Ст 157 коап рф

Содержание статьи:

Как возбудить дело по статье 157 в случае задолженности по алиментам?

Добрый день, у бывшего супруга задолженность по алиментам 650 т, срок задолженности 3 года. Нигде не работает на бирже не стоит. Родительских прав лишен, как злостный неплательщик. Алименты продолжает не платить. Сегодня старший пристав по заводскому району гКемерово отказала мне в возбуждении дела, сославшись, что злостности понятия уже нет, ну возбудим мы, он сто рублей принесет и снова на два месяца мы дело отложим.

Ответы юристов (3)

Практика везде различна, но точно нужно наличие от 2-х предупреждений должника от судебного пристава об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ и период уклонения должника с 1-го предупреждения от 2-х месяцев. Советую вам пообщаться с дознавателем в том отделе, в котором взыскиваются алименты.​​ Всего Вам самого доброго!

Есть вопрос к юристу?

Да, понятие злостности из ст.157 УК убрали. Теперь для привлечения к уголовной ответственности по данной статье лицо должно быть сначала подвергнуто административному наказанию по ст.5.35.1 КоАП РФ. В рамках исполнительного производства судебный пристав должен был составить адм.протокол на бывшего мужа по ст. 5.35.1 КоАП.

Также хочу отметить, что отсутствие заработка не является увадительной причиной для невыплаты алиментов.

Если исполнительное производство ведет судебный пристав, Вы можете обжаловать его действия(бездействие) старгему судебному приставу, в подчинении которого он находится.

В уголовном кодексе есть статья, предусматривающая уголовную ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей — это ст. 157 УК РФ.

Субъектами этого преступления являются:

  • родители, не уплачивающие без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста;
  • совершеннолетние трудоспособные дети, не уплачивающие без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей.

Таким образом, уголовная ответственность может наступить при наличии следующих признаков:

Наличие нотариального соглашения или решения суда, предписывающего обязательные платежи

  • Неуплата средств
  • Отсутствие уважительной причины неуплаты
  • Неоднократность

Максимальное наказание за это преступление — лишение свободы на срок до одного года.

В Примечаниях 1 и 2 ст. 157 УК РФ даётся понятие неуплаты, за которую наступает уголовная ответственность, — это неуплата алиментов без уважительной причины субъектом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Следовательно, перед тем, как наступит уголовная ответственность, гражданин сначала должен быть привлечён к административной ответственности за аналогичное деяние по ст. 5.35. или по ст. 5.35.1. КоАП РФ.

К периоду, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, относится время со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6. КоАП РФ)

Екатерина, если у вас остались вопросы, задавайте, с радостью отвечу. Также вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или подготовку документа по вашему вопросу. Всего доброго!

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Правомерно ли пристав повторно вынес предупреждение по статье 157 УК РФ, в связи с изменениями статьи?

Здравствуйте! Год назад, в период действия ст. 157 УК РФ в старом варианте, должник было вынесено предупреждение приставом по ней за неуплату алиментов. Далее летом 2016, статья была изменена. До 15.07.2016 года за злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста лицо привлекалось к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Предупреждения по ст.157 УК РФ было получено должником от 16.03.2016. Должник не платил и я попросила пристава, в форме заявления, привлечь к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП по всем имеющимся на то основаниям. Вместо этого, пристав вынес предупреждение должнику по ст. 157 УК РФ, повторно от 10.02.17. Кроме того было отказано в административной ответственности по 5.35.1 в связи с тем что в декабре должник внес платеж 3000 рублей и данную статью к нему можно применить только через 2 месяца. Не могу разобраться в действиях пристава.. Разве старое предупреждение по ст 157 прекратило своё действие в связи с изменением статьи? Разве нужно было повторно выносить предупреждение? Разве тут не работает Ст.17 КоАП 2. » Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.» И насколько мне известно 5.35.1 имеет срок давности 2 года, а должник именно столько не платил до декабря и соответственно его можно было привлечь за предыдущий период.

Ответы юристов (7)

Пристав предупреждает в целях информирования (а по сути запугать).

Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или
нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание
несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших
восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, — наказывается
исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными
работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо
лишением свободы на срок до одного года.

Это его свобода действий, поскольку упоминанием уголовного закона Ваши права не нарушаются.

Дела по ст. 157 УК РФ возбуждают не судебные приставы.

С уважением, Райнхард.

Уточнение клиента

Но суть в том, что пристав уже год выносит предупреждения по 157 откладывая тем самым своевременные меры, чем доказывает своё бездействие.

04 Марта 2017, 17:30

Есть вопрос к юристу?

Да, старое предупреждение сейчас утратило силу, поскольку никаких предупреждений сейчас не требуется

В соответствии со ст. 10 УК РФ-

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу

В настоящее время к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ можно привлечь в том случае, если должник не менее 2 раз привлекался к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ

Уточнение клиента

Так как мне понять предупреждение по ст. 157 УК РФ вынесенное СПИ от 10.02.17 ?

04 Марта 2017, 17:33

Вам в таком случае обратиться в прокуратуру с жалобой на бездействие пристава

Поначалу поумал что Вы должник. Так а зачем Вам надо что бы должника привлекали к ответственности? Он от этого точно не разбогатеет. Эффективнее бы было поискать где ныкает имущество, если есть. А если нет, то и взять нечего.

Уточнение клиента

По имуществу было подано заявление, по которому был дан ответ что оно не установлено. Я уточняя данную информацию, потому что сейчас составляю иск в суд и хочу знать где я возможно ошибаюсь или не права. Иск по поводу бездействия пристава, так как не привлекает к административной ответственности по 5.35.1 должника, а выносит предупреждение по ст 157 ук рф. Административная ответственность мне нужна, чтоб в дальнейшем привлечь к уголовной, а затем на основании уголовной подавать на лишение прав, так как для меня ясно, что долг он не вернет никогда, а лишением я добьюсь для себя хоть каких то льгот и помощи и избавлю себя от проблем связанных с разрешением на вывоз ребенка за пределы РФ если это потребуется.

04 Марта 2017, 17:40

Почему пристав вынес непонятное предупреждение, которое никакой силы уже не имеет- вам следует узнать у пристава

Как видно, действительно, только с целью запугивания

Сейчас значение имеет только факт неоднократного привлечения к административной ответственности

Уточнение клиента

а по факту административной ответственности пристав бездействует.. поэтому я сейчас составляю иск в суд, что в судебном порядке добиться привлечения к ответственности.

04 Марта 2017, 17:43

В судебном порядке путём подачи административного иска вы можете признать незаконным бездействие пристава

Уточнение клиента

да, именно это и собираюсь сделать. спасибо за помощь)

04 Марта 2017, 17:55

И не жалко людей под уголовную статью ради этого подводить?

А, кстати, согласно п. 11 ПП ВС РФ от 27.05.1998 № 10

Родители могут быть лишены судом родительских прав по основаниям, предусмотренным в ст. 69 СК РФ, только в случае их виновного поведения.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду.

Таким образом, можно впендюрить иск и без оснований из неуплаты алиментов.

Уточнение клиента

если люди этого заслуживают — нет. дело в том, что на практике не всегда достаточно даже факта злостной неуплаты алиментов.

04 Марта 2017, 17:53

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как привлечь к ответственности по ст 157 УК РФ?

Здравствуйте! Хочу привлечь должника к административной ответственности по ст. 157 УК РФ. долг более 200 тыс. На моё заявление судебным приставом-исполнителем, был дан ответ, что: «за неуплату родителем денежных средств на содержание несовершеннолетних детей, должник может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях. Для принятия данной меры, должник 30.11.2016 по требованию явился в Ломоносовский РОСП УФССП России по Ленинградской области. С должника было взято объяснение, в котором он указал, что обязуется выплачивать алименты. В случае неуплаты должник будет привлечен к административной ответственности.» В прошлом месяце должник впервые за всё время (3 года) перевел 9 тыс. рублей, в этом месяце платежей не было.

Должны ли привлечь приставы должника к ответственности в этом месяце в случае не уплаты по алиментам? На какую сумму и как часто должен производить платежи должник, чтобы избежать административной ответственности?

Ответы юристов (2)

Должны ли привлечь приставы должника к ответственности в этом месяце
Валя

Да, должны будут, если должник не платит задолженность по алиментам в течении двух или более месяцев.

Согласно ст.5.35 КоАП РФ 1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних —

— влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

В то же время, согласно ст.5.35.1 КоАП РФ 1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста,
в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

На какую сумму и как часто
Валя

Должник должен уплачивать алименты в том размере и порядке, который отражен в соглашении либо решении суда. Как правило, алименты должны уплачиваться каждый месяц в долях либо твердой денежной сумме.

При неоднократном нарушении неплательщиком указанных выше статей, можно будет ставить вопрос о возбуждении в отношении него уголовного дела по ст.157 УК РФ.

В уголовном кодексе есть статья, предусматривающая уголовную ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей — это ст. 157 УК РФ.

Субъектами этого преступления являются:

  • родители, не уплачивающие без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста;
  • совершеннолетние трудоспособные дети, не уплачивающие без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей.

Таким образом, уголовная ответственность может наступить при наличии следующих признаков:

Наличие нотариального соглашения или решения суда, предписывающего обязательные платежи

  • Неуплата средств
  • Отсутствие уважительной причины неуплаты
  • Неоднократность

Максимальное наказание за это преступление — лишение свободы на срок до одного года.

В Примечаниях 1 и 2 ст. 157 УК РФ даётся понятие неуплаты, за которую наступает уголовная ответственность, — это неуплата алиментов без уважительной причины субъектом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Следовательно, перед тем, как наступит уголовная ответственность, гражданин сначала должен быть привлечён к административной ответственности за аналогичное деяние по ст. 5.35. или по ст. 5.35.1. КоАП РФ.

К периоду, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, относится время со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6. КоАП РФ)

Уточнение клиента

Здравствуйте! Да, но на сколько мне стало известно, ст. 5.35 предусматривает «предупреждение» ещё и о наступлении административной ответственности, а ст. 5.35.1 эту меру не предусматривает. Соответственно, правильнее было бы применить к должнику 5.35.1 и составить протокол? Ведь именно 5.35.1 была введена, после корректировки ст. 157 УК.

18 Января 2017, 14:41

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Нюансы наступление административной ответственности по ст. 157 К РФ

Здравствуйте! Хочу привлечь должника к административной ответственности по ст. 157 УК РФ. долг более 200 тыс. На моё заявление судебным приставом-исполнителем, был дан ответ, что: «сообщаю, что произошли изменения в законодательстве от 15.07.2016г., в соответствии с которыми за неуплату родителем денежных средств на содержание несовершеннолетних детей, должник может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях. Для принятия данной меры, должник 30.11.2016 по требованию явился в Ломоносовский РОСП УФССП России по Ленинградской области. С должника было взято объяснение, в котором он указал, что обязуется выплачивать алименты. В случае неуплаты должник будет привлечен к административной ответственности.» сразу после этого должник впервые за всё время (3 года) перевел 9 тыс. рублей (что меньше суммы ежемесячного платежа по алиментам, т.к. они начисляются по сумме прожиточного минимума 9489 а так же + 1/2 этой же суммы в счет погашения имеющейся задолженности) в этом месяце платежей больше не было.

Должны ли привлечь приставы должника к ответственности в этом месяце в случае не уплаты по алиментам? Какая просрочка должна быть после последнего платежа (9тыс) для наступления административной ответственности по ст. 157 ч.1? (общий долг более 200 тыс) Имеет ли значение сумма этого платежа? Избежит ли должник административной ответственности если будет переводить по 1000р в месяц?

Ответы юристов (7)

Диспозиция статьи 157 УК РФ (в новой редакции) в сравнении с диспозицией статьи 157 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) содержит новый криминообразующий признак — неоднократность, то есть совершение деяния лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

«Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года N 323-ФЗ — 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (вступили в силу с 15 июля 2016 года)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)

В целом ничего по сути не изменилось, точнее законодатель предусмотрел еще один механизм влияния на лицо уклоняющийся от уплаты алиментов — административную ответственность, за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, а в случаи неоднократного «уклонения» в последующем уголовную в таком же порядке, что предусматривался и ранее, но с учетом наличия не погашенной административной ответственности.

Уточнение клиента

должник не платил 3 года со дня возбуждения исполнительного производства. был предупрежден в феврале 2016 по ст.157, в ноябре 2017 впервые заплатил 9 тыс., и обязовался платить дальше, но не платит. Должны ли его сейчас привлечь хотя бы к административной ответственотсти? В каких случаях она наступит?

04 Января 2017, 15:57

Уточнение клиента

то есть он должен сейчас нарушить ст. 5.35 КоАП, по ней быть привлеченным и на основании этого уже привлечен по ст. 157 УК РФ? я правильно понимаю? А для нарушения ст. 5.35 КоАП он должен не платить мне 2 месяца после последнего платежа? или сколько? имеет ли значение при этом сумма его платежей?

04 Января 2017, 16:03

Есть вопрос к юристу?

Административная ответственность по статье 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей КоАП РФ введена 03.07.2016 года и применяется с 15.07.2016 года, следовательно с данного периода (15.07.2016) по истечению двух и более месяцев имеются правовые основания для привлечения к административной ответственности.

Далее уголовная ответственность, может наступить после привлечения к административной ответственности в случае дальнейшего уклонения в течение одного года с момента привлечения к административной.

Закон не связывает неуплату алиментов с их размером, а только с умыслом, либо отсутствием уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения о выплате средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста.

Уточнение клиента

должен ли пристав предупредить должника о наступлении ответственности по ст. 5.35 КоАП? так как мне сказали, что в ноябре его лишь предупредили и он заплатил 9 тыс., а сама ответственность наступит если он продолжит не платить дальше.

04 Января 2017, 16:09

Вы спрашиваете:«Должны ли привлечь приставы должника к ответственности в этом месяце в случае не уплаты по алиментам?»

Да, должны, если его предупредили, а он продолжает уклоняться.

«Какая просрочка должна быть после последнего платежа (9тыс) для наступления административной ответственности по ст. 157 ч.1?»

Поскольку алименты он обязан выплачивать каждый месяц, по истечении месяца после уплаты 9 т.р., если вновь будет уклоняться, он может быть привлечен к административной ответственности.

Уголовная ответственность возможна после привлечения к административной ответственности, если должник продолжает уклоняться от исполнения решения суда.

Статья 157. УК РФ — Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 323-ФЗ)

1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, —

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до
трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечания. 1.Неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста,подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ составляетодин год.

Уточнение клиента

«подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.» то есть, теперь для привлечение по ст. 157 необходимо,чтобы должник в период когда он привлечен по ст. 5.35 КоАП вновь её нарушил в течении года, так?

04 Января 2017, 16:15

Абсолютно верно, относительно того, что необходимо уведомление должника о том, что он может быть привлечен к административной ответственности вызывает сомнение, поскольку по общему правилу не знание закона не освобождает от ответственности и на мой взгляд срок должен учитываться с 15.07.2016. Однако, чтобы не вводить Вас в заблуждение, я уточню и дополню свой ответ.

Уточнение клиента

Да, пожалуйста.. так как, пристав пишет что предупредил должника и взял письменное объяснение в котором должник обязуется платить. Хочу понять на сколько обязательной была эта мера пристава и через какое время после этого предупреждения пристава я вправе требовать привлечения к административной ответственности должника.

04 Января 2017, 16:33

До введения в действие 5.35.1 Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей КоАП РФ, в своей деятельности судебные приставы руководствовались данной методикой, которая в свою очередь следует, что протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно, а в случаи выявления обстоятельств в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Поводы для возбуждения дел об административных правонарушениях рассматриваемой категории установлены частью 1 статьи 28.1 Кодекса, к ним в том числе относятся: непосредственное обнаружение должностными лицами ФССП России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из судебных и правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических лиц и организаций.
«Методические рекомендации о порядке применения частей 2 и 3 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»(утв. ФССП РФ 29.09.2011 N 04-15)

В данном случаи поводом могло быть как его самостоятельное выявление ввиду отсутствия соответствующих поступлений в Ваш адрес, так и Ваше обращение (заявление).

письменное объяснение в котором должник обязуется платить
Валя

Полагаю, что необходимости в отборе такого объяснение у должника об обязанности платить в дальнейшем правовых последствий не повлечет, поскольку даже при привлечении к административной ответственности в будущем должны быть выявлены причины послужившие препятствием к оплате в том числе путем отбора объяснения.
Так, думается, что при отборе у должника объяснения о причинах и условиях не уплаты алиментов по истечению двух и более месяцев после 15.07.2016 года были бы достаточным основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку санкция (наказание) данной статьи уведомительный характер не носит.

На основании изложенного полагаю, что с соответствующим заявлением Вы вправе обратиться в любой момент времени не дожидаясь окончания двух месячного срока с момента беседы должника с приставом, что рекомендуется делать через канцелярию в двух экземплярах (один из которых с отметкой о получении необходимо оставить у себя) в случае обжалования бездействия должностных лиц.

Ст 157 коап рф

15 февраля 2017

Ответственность по ст 157 УК РФ

До 15 июля 2016 г. статья 157 УК РФ предусматривала уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

С 15 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный Закон от 03.07.2016 № 232-ФЗ, который внес изменения в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство в части ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

В новой редакции закон звучит следующим образом «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей».

Из объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ, исключен квалифицирующий признак «злостности» и введен новый признак «неуплата алиментов без уважительных причин». Это значит, что привлечь должника к уголовной ответственности в случае уклонения от уплаты алиментов, можно будет только при условии, что он ранее подвергался административному наказанию за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Если раньше привлечь к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ можно было в случае, когда период злостного уклонения от уплаты средств на содержание составлял не менее 4 месяцев, неплательщику было вручено не менее 2 предупреждений об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ и он скрывает свои доходы, не устраивается на работу, то новая редакция уменьшила срок, когда можно рассматривать вопрос о привлечении к уголовной ответственности (2 и более месяца). Но при этом необходимо, чтобы должник был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

По ст. 5.35.1 КоАП РФ предусмотрено следующее наказание: обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

За совершение преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ может быть назначено следующее наказание: исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

Нижнетагильской транспортной прокуратурой в ходе изучения материала уголовного дела, установлен сайт с помощью которого, в це

Самовольное занятие земельного участка — одно из правонарушений в сфере земельных отношений, ответственность за которое насту

Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ»О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодат

Все новости в категории

Взыскание алиментов: не все вопросы решены

Федеральным законом от 03.07.2016 № 326-ФЗ «О внесении изменений…», вступившим в силу с 15.07.2016, в КоАП РФ включена ст. 5.35.1, предусматривающая административную ответственность за неуплату алиментов. Сразу же после введения этой нормы возникло множество вопросов, связанных с ее практическим применением. Проанализируем и обобщим практику применения данной статьи за семь месяцев действия, выявим сложности, возникающие при привлечении к ответственности за указанное правонарушение.

Материальная сторона дела

Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем (трудоспособными детьми) без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (нетрудоспособных родителей), в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

Таким образом, существенными признаками объективной стороны данного правонарушения являются:

–период, в течение которого допущен факт неуплаты алиментов;

–отсутствие уважительных причин для неуплаты алиментов,

–а также то, что факт неоплаты алиментов допущен в нарушение порядка, предусмотренного решением суда или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.

По поводу периода неоплаты алиментных платежей основными вопросами, которые возникли в первые же дни, после введения в действие ст. 5.35.1 КоАП РФ, стали вопросы о том:

–с какого момента возможно применение положений ст. 5.35.1 КоАП РФ: непосредственно с 15.07.2016 или не ранее, чем по истечении двух месяцев после 15.07.2016;

–возможно ли применение положений ст. 5.35.1 КоАП РФ за факты неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев, имевших место до 15.07.2016.

Правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, является длящимся, и один из обязательных критериев объективной стороны правонарушения – срок неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства.

Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что по тем исполнительным производствам, по которым на 15.07.2016 имелись факты неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев, привлечь должников к административной ответственности невозможно, поскольку норма ст. 5.35.1 КоАП РФ в силу ст. 1.7 КоАП РФ на данные правоотношения не распространяется.

Значительное количество дел об административных правонарушениях прекращалось именно со ссылкой на положения ст. 1.7 КоАП РФ, поскольку, как указывали суды, за факты неоплаты алиментных платежей, имевших место до 15.07.2016, должник не может быть привлечен к административной ответственности.

Однако не все суды соглашались с указанной позицией, они распространяли действие ст. 5.35.1 КоАП РФ на правоотношения, возникшие до 15.07.2016.

Так, одним из первых опытов применения положений ст. 5.35.1 КоАП РФ в Волгоградской области (после введения Федерального закона от 03.07.2016 № 326-ФЗ «О внесении изменений…») явилось Постановление мирового судьи судебного участка № 25 Волгоградской области от 20.07.2016 (то есть вынесенное чрез пять дней после введения в действие Закона № 326-ФЗ) по делу № 5-123-429/2016, которым к административной ответственности привлечен должник за факт неоплаты алиментов с 2015 года.

Аналогичное выражение позиции по данному вопросу можно найти и в судебной практике иных регионов (например, Постановление Тверского областного суда от 10.11.2016 по делу № 4А-547/2016).

Окончательная точка в указанном вопросе поставлена Президиумом ВС РФ в Обзоре судебной практики ВС РФ № 4 (2016), в котором указано, что в случае, если исполнительное производство было возбуждено до 15.07.2016 и после этой даты выявлена неуплата средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, длительностью более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, такое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Для привлечения лица к административной ответственности неуплата алиментов должна осуществляться в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Под правильным исполнением судебного акта подразумевается его исполнение в точном соответствии с тем способом и порядком его исполнения, которые определены законодательством и самим судебным актом.

Согласно ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ алиментные платежи должны оплачиваться ежемесячно в полной сумме.

Неуплата алиментных платежей в установленные сроки, а также оплата не в полном объеме, то есть не в том объеме, который определен судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, является неуплатой средств в нарушение судебного акта или указанного соглашения; то есть в нарушение того способа и порядка исполнения, который определен исполнительным документом.

Таким образом, под нарушением, о котором идет речь в ст. 5.35.1 КоАП РФ, могут пониматься нарушения порядка исполнения исполнительного документа, которые выражаются в виде неуплаты алиментов в полном объеме, уплаты алиментов не в полном объеме и уплаты алиментов с нарушением сроков их оплаты.

Неуплата алиментов в полном объеме. При этом последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для непривлечения виннового лица к административной ответственности.

Так, Постановлением Санкт-Петербургского городского суда от 19.12.2016 № 4а-1665/2016 по делу № 5-292/2016-15 отказано в удовлетворении жалобы должника, привлеченного к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ, на судебные акты нижестоящих судов ввиду того, что должником оплачена задолженность до рассмотрения мировым судом дела об административном правонарушении.

Суд обратил внимание, что указание в жалобе на то, что до рассмотрения дела мировым судьей вся задолженность по алиментам была погашена, не может послужить основанием для освобождения последнего от административной ответственности, поскольку не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Уплата алиментов не в полном объеме (частичная оплата, независимо от суммы частичной выплаты). В настоящее время по указанному вопросу отсутствует единая судебная практика и термин «неуплата», используемый в конструкции правовой нормы, некоторыми судами понимается как полное отсутствие оплаты денежных средств. При этом в случае даже незначительных выплат, а также выплат, произведенных против воли лица (то есть в ходе принудительного обращения взыскания на имущество должника), дело об административном правонарушении прекращается в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Например, Постановлением мирового судьи судебного участка № 123 Волгоградской области от 17.01.2017 по делу № 5-25/2017 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в отношении Толмачева В.Н.

В качестве фактических обстоятельств, в результате которых суд пришел к указанному выводу, послужили факты незначительных выплат (2000,00 руб.) со стороны Толмачева В.Н. в счет алиментных платежей, при том, что за вменяемый период должник ежемесячно обязан был оплачивать алименты в размере 8960,75 (а всего за два месяца – 17 921,50 руб.).

Решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от 14.02.2017 по делу № 12-11/2017 жалоба судебного пристава – исполнителя на указанное Постановление мирового судьи оставлена без удовлетворения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 32 Волгоградской области от 06.10.2016 по делу № 5-31-432/2016 прекращено дело об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ в отношении должника Попова М.С. признавшего в ходе судебного заседания свою вину, имеющего задолженность по алиментным платежам в размере 12 666,96 руб., в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В качестве оснований для прекращения производства по делу явилось то, что в рамках исполнительного производства судебный пристав – исполнитель в результате применения мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства на счете должника взыскал 2 638,27 руб. Добровольно же должником алиментные обязательства не исполнялись.

Вместе с тем суд указал, что добровольность или, напротив, принудительность уплаты алиментов не предусматривается конструкцией ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в качестве одного из условий для квалификации деяния. В таком случае факт неуплаты алиментов, то есть непоступление средств надлежащему взыскателю от обязанного родителя – должника, материалами дела не подтвержден, в связи с чем суд не усмотрел признаков состава административного правонарушения.

В другом случае Постановлением мирового судьи судебного участка № 62 Волгоградской области от 22.11.2016 по делу № 5-62-808/2016 должник по алиментным обязательствам признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ при наличии ежемесячных частичных выплат в размере 3000–5000 руб.

Более того, в производстве органов дознания уже находятся уголовные дела в отношении должников, ранее привлекавшихся к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в связи с неполной (частичной) оплатой алиментов.

Так, Постановлением мирового судьи судебного участка № 133 Волгоградской области от 12.08.2016 по делу № 5-133-1144/2016 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ привлечена Пономарева С.В. не в полном объеме оплачивавшая алиментные платежи (частичная оплата составила 11 000,00 руб.).

После привлечения к административной ответственности и отбытия назначенного ей административного наказания указанный должник мер по оплате алиментов в полном объеме не принял (также произведена частичная оплата в размере 2000,00 руб.). В связи с этим 14.02.2017 дознавателем Волжского городского отдела судебных приставов № 1 УФССП России по Волгоградской области в отношении данного лица возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 157 УК Российской Федерации.

Уплата алиментов с нарушением сроков их оплаты. В обобщении практики по применению судами Волгоградской области ст. 157 УК РФ за 2012–2013 годы, доведенном Письмом Волгоградского областного суда от 08.09.2014 № 02-05-05-25/14, указано, что алименты, согласно ст. 81, 83, 86 Семейного кодекса РФ, являются ежемесячными платежами, для которых Законом № 229-ФЗ установлены соответствующие сроки уплаты, а именно:

–если должник не состоит в трудовых правоотношениях, то должен перечислять алименты до окончания текущего месяца (ст. 15, 16 Закона № 229-ФЗ);

–если должник состоит в трудовых правоотношениях, то должен перечислять алименты в течение трех дней со дня выдачи заработной платы (перечисление осуществляет работодатель (ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, оплата алиментов, произведенная хоть и в полном объеме, но с нарушением сроков их оплаты, должна также рассматриваться как действия, образующие объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Например, если в исполнительном документе предусмотрено взыскание алиментов ежемесячно с 01.01.2016, то, если сумма очередного платежа поступает позднее первого числа очередного месяца, платеж считается просроченным, исполнение произведено с нарушением установленного исполнительным документом порядка исполнения.

Так, Постановлением мирового судьи судебного участка № 122 Волгоградской области от 23.09.2016 по делу №5-116/2016 должник привлечен к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ. При этом суд указал на то, что осуществление должником несистематических выплат денежных средств в счет оплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка следует рассматривать как действия должника, совершенные во избежание привлечения к административной и уголовной ответственности.

Таким образом, ввиду наличия обозначенных разногласий в судебной практике при толковании понятия «неуплата» представляется необходимым:

–внести в конструкцию правовой нормы соответствующие уточнения;

–либо на уровне Верховного Суда РФ дать разъяснения в части единообразного толкования понятия «неуплата», используемого в ст. 5.35.1 КоАП РФ в ходе применения указанной нормы судами.

Уважительные причины

Факт неоплаты алиментных платежей не является основанием для привлечения к административной ответственности при наличии уважительных причин.

В качестве уважительных причин, препятствующих привлечению к административной ответственности, может рассматриваться, например, факт нахождения у должника детей, на которых решением суда взысканы алиментные платежи, на его иждивении.

Так, Постановлением мирового судьи судебного участка № 61 Волгоградской области от 30.09.2016 по делу №5-61-467/2016 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должника по исполнительному производству, имеющего задолженность по уплате алиментов в размере 34 000,00 руб. В качестве оснований для принятия указанного решения судом установлено, что должник забрал у взыскателя детей, дети зарегистрированы и проживают совместно с должником и находятся на его иждивении.

Анализ складывающейся судебной практики по ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что суды в качестве уважительных причин неуплаты алиментных платежей не признают следующие обстоятельства:

–отсутствие официального заработка и отсутствие у должника средств на содержание ребенка. Так, в Постановлении мирового судьи судебного участка № 67 Волгоградской области от 26.07.2016 по делу №5-133/2016 указано, что в силу ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Закон не ставит данную обязанность в зависимость от наличия или отсутствия у родителя необходимых для содержания денежных средств.

По данному моменту представляет интерес также позиция, выраженная в Постановлении Орловского областного суда от 22.12.2016 по делу № 4А-244/2016, которым суд не признал в качестве уважительной причины тот факт, что задолженность по алиментам у обязанного лица образовалась в связи с его незаконным увольнением работодателем. Как указал суд, доказательств, подтверждающих, что после увольнения заявитель предпринимал какие-либо попытки к осуществлению самостоятельного поиска работы, а также к регистрации в органах государственной службы занятости населения в целях последующего трудоустройства, при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии уважительности причин неуплаты им алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка более двух месяцев;

– отсутствие у должника сведений о банковском счете взыскателя, на который следует перечислять алиментные платежи (Постановление мирового судьи судебного участка № 62 Волгоградской области от 17.11.2016 № 5-62-800/2016);

– наличие у должника инвалидности и длительное пребывание на лечении в стационарном лечебном учреждении (Постановление мирового судьи судебного участка № 67 Волгоградской области от 06.10.2016 № 5-133-1334/2016);

– нахождение должника, обязанного уплачивать алиментные платежи, на иждивении третьего лица (Постановление мирового судьи судебного участка № 110 Волгоградской области от 15.08.2016 № 5-110-235/2016);

– неуплата алиментов в связи с уплатой денежных средств на содержание иного ребенка должника (Постановление мирового судьи судебного участка № 110 Волгоградской области от 11.08.2016 № 5-134-509/2016);

–наличие у должника официального места работы, о котором последний не сообщил судебному приставу – исполнителю для обращения взыскания на заработную плату в установленном порядке (Постановление мирового судьи судебного участка № 42 Волгоградской области от 24.08.2016 № 5-42-484/2016).

В ряде случаев суды прекращают производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием соответствующего состава, ссылаясь на факт достижения ребенком, на содержание которого взысканы алименты, совершеннолетия (например, Постановление мирового судьи судебного участка № 71 Волгоградской области от 27.07.2016 по делу № 5-71-495/2016).

Вместе с тем указанная позиция представляется ошибочной, поскольку:

–даже после достижения ребенком совершеннолетия при наличии непогашенной задолженности, образовавшейся до достижения 18 лет, должник продолжает быть обязанным к выплате данных средств, которые являются не чем иным, как средствами (задолженностью) по алиментному обязательству (о чем Президиум ВС РФ указывал еще 23.11.2005 в ответах на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных федеральных законов (Бюллетень ВС РФ № 3, 2006);

–срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения составляет два года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ) и не прерывается даже после достижения ребенком совершеннолетия.

Процессуальные аспекты

Должностные лица. Правонарушения, предусмотренные ст. 5.35.1 КоАП РФ, уполномочены выявлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица ФССП России (п. 1 и п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Вместе с тем с учетом специфики состава данного административного правонарушения, предусматривающего исчисление срока неуплаты алиментов с момента возбуждения исполнительного производства, о котором должностные лица органов внутренних дел объективно не могут знать (поскольку исполнительные производства могут находиться в производстве только судебных приставов – исполнителей), основную массу данных правонарушений выявляют должностные лица ФССП России.

Перечень должностных лиц, уполномоченных выявлять данный состав административного правонарушения, предусмотрен в Приказе ФССП России от 22.11.2016 № 603.

На уровне структурных подразделений территориальных органов ФССП России, которые непосредственно ведут исполнительные производства о взыскании алиментных платежей, протоколы составлять имеют право:

–начальники структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов – старшие судебные приставы, их заместители;

–судебные приставы – исполнители;

–судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

–должностные лица территориального органа ФССП России, правомочные либо уполномоченные начальником органа дознания территориального органа ФССП России осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Протокол об административном правонарушении. При выявлении признаков состава административного правонарушения должностное лицо ФССП России возбуждает дело об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку указанный протокол должен быть рассмотрен и решение по нему должно быть принято в день составления протокола.

В протоколе об административном правонарушении, кроме прочего, должны быть указаны такие обязательные сведения (ст. 28.2 КоАП РФ), как:

–дата и место его составления;

–должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

–сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а именно: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации и фактического места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность;

–фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

–обстоятельства совершения административного правонарушения, а именно: место, время совершения и событие административного правонарушения;

–часть статьи и статья КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность;

–объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело.

Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ подведомственны мировым судьям (ст. 23.1 КоАП РФ).

Административный арест. Санкция ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания в том числе административный арест.

Согласно п. 23.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо обязательных работ, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.

Таким образом, орган, составивший протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить доставку лица, в отношении которого составлен протокол, в суд, рассматривающий дело об административном правонарушении. Необеспечение указанной доставки является основанием для возвращения материалов.

Так, Постановлением мирового судьи судебного участка № 26 Волгоградской области от 19.08.2016 возвращены материалы по делу об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ в Котовский районный отдел судебных приставов УФССП России по Волгоградской области в связи с недоставкой правонарушителя в судебное заседание.

При этом в Постановлении суд обратил внимание на то, что согласно ч. 3 ст. 25.1, ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в присутствии лица, совершившего правонарушение.

Доказывание состава правонарушения. Вместе с протоколом об административном правонарушении в суд, рассматривающий дело, представляются доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности.

Анализ судебной практики показывает, что для доказывания состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ, необходимы следующие документы:

– копия исполнительного документа и копия постановления о возбуждении исполнительного производства (подтверждают факт возбуждения исполнительного производства);

– документ, подтверждающий ознакомление должника с фактом возбуждения в отношении него исполнительного производства (роспись должника на постановлении о возбуждении исполнительного производства или на документе о доставке в адрес должника указанного постановления);

–объяснения должника о причинах неоплаты алиментов (подтверждают субъективную сторону состава административного правонарушения, отсутствие уважительности причин неуплаты алиментов);

В качестве иных документов, подтверждающих вину в совершении административного правонарушения, могут прилагаться:

–копии врученных предупреждений об административной и уголовной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ и ст. 157 УК РФ;

–копии ранее вынесенных (до введения в действие Закона от № 326-ФЗ) в отношении должника приговоров по ст. 157 УК РФ;

–объяснения взыскателя по факту невыплаты алиментных платежей;

–врученные должнику направление в органы службы занятости и требования об оплате алиментов.

Присутствие потерпевшего лица. В ряде случаев суды не рассматривают материалы об административном правонарушении, возвращая их должностному лицу, составившему протокол, ввиду того, что при составлении протокола об административном правонарушении или рассмотрении дела в суде не присутствует потерпевшее лицо, каковым является взыскатель по исполнительному производству (Определение мирового судьи судебного участка № 72 Волгоградской области от 06.10.2016 по делу № 5-72/2016).

Вместе с тем указанная позиция представляется не вполне обоснованной.

Анализ положений ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью. И в случае если потерпевший не воспользовался указанным правом, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено на основании имеющихся материалов.

Санкции. В качестве санкций за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ, предусмотрены такие административные наказания, как обязательные работы, административный арест либо административный штраф.

Как показывает практика, основным видом назначаемого наказания являются обязательные работы.

Так, в 2016 году судами Волгоградской области рассмотрено 832 дела по ст. 5.35.1 КоАП РФ, по результатам которых применены следующие наказания:

–в 641 случае (77,04%) – обязательные работы;

–в 140 случаях (16,82%) – административные аресты;

– в 12 случаях (1,44%) – административные штрафы.

С учетом того, что лицо привлекается к административной ответственности за неуплату алиментных платежей, которые в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ относятся к первой очередности удовлетворения требований по отношению к административному штрафу, который может быть назначен судом, в сопроводительном документе, которым протокол (и иные материалы) направляется в суд для рассмотрения, следует в порядке ст. 24.4 КоАП РФ заявлять ходатайство о применении в отношении должника таких видов наказания, как административный арест либо обязательные работы. Только в таком случае назначенное судом наказание может достигнуть цели.

Таким образом, анализ складывающейся практики по применению ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает наличие еще до конца не разрешенных вопросов как материальной, так и процессуальной стороны, которые были обозначены выше.

Приведение указанных вопросов к единому знаменателю, исключающему поводы для неоднозначного судейского толкования, завершит цельную конструкцию системы административной ответственности за нарушение обязательств по уплате алиментов и позволит более эффективно исполнять указанные исполнительные документы.