инстанцию.

26.1. Значение и задачи надзорного производства

Значение надзорного производства предопределяется тем, что оно дает возможность исправить судебную ошибку даже после вступления в законную силу приговора (определения, постановления) и позволяет вышестоящим судам обеспечить необходимое единство судебной практики.

Задачи стадии аналогичны задачам стадии кассационного производства:

а) предупреждение исполнения неправосудных приговоров, определений и постановлений;

б) исправление судебных ошибок;

в) повышение качества работы нижестоящих судов;

г) направление судебной практики в строгом соответствии с требованиями закона. 26.2.

Понятие и общая характеристика стадии производства в надзорной инстанции 26.2.1.

Понятие и этапы надзорного производства

Надзорное производство — это судебная деятельность, осуществляемая в связи с необходимостью пересмотра приговоров, определений, постановлений суда (судьи, мирового судьи), вступивших в законную силу, по жалобам осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя и законного представителя, а также по представлению прокурора. Оно обладает теми же основными чертами, что и кассационное производство за некоторыми исключениями. К примеру, в отличие от кассационного производства дело в порядке надзора может быть рассмотрено неоднократно.

Этапы надзорного производства. 1.

Принесение надзорных жалобы или представления. 2.

Истребование, изучение судьей уголовного дела для разрешения вопроса о возбуждении надзорного производства. 3.

Вынесение решения о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано (вынесение предварительного решения). 4.

Рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции. 26.2.2.

Средства стадии надзорного производства

Соответственно средства решения задач данной стадии следующие. 1)

судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе в пределах своей компетенции истребовать любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления; 2)

при наличии к тому оснований судья может вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано; 3)

суд заслушивает прокурора; 4)

суд обязан выслушать объяснения осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевших и их представителей, если они участвуют в судебном заседании.

Ни судья, ни суд следственные действия производить не вправе. Между тем, исходя из содержания ч. 2 ст. 86 УПК РФ, в надзорную инстанцию стороны вправе представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

26.3. Основные черты надзорного производства 26.3.1.

Свобода обжалования означает возможность принесения надзорной жалобы широким кругом лиц. Право обжалования приговора (постановления, определения) суда принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам или законным представителям, потерпевшему, его представителю и законному представителю. Принести представление на приговор (постановление, определение) суда может и прокурор.

Надзорному обжалованию подлежат приговоры и иные судебные решения, начиная от приговора или постановления мирового судьи до определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ. 26.3.2.

Строго определенная форма повода к началу надзорного производства

Требования к структуре и содержанию надзорной жалобы (представления) аналогичны тем, что предусмотрены применительно кассационной жалобы (представления). Как надзорная жалоба, так и надзорное представление должны содержать: 1)

наименование суда надзорной инстанции, в который подаются жалоба или представление; 2)

данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения; 3)

указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего; 4)

доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных ст. 409 УПК РФ; 5)

перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов; 6)

подпись лица, подавшего жалобу или представление.

Кроме того, в ней может быть отражено ходатайство осужденного об участии в рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции.

К надзорной жалобе (представлению) прилагаются:

а) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

б) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;

в) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.

Не соответствующая указанным требованиям жалоба (представление) не порождает начала надзорного производства. Она возвращается судьей лицу, ее подавшему, и назначается срок для пересоставления жалобы (представления). 26.3.3.

Ревизионные начала надзорного производства

Надзорная инстанция не связана доводами надзорной жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен

только в отношении одного или части осужденных, суд вправе проверить дело в отношении всех осужденных (ст. 410 УПК РФ).

Остается спорным вопрос о праве компетентного органа приносить один протест сразу на несколько однородных дел. П.Я. Трубников полагает возможным представление для разрешения надзорной инстанцией такого протеста. И.Д. Перлов категорически возражает и совершенно правильно считает необходимым в такой ситуации приносить протест по каждому делу. 26.3.4.

Проверка законности и обоснованности приговора

Надзорная инстанция, с одной стороны, должна проверить не только законность приговора, определения или постановления, то есть соблюдение при производстве по делу норм уголовно-процессуального и уголовного права, но и их обоснованность, то есть соответствие выводов суда, изложенных в приговоре, определении или постановлении фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы нижестоящего суда.

Суд надзорной инстанции вправе проверить законность и обоснованность судебных решений в полном объеме, в отношении всех осужденных, включая и тех, о которых жалоба (представление) не принесена. При этом необходимо тщательно проверять, соблюдены ли в ходе расследования и судебного рассмотрения дела нормы уголовного и уголовно- процессуального закона, нарушение которых является основанием к отмене или изменению судебных решений. Если в отношении осужденных, о которых не было принесено жалобы (представления), таких оснований не установлено, в определении (постановлении) не должно указываться, что дело о них проверено, и что состоявшиеся в отношении их решения оставлены в силе. 26.3.5.

Возможность представления в надзорную инстанцию дополнительных материалов

В главе УПК РФ, посвященной надзорному производству нет упоминания о получении судом надзорной инстанции от сторон дополнительных материалов. Но там не содержится и запрета на представление сторонами таковых. Согласно же ч. 2 ст. 86 УПК РФ обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

Данное обстоятельство позволяет говорить о наличии у сторон указанного права и на стадии надзорного производства.

Производство же следственных действий с целью получения дополнительных материалов, представляемых в надзорную инстанцию, не допускается. Дополнительные материалы подлежат оценке в совокупности со всеми другими доказательствами, имеющимися в деле, и наряду с ними могут быть положены в основу принимаемого решения об отмене приговора и направлении дела на новое расследование или новое судебное рассмотрение.

Исходя из общего подхода к оценке дополнительных материалов на предшествующих судебных стадиях, можно заключить, что изменять приговор и последующие судебные решения или отменять таковые с прекращением дела на основании дополнительных материалов не следует. Исключение составляют случаи, когда достоверность фактов, устанавливаемых дополнительно представленными материалами, не требует проверки, например документ о возрасте осужденного, не позволяющий привлечь его к уголовной ответственности, справка о том, что он не был прежде судим, и т. п. 26.3.6.

Широкие полномочия надзорной инстанции

Рассматривая дело в надзорном порядке, вышестоящий суд вправе при наличии указанных в законе оснований оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное де- ло на новое судебное рассмотрение; отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; внести изменения в приговор, определение или постановление суда (ч. 1 ст. 408 УПК РФ). 26.3.7.

Недопустимость ухудшения положения осужденного в результате рассмотрения его дела надзорной инстанцией

Надзорная инстанция может смягчить назначенное нижестоящим судом наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении. Изменение обвинения допускается, если при этом не ухудшается положение осужденного и не нарушается его право на защиту. Причем пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела ни при каких обстоятельствах не допускаются (ст. ст. 405, 410 УПК РФ). 26.3.8.

Неоднократность надзорного производства

В надзорном порядке может быть подвергнуто проверки любое судебное решение. И хотя по этому вопросу мнения разделились. Бесспорно, что надзорное производство предполагает проверку не только решений, вынесенных по первой инстанции, но и приговоров (постановлений) суда апелляционной инстанции, определений кассационной и даже надзорной инстанции. Таким образом, законность и обоснованность, к примеру, приговора районного суда может сначала проверяться областным судом, а затем Верховным Судом РФ.

26.4. Основания к обжалованию и пересмотру судебных решений в порядке надзора

Основаниями к обжалованию и пересмотру приговора, определения либо постановления суда при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора являются: 1)

нарушение уголовно-процессуального закона; 2)

неправильное применение уголовного закона;

В соответствии с ч. 2 ст. 409 УПК РФ определение или постановление суда первой инстанции, определение суда кассационной инстанции, определение или постановление суда надзорной инстанции подлежат отмене или изменению, если суд надзорной инстанции признает, что: 1)

определение или постановление суда первой инстанции незаконно или необоснованно; 2)

определение или постановление вышестоящего суда необоснованно оставляет без изменения, отменяет или изменяет предшествующие приговор, определение или постановление по уголовному делу; 3)

определение или постановление вынесено с нарушением требований УПК РФ, которое повлияло или могло повлиять на правильность вынесенного судом определения или постановления. 26.5.

Сущность и значение надзорного производства. Отличие надзорного производства от кассационного.

Необходимость проверки судебного постановлений (СП) на предмет их правильности может возникнуть и после вступления судебного акта в законную силу. Необходимо проверить судебный акт на предмет его правильности после вступления в законную силу в порядке надзора.

Отличия НП от КП: 1) объекты кассационной проверки — вступившие в законную силу постановления судов 1 инстанции; объекты НП — вступившие в законную силу постановления судов 1, 2 инстанции, а также нижестоящей надзорной инстанции; 2) субъекты кассационной проверки — только лица, участвующие в деле; субъекты НП —лица, участвующие в деле, лица, чьи права и законные интересы были нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением, а также высшие должностные лица в лице председателя Верх. суда РФ или его заместителя; 3) срок подачи кассационной жалобы (КЖ) — 10 дней со дня принятия суд. акта в окончательной форме; надзорной жалобы (НЖ) — 6 мес. со дня вступления в законную силу судебного постановления; 4) объем кассационной проверки — законность и обоснованность СП; объем надзорной проверки — законность СП, включая единообразие толкования и применения судами норм права. Вступившие в законную силу СП, за исключением СП Президиума Верх. Суда РФ, м/б обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и др. лицами, если их права и законные интересы нарушены СП.

Суды, рассматривающие дела в порядке надзора: 1) Президиум субъекта РФ проверяет вступившие в законную силу решения и определения районных судом и мировых судей и приказов мировых судей; апелляционных решений и определений районных судов; кассационных определений судов субъектов РФ; 2) Президиум окружного военного суда проверяет решения и определения гарнизонных военных судов; 3) Судебная коллегия по гражданским делам Верх. Суда РФ проверяет решения и определения районных судов, принятых ими по 1-ой инстанции, если они были обжалованы в Президиум судов субъектов РФ; 4) Военная коллегия Верх. Суда РФ: — кассационных определений окружных военных судов, если они были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда и т.д.