Ст 51 закон об ао

Об акционерных обществах
Статья 51-1. Прозрачность деятельности наблюдательного совета

1. Наблюдательный совет публичного акционерного общества и банка ежегодно должна готовить отчет о своей работе. Отчет наблюдательного совета публичного акционерного общества и банка является отдельной частью годового отчета общества и подлежит обнародованию в соответствии с требованиями законодательства, предусмотренных для порядка и сроков обнародования годового отчета общества.

В отчете отражается оценка работы наблюдательного совета. Такая оценка должна включать:

оценку ее состава, структуры и деятельности как коллегиального органа;

оценку компетентности и эффективности каждого члена совета, включая информацию о его деятельности как должностного лица других юридических лиц или иную деятельность — оплачиваемую и бесплатную;

оценку независимости каждого из независимых членов наблюдательного совета;

оценку компетентности и эффективности каждого из комитетов совета, включая информацию о перечне и персональный состав комитетов, их функциональные возможности, количество проведенных заседаний и описание основных вопросов, которыми занимались комитеты. При этом комитет наблюдательного совета по вопросам аудита отдельно должен указывать информацию о своих выводах о независимости проведенного внешнего аудита общества, в частности независимости аудитора (аудиторской фирмы);

оценку выполнения наблюдательным советом поставленных целей.

Отчет должен содержать информацию о внутренней структуре наблюдательного совета, процедуры, применяемые при принятии ею решений, включая указание того, каким образом деятельность наблюдательного совета обусловила изменения в финансово-хозяйственной деятельности общества.

2. Наблюдательный совет частного акционерного общества может готовить отчет о своей деятельности в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Статья 51. Право на участие в общем собрании акционеров

Статья 51. Право на участие в общем собрании акционеров

1. Список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества на дату, устанавливаемую советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 60 дней до даты проведения общего собрания.

В случае проведения общего собрания акционеров, в определении кворума которого и голосовании участвуют бюллетени, полученные обществом в соответствии с пунктом 2 статьи 58 настоящего Федерального закона, дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, устанавливается не менее чем за 45 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

2. Для составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями, на дату составления списка.

3. Список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, содержит имя (наименование) каждого акционера, его адрес (место нахождения), данные о количестве и категории (типе) принадлежащих ему акций.

4. Список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, представляется обществом для ознакомления по требованию лиц, зарегистрированных в реестре акционеров общества и обладающих не менее чем 10 процентами голосов на общем собрании акционеров.

По требованию акционера общество обязано предоставить ему информацию о включении его в список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

5. Изменения в список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, могут вноситься только в случае восстановления нарушенных прав лиц, не включенных в указанный список на дату его составления, или исправления ошибок, допущенных при его составлении.

Статья 51. Право на участие в общем собрании акционеров

1. Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества. В случае, если в отношении общества используется специальное право на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом («золотая акция»), в этот список включаются также представители Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не может быть установлена ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней, а в случае, предусмотренном «пунктом 2 статьи 53» настоящего Федерального закона, — более чем за 80 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

Абзац утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЗ.

3. Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, содержит имя (наименование) каждого такого лица, данные, необходимые для его идентификации, данные о количестве и категории (типе) акций, правом голоса по которым оно обладает, почтовый адрес в Российской Федерации, по которому должны направляться сообщение о проведении общего собрания акционеров, бюллетени для голосования в случае, если голосование предполагает направление бюллетеней для голосования, и отчет об итогах голосования.

4. Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, предоставляется обществом для ознакомления по требованию лиц, включенных в этот список и обладающих не менее чем 1 процентом голосов. При этом данные документов и почтовый адрес физических лиц, включенных в этот список, предоставляются только с согласия этих лиц.

По требованию любого заинтересованного лица общество в течение трех дней обязано предоставить ему выписку из списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, содержащую данные об этом лице, или справку о том, что оно не включено в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

5. Изменения в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, могут вноситься только в случае восстановления нарушенных прав лиц, не включенных в указанный список на дату его составления, или исправления ошибок, допущенных при его составлении.

Консультации юриста по ст. 51 Закона Об акционерных обществах

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

  • Ответ юриста:

Постановление Президиума ВАС РФ от 21 марта 2006 г. N 13683/05 по делу N А04-9129/04-15/406
Попробуй по номеру дела. В консе есть. Вот выдержка.
Между тем выводы судов апелляционной и кассационной инстанций ошибочны.
Согласно пункту 1 статьи 75 Закона об акционерных обществах акционеры вправе требовать выкупа акционерным обществом принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о внесении изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих их права, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.
Перечень оснований, которые дают акционеру право требовать выкупа акций, установленный статьей 75 Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Обеспечение прав акционеров при размещении акционерным обществом дополнительных акций по закрытой подписке закреплено действующим законодательством. Так, статьей 40 Закона предусмотрены гарантии прав акционеров при размещении акций путем предоставления акционерам преимущественного права на приобретение акций общества, акционерами которого они являются, пропорционально количеству принадлежащих им акций этой категории.
Таким образом, реализация данного права позволяет акционеру сохранить размер своей доли в уставном капитале акционерного общества и права, предоставленные ему законом.
Как указал суд первой инстанции, ответчик в порядке, установленном статьей 40 Закона об акционерных обществах, письмом от 26.10.2004 N 01-016-01/3370 уведомил истца о его праве преимущественного приобретения акций, однако последний этой возможностью не воспользовался и заявил требование о выкупе имеющихся у него акций раннего выпуска.
То обстоятельство, что акционер в силу материальных или иных причин не мог или не хотел реализовать право преимущественного приобретения дополнительно размещаемых акций, свидетельствует либо о его ограниченных финансовых возможностях, либо о нежелании воспользоваться предоставленным правом, но не об ограничении его прав. Фактически фонд имущества свое право требования выкупа акций связывает с размещением акций, а не с внесением изменений в устав ОАО «Бурейская ГЭС».
Следовательно, принятие общим собранием акционеров ОАО «Бурейская ГЭС» решения об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не порождает у акционера, голосовавшего против этого решения, права требовать выкупа принадлежащих ему акций общества. Поэтому у судов апелляционной и кассационной инстанций не было оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Внесение изменений в устав ОАО «Бурейская ГЭС» не лишило фонд имущества прав, предоставленных акционеру пунктом 2 статьи 31 Закона об акционерных обществах.
При названных условиях обжалуемые постановления судов апелляционной и кассационной инстанций нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Амурской области от 18.04.2005 по делу N А04-9129/04-15/406 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.08.2005 по тому же делу отменить.
Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Амурской области от 18.02.2005 по указанному делу оставить без изменения.

20 поправок в законе об АО с 1 июля (в таблице)

С 1 июля 2016 года будут внесены изменения в положения Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — закон № 208-ФЗ). Основные изменения коснутся:

  • общего собрания акционеров;
  • преимущественного права приобретения дополнительных акций;
  • выкупа обществом акций по требованию акционеров.

Данные нововведения стали продолжением масштабной реформы положений о юрлицах, начавшейся 1 сентября 2014 года, когда вступила в силу новая редакция главы 4 ГК РФ.

Изменения вносит Федеральный закон от 29.06.15 № 210-ФЗ (далее — закон № 210-ФЗ). Часть изменений вступила в силу 1 июля 2015 года. Остальные нововведения, которые мы систематизировали ниже, вступают в силу с 1 июля этого года ( ч. 4 ст. 27 закона № 210-ФЗ).

Руководствоваться описываемыми правилами следует, если решение о проведении общего собрания акционеров было принято 1 июля 2016 года или позже (ч. 14 ст. 27 закона № 210-ФЗ).

  • 75 (а не 95, как сейчас) дней с момента предъявления требования, если планируется избрать членов совета директоров и при этом устав не предусматривает более короткий срок;
  • 40 (а не 50) дней с момента предъявления требования во всех остальных случаях
  • дата, когда общество прекращает принимать предложения о выдвижении кандидатов в совет директоров (если в повестке есть вопрос об избрании его членов);
  • формулировки решений по вопросам повестки дня, которые должен направить номинальный держатель акций. Также нужно указать не только почтовый, но и электронный адрес, по которому акционеры могут направить бюллетени (если устав предусматривает это)
  • 55 (а не 80, как сейчас) дней до собрания, если планируется избрать членов совета директоров или директора, которого должен был назначить этот совет;
  • 35 (а не 50) дней до собрания, если в повестке дня есть вопрос о реорганизации;
  • 25 (а не 50) дней до собрания во всех остальных случаях

— выписки из списка потенциальных участников собрания, а также

— справки об отсутствии в этом списке. Обязанность исключили из пункта 4 статьи 51

  • избрать членов совета директоров;
  • избрать нового директора и (или) досрочно прекратить полномочия старого, когда это не сделал совет директоров;
  • реорганизовать общество в форме слияния, разделения или выделения и при этом избрать совет директоров создаваемого лица

1) категории (типы) акций, владельцы которых имеют право голоса по всем или некоторым вопросам повестки дня;

  • электронной почты, по которому можно направить бюллетени (если устав предусматривает это), и (или)
  • сайта, где можно заполнить электронный бюллетень (если это закрепляет устав)

1) направить полноценные сообщения о проведении собрания по адресам электронной почты, указанным в реестре акционеров;

2) составить короткие текстовые уведомления с информацией о том, как ознакомиться с сообщением о проведении собрания, и направить их: — на номера телефонов, указанные в реестре акционеров, или — по адресам электронной почты из реестра. В уставе можно предусмотреть иные способы. Например, по-прежнему можно установить, что общество публикует сообщение в газете и размещает его на сайте

  • не являться в здание (помещение), где назначен сбор, но при этом — полноценно участвовать в собрании — обсуждать вопросы и голосовать (например, при помощи видеозвонка)
  • любого публичного АО
  • непубличного АО, в котором не менее 50 владельцев голосующих акций
  • зарегистрировался для участия (в том числе на сайте, указанном в сообщении о собрании) либо — не позднее двух дней до собрания представил бюллетень или заполнил его электронную форму на сайте. Акционер участвовал в заочном собрании, если в установленный срок он:
  • представил в общество бюллетень или — заполнил его электронную форму на сайте. Кроме того, считается, что акционер участвовал в собрании, если он дал номинальному держателю указание (инструкцию) о голосовании и общество получило соответствующее сообщение:
  • не позднее 2 дней до очного собрания или — до окончания приема бюллетеней заочного собрания

Руководствоваться описываемыми ниже правилами следует, если решение о размещении дополнительных акций было принято 1 июля 2016 года или позже ( ч. 15 ст. 27 закона № 210-ФЗ).

  • на дату определения (фиксации) участников общего собрания акционеров, принявшего решение о размещении дополнительных акций, либо
  • на 10-й день после того, как решение о размещении принял совет директоров. Причем он вправе установить более позднюю дату
  • направить по почте;
  • вручить под подпись;
  • отправить в виде документа (файла) с электронной подписью (если это разрешают правила регистратора). Если же акционер не зарегистрирован в реестре, он вправе дать номинальному держателю указания по реализации преимущественного права

Новыми правилами в пунктах 1 и 2, приведенных ниже, нужно руководствоваться, если решение о проведении общего собрания акционеров, влекущего риск выкупа акций, принято 1 июля 2016 года или позже (ч. 14 ст. 27 закона № 210-ФЗ).

Остальные новые правила (в пунктах 3–6) необходимо соблюдать, если акционерное общество приняло решение, связанное с выкупом, 1 июля 2016 года или позже (ч. 15 ст. 27 закона № 210-ФЗ).

  • уже после того, как прошло собрание и у акционеров возникло право потребовать выкуп, и
  • на основании предъявленных требований
  • направить по почте;
  • вручить под подпись;
  • отправить в виде документа (файла) с электронной подписью (если это разрешают правила регистратора).

Если же акционер не зарегистрирован в реестре, то он вправе дать номинальному держателю указания (инструкции) о выкупе

  • этого акционера нет в списке лиц, имеющих право требовать выкупа акций, и
  • прошло 45 дней с момента проведения собрания. Отказ необходимо направить в течение пяти рабочих дней с момента, когда истек указанный выше 45-дневный срок
  • количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, и
  • число акций, которое может выкупить АО
  • на счет акционера, указанный у регистратора;
  • в депозит нотариуса по месту нахождения АО (если нет сведений о счете акционера или невозможно перечислить деньги на счет по не зависящим от общества обстоятельствам). Если же акционер не зарегистрирован в реестре, то оплату нужно перечислить на счет номинального держателя

КТО ЗАЩИТИТ АКЦИОНЕРОВ?

В продолжение ряда аналитических статей о Законе Украины «Об акционерных обществах» (далее — Закон), хотелось бы подробно остановиться на правовом статусе органа управления акционерного общества, призванного в период между акционерными собраниями осуществлять функции защиты прав акционеров.

Читайте также

При анализе норм Закона становится понятным, что роль и ответственность Наблюдательного совета в новых условиях существенно повышается. В первую очередь Закон расширяет полномочия Наблюдательного совета, определяет случаи, когда в акционерном обществе допускается отсутствие наблюдательного совета, устанавливает порядок оформления взаимоотношений между обществом и членами наблюдательного совета. Об этих и других аспектах деятельности акционерного общества поговорим далее.

Новшества правового статуса Наблюдательного совета

Я думаю, многие коллеги не раз сталкивались с ситуацией, когда, формируя состав органов управления акционерного общества с малым количеством акционеров, оказывалось, что число обязательных должностных лиц органов управления превышает количество акционеров общества.

Этой проблемы теперь можно будет избежать, поскольку по Закону (ч. 2 ст. 51), в акционерных обществах с количеством акционеров — держателей простых акций до 9 лиц, создание Наблюдательного совета является необязательным. В случае отсутствия Наблюдательного совета, его полномочия осуществляются общим собранием акционеров, а подготовка и проведение общего собрания акционеров осуществляется исполнительным органом управления АО. Не рассуждая о достоинствах и недостатках этого нововведения, отмечу лишь очевидную гибкость подобного подхода.

Относительным новшеством является то, что Закон обязал общество заключать с членами наблюдательного совета гражданско-правовые договоры, в которых будут оговорены, утвержденные общим собранием условия работы должностных лиц этого органа управления. Закон, опять таки, проявляя гибкость, дает акционерам возможность выбора: устанавливать ли вознаграждение членам наблюдательного совета за их работу или нет?

Не возводя свои утверждения в абсолют, отмечу, что зачастую органы управления акционерным обществом (такие как наблюдательный совет и ревизионная комиссия) действуют формально, не заинтересованно, «для галочки». С учетом повышения роли наблюдательного совета и с созданием возможности полноценно использовать наблюдательный совет как инструмент влияния на менеджмент АО, следовательно, на дела в компании, работа в наблюдательном совете должна стать для акционеров как минимум интересной, как максимум такая работа должна быть регулярной и осуществляться на оплачиваемой основе.

Впервые на законодательном уровне разрешен вопрос о том, каким образом акционеры юридические участвуют в работе Наблюдательного совета АО. Закон (ч.4 ст. 51) запретил членам наблюдательного совета – представителям юридического лица или государства передавать свои полномочия члена наблюдательного совета иному лицу. Следовательно, участие в работе наблюдательного совета является обязанностью соответствующего физического лица – представителя акционера, а не акционера – юридического лица, направляющего своего представителя для участия в работе наблюдательного совета АО.

Хотелось бы отметить как новшество, введенную Законом возможность принятия решений НС путем опроса. Еще одним нововведением Закона, является возможность Наблюдательного совета создавать комитеты для изучения и подготовки вопросов, которые относятся к компетенции Наблюдательного совета.

Новости о компетенции Наблюдательного совета

Следует отметить, что впервые Законом определены полномочия наблюдательного совета АО, отнесенные к его исключительной компетенции. Ранее и Закон Украины «О хозяйственных обществах» и ГК предоставляли возможность акционерам самостоятельно определяться с полномочиями наблюдательного совета, что приводило к тому, что эти органы зачастую в акционерном обществе не функционировали. В соответствии с Законом наблюдательный совет приобретает широчайшие полномочия, следовательно, от работы этого органа управления в АО будет зависеть многое.

ИТАК, к исключительной компетенции Наблюдательного совета относится (в частности):

1) утверждение в пределах своей компетенции положений, которыми регулируются вопросы, связанные с деятельностью общества. ( За исключением положений об общем собрании, наблюдательном совете, исполнительном органе и ревизионной комиссии (ревизоре) общества, поскольку указанные полномочия, отнесены к исключительной компетенции ОСА п. 9 ч.2 ст. 33 Закона).

2)-3) подготовка повестки дня общего собрания, принятие решения о дате их проведения и о включении предложений в повестку дня, кроме созыва акционерами внеочередного общего собрания; принятие решения о проведении очередного и внеочередного общего собрания по требованию акционеров или по предложению исполнительного органа.

Изменения, предусмотренные п. 2 и 3, можно оценивать как положительные, поскольку раньше указанные полномочия возлагались на исполнительный орган акционерного общества, а в случае наличия конфликта между акционерами и исполнительным органом, возникали определенные проблемы во время организации проведения ОСА и утверждения повестки дня.

4) принятие решения об аннулировании акций или продаже ранее выкупленных обществом акций.

С реализацией этого полномочия особенно в части аннулирования акций АО явно возникнут проблемы. Речь вот о чем. В соответствии со статьей 17 Закона аннулирование акций предусмотрено только в случае если ранее такие акции были выкуплены АО. Одновременно, п.3 ч.2 ст. 33 Закона отнес к исключительной компетенции общего собрания АО принятие решение об аннулировании ранее выкупленных акций АО. Кроме того, аннулирование акций может влечь уменьшение уставного капитала АО, а п.7 ч.2 ст.33 Закона также относит к исключительной компетенции ОСА принятие решение об уменьшении уставного капитала АО. Таким образом, усматривается явное противоречие, заложение в Законе относительно компетенции Общего собрания и наблюдательного совета АО в отношении аннулирования акций. Безусловно, это противоречие может быть устранено уставом АО, где вопросы, связанные с аннулированием акций следует отнести к полномочиям Общего собрания АО. Однако, несогласованность Закона в этой части не отметить нельзя.

5)-6) принятие решения о размещении обществом других ценных бумаг, кроме акций; принятие решения о выкупе размещенных обществом других, кроме акций, ценных бумаг.

Особо обращаем внимание на это положение Закона. Передача наблюдательному совету функций управления ценными бумагами общества (отличными от акций) существенно упрощает доступ Общества к работе с различными финансовыми инструментами, а также снимает бюрократические барьеры на пути к привлечению в Общество недорогих финансов. Однако акционерам все же следует ограничить полномочия наблюдательного совета в этой части, предусмотрев объем однократной или совокупной эмиссии (эмиссий) ценных бумаг, которые будут осуществляться обществом по решению наблюдательного совета, дабы гарантировать права акционеров.

7) утверждение рыночной стоимости имущества в случаях, предусмотренных этим Законом;

В связи с этим полномочием наблюдательного совета следует отметить следующие новые правила. Рыночная стоимость имущества, во всех случаях, когда она должна быть установлена в соответствии с Законом, будет определяться профессиональным субъектом оценочной деятельности. Наблюдательный совет вправе утвердить или не утвердить отчет об оценке, а также определить субъекта оценочной деятельности, который будет проводить соответствующую оценку.

Каковы же случаи, когда оценка рыночной стоимости имущества (в том числе акций) является обязательной в АО? Во-первых, оценивается имущество, которое вносится учредителями АО в оплату акций при создании общества. Во-вторых, оценивается имущество и имущественные права, которые вносятся при покупке у АО акций последующих выпусков. В-третьих, при решение вопроса о том, является ли правочин значительным. В-четвертых, при продаже выкупленных АО собственных акций (оценивается рыночная стоимость акций АО, исключение см. ч.1 ст. 22 закона). В-пятых, в случае выкупа акций при покупке контрольного пакета акций АО. В-шестых, при продаже АО своих ранее выкупленных акций. В-седьмых, при реализации акционерами требовании о выкупе акционерным обществом принадлежащих им акций. В-восьмых, в иных случаях, предусмотренных законами или уставом АО.

Сумятицу в эту достаточно простую концепцию объективной оценки вносят положения ч.3 ст. 23 Закона, согласно которым утверждённая стоимость имущества, которое принадлежит государству или является коммунальной собственностью, и вносится в оплату акций, не может отличаться более чем на 10% от стоимости определённой оценщиком. Значит ли это, что во всех случаях обязательной оценки имущества (акций) АО (кроме случаев, когда имущество является государственной или коммунальной собственностью и вносится в качестве оплаты акций АО), наблюдательный совет вправе отклоняться от установленной профессиональным оценщиком рыночной стоимости имущества более чем на 10% в ту или иную сторону? Даже если решение Наблюдательного совета в этой части соответствующим образом мотивируется, это не может не настораживать как акционеров продающих свои акции при покупке контрольного пакета, так и тех, чьи акции выкупаются обществом в обязательном порядке.

8) -13) избрание и отзыв полномочий председателя и членов исполнительного органа; утверждение условий гражданско-правовых, трудовых договоров, которые будут заключаться с членами исполнительного органа, установление размера их вознаграждения; принятие решения об отстранении председателя исполнительного органа от выполнения его полномочий и избрание лица, которое временно будет осуществлять полномочия председателя исполнительного органа; избрание и прекращение полномочий председателя и членов других органов общества; избрание регистрационной комиссии, за исключением случаев, установленных этим Законом; избрание аудитора общества и определение условий договора, который будет заключаться с ним, установление размера оплаты его услуг.

Как говориться, без комментариев. И так много воды налилось на мельницу законодателя облегчившего участь акционерным обществам, предоставив им возможность более оперативно принимать решение в отношении как исполнительного органа (избрание и отзыв, временное отстранение от исполнения обязанностей, назначения временно исполняющего обязанности), так и регистрационной комиссии собрания акционеров, аудитора. Поскольку наблюдательный совет наделен правом утверждать условия трудовых и гражданско-правовых договоров с членами исполнительного органа и аудитором соответственно, возможно не лишним будет, если акционеры установят некие ограничения или пределы, параметры формирования вознаграждения, привязав их, к примеру, к размеру вознаграждения членов наблюдательного совета, минимальным заработным платам, финансовым показателям деятельности АО. Это сделает расходы на оплату труда членов исполнительных органов прозрачными и прогнозируемыми для акционеров.

14) определение даты составления перечня лиц, которые имеют право на получение дивидендов, порядка и сроков выплаты дивидендов в пределах предельного срока, определенного частью второй статьи 30 Закона;

Считаем, что АО лучше отнести эти вопросы к компетенции общего собрания, что представляется логичным, равно как не исключается возможность предусмотреть заранее все вопросы, указанные в этом пункте, в положении о дивидендах, с тем, что бы процедуры выплаты дивидендов были максимально прозрачны. Прозрачность и предсказуемость – главные предпосылки инвестиционной привлекательности компании, особенно публичной.

21) принятие решения об избрании (замене) регистратора собственников именных ценных бумаг общества или депозитария ценных бумаг и утверждение условий договора, который будет заключаться с ним, установление размера оплаты его услуг.

Полномочия, предусмотренные указанным пунктом, переданы НС от ОСА. Как и в случае с назначением и отзывом должностных лиц исполнительного органа, скорее всего, законодатель вел речь об оптимизации процессов управления АО. Смена регистратора или депозитария — процедура болезненная, отягощенная большим количеством бюрократических препятствий. Одно из таких препятствий было предложено устранить, теперь выбор надежного регистратора, предоставляющего качественные профессиональные услуги, настроенного на контакт с акционерами может быть сделан и реализован в короткие сроки без лишних затрат и проволочек.

Наблюдательный совет имеет и другие полномочия, перечисление которых не целесообразно. Мы остановились лишь на тех функциях, которые на наш взгляд достаточно интересны. Подводя итог, сказанному о компетенции Наблюдательного совета, следует еще раз отметить повышение роли этого органа в системе органов управления АО. Вместе с тем нужно иметь в виду, что бесконтрольная передача значительного количества полномочий к компетенции Наблюдательного совета, может привести к определенным осложнениям в ее работе. Особенно, на переходном этапе.

Состав Наблюдательного совета. Новости формирования, избрания и отзыва

Революционные изменения коснулись именно принципов формирования наблюдательного совета и порядка избрания его членов.

Во-первых, следуя распространенной практике стран с традиционной рыночной экономикой, Закон предлагает акционерам возможность установить зависимость членства акционеров в наблюдательном совете от количеством акций, принадлежащих акционеру (ч.1 ст. 53 закона). Правда эта опция, скорее всего, не касается публичных акционерных обществ. Норма ч.3 статьи 53 сформулирована таким образом, что стать членом наблюдательного совета публичного акционерного общества можно только в результате кумулятивного голосования. Этот способ голосования ранее не практиковался в Украине поэтому следует понимать, что он собой представляет.

Справка : п. 9 ст. 2 Закона: кумулятивное голосование — голосования во время органов управления акционерным обществом, когда общее количество голосов акционера умножается на количество членов органа акционерного общества, которые избираются, а акционер имеет право отдать все посчитанные таким образом голоса за одного кандидата, или же разделить свои голоса между несколькими кандидатами. Кумулятивное голосование не применяется при избрании органов управления акционерным обществом с одним акционером.

Очевидно, что кумулятивное голосование призвано обеспечить права акционеров с небольшим количеством акций, именно так они смогут обеспечить присутствие в наблюдательном совете своего кандидата.

Напомним, что в соответствии со статьей 42 Закона избранными в состав Наблюдательного совета АО являются кандидаты, набравшие более всего голосов среди кандидатов, набравших более 50% голосов.

Следует отметить, что Законом заложен непонятный принцип формирования состава Наблюдательного совета частного АО. Часть 3 ст. 53 Закона говорит о принципе пропорциональности представительства акционеров в НС в зависимости от количества принадлежащих им акций. Как на самом деле необходимо реализовывать этот принцип пока не понятно. Юристам предстоит еще поработать над приемлемыми с точки зрения закона формулами.

Еще одним интересным моментом следует назвать регламентацию количественного состава наблюдательного совета в зависимости от количества акционеров АО. Так в АО, где количество акционеров от 100 до 1000 человек наблюдательный совет должен состоять не менее чем из 5 человек. Если же в АО более 1000 акционеров, в НС должно быть не менее 7 человек. В АО, где акционеров более 10 000 – НС формируется из числа не менее 9 человек. Количество членов НС в АО с небольшим числом акционеров, как мы видим, Законом не регламентируется. Так что оптимальное число представителей интересов акционеров каждое малое АО определит самостоятельно.

Немного курьезно выглядит положение Закона относительно того, а кто же, собственно, может быть членом наблюдательного совета? Кроме того, что это физическое, полностью дееспособное лицо, не являющийся членом исполнительного органа АО или ревизионной комиссии, никаких иных ограничений Закон не устанавливает. Возникает закономерный вопрос, может ли быть членом наблюдательного совета не акционер? Ситуация выглядит еще более запутанной после прочтения абз. 2 ч.1 ст. 53 Закона, где сказано, что акционер имеет право иметь в НС неограниченное количество представителей. А являются ли представители акционера членами наблюдательного совета?

Логика подсказывает, что Закон, скорее всего, связывает членство в НС со статусом акционера физического лица, или же представителя акционера — юридического лица. Однако верны ли наши предположения покажет только практика.

К сожалению, Закон предоставляет право акционеру – члену наблюдательного совета иметь неограниченное количество представителей в НС, не уточняя, при этом, принимают ли участие представители члена наблюдательного совета в работе этого органа одновременно с акционером или могут его замещать. Системный анализ ст. 55 Закона указывает, что наблюдательный совет правомочен принимать решения при наличии кворума, который определяется количеством членов наблюдательного совета, присутствующих на его заседании. При это Закон молчит о том, считается ли, что акционер присутствующим на заседании, если вместо себя направляет представителя? Также не уточняется, каким образом оформляются полномочия представителя акционера в наблюдательном совете, и как акционеру следует формализовать свои отношения с представителем с тем, что бы тот действовал в наблюдательном совете как представитель акционера остается загадкой? Возможно, стоит этим вопросам уделить особе внимание в Положении о наблюдательном совете АО. Представляется, что представители акционеров в АО не должны замещать избранных ОСА членов НС в ходе заседаний. Реализация же этими лицами иных функций — ведение переписки с АО, организация общих собраний, реализация решений НС может быть непосредственной задачей представителей членов НС. Возможно, следует предусмотреть уставом АО и положением обязанность членов НС лично принимать участие в работе этого органа управления АО.

Согласно ст. 54 Закона, Председатель Наблюдательного совета акционерного общества избирается членами Наблюдательного совета из их числа простым большинством голосов от количественного состава Наблюдательного совета, если иное не предусмотрено уставом общества или положением о Наблюдательном совете. Наблюдательный совет имеет право в любое время переизбрать председателя Наблюдательного совета.

Роль председателя Наблюдательного совета довольно значительна в акционерном обществе, поскольку согласно новому закону, именно председатель Наблюдательного совета организовывает работу НС, созывает заседание Наблюдательного совета и председательствует на них, открывает общее собрание акционеров, организовывает избрание секретаря общего собрания, если иное не предусмотрено уставом акционерного общества.

Учитывая значительное количество полномочий, которые должен выполнять председатель НС, уместно было бы в Положении о НС четко предусмотреть сроки, порядок и условия осуществления полномочий председателем НС, поскольку, как свидетельствует практика, должностные лица органов акционерных обществ не всегда правильно и своевременно реализуют свои права и исполняют обязанности, что отрицательно сказывается на деятельности АО.

Нельзя не остановиться на положениях Закона, предусматривающих порядок досрочного прекращения полномочий наблюдательного совета АО. Новшеством является уже то, что основания прекращения полномочий наблюдательного совета без решения ОСА теперь прямо предусмотрены Законом: а) по собственному желанию члена НС; б) невозможность исполнять полномочия члена НС по состоянию здоровья; в) на основании приговора суда; г) смерть члена НС.

В соответствии со статьей 32 Закона ОСА не реже чем раз в три года обязан включать в повестку дня вопрос о прекращении полномочий членов Наблюдательного совета и об их избрании. В этой связи одним из оснований прекращения полномочий членов наблюдательного совета будет являться истечение срока, на который их избрали. Как видим, максимальный срок полномочий наблюдательного совета составляет 3 года. Хотя одно и тоже лицо может переизбираться членом НС неограниченное число раз.

Следует особо обратить внимание на следующий момент. Если члены НС избираются кумулятивным голосованием, то прекращение полномочий одного из них по решению ОСА влечет прекращение полномочий всех членов НС, а также необходимость избирать весь состав Наблюдательного совета заново.

Кроме перечисленных аспектов деятельности Наблюдательного совета АО необходимо помнить также и об особой роли НС, которую Закон отвел этому органу в случаях реорганизации или преобразования АО. Фактически, НС готовит проект реорганизации, получает заключение экспертов по проекту, утверждает проекты уставных документов реорганизующихся предприятий. Кроме того, Наблюдательный совет является проводником информации при обязательном выкупе акций акционером, который приобрел контрольный пакет акций, а также при выкупе АО акций собственный акций.

Как видим, Наблюдательный совет становится ключевым органом в системе управления акционерным обществом. В виду этих обстоятельств, юристам предстоит поднапрячься при разработке новых уставов и положений о наблюдательном совете с тем, что бы учесть все нововведения и воспользоваться ими во благо акционерным обществам и акционерам.

Общие собрания акционеров: проводим по новому

В продолжение серии статей о новом Законе Украины «Об акционерных обществах» (далее – Закон) решусь обсудить такой немаловажный аспект деятельности акционерного общества как работа его высшего органа управления — общего собрания акционеров. Судебная практ

В продолжение серии статей о новом Законе Украины «Об акционерных обществах» (далее – Закон) решусь обсудить такой немаловажный аспект деятельности акционерного общества как работа его высшего органа управления — общего собрания акционеров. Судебная практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев именно процессуальные нарушения, связанные с неправильной организацией работы этого института, приводят к признанию недействительными решений общих собраний акционерных обществ и, как следствие, существенно снижают эффективность управления таким обществом.

Остановимся на следующих ключевых моментах.

Читайте также

Компетенция общего собрания согласно новому Закону

Сразу же обращает на себя внимание более подробное, по сравнению с действующим законом «О хозяйственных обществах», описание полномочий общего собрания акционеров как высшего органа управления хозяйственным обществом. В тоже время часть функций у общего собрания акционеров в соответствии с новым законом все же отобрали. Речь идет о создании и отзыве исполнительного органа Общества. Теперь это парафия наблюдательного совета. Рассуждая на тему эффективности подобного нововведения, отмечу, что данное изменение, безусловно, на руку мажоритарным акционерам, контролирующим наблюдательный совет акционерного общества. Как известно, лояльность менеджмента к собственникам величина переменная. А в условиях, когда созыв акционерного собрания и его организация также в большой степени находятся в руках менеджмента, осуществление функций контроля за действиями наемных директоров, оперативное вмешательство в их работу становятся весьма затруднительными. Естественно, мажоритариев такая ситуация устраивала мало. Всем известны ситуации, когда первый руководитель акционерного общества (особенно когда речь идет о единоличном органе управления) по каким-то причинам не мог исполнять свои обязанности (внезапная болезнь, смерть и т.д.). Если внутренними документами общества процедура замещения прописана не была, общество могло столкнуться с собственным параличом, устранить который возможно было лишь минимум через 2 месяца путем созыва и проведения общего собрания акционеров, уполномоченного решать соответствующие вопросы. Новым законом такая ситуация не исключена, однако в руки наблюдательного совета, органа более мобильного и более осведомленного в делах акционерного общества нежели общее собрание, переданы рычаги оперативного вмешательства, которые при прочих условиях не позволят обществу длительное время оставаться без руководителя исполнительного органа.

К компетенции общего собрания больше не относятся вопросы:

— о создании, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий, филиалов и представительств, утверждение их уставов и положений;

— о привлечении к имущественной ответственности должностных лиц органов управления Общества;

— принятие решения об избрании уполномоченного лица акционеров для представления интересов акционеров в случаях предусмотренных законом;

— о передаче ведения реестра собственников именных ценных бумаг (ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О национальной депозитарной системе…»). Указанные полномочия переданы наблюдательному совету Общества (п.21 ч.1 ст. 52 Закона).

Что касается новых полномочий общего собрания, то здесь можно отметить следующие:

— осуществление полномочий Наблюдательного совета в случае его отсутствия (ч.2 ст. 51);

— утверждение условий договора о передаче полномочий счетной комиссии Общего собрания акционеров регистратору или депозитарию АО (ч.1 ст. 44 Закона);

— избрание счетной комиссии (ч.1 ст. 44 Закона);

— принятие решений о возмещении расходов на проведение общего собрания в случае если инициаторами Общего собрания были акционеры или наблюдательный совет ( ч.1 ст. 32 Закона).

Также не стоит забывать, что, как и ранее, общее собрание акционеров может принимать решения по любым вопросам деятельности Общества, а уставом общества можно предусмотреть дополнительные полномочия, которые будут относиться к исключительной компетенции общего собрания.

Сообщение об общем собрании

Немаловажную роль при организации и проведении общего собрания акционеров играют процедурные вопросы. В условиях, когда у публичного акционерного общества количество акционеров может достигать от нескольких сотен до нескольких тысяч, нельзя не отметить, что усложнение процедуры созыва общего собрания и составления документов, связанных с общим собранием в целом негативно скажется на стабильности работы акционерного общества. Поскольку персональное уведомление акционеров о предстоящем собрании – ключевой этап в подготовке и проведении общего собрания уделим внимание и этому вопросу.

Согласно ст. 35 Закона, письменное сообщение о проведении общих собраний акционерного общества и их повестке дня направляется каждому акционеру, указанному в перечне акционеров, составленном в порядке, который установлен законодательством о депозитарной системе Украины. В настоящее время законодательством не определён порядок составления перечня акционеров, которым направляются персональные уведомления, поэтому прокомментировать его не представляется возможным. В любом случае искренне надеемся, что в самое ближайшее время порядок составления перечня акционеров будет разработан и доведен до сведения общественности, иначе годовые общие собрания акционеров уже в апреле 2009 года проводить будет не возможно.

В соответствии с Законом, в случае регистрации акций на имя номинального держателя сообщения о проведении общего собрания и повестке дня направляется номинальному держателю, который обеспечивает персональное уведомление акционеров, которых он обслуживает. Поскольку формой существования акций будет исключительно бездокументарная, скорее всего именно депозитарии или хранители будут числиться в реестре владельцев именных ценных бумаг как номинальные держатели и именно на данных участников фондового рынка будет возложена вся полнота ответственности доведения до сведений акционеров, которых он обслуживает соответствующей информации. К сожалению, в отличие от положений ч. 4. ст. 52 Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах», предусматривающего соответствующую обязанность номинального держателя, наше законодательство такого бремени на плечи хранителей, депозитариев и других номинальных держателей не возлагает. Выходом из сложившейся ситуации будет включение соответствующих положений в договоры при открытии счета в ценных бумагах.

Обязательно следует отметить сокращенные сроки созыва общих собраний – 30 дней, по сравнению с ранее действовавшим требованием уведомить акционеров о предстоящем собрании не менее чем за 45 дней до даты собрания.

Обращает на себя внимание несогласованность отдельных позиций Закона в вопросе о способе уведомления акционеров о предстоящем собрании. Так в статье 35 Закона указано, что уведомление акционерам направляется таким способом, как это определено в уставе Общества. Одновременно в ст. 1 Закона предусмотрено, что уведомления акционерам направляются письмом с описью вложения и с уведомлением. Таким образом, как бы акционеры не предусмотрели порядок уведомления о предстоящем собрании, если это не будет письмо с описью вложения и с уведомлением, надлежащим уведомлением оно не будет.

Очень важно знать, что согласно новому Закону, только общество с количеством акционеров — владельцев простых акций более 1000 лиц, должно не позже чем за 30 дней до момента проведения общего собрания опубликовать в официальном печатном органе сообщение о проведении указанного общего собрания, а публичное акционерное общество дополнительно должно направить сообщение о проведении общего собрания и его повестке дня фондовой бирже, на которой это общество прошло процедуру листинга. На наш взгляд это немного упрощает действующую процедуру организации общего собрания, поскольку от обязанности осуществлять публикацию о предстоящем общем собрании будут освобождены непубличные акционерные общества с малым количеством акционеров, каких в Украине большинство.

Годовые и внеочередные общие собрания акционеров

В отличие от существующего порядка в Законе предусмотрено, что годовое общее собрание в акционерном общество должно пройти не позднее 30 апреля года следующего за отчетным (ч. 2 ст. 32 Закона). В повестку дня годовых общих собраний в соответствии с новым порядком обязательно включаются следующие вопросы:

— утверждение годового отчета общества;

— распределение прибыли и убытков общества;

— принятие решения по результатам рассмотрения отчета наблюдательного совета, отчета исполнительного органа, отчета ревизионной комиссии (ревизора).

Кроме этого не реже чем раз в три года в повестку дня общих собраний обязательно включаются следующие вопросы:

— избрание членов наблюдательного совета, утверждение условий гражданско-правовых или трудовых договоров, которые будут заключаться с ними, установление размера их вознаграждения, избрания лица, которое уполномачивается на подписание гражданско-правовых договоров с членами наблюдательного совета;

— принятие решения о прекращении полномочий членов наблюдательного совета;

Анализ вышеизложенных положений свидетельствует о намерении государства защитить интересы миноритарных акционеров, зачастую страдающих от нежелания менеджмента, подконтрольного акционеру (акционерам), владеющему более 50 % акций общества, утверждать финансовые результаты работы общества и распределять полученную прибыль (выплачивать дивиденды). Надеемся, что со вступлением в силу Закона канут влету задержки с начислением и выплатами дивидендов и конфликты, аналогичные конфликту вокруг дивидендов ОАО «УКРНАФТА», не распределившей до настоящего времени дивиденды за 2006, 2007 года. Безусловно, обязанность провести до 30.04. ежегодное собрание акционеров должна корреспондироваться с нормой об ответственности общества за несоблюдение вышеуказанного требования законодательства. Однако о наличии подобной нормы речь пока не идет, что в условиях тотального правового нигилизма сводит на нет усилия государства в направлении урегулирования конфликтной ситуации.

Внеочередные общие собрания акционеров в силу нового Закона созываются наблюдательным советом ( ч. 1 ст. 47 Закона). Уточнены также инициаторы созыва внеочередного собрания и поводы к его созыву:

1) по собственной инициативе наблюдательного совета – по любому поводу;

2) по требованию исполнительного органа — в случае возбуждении производства о признании общества банкротом или необходимости совершения значительной сделки;

3) по требованию ревизионной комиссии (ревизора) – по любому поводу;

4) по требованию акционеров (акционера), которые на день подачи требования совокупно являются собственниками 10 и более процентов простых акций общества – по любому поводу;

5) в других случаях, установленных законом или уставом общества.

Наблюдательный совет принимает решение о созыве внеочередного общего собрания акционерного общества или об отказе в таком созыве на протяжении 10 дней с момента получения соответствующего требования. Обращаем внимание на то, что ранее законодательством на рассмотрении указанного требования, предоставлялось 20 дней (ст. 45 Закона «О ХО»).

В случае удовлетворения требования, внеочередное общее собрание акционерного общества должно быть проведено на протяжении 30 дней с даты подачи требования об их созыве. Данное требование Закона представляется не выполнимым, особенно это касается крупных акционерных обществ. Дело в том, что уже на стадии организации общего собрания будут нарушены требования об уведомлении акционеров о предстоящем собрании (рассылка информации требует времени, равно как и публикация соответствующей информации в СМИ). По той же причине будут нарушены требования Закона о предоставлении за 30 дней до дня проведения собрания документов, которые лягут в основу принятых на общем собрании решений – их попросту не успеют разработать! Если учесть, что у наблюдательного совета есть 10 дней на принятие решения о проведении общего собрания с даты подачи требования, то на организацию проведения самого собрания остается всего лишь 20 дней. Явно несогласованное с остальными нормами положение Закона.

Важным нововведением в отношении внеочередного собрания акционеров является предусмотренная ч. 5 ст. 47 Закона возможность наблюдательного совета созывать внеочередные общие собрания акционеров с письменным уведомлением акционеров о его проведении и повестке дня не позже чем за 15 дней до даты собрания, с лишением акционеров права вносить предложения в повестку дня. Такое право предоставлено наблюдательному совету в случае, если того требуют интересы общества. Правда при отсутствии кворума на таком внеочередном общем собрании, повторное общее собрание не проводится. Безусловно, эта норма позволяет акционерному обществу оперативно решать в безотлагательном порядке многие вопросы обеспечения своей жизнедеятельности, а упрощенная процедура созыва общего собрания создаст предпосылки для полноценного участия акционеров в управлении делами общества.

Необходимо отметить, что согласно Закону повестка дня общего собрания акционеров утверждается наблюдательным советом. Сократился и срок, в течение которого акционеры могут вносить предложения об изменении повестки дня. Раньше этот срок составлял 30 дней до даты собрания, согласно Закону — 20.

К положительным моментам нового Закона следует отнести норму ч.4 ст. 38 Закона, согласно которой предложения акционеров (акционера), которые в совокупности являются владельцами 5 или более процентов простых акций, подлежат обязательному включению в повестку дня общего собрания. Напомним, что ранее таким правом обладали акционеры, в совокупности владеющие 10 и более процентами акций общества. В этом случае решения наблюдательного совета о включении вопроса в повестку дня не требуется, а предложение считается включенным в повестку дня, если оно подано с соблюдением требований Закона. Не менее важно то обстоятельство, что повестка дня внеочередного общего собрания и проекты решений, при условии, что они предложены акционерами-инициаторами внеочередного общего собрания, не могут быть изменены наблюдательным советом, а только дополнены новыми вопросами или новыми проектами решений. Снижение с 10 до 5 % ценза участия в формировании повестки дня общего собрания, а также ограничение полномочий наблюдательного совета, контролируемого мажоритарными акционерами, играет на руки акционерам, не владеющим крупными пакетами акций. Данное обстоятельство в конечном итоге позволит привлечь на фондовый рынок Украины и институциональных инвесторов, имеющих возможность помещать свои денежные средства в реальную экономику страны, и физических лиц, желающих поместить временно свободные денежные средства в доходные финансовые инструменты, отличные от банковских депозитов.

Регистрация акционеров и проведение общего собрания

Согласно ст. 40 Закона, порядок проведения общих собраний акционерного общества устанавливается его уставом, а в случае, если он не установлен уставом, — решением общих собраний. Председательствует на общих собраниях акционеров председатель наблюдательного совета, член наблюдательного совета или другое лицо, уполномоченное наблюдательным советом, если иное не предусмотрено уставом. Таким образом, по умолчанию общее собрание акционеров возглавляет председатель наблюдательного совета. Очевидно, что такой порядок вещей избавит общее собрание от необходимости решать лишние организационные вопросы, и прерываться для подсчета голосов для перехода к рассмотрению существенных вопросов.

Согласно ч. 2 ст. 40 Закона, регистрация акционеров (их представителей) осуществляется на основании перечня акционеров, которые имеют право на участие в общих собраниях, составленного в порядке, предусмотренном законодательством (как было указано ранее порядка составления перечня на данный момент нет).

Регистрацию акционеров (их представителей) проводит регистрационная комиссия, которая назначается наблюдательным советом, а в случае созыва внеочередных общих собраний по требованию акционеров в случаях, предусмотренных частью шестой статьи 47 этого Закона, — акционерами, которые этого требуют.

Перечень акционеров, которые зарегистрировались для участия в общих собраниях, прилагается к протоколу общего собрания.

В случае, если акция находится в общей собственности (например, супруги) нескольких лиц, полномочия относительно голосования на общих собраниях осуществляется по их согласию одним из совладельцев или их общим представителем. К сожалению, в Законе не указано в какой форме должно быть выражено согласие со-собственников, а посему до законодательного урегулирования данного вопроса самому обществу следует в уставе или в положении об общем собрании прописать порядок подтверждения полномочий одного из сособственников принимать участие в общем собрании, в том числе и от имени других владельцев акции во избежание каких-либо недоразумений в ходе регистрации на общем собрании.

Кворум общих собраний

Что касается кворума общих собраний, то он согласно Закону остался неизменным. Кворум определяется счетной комиссией по результатам регистрации и должен составлять не менее 60 процентов голосующих акций.

Порядок принятия решений общими собраниями

Согласно ч. 3 ст. 42 Закона, решение общих собраний акционерного общества по вопросу, вынесенному на голосование, принимается простым большинством голосов акционеров, которые зарегистрировались для участия в общих собраниях и являются владельцами голосующих по этому вопросу акций, кроме случаев, когда этим Законом не установлено иное. Уставом частного общества может устанавливаться большее количество голосов акционеров, необходимых для принятия решений по вопросам повестки дня, кроме вопросов:

о досрочном прекращении полномочий должностных лиц органов общества;

об обращении с иском к должностным лицам органов общества относительно возмещения убытков, нанесенных обществу;

об обращении с иском в случае несоблюдения требований этого Закона при совершении значительной сделки.

Также необходимо отметить, что принятым Законом значительно расширен перечень вопросов, для принятия которых необходимо более чем три четверти голосов акционеров от их общего количества. Среди указанных вопросов можно отметить аннулирование выкупленных акций, решение о размещении акций, увеличение и уменьшение уставного капитала, совершение значительной сделки на сумму более 50% активов Общества.

Согласно ст. 43 Закона, голосование на общих собраниях акционерного общества по вопросам повестки дня может проводиться с использованием бюллетеней для голосования. В обществе, которое осуществило публичное размещение акций, а также в обществе с количеством простых акционеров более 100, голосование по вопросам повестки дня общих собраний проводится только с использованием бюллетеней для голосования.

Голосование на общих собраниях бюллетенями для нас является новинкой, но как мы уже сообщали в предыдущей статье, подобные голосования предусмотрены в законодательстве Российской Федерации и очень успешно используются на практике. Но вместе с тем сравнив наши законы можно найти некоторые отличия.

Так, например, согласно ч. 4 ст. 43 Закона, бюллетень для голосования признается недействительным в случае, если он отличается от официально изготовленного акционерным обществом образца или на нем отсутствующая подпись акционера (представителя). В случае если бюллетень для голосования содержит несколько вопросов, вынесенных на голосование, признание его недействительным относительно одного вопроса является основанием для признания недействительным относительно других вопросов. В то же время согласно ст. 61 Закона РФ «Об акционерных обществах», Бюллетени для голосования, заполненные с нарушением требований, признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае если бюллетень для голосования содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение вышеуказанного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признания бюллетеня для голосования недействительным в целом. На наш взгляд законодательство РФ в этом вопросе является более корректным, нежели наш новый Закон, возможно в будущем в нашем законе с учетом практики его применения будут внесены определённые изменения.

Подсчет голосов на общем собрании осуществляет счетная комиссия, которая избирается общим собранием акционеров. И по результатам голосования составляется протокол о результатах голосования с указанием даты, перечня вопросов и количество голосов отданных «за» или «против» принятия того или иного вопроса. Решения общих собраний акционерного общества считаются принятым с момента составления указанного протокола. После чего итоги голосования должны быть объявлены на общем собрании, во время которого проводилось голосование.

Протокол общего собрания акционерного общества составляется на протяжении 10 дней с момента закрытия общего собрания и подписывается председателем и секретарем общего собрания.

Упрощенная процедура принятия решений ОСА

Отмечаем как позитивную, норму нового Закона, предусматривающую упрощенную процедуру принятия решений ОСА.

Так согласно ч. 1 ст. 48 Закона, в случаях, предусмотренных уставом акционерного общества с количеством акционеров не более 25 лиц, допускается принятие решения методом опроса. В таком случае проект решения или вопроса для голосования направляется акционерам — владельцам голосующих акций, которые должны в письменной форме сообщить своё мнение относительно него. На протяжении 10 дней с момента получения сообщения от последнего акционера — владельца голосующих акций все акционеры — владельцы голосующих акций должны быть в письменной форме проинформированные председателем собраний о принятом решении.

Негативным моментом, сводящим на нет весь позитив упрощенной процедуры принятия решений ОСА является то обстоятельство, что решение считается принятым в случае, если за него проголосовали все акционеры — владельцы голосующих акций. Очевидно, что в таком случае наблюдательный совет будет вынужден поставить этот вопрос на голосование на внеочередном общем и собрании, где, набрав необходимое количество голосов, хоть и с опозданием нужное решение все же будет принято. В этой связи представляется необоснованным требование Закона, обязывающее 100% поддержку решения, принимаемого по упрощенной процедуре.

Также упрощенная процедура принятия решений предусмотрена для общества с одним акционером. Так согласно ст. 49 Закона, в случае, если акционерное общество состоит из одного лица, к такому обществу не применяются положения статей 33 — 48 этого Закона относительно порядка созывы и проведения общих собраний акционерного общества. Полномочие общих собраний общества, предусмотренные статьей 33 этого Закона, а также внутренними документами общества, осуществляются акционером единолично. Решение акционера по вопросам, которые относятся к компетенции общих собраний, оформляется им в письменном виде (в форме приказа) и удостоверяется печатью общества или нотариально.

Проанализировав положения закона, которые регламентируют полномочия, порядок подготовки и проведения общего собрания акционерного общества, можно сделать вывод, что в целом процедура проведения и подготовки общего собрания претерпела серьезные изменения. С одной стороны, эти изменения упростили, а с другой стороны усложнили процедуру работы высшего органа акционерного общества. Полагаем, что более детальную оценку новому порядку проведения общего собрания мы сможем дать не далее как в мае-июне сего года, когда будем уже на практике изучать все преимущества и недостатки новых норм. Конечно, существует много пробелов, необходимо вносить изменения в законодательство, в том числе в законодательство о депозитарной системе, отсутствует система подзаконных актов, наличие которых предусмотрено самим законом. В очередной раз с горечью отмечаем отсутствие системного подхода в разработке нормативных актов: ведь до вступления в силу Закона так мало времени! Неужели при разработке закона нельзя было хотя бы концептуально разработать проекты подзаконных актов, предусмотренных самим Законом?