Система таможенных органов в начале 20 века

Система таможенных органов в начале 20 века

Контакты

г. Москва,
Комсомольская пл.,1 а.
Время работы:
вторник-пятница
с 10-00 до 17-00.

Заказ экскурсий
по телефонам:
(495) 276 38 81,
(495) 276 38 94,
т/ф (495) 276 39 08.

Индивидуальное посещение музея по предварительным заявкам

Становление таможенной службы Российской Федерации — неотъемлемая составная часть формирования атрибутов российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой и организующим началом этого процесса стал Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «О Государственном таможенном комитете РСФСР». Эта дата отмечается как начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.

ГТК России расположился в здании на Комсомольской площади. Создание ГТК определило начало трудного этапа возрождения и становления российской таможенной службы (1991 — 1993 гг.). От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих таможен. Общая штатная численность таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с международными правовыми нормами и технически не оборудованными, увеличилась на 13,5 тыс. км. В таких условиях возрождение системы таможенных органов России при шлось начинать прежде всего с разработки новой концепции их роли и функций в государстве, системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Потребности становления рыночной экономики в стране и процессы либерализации внешнеэкономической деятельности диктовали задачи превращения таможенной службы в реально действующий инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Для реализации этих задач требовалось обеспечить рациональное размещение таможен и их структурных подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю. Новые идеи и подходы получили свое воплощение в программе развития таможенной службы на 1992 — 1995 гг., разработанной ГТК. Она определила приоритетное развертывание сети таможенных органов внутри страны, в крупных индустриальных центрах, а также пограничных таможенных постов и пунктов пропуска на новых участках границы. Предусматривались обеспечение таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также другие меры улучшения организации и технологии осуществления таможенного дела.

Намеченная программа в основном была выполнена. Об этом свидетельствовали как динамичный рост сети таможенных органов, так и глубокие качественные изменения ее состава. Особенно результативными в этом плане были 1992 — 1993 гг. Более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. Это означает, что на большей части границы таможни и пункты пропуска были созданы заново. На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвленнее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Территориально они создавались в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы. В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (оперативные таможни, акцизные посты и таможни и др.). В результате за короткий срок была создана разветвленная сеть таможенных органов и учреждений России, обеспечивающих осуществление таможенного дела на новых границах и на всей территории России. За три года существования российской таможенной службы в доход государства было перечислено более 18,5 трлн. руб. (неденоминированных).

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. В конце года таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась в международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики и таможенного дела. В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТО) — ныне Всемирной таможенной организации (ВТО).Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств — участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными службами. ГТК России принял участие в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ в таможенных делах. По его предложениям Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур. Таможенный кодекс содержал положения об атрибутах и символах таможенной службы, утверждаемых на государственном уровне. 8 июня 1993 года — приказом ГТК России был учрежден нагрудный знак «Отличник таможенной службы Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года ГТК России было разрешено учредить нагрудный знак «Почетный таможенник России».

Система таможенных органов в начале 20 века

Контакты

г. Москва,
Комсомольская пл.,1 а.
Время работы:
вторник-пятница
с 10-00 до 17-00.

Заказ экскурсий
по телефонам:
(495) 276 38 81,
(495) 276 38 94,
т/ф (495) 276 39 08.

Индивидуальное посещение музея по предварительным заявкам

Таможенная система России к началу 20-х годов фактически оказалась разрушенной. Большинство таможенных учреждений закрылись на длительный срок, а многие из них прекратили свое существование. Довольно широкое распространение получили взгляды на таможню как на реликт царской России. Но, как и любое государство, Советская республика нуждалась в атрибутах своей суверенности. По этой причине возобладало понимание необходимости возобновить деятельность таможенных учреждений. Одновременно с провозглашением монополии государства на внешнюю торговлю в мае 1918 г. советское правительство приняло декрет о таможенных сборах и о таможенных учреждениях. В марте 1922 г. было сформировано восемь таможенных округов и два таможенных участка, в состав которых вошли 134 таможни и 149 таможенных постов. Возрождение таможенных учреждений в РСФСР было связано с новой экономической политикой (НЭП) и оживлением торговли. За этим последовало установление торгово-экономических связей Советской России с зарубежными государствами и увеличение объема внешней торговли. В апреле 1922 г. открылась международная Генуэзская конференция по экономическим и финансовым вопросам. Делегация РСФСР 2 в составе которой, были видные государственные деятели того времени Г.В. Чичерин, Л.Б. Красин, М.М. Литвинов, В.В. Воровский ,использовала свое участие в конференции для прорыва дипломатической и экономической изоляции советского государства. В местечке Рапалло был подписан договор с Германией о восстановлении российско-германских, дипломатических отношений и развитии торгово-экономических связей. Позитивное воздействие на развитие внешнеторговых связей советского государства оказала денежная реформа, проведенная в 1922-1924 гг. В основе ее лежало введение в оборот твердой валюты — советского червонца. В 1922 г. были утверждены первые советские таможенные тарифы по европейской привозной и вывозной торговле. Новый таможенный тариф, введенный в январе 1924 г., значительно повысил пошлины на предметы роскоши и некоторые другие товары. В тоже время закреплялся принцип льготного или беспошлинного ввоза оборудования для промышленности и сельского хозяйства. В 1924 г. был принят Таможенный устав СССР. Он закрепил сложившуюся систему управления таможенным делом на всей территории страны и структуру таможенных органов. Функции управления осуществлял Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). В его состав входили Главное таможенное управление (ГТУ) и Таможенно—тарифный комитет (ТТК). Предусматривалась четырехзвенная таможенная структура: ГТУ и его отделения в союзных республиках, районные таможенные инспекторские управления, таможни и таможенные посты. Устав сыграл положительную роль в становлении таможенной охраны, усилении борьбы с контрабандой. В 20-е годы контрабандные товары наводнили не только рынки приграничных районов, но и проникли вглубь страны. Контрабандисты прятали товары не только в транспортных средствах, но в продуктах питания, бревнах сплавляемых плотов и т.д. Одновременно за границу контрабандным путем вывозились наиболее ценные виды сырья и валюта. В целях усиления борьбы с контрабандой при ГТУ была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, а на местах -окружные комиссии. Устав действовал четыре года и был заменен первым Таможенным кодексом СССР, утвержденным в декабре 1928 г., который закрепил в качестве главной задачи и функции таможенной службы контроль за соблюдением монополии государства на внешнюю торговлю.

В конце 20-х годов обозначился курс политического руководства СССР на свертывание НЭПа, его рыночных отношений и переход к планово-распределительной системе хозяйствования. Этот курс отразился и на таможенной системе. Таможенный тариф, принятый в мае 1930 года, содержал всего 122 статьи ввозимых товаров, подлежащих обложению. В 1929 -1930 гг. была проведена широкомасштабная перестройка работы таможен. Это свелось к упрощению их функций и структуры, изъятию служебных и складских помещений. Контрольные и фискальные функции таможенных органов подменялись контрольно-учетными (контрольно-инспекторскими) функциями. Не избежали таможенные органы потерь многих таможенных работников ходе «чисток государственных учреждений от классово -чуждых элементов» и необоснованных репрессий в 30-е годы.

Приказом Народного комиссариата внешней торговли СССР от 8 мая 1934 г. были утверждены правила ношения унифицированной формы одежды и знаки различия. Знаки различия носились на левом рукаве форменного обмундирования. В начале Великой Отечественной войны почти 90% личного состава таможенных органов были призваны в армию и на флот, записались в народное ополчение, ушли в партизанские отряды. На 1 сентября 1941 г. действовали 37 таможен и таможенных постов, личный состав которых насчитывал 318 человек, в управлении числилось всего 37 человек.

В годы войны на первый план выдвинулись задачи таможенного оформления и пропуска грузов, поставляемых союзниками по антигитлеровской коалиции (вооружение, боевая техника, транспортные средства, медикаменты, продовольствие и другие товары). Грузы перевозились на судах советского торгового флота, а также морскими транспортами США, Англии, Канады и других стран. Они следовали в составе конвоев — специальных соединений караванов торговых и транспортных судов, идущих под охраной военных кораблей.

Таможенное дело в России в начале XX века

Главная > Реферат >Таможенная система

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра гуманитарных дисциплин

по дисциплине: «История таможенного дела и таможенной политики России»

на тему: «Таможенное дело в России в начале XX в.».

Выполнил: студент 1-го курса
очной формы обучения
факультета таможенного дела
группа 111 А.А. Акатова

1. Внутренняя торговля и внешнеэкономическая деятельность России…5

2. Таможенные доходы страны……………………………………………10

3. Система таможенных органов и их борьба с контрабандой. ………..11

4. Таможенное законодательство………………………………………. 17

Актуальность темы данного реферата состоит в том, что в настоящее время Россия ведет активную политику в таможенном деле, поэтому представляется целесообразным рассмотреть становление таможенной системы на примере дореволюционной России. Таким образом, необходимо рассмотреть таможенную политику России в начале XX века.

Значимость исследования данного периода является высокой. Это объясняется тем, что одной из характерных черт таможенной политики начала XX века является высокая охранительная система. В этот период растет профессионализм таможенников, накапливается опыт пресечения контрабанды. Таможенники современного времени должны перенять опыт своих предшественников, так как проблема незаконного ввоза и вывоза товаров является важнейшей проблемой современного времени.

Данная тема освещена в литературе такими учеными, как Кисловский Ю.Г, Шапошников Н.Н., Ден. В.Э., Витчевский В, Марков Л.Н, Пузино В.О., Менделеев Д.И, Калашников С.Д. и некоторые другие ученые, которые занимались конкретными вопросами данного периода.

В соответствии с темой реферата и вышеизложенным обоснованием ее актуальности целью работы является изучение таможенного дела в России в начале XX века.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

Изучить внутреннюю торговлю и внешнеэкономическую деятельность России;

Исследовать таможенные доходы в страны в данный период;

Рассмотреть структуру таможенных органов и их работу по устранению контрабанды.

Изучить таможенные тарифы 1904 и 1910 годов;

Объектом исследования данного реферата является история таможенного дела и таможенной политики России.

Предметом исследования является таможенное дело России в начале XX века.

Внутренняя торговля и внешнеэкономическая деятельность России.

Внешняя и внутренняя политика государства в начале XX века определялась потребностями капиталистических монополий. В начале XX века встает вопрос о продолжении развития страны и внешней торговли. Страна нуждалась в умножении богатств.

К началу нового столетия Россия поддерживала внешнеторговые отношения с 28 странами. Среди них были Германия, Австрия, Италия, Китай, Пруссия и другие. Важно отметить, что с шестнадцатью странами Россия поддерживала отношения в режиме наибольшего благоприятствования, с пятью – конвенционного тарифа, а с семью государствами имелись торговые договоры на двусторонней основе. 1

К 1910 году Россия отставала в своем хозяйственном развитии и во внешней торговле, хотя ее природные и социальные возможности позволяли достичь большего. Можно сделать вывод о том, что Россия имела довольно слабое промышленное развитие. Вместе с тем в аграрном секторе Россия не отставала от зарубежных стран. Так, доля Росси в начале XX столетия по посевным площадям занимала ведущее место в Европе (см. приложение 1).

Развитию торговли в России могло способствовать увеличение количества торговых судов и рост протяженности железных дорог. Эти факторы способствовали расширению внешней торговли России. По процентному отношению суммы оборотов страны к общей сумме оборотов мировой торговли Россия уступала ведущим странам мира. 2

Сведения о внешнеторговом обороте России показывают, что возросшие в два раза объемы вывоза и ввоза с положительным балансом. Эта тенденция прослеживается на большинстве российских таможен, но торговля на азиатском направлении сложилась иначе. Здесь вывоз превысил более чем в полтора раза, что привело к отрицательному балансу.

Экспорт продолжает активно поощряться, но без изменения мер искусственного форсирования хлебной торговли. Чем больше Россия прикладывала усилий к специализации предметов экспорта, упорядочению торгового оборота и создании торговой организации. Также Россия прикладывает усилия к поддержанию отдельных отраслей экспорта. В отношении ввоза, отчасти связанного таможенно-тарифными ставками торговых договоров, как и прежде, шли рука об руку покровительсвенные, фискальные и финансово-политические соображения. 3

Самыми активными направлениями внешнеэкономической деятельности в течение первого десятилетия XX века оставались границы европейской части России, Черноморья и Кавказа.

Является целесообразным предоставить данные о стоимости некоторых вывозных продуктов. Стоимость вывозных продуктов земледелия – 920, 4 млн. рублей, что составило на тот момент 61, 3 % от общей стоимости вывоза. На долю продуктов животноводства приходилось 251, 1 млн. рублей, а на долю лесных продуктов – 151 млн. рублей. 4

К началу XX века изменились доли стран во внешней торговле с Россией. Теперь 44% привоза и 29% вывоза приходилось на Германию. Хотя в конце XIX века ведущее место занимала Англия, которая затем потеряла свои позиции.

Важно отметить, что на внешнеэкономическую деятельность России заметное влияние оказывал иностранный капитал. С 1900 года по 1910 год проникновение иностранного капитала в русскую промышленность из года в год росло. В первую очередь иностранцы вкладывали капитал в горнодобывающую, металлургическую, нефтедобывающую промышленность. Среди вкладчиков в основном встречались французские, английские, немецкие и бельгийские капиталисты. Можно сделать вывод о том, что иностранный капитал занимал ключевые позиции.

К концу первого десятилетия XX века внешняя торговля России достигла наиболее высоких показателей. 5 Вывозились в большинстве своем жизненно важные продукты: хлеб, руды, масло, яйцо и сырье. На долю вывоза сырья приходилось более 90%. Ввозила же Россия товары, изготовленные из вывозимого сырья, с огромными наценками.

Структура внешней торговли отражает уровень экономического развития России, которая до сих пор оставалась самой отсталой в промышленность среди крупных стран мира. Она также имела крупные иностранные инвестиции и внешний долг. Все это вело к потере национальной независимости. Поэтому таможенная политика в начале XX века была рас­считана на поощрение русской промышленности и стремилась путем лучшей категоризации и более детальной специализации предметов ввоза, охватить и такие продукты иностранной промышленности, „которые прежде могли ускользнуть от усиленного обложения вследствие слишком широкой формулировки общих групп импортируемых продуктов». 6

Несмотря на то, что Россия имела огромные ресурсы и обладала большим экономическим потенциалом, она не могла достичь уровня зарубежных стран в короткий период времени. Это было вызвано тем, что в предыдущих столетиях Россия развивалась обособленно от стран Западной Европы. Также она встала на путь промышленного развития на несколько веков позже многих зарубежных стран. Процесс преобразования в аграрной сфере насчитывает в России лишь столько десятилетий, сколько потребовалось столетий для полного его осуществления в соседних государствах Запада. 7 Так как к началу XX столетия наблюдалось поднятие народного благосостояния, то складывался внутренний рынок в России. Для народа оставались тяжелым бременем налоги, среди которых был и таможенный налог.

Тем временем, протекционистские тенденции совершенно не ослаблялись. И это отрицательно сказывалось на жизненном уровне народа и его благосостоянии. Промышленность к началу XX века была уже вполне развита, но по-другому дело обстояло в сельском хозяйстве. Это накладывало определенный отпечаток на развитие таможенного дела в России.

В 1902 г. в связи с работой Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности Менделеев представил в Министерство финансов докладную записку, в которой настаивал на борьбе с предрассудком об антагонизме между сельским хозяйством и фабрично-заводской промышленностью. 8 Рассматривая сельское хозяйство, как отрасль единого народно-хозяйственного комплекса, ученый указывал на необходимость оказания ему помощи через промышленное покровительство, так как оно не только не противоречит интересам сельского хозяйства, но, напротив, способствует его развитию. Менделеев пришел к убеждению, что, продолжая идти через колосящиеся хлебные нивы, столь привычные и дорогие русскому сердцу, Россия не достигнет благополучия и экономического процветания. Подчеркивая важность и необходимость «нормальной комбинации сельского труда с заводско-фабричным», он не был сторонником активных государственных мер, направленных непосредственно на подъем аграрного сектора и «считал всякое массовое вмешательство в это дело. совершенно ненужным и даже могущим быть чрезвычайно вредным». 9

Такая стратегия государства в области развития народного хозяйства была характерна для экономической «системы» Витте и в начале XX в. Такая политика критиковалась представителями, пожалуй, всех частей российского политического спектра — от консерваторов-«охранителей» до социалистов. На менделеевские рассуждения о том, что «сельское хозяйство есть лишь увертюра промышленной эпохи, а само по себе ведет лишь к бедной скудости», оппоненты ученого отвечали обвинениями его в игнорировании традиционного сельскохозяйственного уклада экономики страны и готовности ради индустриализации жертвовать интересами деревни. Либералы, например, выражали несогласие с идеей подъема сельского хозяйства исключительно через развитие промышленности и считали масштабы таможенного покровительства последней непосильным бременем для деревни. Главную причину бедственного положения села они видели как раз в недооценке значения правительственных мер, направленных на развитие сельского хозяйства, в невнимании со стороны властей и общественности к нуждам и интересам крестьянства. 10

Характеризуя в целом таможенную политику Рос­сии начала XX вв. следует подчеркнуть, что в эти годы она заметно подвинулась вперед «по пути рационального построения таможенного протекцио­низма». 11

Таможенные доходы страны.

Результативность таможенной политики России первого десятилетия XX века проявилась в безудержном росте таможенных доходов страны. Важно отметить, что таможенные платежи являлись в начале века второй по значению статьей доходов государственного бюджета страны. Удельный вес таможенных платежей в общей сумме государственных доходов составлял в начале XX века 14,5 %. 12 Размер поступлений от таможенной деятельности зависел в большей степени от меры таможенного обложения привозимых товаров. Отметим здесь, что, начиная с 1899 года, таможенные пошлины взимались и золотом, и бумажными деньгами. А в 1900 г. наблюдается значительное повышение пошлин более чем по 100 статьям тарифа 1891 г.

Высокие пошлины на ввозимые товары являлись тяжелым бременем для населения России. Но в то же время произошло увеличение экспорта в период первого десятилетия на 212%. Это и сказалось на росте таможенного дохода. С 1902 года до 1910 общая сумма доходов увеличилась с 218 млн. руб. до 306 млн. руб.

Проанализировав динамику таможенных доходов России в начале XX века, можно сказать, что эти доходы состоят в тесной связи с ростом внешнеторгового оборота страны. Они в большой степени пополняли казну государства. Важно отметить, что в России были самые высокие пошлины в мире. Они составляли почти одну треть стоимости товаров и ложились тяжелым бременем на ту часть населения, которая была наименее состоятельной и пользовалась рынком. Такого положения не существовало ни в одной развитой стране мира. Россия не была введена в число промышленно развитых стран в начале XX века, хотя введение протекционистской политики и ускорила процесс развития промышленности внутри страны.

Система таможенных органов и их борьба с контрабандой.

К началу XX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным являлся Департамент таможенных сборов Министерства финансов. Именно этот таможенный орган осуществлял непосредственное руководство таможенным делом страны. При этом департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам, которые были отобраны из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур. Также при Департаменте состояли таможенные ревизоры. Им поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабандным делам и другая деятельность.

Такие таможенные округа, как Вержболовский, Калишский, Радзивиловский, Бессарабский и Южный являлись нижестоящим звеном таможенной системы. Они находившиеся под управлени­ем своих начальников. В состав каждого из округов входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся в зависимости от «прав, предоставленных сим учреждениям по привозу и очистке пошлинной товаров» на:

Главные складочные таможни;

Таможни первого класса;

Таможни второго класса;

Таможни третьего класса;

При этом главные складочные таможни были Санкт-Петербургская, с подчиненной ей Кронштадтской та­можней, Московская и Харьковская таможни. Они не входили ни в один из таможенных округов и состояли в отдельном управлении Департамента таможенных сборов. На управляющих этими таможнями, а также на управляю­щего Архангельской таможней возлагались (в пределах их ведомственной компетенции) права и обязанности начальников таможенных округов. Остальные тамо­женные учреждения подчинялись начальникам тамо­женных округов. Кроме пограничных таможен (таможни первого класса располагались в местах пере­сечения сухопутной границы железнодорожными пу­тями, шоссейными дорогами и судоходными реками, а также в важнейших портах) существовала целая сеть внутренних таможен, осуществлявших досмотр и оформление товаров, подвергнутых в пограничных таможнях лишь внешнему контролю и отправленных транзитом вглубь страны.

Каждая таможня и застава находились под «главным надзором управляющего» и состояла из чиновников таможенного ведомства, звания и число которых опре­делялись штатами, а также из канцелярских чиновни­ков и вольнонаемных служителей: досмотрщиков, сек­ретарей, переводчиков, бухгалтеров, экспедиторов и т.д. Управляющий направлял и контролировал подчи­ненных ему чиновников, отвечая за работу таможни в целом. При этом в его единоличной компетенции нахо­дились лишь вопросы дисциплинарного порядка. Те же вопросы, которые касались применения тарифа, нало­жения взысканий и т.п., решались «общим присутствием таможни», в состав которого кроме управляющего (председателя присутствия) и его помощника входили члены таможни, а иногда даже корабельные служите­ли, пакгаузные надзиратели, казначеи и т.д. Таким образом, таможня по существу действовала как коллегиаль­ное учреждение. Досмотровые мероприятия осу­ществлялись совместно членом таможни и одним из пакгаузных чиновников или экспедитором. По вопросам применения тарифа, соблюдения таможенных фор­мальностей и наложения важнейших штрафов та­можни сносились непосредственно с Департаментом таможенных сборов. 13

Как и раньше, охрану государственной границы нес­ла пограничная стража, имевшая военную организацию. Она комплектовалась из новобранцев, отбывавших воинскую повинность. На некоторых участках государ­ственной границы эту служ­бу несли вольнонаемные, которые состояли в тамо­женном ведомстве. В начале XX в. численность погра­ничной стражи составляла около 36 тысяч человек при 1080 офицерах. С 1893 г. пограничная стража была выделена из таможенного управления и преобразована в Отдельный корпус пограничной стражи. Тем не менее, корпус подчинялся министру финансов, который имел Звание шефа пограничной стражи. 14

В условиях депрессии в начале XX века и в годы промышлен­ного подъема незаконный ввоз и вывоз товаров не сокращался, а увеличивался. Но в это время таможенная охрана в России продолжала оставаться чрезмерно высокой. Это доказывает то, что общее коли­чество контрабандных операций в год составило около 120 тысяч с учетом того, что задерживалась лишь десятая часть контрабандных товаров, то есть в среднем в год около 10 тысяч. 15

Следует отметить, что в связи с развитием железнодорожного транспорта и увеличением количества морских и речных торговых судов действия контрабандистов стали более ухищренными и дерзкими. В ряде случаев отмечалось использование технических средств. Если номенклатура контрабандных товаров остается в ос­новном прежней, за некоторым исключением, то сама контрабанда становилась из года в год все более квалифицированной. С одной стороны, использовались фаль­шивые документы торговых и коммерческих фирм, с другой, контра­банда переправлялась не только пешим порядком или на лошадях, но и на судах, и по железной дороге.

Наряду с профессиональными контрабандистами и некоторой частью местного населения контрабандой стали заниматься и люди с положением. Так, зимой 1901 1902 годов таможенниками был задержан капитан царской яхты. Он вывозил из Финляндии вино, которое ввозил в Россию контрабандой. За это он уплатил штраф в размере 12 тысяч рублей.

В ряде случаев пособниками контрабандистов оказывались таможенники. За злоупотребление своим положением весь личный состав Таганрогской таможни был отдан под суд. За занижение пошлины 21 таможенник Варшавской таможни был уволен.

Многочисленные примеры из жизни таможенников по борьбе с контрабандой сохранили для нас архивы. Интересные зарисовки встречаются в изданных работах по таможенному делу. Все они сви­детельствуют, что контрабандисты в этот период стали действовать более ухищренно, а контрабандные товары представляли большую ценность.

Таможенники неоднократно вскрывали контрабанду с оружием и революционной литературой. Так, например, на Одесской таможне в ходе досмотра багажа 1 июля 1903 года между стенками сундуков и чемоданов было обнаружено 300 экземпляров газеты „Искра». Подобные случаи повторялись неоднократно, поэтому рост опыта таможенников значительно повышался в начале XX века.

Очень строго реализовывался досмотр культурных ценностей, но в то же время не ослаблялся досмотр на предмет выявления материальных ценностей, незаконно провозимых через границу.

Начиная с 1903 года, со времени установления таможенного до­смотра судов, плавающих по реке Витим, неоднократно задерживали контрабанду чая на некоторых пароходах. В 1907 году при досмотре пассажирских кают одного из пароходов в ломберных столах было выявлено 55 фунтов байхового чая.

В 1908 году таможенники задержали в четырех верстах от станции Байкал лодку, в которой конфисковали четыре пуда чая, ямайский ром, коньяк, японские платки, зеркала и альбомы „игривого содержания». 16

Крупная контрабанда была задержана в 1908 году у купца Фризера. Было обнаружено 152 места чая. Купец вынужден был уплатить пеню в 29 тыс. руб.

В первое десятилетие XX века принимаются меры по уточнению некоторых положений о борьбе с контрабандой. В частности, органы таможен­ного надзора совместно с полицией имели право на обыск контра­бандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухо­путной границы внутрь страны и от морских берегов, а за пределами полосы — с помощью судей.

Можно выделить наиболее крупные задержания в начале XX века. По­мощник корабельного смотрителя и досмотрщик Одесской таможни 12 октября 1912 года задержали на режимной территории порта импортные товары на сумму 43 руб. 20 коп. и две колоды игральных карт. Общее присутствие таможни постановило товар конфисковать и взыскать с владельца товаров 147 руб. 35 коп., из которых 70% выдать в награду поимщикам, а 30% зачислить в доход казны.

Неоднократно задерживали контрабандные товары иркутские таможенники. Через Иркутск следовали по транссибирской маги­страли вагоны сливочного масла, зерна, кожи, шерсти, мяса, яиц, птицы, сырья. Этот дешевый путь привлек профессиональных кон­трабандистов, которые по договоренности с железнодорожниками пытались вывозить различные товары. В 1915 году досмотрщики Иркутской таможни задержали 39 железнодорожников, которые скрывали контрабанду в корпусах вагонов, пытаясь вывезти спирт и ввезти чай, карты, чулки и др.

Помощь таможенникам в борьбе с контрабандой на море и в портах оказывали и военные моряки. На Черном море, в районе Одессы, 12 мая 1916 года русские военные корабли задержали три турецкие фелюги с товарами. В соответствии с описью задержанных товаров было начислено таможенной пошлины 152 079 руб. 72 коп., акцизного сбора — 7338 руб. 40 коп., канцелярского сбора — 304 руб., попудного сбора — 171 руб. Всего 159 893 руб. 12 коп. Проверив правильность начисления, главный бухгалтер таможни обнаружил по двум позициям недобор в сумме 5 руб. 94 коп. 2 .

В январе 1917 года своим рапортом помощник корабельного смотрителя донес управляющему таможни о том, что таможне не было заявлено непогруженными 173 места, а из числа погруженных оказалось на 30 ящиков меньше и 35 порожних. На основании статей 194 и 983 Таможенного устава на шкипера французского судна „Вильяме Фредерик» был наложен штраф в сумме 40 600 руб. 3 .

Следует отметить, что наряду с ростом способов сокрытия рос и профессионализм таможенников. Накапливался опыт пресечения попыток незаконного ввоза и вывоза товаров.

Можно сделать вывод о том, что таможенные уч­реждения начали выполнять функции правоохранительных органов по защите политических устоев самодержавия. Это не противо­речило предназначению таможенной охраны, как составной части государственного аппарата. Однако процесс таможенного досмотра был больше подчинен не столько осуществлению проверки закон­ности провоза предметов, сколько поиску запрещенных к ввозу нелегальной литературы, оружия, взрывчатых веществ и, конечно, контрабандных товаров.

В начале XX века таможенное законодательство достигло наибольшего развития. Дифференцированный подход к разработке таможенных тарифов позволил умело сочетать протекционистские и фритредерские подходы в зависимости от экономического уровня развития государств, с которыми торговала Россия, и интересов внутренней экономики. Таможенное законодательство данного периода отвечало мировым стандартам.

Важнейшим документом начала XX стал тариф 13 января 1903 года, который начал действовать 16 февраля 1906 года. Этот тариф является последним в дореволюционной истории общий тариф. Он был еще более протекционистским, но в первые же годы его существования многие статьи этого тарифа были отменены или заменены. Вновь, как и в случае с тарифом 1891 года, таможенная политика России вынуждена была учитывать мнение западных стран, тем более, что к этому времени сложились две антагонистические группировки капиталистических государств — Тройственный Союз и Антанта.

Тариф был выработан со значительным повышением таможенного обложения вообще и с введением повышенных на 20 % ставок для товаров, привозимых в Россию по западной сухопутной границе. Исходя из нового тарифа, русское и германское правительства вступили в переговоры относительно возобновления таможенного договора 1894 г. Ввиду затруднительного политического положения, созданного войной с Японией, русское правительство оказалось вынужденным принять минимальные хлебные ставки германского тарифа 1902 г., превышающие прежние конвенционные на 11,4 к. (рожь), 15,1 к. (пшеница и полба) и 16,7 к. (овес) с пуда. По расчету министерства финансов, мы при ввозе этих продуктов в Германию будем переплачивать 13,6 млн. руб. Кроме того, Германия повысила пошлины на некоторые лесные товары, лошадей, свиней, птицу и масло, понизила пошлину на ячмень, горчицу, минеральные смазочные масла, сырой и тесаный лес. Но в то же время Германии пришлось согласиться с повы­шением пошлин против конвенционных ставок 1894 г. по 96 статьям. 17

Россия повысила значительно пошлины на химические и аптекарские товары (от 77 до 788 %), на металлические изделия и машины (кроме сельскохозяйственных); понижены ставки для мелких сумочных изделий, шерсти пряденой и крученой, толстых шерстяных материй, шелковых кружев и зонтичных каркасов. В предупреждение стеснений, которым подвергался ввоз из России свиней, гусей и птиц, под предлогом опасности занесения эпизоотии, новой конвенцией обусловлено, что в этом отношении к русскому ввозу не будет применяться в Германии более строгих мер, чем к другим (кроме Австро-Венгрии) государствам, находящимся в сходных с нами условиях по наличности эпизоотии и устройству ветеринарного надзора. 18 Русское правительство выразило согласие вступить с Германией, не позднее 3 лет по заключении конвенции, в переговоры относительно взаимного ограждения авторских прав на литературную, художественную и фотографическую собственность. Этим же договором Россия примирилась с брюссельской сахарной конвенцией. Новый таможенный договор, под наименованием «дополнительной конвенции» к договору 1894 г., подписан в июле 1904 г. и вступил в действие с июле 1906 г.; срок действия его определялся до декабря 1917 г. Германия одержала победу, которая «обошлась нам дороже, чем русско-японская война».

В 1905 г. возобновлены таможенные трактаты с Болгарией (23 февраля) и Францией (сентябрь), в 1906 г. — с Австро-Венгрией (февраль) и Румынией (24 февраля). Далее Россия начала вести переговоры о возобновлении трактатов с Италией и Японией.

Несмотря на усилия Германии, тариф отражал устремление Рос­сии к капитализму. Промышленность развивалась ускоренными тем­пами. Россия стремилась использовать возможности протекционистской таможенной поли­тики в интересах поощрения развития промышленности и сельского хозяйства. Но, несмотря на все усилия, Россия отставала в экономическом уровне развития от Германии и еще больше от Англии и Голландии. Над стратегией тамо­женного дела довлел фиск, стремление увеличить таможенные доходы.

В 1904 г. был подписан устав, который впервые содержал раздел «О привозе иностранных товаров по железным дорогам», свидетельствовавший о радикальной перестройке тран­спортной системы страны. 19

Устав 1910 г. уточнил от­дельные моменты, которые были связаны с противодействием кон­трабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах стоверстной пограничной полосы. 20

Таможенный устав 1910 года предусматривал меры возна­граждения „задержателей» контрабанды. В частности, 20% от стои­мости задержанной контрабанды поступали в доход казны, 10% — в инвалидный фонд, 70% — в награду „открывателям» и „задержателям» контрабанды, которые были отмечены в 1164 статье. Частное лицо, которое подавало заявление о контрабанде, а также должностное лицо, сделавшее заявление, послужившее поводом к задержанию, имело право на получение не менее 1/3 наградной суммы. Если задерживались спиртные напитки, то награда составляла 50% стоимости и выдавалась без судебных формальностей. 21

Положение устава стимулировало таможенников к работе по поиску и задержанию контрабанды, но, с другой стороны, сам досмотр был подчинен не столько установлению законности перемещения дозволенного и провозу через границу имущества, сколько поиску контрабандных и запрещенных товаров. 22

Таможенные уставы 1904 и 1910 гг. отразили про­исшедшие после 1892 г. перемены в таможенном деле. В частности, они больше не содержали статей, которы­ми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи. Последние были систематизиро­ваны в «Правилах об Отдельном корпусе пограничной стражи». 23

Ведется жесткая регламен­тация Российского таможенного законодательства, которое пресле­довало цель оградить страну от бесконтрольного ввоза товаров, пресечь попытки нелегального ввоза, вскрыть ухищрения, приме­няемые контрабандистами.

Таким образом, в соответствии с поставленными задачами и проведенным исследованием, можно сформулировать следующие выводы:

К началу XX века Россия нуждалась в увеличении своих доходов. Поэтому она тесно сотрудничала со многими зарубежными странами. Самая активная внешнеэкономическая деятельность производилась на европейской границе страны, правительство активно поощряет экспорт товаров. Заметное влияние на внешнеэкономическую деятельность России оказывал иностранный капитал. А к концу первого десятилетия XX века внешняя торговля достигла самого расцвета. Структура внешней торговли определяет и экономический уровень страны. В России в начале века наблюдается промышленный кризис, а к концу первого десятилетия – определенный промышленный подъем. В аграрном секторе Россия не отставала от зарубежных стран. В начале столетия Россия стоит на пути построения таможенного протекционизма.

В России наблюдается значительное увеличение доходов в течение первого десятилетия XX века. Доходы состоят в тесной связи с ростом внешнеторгового оборота страны и являются второй по значению статьей доходов государственного бюджета страны.

Также в начале XX века складывается единая система таможенных органов. Охрану государственной границы нес­ла пограничная стража, но в то же время таможенные уч­реждения начали выполнять функции правоохранительных органов по защите политических устоев самодержавия. Так, таможенная охрана в России продолжала оставаться чрезмерно высокой. Накапливался опыт пресечения попыток незаконного ввоза и вывоза товаров.

В начале XX века таможенное законодательство достигло наибольшего развития. Важнейшими документами этого периода стали тариф 1903 года, выработанный со значительным повышением таможенного обложения; Таможенные уставы 1904 и 1910 гг., которые отразили про­исшедшие после 1892 г. перемены в таможенном дел; дополнительная конвенция 15 июля 1904 г. к русско-германскому торговому договору 1894 г.

Билимович А.Д. По поводу книги Д.И. Менделеева «К познанию России» // Киевские университетские известия. 1907. № 4.

Витчевский Торговая, таможенная и промышленная политика России. – СПб, 1909

Ден В.Э. Положение России в мировом хозяйстве. – Петроград, 1922

Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М, 1995.

Короленко С. А., «Таможенный договор с Германией» («Русский Вестн.», 1902, XII)

Кун Е. Развитие нашего таможенного обложения. – Пг., 1917

Марков Л. Очерки по истории таможенной службы. – Иркутск, 1957

Менделеев Д.И. К познанию России. М.: Айрис-пресс, 2002

Таможенное дело в России X — начало XX вв. (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб., 1995.

Шапошников Н.Н. Таможенная политика России до и после революции. -М.-Л., 1924.

Энциклапедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXXIIA.