Субъективную сторону административного правонарушения составляют

Комментарии к СТ 11.5 КоАП РФ

Статья 11.5 КоАП РФ. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов

Комментарий к статье 11.5 КоАП РФ:

1. В комментируемой статье, действующей в редакции Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 336-ФЗ, установлена ответственность за девять составов правонарушений, из которых восемь являются основными (ч. ч. 1, 3 — 9), а один — квалифицированным, т.е. составом с отягчающим обстоятельством (ч. 2). При этом ч. ч. 3 — 9 содержат составы правонарушений, являющиеся специальными по отношению к составу, описанному в ч. 1.

Все правонарушения посягают на общий объект — безопасность эксплуатации воздушных судов в части, относящейся к порядку допуска к выполнению полетов, а также к правилам подготовки и выполнения полетов. Правонарушения, содержащиеся в ч. ч. 1 и 2, имеют также дополнительный объект — здоровье личности.

2. Основные требования по безопасности эксплуатации воздушных судов применительно к допуску к полетам и их выполнению содержатся в ВК РФ (ст. ст. 33 — 39, 56 — 60, 66 — 68, 87) и Федеральных авиационных правилах: «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (Приказ Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 (с изм.)); «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации» (Приказ Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 132 (с изм.)); «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения» (Приказ Минтранса России от 18 июня 2003 г. N 147 (с изм.)); «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (Приказ Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147).

3. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрен общий состав правонарушения, заключающийся в нарушении порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3 — 9 этой же статьи, повлекших по неосторожности причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. Состав правонарушения сформулирован как материальный, объективная сторона которого включает в себя действие либо бездействие, последствия и причинную связь между ними.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется неосторожностью по отношению к последствиям. Субъектами правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные и юридические лица.

В ч. 2 этой статьи содержится состав того же правонарушения с отягчающим обстоятельством, в качестве которого выступает более тяжкое последствие, а именно — причинение здоровью потерпевшего вреда средней тяжести. Субъективная сторона и субъекты этого правонарушения совпадают с аналогичными признаками состава правонарушения, сформулированного в ч. 1.

Определения легкого вреда здоровью и средней тяжести вреда здоровью применительно к рассматриваемым составам правонарушений сформулированы в примечаниях к комментируемой статье. Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522. Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. N 194н.

Нарушение порядка допуска к выполнению полетов либо правил подготовки и выполнения полетов, не повлекшее последствий, указанных в ч. ч. 1 или 2 данной статьи, административным правонарушением не является, за исключением случаев, предусмотренных в ч. ч. 3 — 9 той же статьи. Причинение потерпевшему по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти в результате нарушения правил эксплуатации воздушного транспорта, совершенное лицом, обязанным соблюдать эти правила в силу выполняемой работы или занимаемой должности, является преступлением, ответственность за которое наступает по ст. 263 УК РФ.

4. В ч. ч. 3 — 9 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за специальные составы правонарушений, являющиеся частными случаями нарушения порядка допуска к выполнению полетов либо их подготовки и выполнения.

5. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полетов без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна наказывается по ч. 3 комментируемой статьи. Состав правонарушения формальный, объективную сторону которого составляет действие — взлет с нарушением установленных правил. Так, Федеральными авиационными правилами «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации» установлено, что воздушное судно эксплуатируется в соответствии с его эксплуатационной документацией, а также в пределах эксплуатационных ограничений, предписанных уполномоченным органом государства регистрации воздушного судна (п. 2.16). При отказе двигателя или при появлении других неисправностей, угрожающих безопасности полета, если не достигнута скорость принятия решения на продолжение взлета, взлет должен быть немедленно прекращен. В этом случае запрещается повторный взлет до выяснения и устранения причин, вызвавших прекращение взлета (п. 3.57).

Субъективная сторона правонарушения — умысел. Субъектом правонарушения является командир воздушного судна, который принимает окончательные решения о взлете и посадке воздушного судна (п. 1 ч. 1 ст. 58 ВК РФ).

6. По ч. 4 комментируемой статьи наказывается управление воздушным судном лицом, не имеющим такого права. Общие требования к пилотам воздушных судов содержатся в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации». Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота самолета, дирижабля объемом более 4600 куб. м, свободного аэростата, планера, вертолета, сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции более 115 кг необходимо получить свидетельство, предусмотренное Правилами (п. 2.1). При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносится отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений) (п. 2.2).

Рассматриваемое правонарушение совершается путем действия. Состав сформулирован как формальный и с субъективной стороны характеризуется умышленной виной. Субъект — любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, включая лиц, имеющих свидетельства пилотов, при управлении воздушным судном иного типа, чем указано в таком свидетельстве.

7. Правонарушение, ответственность за которое содержится в ч. 5 комментируемой статьи, представляет собой нарушение предписаний ст. ст. 33, 34 и 66 ВК РФ. Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов с выдачей свидетельства о государственной регистрации. При этом воздушному судну присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно.

С объективной стороны правонарушение совершается путем действий. Состав сформулирован как формальный с альтернативными признаками предмета правонарушения. Субъективная сторона — умысел. Субъект правонарушения — специальный (командир воздушного судна).

8. Правонарушение, состав которого сформулирован в ч. 6 комментируемой статьи, является нарушением предписаний ст. 67 ВК РФ, а также требований Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации».

Состав правонарушения сформулирован как формальный с альтернативными признаками объективной стороны и заключается либо в управлении воздушным судном, на котором отсутствует необходимая документация, либо в управлении воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документа на право управления данным типом такого судна. Правонарушение совершается путем действий и характеризуется умышленной виной. Субъект правонарушения — лицо, входящее в летный экипаж воздушного судна.

9. В ч. 7 комментируемой статьи предусматривается ответственность за формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны. Объективная сторона может быть выполнена путем: 1) управления воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения; 2) уклонения лица, управляющего воздушным судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; 3) передачи управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Таким образом, правонарушение может быть совершено как действием, так и бездействием.

Состояние опьянения возникает после приема (введения в организм человека) алкоголя, наркотического средства или иного одурманивающего вещества и «приводит к нарушению сознания, когнитивной деятельности, восприятия, суждения, эмоционального состояния или поведения либо других психофизиологических функций и реакций» человека (см.: Лексиконы психиатрии Всемирной организации здравоохранения. Киев, 2001. С. 221). Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации» (п. 2.5) и «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (п. 1.9) запрещают выполнять или предпринимать попытки выполнить функции члена экипажа воздушного судна гражданской авиации, а также функции, предоставляемые свидетельствами и соответствующими квалификационными отметками, в состоянии алкогольного опьянения или находясь под воздействием любого психоактивного вещества.

Субъективную сторону правонарушения составляет вина в форме умысла. Субъект правонарушения специальный. Таким субъектом может быть командир воздушного судна или другое лицо летного состава, управляющее воздушным судном.

10. В ч. 8 комментируемой статьи содержится формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны и предмета правонарушения. В объективную сторону правонарушения входят следующие действия: 1) допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации; либо не поставлено на государственный учет; либо не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака; либо имеет заведомо подложные такие знаки; либо на котором отсутствует судовая и полетная документация; либо на котором не укомплектованы летный или кабинный экипаж; либо которое имеет неисправности, запрещающие его эксплуатацию без специального разрешения; либо на котором нарушены норма пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке; либо 2) допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на это права или находящегося в состоянии опьянения; либо 3) обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на это права или находящимся в состоянии опьянения.

Все указанные действия являются нарушениями предписаний ВК РФ и Федеральных авиационных правил, относящихся к безопасности эксплуатации воздушных судов, включая их техническое обслуживание.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла. Субъектами правонарушения могут быть граждане и должностные лица, имеющие необходимую подготовку и осуществляющие допуск к полету воздушных судов и их обслуживание, а также допуск к такому обслуживанию.

11. В ч. 9 данной статьи установлена ответственность за выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные российским законодательством. В соответствии с ч. 4 ст. 88 ВК РФ полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.

Правонарушение, состав которого является формальным, совершается действием. С субъективной сторона оно характеризуется умышленной виной. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.

12. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 6, 8 и 9 комментируемой статьи, рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42). Дела о правонарушениях, совершенных по ч. 7 данной статьи, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1). Они также могут рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 3 и 5 этой же статьи, при условии, если должностные лица, к которым поступают такие дела, передадут их на рассмотрение судей.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ч. 1 и п. 50 ч. 2 ст. 28.3). Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ч. 7 комментируемой статьи, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Административное право

административного правона­рушения составляет связанное с его совершением пси­хическое состояние лица. К признакам, характеризую­щим субъективную сторону, принадлежат вина, мотив и цель совершения правонарушения.

Вина — основной и обязательный признак субъектив­ной стороны какого-либо административного проступка. Это психическое отношение лица к совершенному им об­щественно опасному деянию и его последствиям, которое проявляется в форме умысла или неосторожности.

В общих чертах понятие этих форм вины раскрыва­ется в ст. 10 и 11 КоАП. Административное правонару­шение признаются совершенными умышленно, когда ли­цо, его совершившее, осознавало противоправный харак­тер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно до­пускало наступление этих последствий. Осознание про­тивоправного характера деяния и предвидение его вред­ных последствий составляют интеллектуальные призна­ки умысла, а желание или сознательное допущение по­следствий — волевой признак.

Административное правонарушение считается совер­шенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных послед­ствий своего действия либо бездействия, но легкомыслен­но рассчитывало на их предотвращение (самоуверенность), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно был? и могло их предвидеть (халатность). Если понятие умысла связано с психиче­ским отношением лица к своему деянию и его послед­ствиям, то при определении неосторожности во внимание принимается отношение лишь к вредным последствиям.

Мотив и цель совершения административного право­нарушения — факультативные признаки субъективной стороны состава проступка; Под мотивом понимается осоз­нанное лицом внутреннее побуждение, которым оно ру­ководствуется при совершении преступления. Цель — это следствие, результат, которого хочет достигнуть лицо, со­вершая административное правонарушение.

Субъектом административного правонарушения при­знается физическое лицо, достигшее на момент совер­шения правонарушения возраста, с которого наступает административная ответственность. Признаки, характе­ризующие субъект проступка, делятся на общие и спе­циальные. В приведенном определении названы призна­ки общие, то есть присущие любому субъекту.

Субъектом проступка, во-первых, может быть физи­ческое лицо, человек. Это не значит, что к юридическим лицам не могут применяться санкции в административ­ном порядке.

Во-вторых, субъектом административного проступка может быть не любое физическое лицо, а только вменяе­мое. В законодательстве об административных правона­рушениях не раскрывается понятие вменяемости, оно вы­текает из определения невменяемости. Как указано в ст. 20 КоАП, под невменяемостью понимается состояние, в котором лицо не могло осознавать свои действия или управлять ими вследствие хронического душевного за­болевания, временного расстройства душевной деятель­ности, слабоумия или другого болезненного состояния. Ис­ходя из этого можно сделать вывод, что вменяемость — это способность лица осознавать свои действия и управ­лять ими, а значит, и нести за них ответственность.

В-третьих, субъектом проступка может быть лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Кроме этих общих признаков, в конкретных составах субъект может характеризоваться еще и дополнитель­ными специфическими особенностями. Такие субъекты называются специальными. К ним можно отнести, на­пример, должностных лиц, водителей, руководителей, ка­питанов суден, родителей, военнообязанных и т.д. В не­которых статьях Особенной части КоАП специальный субъект не называется, хотя и подразумевается.

Отдельные свойства лица не входят в состав проступ­ка, но являются важными для определения характера и пределов ответственности за совершенное правонару­шение. В Общей части раздела II КоАП упомянуты мно­гие такие лица, а именно: несовершеннолетние, военно­служащие и другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов; иностранные граж­дане и лица без гражданства; лица, для которых охота является основным источником существования; бере­менные женщины и женщины, имеющие детей в возрас­те до 12-ти лет; инвалиды; лица, совершившие ранее пра­вонарушение или преступление.

В ст. ст. 13-15 КоАП установлены особенности ад­министративной ответственности некоторых из перечис­ленных лиц. Прежде всего регламентируется ответст­венность несовершеннолетних в возрасте от 16-ти до 18-ти лет. К ним за совершение административных пра­вонарушений применяются меры, предусмотренные ст. 24 1 КоАП. В отдельных случаях несовершеннолетние со­гласно ч. II ст. 13 КоАП могут нести административ­ную ответственность на общих основаниях (в случае со­вершения мелкого хищения, нарушения отдельных правил дорожного движения, мелкого хулиганства, стрель­бы из огнестрельного оружия в населенных пунктах, зло­стного неповиновения и нарушения правил поведения с огнестрельным оружием и боевыми патронами). Од­нако и в этих случаях не исключается применение мер, предусмотренных ст. 24 1 КоАП. Исключение составля­ют дела о злостном неповиновении (ст. 185 КоАП). К несовершеннолетним не может быть применен админи­стративный арест.

Должностные лица подлежат административной от­ветственности не столько за нарушение определенных правил собственными действиями, сколько за нераспо­рядительность, не обеспечение выполнения данных правил другими лицами, в частности подчиненными. Ад­министративное правонарушение, совершенное должно­стным лицом, является одновременно и дисциплинар­ным проступком, т.к. при этом нарушаются правила, обеспечение выполнения которых входит в их служеб­ные обязанности. Поэтому возможно привлечение долж­ностных лиц к двум видам ответственности — адми­нистративной и дисциплинарной. Должностные лица не­сут повышенную административную ответственность по сравнению с гражданами, к ним применяется только два вида взысканий — предупреждение и штраф.

Статья 15 КоАП предусматривает особенности ответ­ственности за административные правонарушения во­еннослужащих, призванных на сборы военнообязанных и работников органов внутренних дел. Эти лица несут ответственность за административные проступки по дис­циплинарному уставу, то есть дисциплинарную ответст­венность. Только в отдельных случаях они могут быть привлечены к административной ответственности (в слу­чае нарушения правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможен­ных правил, совершения коррупционных деяний и дру­гих правонарушений, связанных с коррупцией, непра­вомерное использование государственного имущества, не­применение мер по выполнению отдельного постанов­ления суда или отдельного решения судьи, по представ­лению органа дознания, следователя или протеста, пред­писания или постановления прокурора, уклонения от вы­полнения законных требований прокурора и соверше­ние контрабанды), однако и за эти проступки к ним не могут быть применены такие взыскания, как исправи­тельные работы и административный арест.

Иностранные граждане и лица без гражданства, если они не имеют дипломатического иммунитета, подлежат административной ответственности на общих основани­ях. К ним может быть применено такое специфическое взыскание, как выдворение за пределы Украины.

Статьи 18-20 КоАП устанавливают обстоятельства, ис­ключающие противоправность и общественную вред­ность деяния (крайняя необходимость и необходимая оборона), либо его виновность (невменяемость), тем са­мым исключается административная ответственность за его совершение.

Кодекс Украины об административных правонаруше­ниях субъектами административной ответственности оп­ределяет только физических лиц. Однако ряд норматив­ных актов, относящихся к налоговому, антимонопольно­му законодательству, законодательства о предпринима­тельской деятельности и других дает возможность ут­верждать, что субъектами административной ответствен­ности являются юридические лица. Так, согласно п. 7 ч. 3 ст. II Закона Украины «О государственной налого­вой службе» от 4 декабря 1990 г. за отсутствие учета прибыли (дохода), либо ведения этого учета с наруше­нием установленного порядка, а также не предоставле­ние или несвоевременное предоставление налоговых дек­лараций, отчетов, расчетов и других документов, необхо­димых для расчетов и уплаты налогов и других обяза­тельных платежей в бюджет, — установлена санкция — 50% неоплаченных сумм налогов или других обязатель­ных платежей.

Согласно ч. 3 п. 2 Положения «О порядке наложения на хозяйственные субъекты сферы торговли, обществен­ного питания и услуг, в том числе граждан-предприни­мателей, взысканий за нарушение законодательства о за­щите прав потребителей», утвержденного Постановлени­ем Кабинета Министров Украины от 14.04.94 г. — вы­пуск и реализация товаров, выполнение работ и предос­тавление услуг, не отвечающих требованиям норматив­ных документов, влекут наложение санкции в виде взы­скания 25% стоимости реализованных товаров, выполнен­ных работ и предоставленных услуг.

Закон Украины от 17.12.93 г. «О пожарной безопас­ности» в ст. 35 устанавливает, что за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнения предписаний должностных лиц органов государственного пожарного надзора предприятия, учреждения и организации могут привлекаться руководителями этих органов к уплате штра­фа, который не может превышать 2% месячного фонда заработной платы предприятия, учреждения, организа­ции. Порядок наложения штрафов на предприятия, уч­реждения и организации за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнения распоряжений (предписаний) должност­ных лиц органов государственного пожарного надзора урегулирован Положением, утвержденным Кабинетом Министров Украины от 14.12.94 г.

Приведенные и другие примеры свидетельствуют, что действующее законодательство, в отличие от норм Ко­декса Украины об административных правонарушени­ях, предусматривает привлечение к ответственности не только физических, но и юридических лиц, что вполне обосновано в условиях роста предпринимательства и ста­новления рыночной экономики.

Теорией права юридическая ответственность опреде­ляется как возникшие из правонарушения правовые от­ношения между государством, в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие ограничения и неблагоприятные последствия за совершенное право­нарушение. В вышеприведенных предписаниях есть все элементы, характерные для юридической ответственно­сти: нарушения; неблагоприятные последствия в виде штрафа; нарушитель, которым могут выступить юриди­ческие лица, в том числе государственные органы; ор­ганы (должностные лица), уполномоченные налагать взыскание (органы налоговой инспекции, инспекции по защите прав потребителей), а также имеют место при­знаки, характерные именно для административной от­ветственности. Это и неравенство сторон (юридическое лицо подконтрольно в определенной сфере своей дея­тельности государственному органу), и упрощенная про­цедура наложения взыскания.

Законодательство об административной ответственно­сти юридических лиц в Украине недостаточно разрабо­тано, а поэтому и не кодифицировано, разрознено. Общие положения и принципы, касающиеся административной ответственности юридических лиц в нормативных актах почти полностью отсутствуют. В некоторых случаях юри­дические лица несут ответственность наравне с физиче­скими лицами (гражданами-предпринимателями). Меха­низм привлечения к административной ответственности почти не урегулирован. Нет системности и в видах санк­ций, применяемых к юридическим липам. Однако неко­торые общие положения административной ответствен­ности юридических лиц можно привести.

Юридическое лицо становится деликтоспособным с момента его государственной регистрации и теряет деликтоспособность с момента исключения из реестра юри­дических лиц, может выступать как общий субъект (лю­бое юридическое лицо, совершившее правонарушение), так и специальный субъект (монополист, юридическое лицо, действующее в сфере торговли, общественного пи­тания, предоставления услуг и т.д.) правонарушения.

Для повышения эффективности законодательства об административной ответственности юридических лиц следует четко определить общие принципы такой ответ­ственности и установить механизм привлечения юри­дических лиц к административной ответственности.

В действующем Кодексе Украины об административ­ных правонарушениях приводится перечень органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административном правонарушении, и для всех них, несмотря на существенные отличия в структуре и по­рядке их деятельности, установлен единый порядок рас­смотрения дел об административных правонарушениях. Точно так же эти вопросы могут быть решены и приме­нительно к ответственности -юридических лиц. Следует четко определить органы, уполномоченные налагать ад­министративные взыскания на юридических лиц, и по­рядок рассмотрения дел об административных правона­рушениях. Что касается взысканий, налагаемых на юри­дических лиц, то они действительно очень разнообраз­ны, но разнообразны не по своей природе, а по формули­ровкам в нормативных актах. Такое разнообразие ско­рее мешает, чем помогает эффективному функциониро­ванию системы административной ответственности юридических лиц. Значительную часть взысканий со­ставляют штрафы. Наряду с ними применяются прекращение или приостановка определенного вида дея­тельности, изъятие имущества. А такие, действительно специфические виды взысканий, как принудительное разделение субъектов хозяйственной деятельности мо­нополистов и другие встречаются очень редко.

1. Конечно, проведение кодификации законодательства, регламентирующего административную ответственность юридических лиц, является сложным делом. В то же вре­мя систематизация всего законодательства создаст воз­можность эффективного влияния государства на деятель­ность хозяйствующих субъектов и других юридических лиц, что очень важно в ситуации, сложившейся в эконо­мике Украины, укреплении законности. Кроме того это даст возможность субъектам предпринимательства более действенно защищать свои законные права в случаях при­влечения к административной ответственности.

Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Легальное определение понятия «административное правонарушения» дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юридических признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения — противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще на два признака: деяние и общественную вредность.

Практическая значимость признаков правонарушения выражается в том, что установление их наличия в конкретном деянии позволяет рассматривать его в качестве административного правонарушения, т.е. фактического основания административной ответственности. Иными словами, чтобы деяние как правовое явление можно было признать административным правонарушением, оно должно обладать указанными чертами.

1. Деяние. Законодатель счел нецелесообразным применять обобщенный термин «деяние», который уже используется в других нормативных правовых актах (например, в ст. 106 Налогового кодекса РФ). Представляется, что не является принципиальным закрепление в легальном определении правонарушения термина «деяние» или термина «действие или бездействие», поскольку по своему со-держанию эти понятия абсолютно тождественны.

Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Часть административных правонарушений может быть совершена только в результате действия (например, мелкое хищение — ст. 7.27 КоАП РФ), часть — путем бездействия (например, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету — ст. 21.5 КоАП РФ). Есть и «смешанные» правонарушения, объективную сторону которых составляет совокупность действия и бездействия (например, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств — ст. 16.2 КоАП РФ).

Административным правонарушением выступают только внешне выраженные акты субъекта. Именно поэтому не могут признаваться правонарушением мысли, чувства и желания субъекта, если они не выражены в определенном поступке. И активное, и пассивное поведение для признания его административным правонарушением, кроме своего внешнего проявления, должно быть осознанным. Отсутствие одной из характеристик — внешнего проявления поведения и его осознания субъектом — исключает рассмотрение деяния в качестве противоправного (например, действие непреодолимой силы или действия невменяемого лица или лица, не достигшего возраста административной ответственности).

2. Противоправность. Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Как правило, административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Так, нарушая нормы права, регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым посягают на общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.2 КоАП РФ). Особенность административной ответственности в том, что противоправность административных правонарушений проявляется в совершении лицом деяния, нарушающего не только нормы административного, но и ряда других отраслей права, например, конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового.

Противоправность является юридическим выражением материальной характеристики общественного свойства административного правонарушения. Признак противоправности деяния не обусловлен обязательным наступлением вредных последствий — административным правонарушением может признаваться только сам факт нарушения (невыполнения) требований, предписанных нормой права и охраняемых мерами административной ответственности (например, ст. 19.3 КоАП РФ). Вместе с тем не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях, даже если оно и причинило вред общественным интересам.

3. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. с определенным психическим отношением физического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям. Совершение деяния, формально подпадающего под признаки административного правонарушения, при отсутствии такого психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям не может рассматриваться в качестве административного правонарушения. Не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения и невиновное совершение противоправного действия (бездействия) юридическим лицом.

4. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями главы 3 КоАП РФ. За совершение административного правонарушения к виновным лицам специально уполномоченными органами и должностными лицами применяются административные наказания.

5. Общественная вредность. Наиболее дискуссионным из признаков административного правонарушения является его общественная вредность или общественная опасность. Единого мнения и однозначного подхода к этому вопросу до настоящего времени не сложилось. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

В теории административного права весьма распространена точка зрения о том, что административные правонарушения, как и преступления, тоже являются общественно опасными деяниями, хотя степень этой опасности ниже, чем у преступлений.

Общественная опасность деяния проявляется в посягательстве, в причинении или создании реальной угрозы причинения существенного ущерба общественным отношениям, охраняемым нормами права. Представляется, что большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, даже с учетом их «массовости» (например, безбилетный проезд — ст. 11.18; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов — ст. 12.6 КоАП РФ). Б то же время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения, пожарную, экологическую безопасность).

Не следует использовать категорию «общественная вредность» в качестве универсального отличия административных правонарушений от преступлений, хотя к этому подталкивает беглый анализ уголовного законодательства и законодательства об административ-н^1х правонарушениях. Статья 2.1 КоАП РФ в отличие от ст. 14 УК РФ не дает четкого ответа на вопрос: чем следует считать административные правонарушения — общественно вредными или общественно опасными деяниями? Вместе с тем ст. 2.2 КоАП РФ при определении форм вины прямо упоминает о вредных последствиях административного правонарушения. Б качестве критериев разграничения административных правонарушений и преступлений могут выступать такие факторы, как тяжесть последствий (например, при совершении нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств — ст. 264 УК РФ и нарушения правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего,— ст. 12.24 КоАП РФ), размер материального ущерба (например, административно наказуемым по ст. 7.27 КоАП РФ признается мелкое хищение, совершенное на сумму до одного минимального размера оплаты труда, а уголовно наказуемым по ст. 158 УК РФ — свыше такого размера), а также иные обстоятельства. При любых условиях правоприменитель должен всесторонне и полно выяснять все обстоятельства, характеризующие состав правонарушения, для правильной квалификации деяния в соответствии с нормами либо Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо Уголовного кодекса РФ.

С учетом сказанного можно утверждать, что общественная опасность административного правонарушения не является его обязательным качеством. Административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут и не быть таковыми. Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества, и это выражается в их противоправности.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Признаки административного правонарушения образуют его юридический состав — единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.

Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Правонарушение есть явление реальной действительности. Состав правонарушения — логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее свойства, существенные признаки реальных явлений, т.е. определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков правонарушений, а лишь отбирает существенные, отличительные черты и конструирует составы. Но состав административного правонарушения — понятие правовое. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом. Вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают. Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава.

Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы:

  1. объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);
  2. объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);
  3. субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);
  4. субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Состав правонарушения представляет собой органичную систему, все его признаки важны, значимы и тесно связаны между собой. Так, для конкретного административного правонарушения (например, мелкого хищения — ст. 7.27 КоАП РФ) такие его признаки, как собственность, отчуждение имущества, психическое от-ношение лица к деянию в форме умысла, достижение 16-летнего возраста, сами по себе ничего противоправного не содержат. Однако когда они существуют в совокупности и объединяются законодателем в диспозиции правовой нормы в качестве перечня признаков правонарушения — это уже правовая модель административного правонарушения, его юридический состав.

Если в деянии отсутствует хотя бы один из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и самого состава, следовательно, оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона, на основе нормы права, закрепляющей данный состав.

Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. Б нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъект действий и его психическое отношение к деянию. По этой причине в составе административного правонарушения также присутствуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков, характеризующих и детализирующих его (например, для субъективной стороны — это психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям в форме вины, а также мотив и цель).

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

В отличие от уголовного права, в котором существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений, составы административных правонарушений подразделяются только на основные (например, ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) и квалифицированные (с отягчающими признаками — ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ) составы.

По особенностям конструкции различаются:

  • материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);
  • формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом:

  • казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ);
  • обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

Большое практическое значение имеет и такое деление составов административных правонарушений:

  • однозначные составы, в которых четко указывается единственный признак (например, ст. 12.8 КоАП РФ);
  • альтернативные составы, содержащие два или более вариантов признаков, вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением, т.е. административным правонарушением будет являться совершение одного, нескольких или даже всех из названных в норме действий (например, ст. 20.8 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Правильное определение всех элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а также способствует предупреждению административных правонарушений.

Кроме того, учение о составе административного правонарушения имеет большое значение: оно способствует выявлению наиболее существенных признаков административных правонарушений, разграничению их и установлению справедливых санкций; помогает правоприменителям правильно квалифицировать правонарушения и избирать соответствующие им меры воздействия; позволяет по-нять закон.