Состав суда в порядке надзора

2. Состав суда

Применительно к различным звеньям судебной системы и различным категориям уголовных дел действуют различные составы суда, рассматривающие дела по первой инстанции. Уголовные дела рассматриваются единолично и коллегиально. Мировые судьи, а в указанных в ч. 5 ст. 31 УПК случаях судьи гарнизонных военных судов единолично рассматривают дела, по которым может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы. В суде первой инстанции также единолично рассматривает уголовные дела судья федерального суда общей юрисдикции. Это уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы. В соответствии со ст. 30 рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях единолично судьей федерального суда общей юрисдикции или в коллегиальном составе зависит исключительно от волеизъявления обвиняемого. Если обвиняемый не заявит ходатайства о коллегиальном рассмотрении уголовного дела, то дело будет рассматриваться единолично судьей федерального суда общей юрисдикции. Также единолично осуществляется рассмотрение уголовных дел судьей районного суда в апелляционном порядке.
Коллегиально дело по первой инстанции может рассматриваться коллегией из трех профессиональных судей или судьей и двенадцатью присяжными заседателями.
Коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции правомочна рассматривать уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства подсудимого, заявленного до назначения судебного заседания. Введение этой нормы было отложено до 1 января 2004 г. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» до 1 января 2004 г. уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, — коллегией в составе судьи и двух народных заседателей.
Судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, за которые грозит наказание вплоть до смертной казни (ч. 3 ст. 31 УПК). Обвиняемый вправе заявить такое ходатайство при предъявлении для ознакомления всех материалов. В дальнейшем ходатайство уже не принимается. Не влечет последствий и отказ обвиняемого от заявленного ходатайства, если ходатайство было подтверждено в ходе предварительного слушания.
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей в федеральных судах общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах и судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах . С 1 января 2003 г. суды с участием присяжных заседателей создаются на всей территории Российской Федерации по мере готовности регионов к введению суда присяжных.
———————————
Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 г. // Российская газета. 2004. 25 авг.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора — в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.
При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

Статья 30 УПК РФ. Состав суда

Новая редакция Ст. 30 УПК РФ

1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

2. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

1) судья федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2-4 настоящей части;

2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в пункте 1 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью пятой, 132 частью пятой, 134 частью шестой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, и иные уголовные дела, подсудные Дальневосточному окружному военному суду, Московскому окружному военному суду, Северо-Кавказскому окружному военному суду и Приволжскому окружному военному суду в соответствии с пунктами 2 — 4 части шестой.1 статьи 31 настоящего Кодекса, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей — пятой, 132 частями третьей — пятой, 134 частями четвертой — шестой, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, третьей и четвертой, 211 частями первой — третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 — 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) мировой судья — уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса.

3. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется:

1) в районном суде — судьей районного суда единолично;

2) в вышестоящих судах — судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, гарнизонного военного суда, которые рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда единолично.

4. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется президиумом верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда в составе не менее трех судей, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе трех судей, а в порядке надзора — большинством членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

5. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

6. Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в апелляционном порядке.

Комментарий к Статье 30 УПК РФ

1. В к.с. одновременно с уголовно-процессуальным институтом, именуемым «состав суда», закреплены положения, характеризующие правило коллегиального рассмотрения дел судом.

2. Необходимо строго соблюдать требования указанной статьи. Их несоблюдение является нарушением процессуального закона, влекущим отмену судебного решения.

3. По ходатайству обвиняемого дела о преступлениях, подсудных областному и равнозначным судам (за некоторым исключением), рассматриваются судьей и присяжными заседателями. Единоличное и рассмотрение дела судом присяжных — два исключения из правила коллегиального рассмотрения дел судом.

4. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе нескольких (не менее чем трех) профессиональных судей.

5. Гарантии коллегиального принятия решения:

1) все члены состава суда, в том числе председательствующий и иные члены состава суда, при принятии решения пользуются равными правами;

2) все судьи в РФ обладают единым статусом (ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);

3) все вопросы, стоящие перед судом, решаются простым большинством голосов. Никто не вправе воздержаться;

4) председательствующий высказывает свое мнение последним;

5) судья, оставшийся при особом мнении, вправе изложить его письменно в совещательной комнате. Однако в этом письменном документе он не вправе указывать сведения о суждениях, имевших место при обсуждении и принятии судебного решения, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, или иным способом раскрывать тайну совещания судей. Оставшийся при особом мнении судья обязан подписать приговор. Последний провозглашается не от его имени и даже не от имени всех членов состава суда. Приговор провозглашается от имени всего состава суда (ст. 301 УПК РФ). Особое же мнение подшивается в дело, но не оглашается.

6. По общему правилу судом присяжных может быть рассмотрено уголовное дело о преступлении, названном в ч. 3 ст. 31 УПК РФ (с учетом указанных в к.с. исключений из этого правила), но это не говорит о том, что такое же наказание не вправе назначить суд в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, если от обвиняемого не поступило ходатайства о рассмотрении его дела судом присяжных и он до назначения судебного заседания заявил ходатайство о рассмотрении его дела соответствующим составом суда.

———————————
См.: Обзор кассационной практики отмены приговоров за мягкостью назначенного наказания // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 7.

7. Если по делу обвиняется несколько лиц, ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных вправе те из них, которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ , за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 ст. 131, ч. ч. 4 и 5 ст. 132, ч. 6 ст. 134, ст. 205, ч. ч. 2 — 4 ст. 206, ч. 1 ст. 212, ст. ст. 275, 276, 278, 279 и 281 УК.

———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 г. N 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1.

8. Суд присяжных действует в составе одного профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей. Количество судей не может быть больше одного. Помимо основных двенадцати, выбирается еще два или большее количество запасных присяжных заседателей.

9. См также комментарий к ст. ст. 31, 243, 301, 334 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Под составом суда понимают судей, полномочных принять решение по делу в результате заседания суда как первой, так и апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Согласно данной статье единолично судьей рассматривается большинство уголовных дел по первой инстанции, кроме дел, указанных в п. п. 2 — 3 ч. 2 данной статьи, а также осуществляется судопроизводство в апелляционной инстанции.

Но законодатель предусмотрел коллегиальную форму суда для рассмотрения дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Так, дела о тяжких и особо тяжких преступлениях могут рассматриваться коллегиально в составе трех профессиональных судей по ходатайству обвиняемого. Такое ходатайство может быть заявлено по окончании следствия, а также в процессе подготовки дела к судебному разбирательству, т.е. в стадии назначения судебного заседания.

2. Федеральными судьями именуются все судьи федеральных судов (см. ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации»). Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 4 указ. Закона).

Пересмотр судебных решений мирового судьи, не вступивших в законную силу, осуществляется в апелляционном порядке единолично федеральным судьей районного суда (см. комментарий к главе 44 УПК РФ). Пересмотр судебных решений в кассационном и надзорном порядке осуществляется только коллегиально. Если надзорной инстанцией является Судебная коллегия Верховного Суда, то дело рассматривается составом из трех профессиональных судей, а если в порядке надзора дело рассматривается президиумом суда, то судебный состав — это состав президиума. Президиум полномочен рассматривать дела, если на его заседании присутствует не менее половины всего состава. Председательствующим в таком случае является председатель суда, который возглавляет президиум, или его заместитель.

3. Рассмотрение ходатайств о разрешении производства отдельных следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, а также жалоб на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора осуществляется федеральными судьями единолично.

§6. Состав суда при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел судами общей юрисдикции

Состав суда – это формируемая на основе требований процессуального закона коллегия судей, а также представителей народа, либо судья единолично полномочные принять решение по делу в результате заседания суда определенной инстанции.

Закон предусматривает несколько видов составов суда при рассмотрении дел судами общей юрисдикции. Они таковы:

коллегия, состоящая из трех судей федерального суда;

коллегия из не менее чем трех судей федерального суда;

судья федерального суда и коллегия из двенадцати присяжных заседателей.

Рассмотрение дел по первой инстанции и апелляционной инстанции в

большинстве случаев осуществляется судьями единолично, в кассационной и надзорной инстанции – только коллегиально. В случае рассмотрения дел коллегией, состоящей из профессиональных судей, один из них председательствует в судебном заседании, при этом голоса судей при вынесении решения равны.

Требования к составу суда устанавливаются процессуальным законом в зависимости от вида судопроизводства (уголовное, гражданское,

административное), категории дел и от того, в какой инстанции рассматривается дело.

Состав суда при рассмотрении уголовных дел регламентируется ст. 30 УПК

В первой инстанции рассмотрение уголовных дел по общему правилу

осуществляется судьей единолично. Уголовные дела, подсудные мировым судьям, рассматриваются ими или соответственно судьями гарнизонных военных судов

всегда единолично. В районных судах, гарнизонных военных судах, областных,

краевых и приравненных к ним судах, судебных коллегиях Верховного Суда РФ рассмотрение уголовных дел по первой инстанции осуществляется также

единолично за некоторыми исключениями. Во-первых, по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, рассмотрение дел должно

осуществляться коллегией, состоящих из трех судей соответствующего федерального суда. При этом один из судей председательствует в судебном

заседании. Во-вторых, по уголовным делам, подсудным областным, краевым и

приравненным к ним судам по ходатайству обвиняемого уголовные дела должны рассматриваться в составе судьи соответствующего суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей.

Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке всегда осуществляется судьями районных судов единолично.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом

в составе трех судей судебной коллегии по уголовным делам областного, краевого суда и приравненных к ним судов, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.

Рассмотрение уголовных дел в порядке надзора в президиумах судов областного звена, в судебных коллегиях и Президиуме Верховного Суда РФ

осуществляется в составе не менее, чем трех судей. Т.е., если в качестве надзорной инстанции по делу выступает одна из судебных коллегий Верховного Суда РФ, то оно рассматривается составом из трех профессиональных судей коллегии, а если в порядке надзора дело рассматривается президиумом

областного, краевого суда или Верховного Суда РФ, то судебным составом является состав президиума соответствующего суда.

т.е. более половины его членов. Председательствующим в таком случае является председатель суда, который возглавляет президиум, или его заместитель.

Что касается осуществления судебного контроля за действиями

(бездействием) и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (рассмотрение жалоб на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора), рассмотрения материалов (ходатайств) об избрании мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, о помещении обвиняемого или подозреваемого в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы, о разрешении производства отдельных следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, то такие функции осуществляются судьями районных судов и гарнизонных военных судов единолично.

Состав суда при рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел регламентируется ст. 7 и 14 ГПК РФ.

Гражданские дела в судах первой инстанции по общему правилу

рассматриваются судьями федеральных судов и мировыми судьями единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей. При этом, в отличие от уголовного судопроизводства, возможность коллегиального рассмотрения гражданских дел в суде первой инстанции не ставится в зависимость от волеизъявления участвующих в деле лиц. Например, в коллегиальном составе суд рассматривает дела о расформировании избирательной комиссии или комиссии референдума (ч. 3 ст. 260 ГПК РФ).

Рассмотрение гражданских дел в апелляционном порядке по жалобам на решения мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются

единолично судьями районных судов.

Рассмотрение гражданских дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда из числа судей соответствующей

судебной коллегии (т.е. судебной коллегии по гражданским делам областного, краевого и приравненного к ним суда, Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ).

Рассмотрение гражданских дел в порядке надзора также, как и по

уголовным делам, осуществляется коллегиально в составе не менее чем трех судей.

Рассмотрение мировыми судьями, судьями районных судов и гарнизонных военных судов дел об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях всегда

Статья 30. Состав суда

1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

2. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

1) судья федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 4 настоящей части;

2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, — уголовные дела об иных тяжких и особо тяжких преступлениях;

4) мировой судья — уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса.

3. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично.

4. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора — в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

5. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

6. Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в кассационном порядке.

Состав суда надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела в российском уголовном процессе *

Фадеева Елена Ивановна, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, аспирантка кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора.

В статье рассматриваются проблемные аспекты обеспечения законности состава суда надзорной инстанции.

Ключевые слова: состав суда, надзорная инстанция, формирование состава суда, председательствующий, судья-докладчик, отвод судье.

In the article is considerated problem aspects ensure legality of court corpus of the supervision instance.

Key words: court corpus, supervision instance, court composition formation, presiding judge, speaker-judge, challenges judges.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел в порядке надзора осуществляется в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» 1981 г. [1] заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума. Таким образом, если президиум состоит, например, из девяти судей, то он правомочен рассмотреть уголовное дело лишь при наличии не менее пяти членов президиума. Данное требование означает, что каждый из судей, входящих в состав коллегии, должен принимать личное непосредственное участие в рассмотрении уголовного дела.

УПК РФ не предусматривает порядок определения состава суда надзорной инстанции, в том числе назначения из числа судей председательствующего и судьи-докладчика, что, в свою очередь, не позволяет говорить о законности состава суда в каждом конкретном случае. Представляется, что данная обязанность должна быть возложена на председателя суда или лицо, исполняющее обязанности председателя суда в период временного отсутствия последнего. В связи с этим считаем необходимым включить в гл. 45 УПК РФ ст. 406.1 следующего содержания: «406.1. Определение состава суда надзорной инстанции.

  1. Уголовное дело не позднее чем в 3-дневный срок с момента вынесения судьей постановления о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции распределяется председателем суда или лицом, исполняющим обязанности председателя суда в период временного отсутствия последнего, соответствующему составу суда.
  2. Определение состава суда надзорной инстанции по уголовному делу оформляется постановлением, в котором указываются:
  3. дата и место вынесения постановления;
  4. наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление;
  5. данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения;
  6. указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего;
  7. фамилии, имена, отчества судей, которым распределяется уголовное дело для рассмотрения;
  8. фамилия, имя, отчество председательствующего по делу;
  9. фамилия, имя и отчество судьи-докладчика по делу».

Законность состава суда надзорной инстанции обеспечивает и своевременное рассмотрение вопроса об отводе судьи, входящего в состав коллегии. В соответствии с ч. 2 ст. 63 УПК РФ судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде второй инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого уголовного дела в суде первой инстанции или в порядке надзора. Так, Президиум Верховного Суда РФ отменил Постановление президиума Ивановского областного суда и Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ в связи с тем, что судья Ивановского областного суда, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в суде второй инстанции 30 января 2001 г., участвовал 7 февраля 2003 г. в рассмотрении этого же дела в порядке надзора [2, с. 4]. Подобные ошибки были допущены, например, и президиумом Краснодарского краевого суда по уголовному делу в отношении Матюшенко, осужденного Октябрьским районным судом г. Новороссийска [3, с. 28], президиумом Ростовского областного суда в отношении Н., осужденного Шахтинским районным судом Ростовской области [4], президиумом Смоленского областного суда по уголовному делу в отношении Копейко [5, с. 28], президиумом Белгородского областного суда по уголовному делу в отношении Свечаревского [6, с. 24], президиумом суда Ямало-Ненецкого автономного округа [7, с. 29].

Согласно ч. 3 ст. 63 УПК РФ судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора, не может участвовать в рассмотрении того же уголовного дела в суде первой или второй инстанции. Из смысла данной нормы можно понять, что закон допускает повторное участие судьи в рассмотрении уголовного дела в суде надзорной инстанции, если он раньше участвовал в рассмотрении этого дела в порядке надзора.

Мнения ученых по вопросу относительно возможности повторного участия судьи в рассмотрении уголовного дела в суде надзорной инстанции разделились. А.Я. Грун, например, высказывал мнение, что не следует исключать повторное участие судьи в рассмотрении того же дела в порядке судебного надзора. «Это объясняется тем, — пишет автор, — что дело может поступить на рассмотрение той же надзорной инстанции повторно лишь в случае, если эта или вышестоящая надзорная инстанция направила дело на новое расследование или новое судебное рассмотрение. По большинству таких дел будут собраны новые материалы и, во всяком случае, вынесены новые судебные решения, в обсуждение законности и обоснованности которых надзорная инстанция не входила. Следовательно, члены суда надзорной инстанции могут быть объективными при новом рассмотрении такого дела в порядке судебного надзора, и их участие в предыдущем рассмотрении этого дела той же инстанцией не является доказательством личной заинтересованности в исходе дела. При противоположном решении такое дело могло бы быть пересмотрено в порядке надзора лишь Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РСФСР, а если пересматривается решение областного суда — только Пленумом Верховного Суда СССР, что привело бы к неоправданной волоките» [8, с. 79].

И.Д. Перлов, напротив, отстаивал позицию о том, что предыдущее участие судьи в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанции исключает возможность участия этого судьи в рассмотрении того же дела в порядке судебного надзора [9, с. 209].

Поддерживая последнюю из изложенных позиций, считаем, что при первоначальном рассмотрении дела в порядке надзора у судьи, участвовавшего в его рассмотрении, уже сформировалась определенная позиция по делу, которой, скорее всего, он и будет руководствоваться при повторном принятии решения по делу.

Возникает также вопрос о том, вправе ли участвовать в заседании суда надзорной инстанции судья, вынесший постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорной жалобы (представления) на рассмотрение суда надзорной инстанции. В. Демидов считает, что к участию указанного лица в заседании суда надзорной инстанции препятствия нет, так как ранее он не принимал решения по существу рассматриваемого дела [10, с. 31]. Подобной позиции придерживается А.П. Рыжаков [11].

Согласно позиции М.В. Мерзляковой именно судья, вынесший постановление о возбуждении надзорного производства, должен являться докладчиком, поскольку он наиболее осведомлен об обстоятельствах дела, о мотивах жалобы (представления) и сможет ответить на дополнительные вопросы [12, с. 105]. Эту же позицию отстаивает А.В. Ульянов [13, с. 103 — 104].

В. Смирнов считает, что докладчиком по делу должен назначаться судья, принявший решение о возбуждении надзорного производства и передаче надзорной жалобы или надзорного представления на рассмотрение суда надзорной инстанции (президиума). При этом дело для доклада передается от судьи, возбудившего надзорное производство, другому судье только в тех случаях, когда невозможно его участие в заседании президиума суда [14, с. 87 — 88].

Т.С. Османов придерживается позиции, согласно которой судья, являющийся членом президиума, вынесший постановление об отказе в возбуждении или о возбуждении надзорного производства, не вправе участвовать в заседании суда надзорной инстанции по данному уголовному делу и докладывать по нему на заседании суда надзорной инстанции [15, с. 113 — 114].

Согласно одной из имеющихся точек зрения, поскольку судья-докладчик хотя и не наделен законом правом участвовать в рассмотрении и разрешении уголовного дела по существу, тем не менее выступает в судебном разбирательстве в качестве судьи, полномочия которого урегулированы уголовно-процессуальным законом, поэтому при наличии обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве, он не вправе участвовать в заседании суда надзорной инстанции [16, с. 156].

Представляется, что деятельность судьи, рассматривающего надзорную жалобу или представление в порядке ст. 406 УПК РФ, направлена на разрешение вопросов, касающихся существа жалобы или представления, поскольку одним из возможных решений, принимаемых на данном этапе, является постановление об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Также следует согласиться с позицией В.А. Давыдова о том, что в результате изучения жалобы или представления, материалов уголовного дела и принятия процессуального решения о возбуждении надзорного производства формируется определенная точка зрения относительно законности, обоснованности и справедливости проверяемого судебного решения, в связи с чем можно усомниться в объективности такого судьи при рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции [17, с. 530 — 531].

Так, по одному из изученных нами уголовных дел судья Верховного суда Республики Мордовия М., вынесший постановление о возбуждении надзорного производства, вошел в состав президиума Верховного суда Республики Мордовия по рассмотрению данной надзорной жалобы и являлся докладчиком по делу [18]. При этом постановление о возбуждении надзорного производства и постановление президиума имеют практически идентичное содержание, что позволяет сделать вывод о том, что уже на момент включения данного судьи в состав президиума у него имелась определенная точка зрения по существу дела, что, считаем, противоречит требованиям о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении уголовного дела и должно являться основанием для его отвода.

На основании изложенного предлагаем ч. 3 ст. 63 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Судья, принимавший участие в рассмотрении уголовного дела в порядке надзора, не может участвовать в рассмотрении того же уголовного дела в суде первой или второй инстанции, а также в новом рассмотрении того же дела в порядке надзора. Судья, являющийся членом президиума, вынесший постановление об отказе в возбуждении или о возбуждении надзорного производства, не вправе участвовать в заседании суда надзорной инстанции по данному уголовному делу и являться докладчиком на заседании суда надзорной инстанции».

26. Суд. Полномочия суда. Состав суда.

Статья 29. Полномочия суда

1. Только суд правомочен:

1) признать лицо виновным в совершении прест-ия и назначить ему наказание;

2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 УПК;

3) применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;

4) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

2. Только суд, в т.ч. в ходе досудебного пр-ва, правомочен принимать решения:

1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;

2) о продлении срока содержания под стражей;

3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для пр-ва соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

4) о пр-ве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

5) о пр-ве обыска и (или) выемки в жилище;

6) о пр-ве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

7) о пр-ве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

8) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

9) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

10) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;

11) о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

3. Суд правомочен в ходе досудебного пр-ва рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, след-ля, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, к-е предусмотрены ст. 125 УПК.

4. Если при судебном рассмотрении уг. дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению прест-ия, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при пр-ве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уг. дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.

Статья 30. Состав суда

1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

2. Суд первой инстанции рассматривает уг. дела в следующем составе:

1) судья фед. суда общей юрисдикции — уг. дела о всех прест-иях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2-4 настоящей части;

2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уг. дела о прест-иях, указанных в части третьей статьи 31 УПК;

3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции — уг. дела о тяжких и особо тяжких прест-иях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК;

4) мировой судья — уг. дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 УПК.

3. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично.

4. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора — в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

5. При рассмотрении уг. дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

6. Уг. дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 УПК, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 УПК. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в кассационном порядке.