Орган по регистрация права собственности

Содержание статьи:

Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Статья 9. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, образованная Указом Президента РФ N 1847 от 25.12.2008 «О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии» (до 30.12.2008 — Федеральная регистрационная служба, а территориальные органы по субъектам РФ — Управление Федеральной регистрационной службы). Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации и основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Абзац 2 пункта 1 настоящей статьи определяет общие особенности регистрации протяженных объектов недвижимого имущества и объектов, расположенных в нескольких регистрационных округах (например, автомобильные и железные дороги, предприятия как имущественные комплексы, линии электропередач и др.), которые подлежат государственной регистрации в центральном аппарате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Однако текст статьи делает ссылку на то, что по инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа в любом территориальном органе, через который проходит протяженный объект.

В пункте 2 настоящей статьи законодатель делает акцент на то, что структура регистрирующих органов определяется центральным аппаратом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.

Пункт 3 устанавливает перечень юридически значимых действий, относящихся к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

1. Установление регистрирующим органом:

— права Заявителя на представление документов в целях государственной регистрации;

— правового статуса объекта недвижимости, права на который подлежат

— наличия правопритязаний третьих лиц.

2. Осуществление действий, связанных с государственной регистрацией прав и перехода прав собственности на недвижимое имущество и выдача правоподтверждающих документов.

3. Выдача информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о зарегистрированных правах в виде выписок из ЕГРП.

4. Постановка на учет объектов недвижимого имущества не являющихся чьей-либо собственностью (бесхозяйных объектов);

5. Выдача архивных копий правоустанавливающих документов, поданных на государственную регистрацию.

Пункт 4 комментируемой статьи особо подчеркивает узкоспециализированную направленность деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, выполняет важнейшую функцию по ведению учета сведений об объектах прав, хранению и выдаче информации о правообладателях. Рассмотрим, каким образом распределены функции по приему, непосредственному выполнению регистрационных действий и выдаче документов и информации в этой сфере.

Кто осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество

Государственную функцию по осуществлению учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости выполняют территориальные подразделения Росреестра — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ.

Служба была образована в 2004 году под наименованием Росрегистрация (Федеральная регистрационная служба). В результате издания указа Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 с 01.03.2009 Росреестр приобрел современное название.

К числу основных функций службы относятся:

  1. Ведение системы кадастрового учета недвижимости, земельный и геодезический надзор, контроль за землеустройством, государственная кадастровая оценка.
  2. Осуществление государственной регистрации сделок с недвижимостью.
  3. Поддержка пространственно-навигационных данных (государственных навигационных карт), которая перешла по наследству от упраздненного Федерального агентства геодезии и картографии.
  4. Надзор за некоторыми саморегулируемыми организациями.

Из них только первые 2 затрагивают интересы всех субъектов гражданского оборота и входят в предмет нашего рассмотрения.

Росреестр представляет большой объем информации о своей работе, а также выполняет свои функции путем размещения информации и предоставления доступа к электронным сервисам на своем официальном сайте. Состав информации, подлежащей опубликованию на этом сетевом ресурсе, установлен приказом Росреестра «Об официальном сайте…» от 26.07.2016 № П/0359.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав: структура, правовое регулирование деятельности

Структурно Росреестр состоит из центрального аппарата, находящегося в Москве, и территориальных органов в субъектах РФ.

Основным нормативным актом, регламентирующим работу службы, является положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457.

Подзаконные нормативные акты, которыми руководствуется в своей деятельности Росреестр, издает Минэкономразвития (ранее ведомство находилось в ведении Министерства юстиции).

Подчиненной по отношению к службе организацией является образованное в 2011 году Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») с территориальными подразделениями в субъектах РФ.

Отношения с другими органами и организациями строятся на основе соглашений. Примером такого документа является соглашение о сотрудничестве с Федеральной нотариальной палатой от 20.03.2014 № 28, определяющее основные аспекты взаимодействия (обмен информацией и т. д.).

Орган государственной регистрации — это не МФЦ

В течение нескольких последних лет государством успешно реализуется принцип одного окна, когда заявитель обращается в ближайший к нему государственный многофункциональный центр «Мои документы» (МФЦ) и получает там же документы, не взаимодействуя напрямую с соответствующим органом власти.

ВАЖНО! Учитывая, что документы по постановке на кадастровый учет и регистрации сделок с недвижимостью оформляются в МФЦ, может сложиться впечатление, что это регистрирующий орган или его подразделение. Но это не так. МФЦ функционируют на основании норм гл. 4 закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210.

Что касается работы по приему и выдаче документов для Росреестра, деятельность сотрудников МФЦ регламентируется их должностными обязанностями. В целом же работа этого органа в регионе определяется трехсторонним соглашением о взаимодействии, заключенным между МФЦ, управлением Росреестра и филиалом Федеральной кадастровой палаты. На это указывается, в частности, в п. 47 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 23.12.2015 № 968.

Основные обязанности органа, регистрирующего право собственности на недвижимость, по новому закону

С 01.01.2017 действует закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее — закон № 218-ФЗ), который предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, кадастр недвижимости и реестр прав на недвижимость (ст. 1, 7 закона № 218-ФЗ).

Если с 15.07.2016 регистрация прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее, то с 01.01.2017 учетно-регистрационные действия удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 закона № 218-ФЗ).

Новый закон не обошел вниманием и уполномоченный орган, выполняющий государственные полномочия в этой сфере. Его компетенции посвящена ст. 3 закона № 218-ФЗ.

К ней относятся:

  • общие полномочия (координация и контроль, разработка методических материалов и т. д.);
  • частные полномочия (прием и оформление документов, ведение ЕГРН и кадастра и т. д.).

В п. 4 ст. 3 закона № 218-ФЗ предусматривается право Росреестра передавать часть полномочий федеральному бюджетному учреждению (имеется в виду ФГБУ «ФКП Росреестра», которое продолжает функционировать). Кроме того, законом № 218-ФЗ вводится возможность передачи Правительством всех функций Росреестра в рамках одного региона органу исполнительной власти субъекта РФ.

Порядок обжалования действий (бездействия) органа регистрации прав на недвижимое имущество

Приостановление государственной регистрации или отказ в выполнении этого или иного законного действия должностным лицом Росреестра может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном для оспаривания действий (бездействия) государственного органа, нарушающих права и законные интересы заявителя.

В соответствии с правилами о подведомственности:

  • граждане должны обращаться в суд общей юрисдикции с административным иском по правилам гл. 22 КАС РФ;
  • а юридические лица — в арбитражный суд в соответствии с гл. 24 АПК РФ.

Соответствующие разъяснения были даны в п. 56 постановления Пленумов ВС РФ, ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 29.04.2010 № 10/22.

Ответственность органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество

Закон № 218-ФЗ устанавливает ответственность многих субъектов, деятельность которых влияет на правильность выполнения учетных и регистрационных действий:

  1. Росреестр несет ответственность за целый спектр нарушений, перечисленных в законе (ст. 66 закона № 218-ФЗ):
    • несоответствие сведений кадастра или ЕГРН;
    • искажение, неполноту или недостоверность информации;
    • технические ошибки в ЕГРН;
    • необоснованный отказ в выполнении действий или предоставлении сведений и другие нарушения.

В случае такого нарушения убытки возмещаются за счет государства.

  • К регрессной ответственности с 01.01.2020 могут быть привлечены государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица, а также организации, выполнившие кадастровые работы, в результате действий которых РФ возместила ущерб вследствие нарушений при госрегистрации (ч. 4 ст. 66 закона № 218-ФЗ).
  • Отдельная ст. 67 в законе № 218-ФЗ посвящена персональной ответственности государственного регистратора за необоснованное приостановление, уклонение, отказ в государственной регистрации.
  • Кроме того, государство взяло на себя повышенную ответственность за действия третьих лиц. С 01.01.2020 должна вступить в силу ст. 68 закона № 218-ФЗ, предусматривающая выплату в размере 1 млн руб. добросовестному приобретателю или собственнику, не по своей вине утратившему право собственности на единственное пригодное для проживания жилое помещение.

    Итак, Росреестр — уполномоченный государственный орган, консолидирующий информацию о статусе недвижимости и уполномоченный на совершение регистрационных действий. Полномочия и ответственность этого органа установлены новым законом № 218-ФЗ, а также подзаконными актами. Отдельные полномочия (по приему и выдаче документов) делегируются по специальному соглашению МФЦ, которые в этом случае приравниваются к органу регистрации прав на правах полномочного представителя.

    Орган по регистрация права собственности

    Регистрационная служба разъяснила наиболее спорные моменты государственной регистрации прав на основании документов, которые датированы до 01 января 2013 года.

    Государственная регистрационная служба в связи с многочисленными обращениями относительно проведения государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (далее — государственная регистрация прав) на основании документов, по которым переход права собственности на недвижимое имущество начался, однако в соответствии с законодательством, действовавшим до 01 января 2013 года, не завершена процедура его оформления или регистрации, просит довести до сведения органов государственной регистрации прав и нотариусов следующую информацию.

    Согласно части третьей статьи 3 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» (далее — Закон) права на недвижимое имущество и их обременение, возникшие до вступления в силу Закона, признаются действительными при отсутствии их государственной регистрации, предусмотренной Законом, при условии если регистрация прав и их отягощений была проведена согласно законодательству, действовавшему на момент их возникновения, или если на момент возникновения прав и их отягощений действовало законодательство не предусматривало обязательной регистрации таких прав и их отягощений.

    Основанием для проведения государственной регистрации прав документы, подтверждающие возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, поданные органу государственной регистрации прав, нотариусу как специальном субъекту, на которого возлагаются функции государственного регистратора прав на недвижимое имущество, вместе с заявлением (статья 19 Закона).

    В период установления новой системы государственной регистрации прав в соответствии с Законом такая регистрация будет проводиться на основании документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, выданные или оформленные до 01 января 2013 года.

    Однако могут иметь место случаи, когда после выдачи или оформления документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, государственную регистрацию прав (оформление документов или проставления отметок«») на основании них не было проведено в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент их возникновения, а на сегодня уже отсутствуют как нормативное урегулирование таких процедур, так и полномочия в соответствующих субъектов.

    При таких обстоятельствах, когда переход права собственности на недвижимое имущество состоялся, однако за результатом такого перехода государственной регистрации прав (оформление документов или проставления отметок«») не проведен, государственная регистрация прав проводится государственным регистратором на основании документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество.

    Примерами описанной выше ситуации могут служить следующие случаи.

    1 Согласно Гражданского кодекса Украины (далее — ГК) (в редакции до 01 января 2013 года) договор купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации, кроме договоров купли-продажи имущества, находящегося в налоговом залоге (статья 657).

    Право собственности на имущество по договору, который подлежит нотариальному удостоверению, возникает у приобретателя с момента такого удостоверения или с момента вступления в законную силу решения суда о признании договора, не заверенной нотариально, действительным.

    Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации (части третья и четвертая статьи 334 ГК).

    В свою очередь, статьей 182 ГК предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

    Так, в соответствии с пунктом 3 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» и других законодательных актов Украины» (далее — Заключительные положения Закона) до 01 января 2013 года государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, проводилась регистраторами бюро технической инвентаризации, созданными до вступления в силу этим Законом и подключенными к Реестра прав собственности на недвижимое имущество.

    При таких условиях договор купли-продажи недвижимого имущества, нотариально удостоверен и государственную регистрацию которого проведено до 01 января 2013 года, при отсутствии государственной регистрации права собственности на данное недвижимое имущество в Реестре прав собственности на недвижимое имущество, является основанием для проведения государственной регистрации прав в Государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее — Государственный реестр прав).

    2 В соответствии с частью первой статьи 1297 ГК наследник, принявший наследство, в составе которого является недвижимое имущество, обязан обратиться к нотариусу по выдаче ему свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество.

    Статьей 1299 ГК установлено, что если в составе наследства, которую принял наследник, является недвижимое имущество, наследник обязан зарегистрировать право на наследство в органах, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества.

    Право собственности на недвижимое имущество возникает у наследника с момента государственной регистрации этого имущества.

    Так, как отмечалось выше, в соответствии с пунктом 3 раздела II Заключительных положений Закона до 01 января 2013 года государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках проводилась регистраторами бюро технической инвентаризации, созданными до вступления в силу этим Законом и подключенными к Реестра прав собственности на недвижимое имущество.

    При таких условиях свидетельство о праве на наследство, выданное до 01 января 2013 года, при отсутствии государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, входящее в состав наследства, в Реестре прав собственности на недвижимое имущество, является основанием для проведения государственной регистрации прав в Государственном реестре прав.

    3 Согласно статье 126 Земельного кодекса Украины (далее — Кодекс) (в редакции до 01 января 2013 года) право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом, кроме случаев, определенных частью второй настоящей статьи.

    Право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения его границ и целевого назначения, удостоверяется:

    а) гражданско-правовым соглашением об отчуждении земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому соглашению;

    б) свидетельством о праве на наследство.

    При приобретении права собственности на земельный участок на основании гражданско-правовой сделки по отчуждению земельного участка или свидетельства о праве на наследство государственный акт на право собственности на земельный участок отчуждается, приобщается к документу, на основании которого состоялся переход права собственности на земельный участок, в каждом таком случае отчуждения земельного участка.

    На государственном акте на право собственности на земельный участок нотариус, который заверяет (выдает) документ, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и их ограничений, делают отметку о переходе права собственности на земельный участок с указанием документа, на основании которого произошел такой переход.

    В соответствии с пунктом 14 Порядка ведения Поземельной книги, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 09 сентября 2009 года № 1021 (утратил силу с 01 января 2013 года), в случае совершения нотариусом в установленном законом порядке отметки о переходе права собственности на земельный участок на основании гражданско-правового договора или свидетельства о праве на наследство вносятся сведения к разделу 3 Поземельной книги «Земельный участок. Права собственности, постоянного пользования». Дата внесения сведений является датой государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.

    В соответствии с пунктом 3 раздела II Заключительных положений Закона до 01 января 2013 года государственная регистрация права собственности, права пользования (сервитут) земельными участками, права постоянного пользования земельными участками, договоров аренды земельных участков; права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис); права застройки земельного участка (суперфиций) проводилась территориальными органами земельных ресурсов.

    При таких условиях государственный акт о праве собственности на земельный участок с отметкой о переходе права собственности на земельный участок, сделанной нотариусом, и гражданско-правовой договор или свидетельство о праве на наследство на основании которых произошел такой переход до 01 января 2013 года, является основанием для проведения государственной регистрации прав в Государственном реестре прав.

    4 Согласно статье 128 Кодекса в случае продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам решения Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации, сельского, поселкового, городского совета о продаже земельного участка является основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка.

    Договор купли-продажи земельного участка подлежит нотариальному удостоверению. Документ об оплате или об уплате первого платежа (в случае продажи земельного участка с рассрочкой платежа) является основанием для выдачи государственного акта на право собственности на земельный участок и его государственной регистрации.

    В соответствии со статьей 125 Кодекса право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

    При этом Законом Украины от 05 марта 2009 года № 1066 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, удостоверяющих право на земельный участок, а также порядка деления и объединения земельных участков» предусмотрено, что до создания единой системы органов регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений право собственности или право пользования земельным участком возникает с момента государственной регистрации земельного участка.

    В соответствии с пунктом 136 Порядка ведения Поземельной книги, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 09 сентября 2009 года № 1021 (утратил силу с 01 января 2013 года), во время государственной регистрации земельного участка осуществляется государственная регистрация государственного акта или договора аренды земельного участка государственной и коммунальной собственности в Книге записей о государственной регистрации государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли.

    Учитывая приведенное и нормы пункта 3 раздела II Заключительных положений Закона, договор купли-продажи земельного участка, заключенный в соответствии со статьей 128 Кодекса, является основанием для проведения государственной регистрации прав в Государственном реестре прав.

    5 Согласно части пятой статьи 126 Кодекса (в редакции до 01 января 2013 года) право аренды земельного участка удостоверяется договором аренды земли, зарегистрированным в соответствии с законом или договором аренды земли и договором отчуждения права аренды земли, зарегистрированными в соответствии с законом.

    Во время приобретения права аренды на земельный участок на основании договора отчуждения права аренды земли первичный договор аренды земли, право аренды на которую отчуждается, прилагается к договору отчуждения права аренды земли в каждом таком случае отчуждения.

    На договоре аренды земельного участка орган государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество делает отметку о переходе права аренды земельного участка с указанием документа, на основании которого произошел такой переход.

    Согласно статье 14 Закона Украины «Об аренде земли» договор аренды земли заключается в письменной форме и по желанию одной из сторон может быть удостоверен нотариально.

    Также нормами статьи 20 указанного Закона (в редакции до 01 января 2013 года) определено, что заключен договор аренды земли подлежит государственной регистрации.

    В соответствии с пунктом 136 Порядка ведения Поземельной книги, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 09 сентября 2009 года № 1021 (утратил силу с 01 января 2013 года), во время государственной регистрации земельного участка осуществляется государственная регистрация государственного акта или договора аренды земельного участка государственной и коммунальной собственности в Книге записей о государственной регистрации государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли.

    Учитывая пункт 3 раздела II Заключительных положений Закона, договор аренды земельного участка, заключенный в соответствии со статьей 14 Закона Украины «Об аренде земли», является основанием для проведения государственной регистрации прав в Государственном реестре прав.

    Регистрация права собственности на новострой

    После завершения строительных работ у владельца объекта возникают новые имущественные права. Обратите внимание: если у вас есть право собственности на земельный участок, а на нем «вырос» частный дом, то вы не являетесь автоматически владельцем дома. Объект необходимо оформить, получив на него правовой документ. В соответствии со статьей 331 Гражданского кодекса Украины, право собственности на новую недвижимость возникает с момента завершения этапов строительства, принятия объекта в эксплуатацию и государственной регистрации этого имущественного права.

    Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество регулируется Постановлением КМУ №868 в котором устанавливается как порядок действий по регистрации объекта недвижимости, так и необходимый пакет документов. Для получения прав необходимо, чтобы объект был введен эксплуатацию (данная процедура может быть рассмотрена отдельно). Регистрировать права необходимо как после возведения новых объектов (в т.ч. на основании строительного паспорта), так и после реконструкции существующих.

    В зависимости от типа собственности может отличаться как пакет документов, так и орган, ответственный за регистрацию.

    Пакет документов для регистрации собственности на новострой

    Для регистрации прав собственности на строительный объект потребуется достаточно увесистый пакет документов. В частности, в любом случае потребуется:

    • заявление установленного образца
    • копия паспорта и идентификационного кода гражданина — от физлица
    • подтвержадющие полномочия (кроме руководителя) лица — от юрлица

    Далее начинаются различия и варианты. Если речь идет о новом строительстве, то в пакет документов нужно включить:

    • Документ, подтверждающий права на земельный участок, где возведен объект
    • Документ, подтверждающий принятие объекта в эксплуатацию.
    • Техпаспорт на объект недвижимого имущества
    • Справку о присвоении объекту адреса (ее также требуется получать на этапе ввода объекта в эксплуатацию)

    Рассмотри особые случаи регистрации права собственности на новострои.

    В случае проведения государственной регистрации права собственности на вновьсозданную недвижимость, строительство которого осуществлялось с привлечением средств физических и юридических лиц заявление подается:
    1. инвестором – в случае сдачи объекта до 2013 года.
    2. заказчиком строительства – сдача объекта недвижимости осуществляется после 2013 года.

    Для таких случаев существует два отдельных требования к предоставляемым документам:

    Если недвижимость построена до 2013 года подается следующий пакет документов:

    1. документ, подтверждающий приобретение объекта:

    • инвестдоговор, договор о долевом участии и т.п.
    • выданная управляющим ФФС справка о праве доверителя на приобретение объекта недвижимости — случае участия в фонде финансирования.
    • договор купли-продажи облигаций и в случае наличия документ, согласно которому произошло закрепление объекта за владельцем облигаций (договор резервирования, бронирования и т.д.) – при приобретении беспроцентных (целевых) облигаций, по которым базовым товаром является единица недвижимости.
    • договор купли-продажи имущественных прав — в случае приобретения имущественных прав на объект недвижимости

    2. справку о том, что лицо участвовало в инвестировании, выданную заказчиком строительства

    3. технический паспорт на объект инвестирования

    4. заверенные заказчиком строительства копии:

    • документа, подтверждающего возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции без изменения внешних размеров);
    • документа, подтверждающего возникновение, переход и прекращение права собственности на объект недвижимости до его реконструкции – при реконструкции
    • акт о вводе в эксплуатацию;
    • документа, подтверждающего присвоение адреса (кроме реконструкции).

    Если недвижимость построена после 2013 года необходимы следующие копии:
    1. документ, подтверждающего возникновение, переход и прекращение прав на земельный участок (кроме случаев реконструкции без изменения внешних размеров);
    2. документа, подтверждающего возникновение, переход и прекращение права собственности на объект до его реконструкции – при реконструкции
    3. акт о вводе в эксплуатацию;
    4. документа, подтверждающего присвоение адреса (кроме реконструкции).
    5. утвержденный таким лицом перечень физических и юридических лиц, средства которых привлекались на инвестирование (финансирование) объекта строительства.

    В случае, если строительство осуществлялось несколькими лицами, к заявлению необходимо приобщить документ, определяющий доли каждого из застройщиков. Чаще всего этим документом является письменное заявление или договор о распределении долей общей собственности.

    В случае, если объект возводился в результате деятельности жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или любого другого кооператива, каждый инвестор (член кооператива) выступает заинтересованной стороной и оформляет права собственности, предоставляя регистратору документ, который подтверждает эти права. Это может быть договор об инвестировании, паевой договор, договор купли-продажи имущественных прав и другие документы, предусмотренные законодательством.

    Если объект, возведенный кооперативом, был завершен после 1 января 2013 года, дополнительно потребуется утвержденный общим собранием кооператива список членов, который подается при регистрации от имени юридического лица (кооператива).

    Кроме того, если документы на регистрацию подаются не самим заинтересованным лицом, а его представителем, дополнительно могут потребоваться документы, подтверждающие статус как лица, подающего документы на регистрацию, так и заинтересованного лица.

    Перед регистрацией прав собственности на строительный объект государственный регистратор будет проводить проверку, также заявитель платит государственную пошлину за выписку из Государственного реестра прав.

    За государственную регистрацию прав собственности на строительный объект взымается пошлина в размере 7 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Квитанцию об оплате государственной пошлины необходимо приложить к пакету документов при подаче заявления.

    Процедура регистрации

    Как и процесс оформления лицензии на строительные работы, процедура регистрации права собственности на недвижимсоть претерпела значительные изменения. Подготовленный пакет документов должен подаваться в государственную регистрационную службу по месту расположения объекта, на который регистрируются права. Процедура проходит в три шага:

    1. Подача пакета документов и получение карточки о принятии заявления
    2. Проведение регистрации прав в случае отсутствия причин для отказа
    3. Получение документов заявителем.

    Государственная регистрация проводится в срок до пяти рабочих дней с дня регистрации заявления. Исключением является регистрация прав на предприятие как на единый имущественный комплекс, регистрация которого может длиться до 14 рабочих дней.

    Основаниями для отказа в регистрации прав могут стать:

    • Отсутствие документов об оплате пошлины за регистрацию прав и/или об оплате за предоставление информации из Государственного реестра прав может стать причиной для отказа в принятии к рассмотрению документов. Обратите внимание: если в пакете не будет хватать других документов, его примут к рассмотрению, но в итоге могут отказать в регистрации.
    • Отсутствие необходимых документов в пакете, что выявляется в ходе рассмотрения заявления.
    • Наличие решения суда о прекращении регистрации прав собственности на данный объект
    • В ходе проверки по поданным документам были выявлены несоответствия и коллизии, которые не позволяют провести регистрацию прав.

    Орган по регистрация права собственности

    Учет и регистрация объектов недвижимости являются делегированными полномочиями исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов

    Правовая природа института БТИ далеко не бесспорна. Согласно Закону «О местном самоуправлении», учет и регистрация объектов недвижимого имущества независимо от форм собственности относится к делегированным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов. Как видно, БТИ здесь не упоминается.

    Дело в том, что на момент принятия вышеуказанного Закона и до 1996 года действовала Инструкция о порядке регистрации домов и домовладений в городах и поселках городcкого типа Украинской ССР, утвержденная еще в 1966-м. Она предусматривала, что регистрацию домов с обслуживающими их зданиями и сооружениями и домовладений в городах и поселках городского типа Украинской ССР осуществляют бюро технической инвентаризации исполкомов местных советов депутатов трудящихся.

    В дальнейшем органы местной власти принимали свои решения, которые предусматривали порядок оформления права собственности на объекты недвижимого имущества. При этом проект решения на оформление права собственности с необходимым перечнем правоустанавливающих документов готовило БТИ и подавало исполкому, который принимал такое решение и вместе с ним решение о выдаче свидетельства на право собственности. С 2001 года государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества осуществляют коммунальные предприятия — бюро технической инвентаризации (с 1996 по 2001 годы они в нормативных документах именовались как государственные коммунальные предприятия).

    …не государственный орган…

    С 2002 года правовым основанием деятельности БТИ (чем оно продолжает руководствоваться и по сегодняшний день) является Временное положение о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество. До середины 2005 года оно предусматривало государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество предприятиями БТИ на основании соответствуЁщих решений исполнительных органов местного самоуправления.(В дальнейшем выделенную курсивом формулировку из текста документа исключили .)

    В июне 2004 года принимается Закон «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений, заключительные положения которого предусматривают, что до создания единой системы органов регистрации прав, а также до формирования Государственного реестра прав в составе государственного земельного кадастра регистрация объектов недвижимости проводится коммунальными предприятиями бюро технической инвентаризации. Из этого следует, что за БТИ на уровне закона закреплен статус коммунального предприятия, а не органа, и тем более не государственного.

    …и поэтому несет ответственность на общих основаниях

    Следовательно, обязательным элементом состава гражданско-правового нарушения со стороны БТИ является вина последнего. Вина юридического лица (коммунального предприятия) — явление специфическое и определяется всеми предпринятыми с его стороны мерами, необходимыми для предотвращения правонарушения.

    Обязательным элементом состава правонарушения со стороны БТИ является его вина

    То что государство предоставило полномочия коммунальному предприятию временно осуществлять функцию органа регистрации прав, не может быть основанием для привлечения к ответственности без наличия вины. Во-первых, потому что государство само определяет составные части своего механизма и распределяет между ними выполнение своих функций и заданий. Если предприятие реализует одну из функций государства, то это не означает, что оно становится его органом. Во-вторых, сама природа органа регистрации прав относит его к техническим органам, не наделенным административно-властными полномочиями.

    Скорее всего, именно из этого исходил законодатель, предусматривая норму: «Для відшкодування збитків, завданих з вини органу державної реєстрації прав, утворюється відповідно до закону гарантійний фонд». Правда, такой фонд еще не создан. Хотя, согласно заключительным положениям Закона «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений», КМУ должен был в двухмесячный срок внести свои предложения относительно создания и формирования гарантийного фонда для возмещения ущерба, нанесенного пользователям Государственного реестра прав местными органами госрегистрации.

    Таким образом, для привлечения БТИ к ответственности за нанесенный ущерб необходимо доказывать и вину как обязательный в данном случае элемент правонарушения. Поэтому затевать судебные тяжбы о взыскании убытков с БТИ, если не уверены в доказуемости вины последнего, не стоит.

    Как зарегистрировать право собственности на недвижимость в Украине

    Рассказываем, как зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество в Украине, куда для этого обращаться и какие документы предоставить

    Кто регистрирует недвижимое имущество в Украине

    Согласно Гражданскому кодексу Украины, право собственности и другие имущественные права на недвижимость, отягощение этих прав, их возникновение, переход и прекращение нужно обязательно регистрировать на государственном уровне.

    Статья 182 Гражданского кодекса Украины

    До недавнего времени круг субъектов, которые имели право осуществлять такую процедуру, был ограничен. Что было особенно неудобно для жителей небольших поселков и деревень. Но изменения в Законе Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их отягощения» изменили ситуацию. Ведь право регистрировать недвижимое имущество получили как обычные нотариусы, так и местные органы власти.

    Такие изменения значительно упростили жизнь жителям сел и поселков, которые получили возможность зарегистрировать свое имущество в сельском совете, если его председатель или секретарь уже получили доступ к реестру.

    К тому же и государственную регистрацию права собственности стало возможным проводить независимо от местонахождения недвижимости.

    Поэтому сейчас право на недвижимое имущество можно регистрировать у любого госрегистратора в пределах области, а у нотариуса – по всей Украине, – рассказывает юрист Адвокатского бюро «Цыпин и партнеры» Татьяна Журавель

    Сколько времени нужно на регистрацию

    Право собственности и другие имущественные права можно зарегистрировать в течение 2-7 рабочих дней. Стоимость регистрации разная и зависит от конкретного срока.

    Если нужно зарегистрировать право собственности на предприятие как единый имущественный комплекс, то регистрацию осуществляют не дольше чем в течение четырнадцати рабочих дней. А государственную регистрацию отягощения имущественных прав проводят не дольше чем в течение суток с момента принятия заявления.

    Если ранее Государственная регистрационная служба выдавала владельцу недвижимости документ на право собственности, то теперь нотариус выдает информацию о внесении сведений в реестр прав. То есть право собственности на недвижимость существует только в электронном госреестре, – юрист

    Вы можете получить выписку решения из Госреестра имущественных прав в бумажной или электронной форме. Ни печати, ни подписи на них не будет, но обе эти формы имеют одинаковую юридическую силу. Плата за предоставление информации из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество через ЦПАУ сейчас составляет 40 гривен.

    Во сколько обойдется зарегистрировать право собственности

    Юрист Татьяна Журавель обращает внимание на то, что изменился размер платы за проведение госрегистрации и внесения изменений в записи реестра прав.

    Сейчас административный сбор составляет:

    • за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество (кроме случаев государственной регистрации права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс) за пять дней – 0,1 размера минимальной заработной платы
    • за регистрацию права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс за 14 дней – одна минимальная заработная плата
    • за госрегистрацию права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс за семь рабочих дней – пять минимальных заработных плат
    • за государственную регистрацию права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс в течение суток с момента принятия заявления – десять минимальных заработных плат
    • за государственную регистрацию права собственности (кроме случаев государственной регистрации права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс) за два рабочих дня – одна минимальная заработная плата
    • за государственную регистрацию права собственности (кроме случаев государственной регистрации права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс) в течение 24 часов с момента принятия заявления – две минимальные заработные платы
    • за государственную регистрацию права собственности (кроме случаев государственной регистрации права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс) в течение двух часов с момента принятия заявления – пять минимальных заработных плат
    • за государственную регистрацию вещных прав, производных от права собственности, – 50% административного сбора за государственную регистрацию права собственности
    • за государственную регистрацию обременений – 0,05 размера минимальной заработной платы
    • внесение изменений в записи Государственного реестра прав, в том числе исправление технической ошибки, допущенной по вине заявителя, – 0,04 размера минимальной заработной платы

    Если же вам отказали в регистрации имущественных прав, то административный сбор не вернут. А вот если вы отозвали заявление о государственной регистрации прав и их отягощений, то административный сбор должны вернуть обязательно.

    Мне нужно зарегистрировать недвижимость. Какие мои действия?

    Чтобы оформить право собственности, обратитесь к государственному регистратору или нотариусу, который сформирует два экземпляра заявления. На этих экземплярах вы и нотариус должны поставить свои подписи. После этого один экземпляр заявления остается у вас, а другой нотариус подает вместе с другими документами для государственной регистрации прав.

    После проставления подписей, нотариус регистрирует заявление в базе данных. С этого момента заявление считается принятым.

    Документы, которые необходимо подать для регистрации прав:

    • заявление
    • паспорт
    • идентификационный код
    • договор купли-продажи, дарения и пр.
    • документ, подтверждающий оплату административного сбора

    Вышеуказанные документы представляют в оригиналах. После этого нотариус делает электронные копии необходимых документов.

    Рассмотрев заявление и документы, нотариус и регистратор принимают решение удовлетворить ваше заявление или отказать в регистрации прав.

    Если заявление удовлетворяют, регистратор вносит соответствующие сведения в электронный Государственный реестр прав на недвижимое имущество. Это единая информационная система, которая обрабатывает, хранит и предоставляет сведения о зарегистрированных имущественных правах на недвижимость. Поэтому и право собственности считается зарегистрированным, если решение опубликовано в Госреестре.

    Проверить информацию из Госреестра прав можно самостоятельно. Для этого зарегистрируйтесь на сайте, используя свои личные данные – идентификационный код или номер паспорта.

    В случае, если решения, действия (или бездействие) государственного регистратора являются незаконными, вы можете обратиться с жалобой в Министерство юстиции Украины, его территориальные органы или в суд, — объясняет Татьяна Журавель

    Изменения в процедуре оформления права собственности позволяют украинцам регистрировать свои имущественные права быстрее и удобнее. Но не станет ли отсутствие документов на право собственности в бумажном виде причиной увеличения количества афер с недвижимостью? Ведь хакеры смогут легко проникнуть в базу данных и изменять информацию.

    Каким образом будет двигаться практика в этом направлении – покажет время. Очевидно, что с изменениями в законодательстве могут меняться и схемы афер. Поэтому главное – знать свои права и вовремя обращаться за помощью к специалистам по праву, – суммирую юрист Татьяна Журавель