Нарушение ст 30 фз 44

Содержание статьи:

Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В учреждении запланировано небольшое количество аукционов, все процедуры, отыгранные у субъектов малого предпринимательства, заключены по п. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (единственная заявка). Аукционы признаны несостоявшимися, так как во всех случаях поданы единственные заявки, впоследствии признанные соответствующими требованиям документации об аукционе. Контракты с участниками, подавшими эти заявки, заключены на основании п. 25 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Будет ли нарушением законодательства, если в учреждении не будут заключены контракты в объеме 15% совокупного годового объема закупок по состоявшимся процедурам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанные закупки не должны учитываться при определении объема закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме меньшем, чем установлено ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Однозначно ответить на вопрос, может ли должностное лицо заказчика быть освобождено от ответственности в связи с указанными в вопросе обстоятельствами, не представляется возможным.

Обоснование вывода:
В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 44-ФЗ). Согласно п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ, если участник, подавший единственную заявку, и сама заявка признаны соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об аукционе, с таким участником заключается контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 данного Закона в порядке, установленном ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Каких-либо исключений для аукционов, проводимых в соответствии с требованиями ст. 30 Закона N 44-ФЗ, данная норма не предусматривает, поэтому заказчик в таком случае вправе заключить контракт с единственным участником из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СМП и СОНО) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 55 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 12.01.2015 N Д28и-12)*(1). Такая закупка, в силу п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не включается в расчет совокупного годового объема закупок, 15% от которого должны осуществляться у СМП и СОНО. При этом закупка у СМП и СОНО, осуществленная способом, не предусмотренным ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не является закупкой среди СМП и СОНО в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ, даже если по результатам закупки контракт был заключен с СМП или СОНО (п. 45 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Осуществление заказчиком закупок у СМП (СОНО) в меньшем объеме, чем установлено Законом N 44-ФЗ, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ (смотрите тему 4 Обзора ФАС России за декабрь 2015 г., тему 3 Обзора ФАС России за ноябрь 2015 г.). Мы не можем исключить, что приведенные в вопросе обстоятельства при решении вопроса о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в связи с несоблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ объема закупок у СМП и СОНО будут учтены как, например, смягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ) либо свидетельствующие об отсутствии вины должностного лица (смотрите, например, постановление УФАС по Республике Мордовия от 25.06.2015 N 266). Однако в рамках этой консультации оценить перспективу наступления неблагоприятных последствий в приведенной ситуации мы не можем.
В заключение отметим, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, определенных Законом N 44-ФЗ. Вопросы же, связанные с привлечением к административной ответственности (в том числе за нарушение законодательства о контрактной системе), из сферы консультирования исключаются. Гарантировать систематическое предоставление консультаций по аналогичным вопросам мы не можем, такая возможность определяется индивидуально в каждом конкретном случае, в том числе с учетом текущей нагрузки экспертов, сложности заданных вопросов и предполагаемого объема ответа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите также: Вопрос: Заказчик опубликовал извещение о проведении электронного аукциона. По окончании срока подачи заявок были поданы две заявки. После аукциона оператором были направлены вторые части заявок. Одна вторая часть заявки была отклонена. Были осуществлены действия в соответствии с п. 25 части 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. После обращения в контролирующий орган было получено письмо, где рекомендовано использовать часть 4 ст. 30 Закона 44-ФЗ. Согласование с контрольным органом не предусмотрено. В связи с вышеизложенным обращение не может быть рассмотрено. Ссылаясь на вышеуказанное письмо, пришлось отменить закупку. Правомерен ли был такой ответ контрольного органа? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2014 г.).

Об ответственности за закупки у субъектов малого предпринимательства в меньшем размере

Административная ответственность установлена за неопубликование извещения, документации о закупке, за незаключение контрактов с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными НКО в размере, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Такой вывод представлен в письме ФАС России от 28.12.2015 № АЦ/75921/15.

Несоблюдение требований закона о контрактной системе грозит административной ответственностью, предусмотренной статьями 7.29 — 7.32 КоАП РФ. Так, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок. При этом закупки должны быть проведены путем открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Вместе с тем начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО в размере, не превышающем 15% совокупного годового объема закупок, грозит штрафом для должностных лиц в сумме 50 тысяч рублей (п. 11 ст. 7.30 КоАП РФ).

Процедура осуществления закупки состоит из ряда действий, среди которых: размещение извещения, документации о закупке, рассмотрение поданных на участие в закупочной процедуре заявок, определение победителя закупки и заключение контракта.

При определении поставщиков такими способами, как открытые конкурсы, электронные аукционы и другими вышеобозначенными способами, в извещениях об осуществлении закупок должно быть установлено ограничение в отношении участников закупок. А именно: участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные НКО. Участники же обязаны задекларировать в заявках на участие свою принадлежность к малому предпринимательству или социально ориентированным НКО.

Таким образом, для исполнения требований, установленных к специальным закупкам, заказчик обязан не только заключить контракт по итогам проведения закупочной процедуры с субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной НКО, но и осуществить закупку, по итогам которой заключается контракт среди указанных субъектов. К обязанностям относится и опубликование извещения, документации о закупке с ограничением не менее 15% совокупного годового объема закупок.

Значит, по мнению ФАС России, пунктом 11 статьи 7.30 КоАП РФ административная ответственность установлена за неопубликование извещения, документации о специальной закупке, за незаключение контактов с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными НКО в размере, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Статья 30 Федерального закона № 44-ФЗ

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ, действующей с 01.07.2018)

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства

Рубрика: 5. Административное право

Дата публикации: 02.10.2017

Статья просмотрена: 1232 раза

Библиографическое описание:

Кровикова М. А. Административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 17-21. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/281/12891/ (дата обращения: 18.10.2018).

В статье рассмотрены вопросы административной ответственности за нарушение порядка участия субъектов малого предпринимательства в процедурах осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова: административная ответственность, субъекты малого предпринимательства, закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

Одним из правовых механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства является предоставление им преференций в рамках контрактной системы Российской Федерации. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон 44-ФЗ), изменивший ранее действовавшее правовое регулирование, поскольку Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» утратил силу. Новое правовое регулирование затронуло различные аспекты реализации механизма государственных закупок, в том числе специфику участия субъектов малого предпринимательства.

Согласно ст. 30 Закона 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СМП, СОНКО) в объеме не менее 15 % совокупного годового объема.

При этом, как отмечено в разъяснении Министерства экономического развития РФ [ 7] из системного понимания положений ст.27 Закона 44-ФЗ следует, что преимущества предоставляются СМП, СОНКО в целом, а не раздельно для каждого вида; таким образом, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть одновременно СМП, СОНКО и размер является совокупной величиной объема закупок, осуществляемых СМП и СОНКО.

Неисполнение заказчиком обязательства по осуществлению закупок у СМП, СОНКО влечет административную ответственность. Если заказчик в течение года не осуществил необходимый объём закупок товаров, работ, услуг у СМП, согласно п. 11 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) на должностное лицо налагается штраф в размере 50 тыс.рублей.

Необходимо отметить, что при расчете объема участия СМП, СОНКО в размере 15 % от совокупного годового объема, в расчет не входят несостоявшиеся закупки, а также не включаются следующие закупки: для обеспечения обороны страны и безопасности государства; услуг по предоставлению кредитов; у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); работа в области использования атомной энергии; при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с ч.4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан подтверждать осуществление закупок у СМП и СОНКО вышеуказанного объема, путём размещения в единой информационной сети (ЕИС) отчета по форме, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238 [3]. Следует обратить внимание, что законодательством о контрактной системе не установлен запрет на внесение изменений в отчет, в связи с чем заказчики вправе внести изменения в свой отчет и повторно разместить его в ЕИС.

Нарушение предусмотренных требований влечет административную ответственность. Так, за неразмещение заказчиком в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ) предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.; на юридических лиц — 500 тыс. руб. За размещение заказчиком в ЕИС информации и документов с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (ч. 14 ст. 7.30 КоАП РФ) предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лица размере 15 тыс. руб.; на юридических лиц — 50 тыс. рублей

Заказчик может привлечь СМП и СОНКО двумя способами. Во-первых, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. рублей. Второй способ заключается в проведении торгов, в извещении которых установлено требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

Важно учитывать, что Закон 44-ФЗ не запрещает осуществлять закупки у СМП и СОНКО как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), но такие закупки заказчик не сможет учесть в объёме закупок у СМП и СОНО (ч. 1.1 ст. 30 Закона 44-ФЗ).

В первом случае осуществление закупок у СМП и СОНКО является обособленной процедурой — ее участниками являются исключительно субъектами малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации и в извещениях о проведении закупок устанавливается соответствующее ограничение.

Участники закупки декларируют свою принадлежность к СМП и СОНКО в заявках на участие в закупке (ч. 3 ст. 30 Закона 44-ФЗ). Для этого в составе заявки на участие в закупке представляется отдельный документ (декларация), из содержания которого следует, что участник относится к СМП или СОНКО (пп. и) п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 7 ч. 5 ст. 66, п. 5 ч. 3 ст. 73 Закона 44-ФЗ). Следует обратить внимание, что форма декларации о принадлежности участника закупки к СМП или СОНКО законодательством не установлена.

По этому вопросу Минэкономразвития России совместно с ФАС России высказана позиция: «документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона № 44-ФЗ, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом № 44-ФЗ не предусмотрено» [ 6].

Однако следует учитывать, что частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон 209-ФЗ) предусмотрено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 9 статьи 4.1 Закона 209-ФЗ сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (далее — ФНС России) и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России (https://rmsp.nalog.ru).

Первое размещение сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России, было осуществлено 1 августа 2016 года, на основании сведений от субъекта малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Исходя из вышеуказанных положений пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, Реестр сформирован на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год).

При этом нормы Закона № 44-ФЗ в части порядка подтверждения участником своей принадлежности к СМП не изменились. Следовательно, наличие сведений об участнике закупки в таком реестре не освобождает его от обязанности представлять декларацию о принадлежности к СМП. Сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства размещаются на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ и являются общедоступными. Таким образом, у заказчиков появится дополнительная возможность проверить принадлежность участника закупки к СМП.

Например, если субъект малого предпринимательства к заявке предоставит данные, подтверждающие среднесписочную численность работников за предшествующий календарный год до ста человек и доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, за предшествующий календарный год не более 800 млн. руб., а в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведений о данной организации будут отсутствовать, Заказчик может признать заявку недействительной и отклонить, ссылаясь на ч.6 ст. 69 Закона 44-ФЗ (наличие недостоверной информации в заявке об участнике торгов, в том числе декларации о принадлежности участника СМП и СОНКО). Данной позиции придерживается Омское УФАС России по жалобе ООО «Каскад-ФТО» (Решение Омского УФАС России от 19 сентября 2016 г. № 03–10.1/233–2016).

Согласно ч. 3 ст. 53, п. 1 ч. 6 ст. 69, ч. 7 ст. 78, ч. 10 ст. 83 Закона 44-ФЗ заявки, не содержащие декларации о принадлежности участника к СМП и СОНКО подлежат отклонению как несоответствующие требованиям документации о закупке.

В письме Минэкономразвития РФ от 17.09.2015 г. № Д28и-2788 [ 8] выражена следующая позиция: если заказчик в документации о закупке устанавливает преимущество одновременно для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, участник запроса котировок в своей заявке указывает о принадлежности к указанным организациям, не конкретизируя к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям, заявка такого участника запроса котировок не отклоняется.

Необходимо также учитывать, что за незаконный отказ в допуске к участию в закупке (запросе), а равно за принятие заявки, которая должна быть отклонена, предусмотрена административная ответственность в виде наложения на должностных лиц штрафа: при закупке путем проведения конкурса, аукциона в размере 1 % НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ); при запросе (запрос котировок, запрос предложений), в размере 5 % НМЦК, но не более 30 тыс. руб.(ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ).

В части обеспечения заявки на участие в конкурентных процедурах государственного заказа для малого бизнеса предоставлены преференции в виде установленного максимального размера обеспечения заявок на участие в размере от 0,5 % до 2 % начальной (максимальной) цены контракта (п. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

В части оплаты по контракту у СМП и СОНКО также имеются преимущества — оплата производится не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.8 ст. 30 Закона 44-ФЗ). На сегодняшний день административной ответственности за нарушение срока и порядка оплаты в КоАП РФ не предусмотрено.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 № 182 при проведении в 2016 г. конкурсов, аукционов, запросов предложений, участниками которых являются только СМП и СОНКО, заказчики были вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, при условии, что контрактом не предусмотрена выплата аванса. Если же контракт предусматривает выплату аванса, заказчик обязан установить требование об обеспечении исполнения контракта [ 4]. Следует обратить внимание, что в 2017 году такая возможность не предусмотрена.

Вторым способом участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках является привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков/ соисполнителей из числа СМП и СОНКО.

Как следует из ч. 5 ст. 30 Закона 44-ФЗ заказчик имеет право установить в извещении требование к поставщику, не являющемуся СМП и СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

При этом необходимо учитывать, что данные требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО устанавливаются не к участникам закупок, а к подрядчикам (исполнителям).

Так, при рассмотрении жалобы по делу № К-1798/14 от 05.12.2014 в проекте государственного контракта документации было установлено: «подрядчик обязан привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчиков, являющихся СМП, СОНКО в объеме 30 % от цены контракта с пропорциональной разбивкой по годам исполнения в соответствии с годовыми лимитами бюджетных обязательств». Однако указанное требование не было установлено в извещении о проведении конкурса, что нарушает ч. 5 ст. 30 Закона 44-ФЗ. Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ за нарушение требований к содержанию документации и извещения о закупке предусмотрена административная ответственность в виде наложения на должностных лиц административного штрафа в размере 3 тыс. руб.

Согласно ч. 6 ст. 30 Закона 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Закона 44-ФЗ, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

Таким образом, в законодательстве установлено достаточно детальное правовое регулирование вопросов участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках. Однако имеются примеры нарушения регулятивных норм в данной сфере. Так, в практике ФАС имеются примеры проектов контрактов, которые не содержат конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. Например, в проекте контракта установлено: «Обеспечить привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций — не менее 5 % от цены контракта» (решение ФАС России № К-1948/14 от 26.12.2014). В другом случае в проекте государственного контракта установлено, что подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязуется привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. При этом объем работ, к выполнению которых будут привлечены такие субподрядчики, соисполнители, должен составлять не менее 15 % от цены контракта (решение ФАС России по делу № К-200/15 от 19.03.2015). В проекте контракта говорится следующее: «Исполнитель обязан привлечь к выполнению работ субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 20 % от цены контракта» (решение ФАС России по делу № К-228/15 от 26.03.2015). В решении ФАС России по делу № К-10/15 от 15.01.2015 указано положение «Подрядчик обязан привлечь в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму не менее 30 % стоимости контракта».

Анализ решений ФАС России показал, что имеются нарушения заказчиками ч. 6 ст. 30 Закона 44-ФЗ, что предусматривает административную ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3 тыс. рублей.

В целях осуществления контроля привлечения к участию субъектов малого предпринимательства ч. 2 ст. 101 Закона 44-ФЗ предусмотрен единственный частный случай осуществления заказчиком контроля в сфере закупок — заказчик обязан осуществлять контроль за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Но в Законе № 44-ФЗ отсутствуют нормы, обязывающие подрядчиков предъявлять заказчику документы, подтверждающие факт привлечения к исполнению контракта СМП, СОНКО, что не позволяет осуществлять контроль за исполнением обязанностей в полной мере.

Как отмечено в письме Минэкономразвития России от 08.11.2013 № Д28и-2183, документами, которыми возможно подтвердить привлечение исполнителем контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, могут быть копии договоров, актов выполненных работ, платежных поручений и прочее [ 7], но разъяснений по поводу порядка предоставления документов подрядчиками для подтверждения заказчику исполненных обязательств в письме не дано.

Однако в целях совершенствования механизма поддержки СМП и СОНКО в контрактной системе Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 [ 5] разработаны и утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

Подводя итоги, следует отметить, что СМП и СОНКО занимают особое положение в сфере закупок, которое выражается в том, что заказчики обязаны осуществлять закупки у таких организаций.

Для исполнения этой обязанности заказчику, в первую очередь, необходимо правильно рассчитать объём закупок, которые он должен осуществить у СМП и СОНКО и запланировать такие закупки. Не менее важно правильно составить извещение и документацию о закупке с учётом участия в ней СМП и СОНКО, особенно в части предоставления преимуществ и установления ограничений. Только соблюдение всех требований к осуществлению закупок у СМП и СОНКО позволит заказчику не только удовлетворить потребность в товарах, работах и услугах, но и исполнить обязанность по закупкам у СМП и СОНКО в необходимом объёме.

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 08 апреля 2013.№ 14. ст.1652
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 07 января 2002. N 1, (часть I), ст.1
  3. Постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» // СЗ РФ. 23 марта 2015. № 12. ст. 1766.
  4. Постановление Правительства РФ от 11 марта 2016 г. № 182 «О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» // СЗ РФ. 28 марта 2016 г. № 13. ст. 1822.
  5. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» // СЗ РФ. 2 января 2017 г. № 1. ст. 196.
  6. Письмо Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы РФ от 04 апреля 2014 г. № 7158-ЕЕ/Д28/АЦ/13590/14 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к отношениям, связанным с осуществлением закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» // Официально не опубликовано. Содержится в информационно-правовой системе «Гарант».
  7. Письмо Министерства экономического развития РФ от 08 ноября 2013 г. № Д28и-2183 «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Официально не опубликовано. Содержится в информационно-правовой системе «Гарант».
  8. Письмо Министерства экономического развития от 17 сентября 2015 № Д28и-2788 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Официально не опубликовано. Содержится в информационно-правовой системе «Гарант».

Нарушение ст 30 фз 44

В ходе проверки в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Пучежская гимназия выявлены нарушения положений части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившиеся в нарушении срока размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за2014 г. в единой информационной системе.

Согласно п.3 ч.4 ст.27 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон № 44-ФЗ) субъектам малого предпринимательства предоставляются преимущества при осуществлении закупок в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. Указанной нормой установлен порядок расчета объема закупок.

Совокупный годовой объем закупок определяется как общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году ( п.16 ст.3 Закона № 44-ФЗ).

В силу ч. 4 ст.30 Закона № 44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 данной статьи, и до 01 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.

По результатам проверки директору МБОУ Пучежская гимназия внесено представление об устранении нарушения законодательства, которое находится на рассмотрении.

Решение по делу № 44-1084/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Предмет закупки

Орган, рассматривающий жалобу

Содержание жалобы

Результат рассмотрения жалоб

РЕШЕНИЕ

по делу № 44-1084/15 о нарушении законодательства о закупках

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 7376 от 07.04.2015) на действия ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 308 (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем открытого аукциона (извещение № 0172200002715000026), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498 (далее – Административный регламент),

Извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002715000026.

Заявитель обжалует действия Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.

Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.

Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.

В первом доводе своей жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик, в нарушение ч. 5 ст. 63 (ст. 42) Закона о контрактной системе, не указал в Извещении о проведении электронного аукциона требуемую в соответствии с Законом информацию, а также указал недостоверную информацию о требованиях, предъявляемых к участникам аукциона в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

По мнению Заявителя, Заказчик, в Извещении о проведении электронного аукциона, указал информацию о преимуществах, представляемых Заказчиком в соответствии со ст. 28- 30 Закона о контрактной системе, при этом не указав данную информацию в аукционной документации, что, на взгляд Заявителя, вводитпотенциальных участников закупи в заблуждение.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведениитакого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную в п. 1) п. 12) указанной части.

Очевидно, что информация, содержащаяся в Извещении о проведении электронного аукциона должна соответствовать информации, содержащейся в аукционной документации.

Согласно п. 5) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в Извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 — 30настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

— проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

— осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

В Извещении о проведении электронного аукциона содержится следующая информация:«преимущества: субъектам малого предпринимательства и социально

ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ)».

В п. 1.7.1 ч. 1.7 Раздела 1 Части I аукционной документации указано:«В случае если, участником закупки, могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации и информация об этом содержится в Информационной карте аукциона, участники закупки должны соответствовать условиям отнесения лица к субъектам малого предпринимательства, установленным в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В этом случае участники закупки обязаны декларировать в заявках на участие в закупке свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям».

При этом в Приложении № 5 к Техническому заданию содержится рекомендуемая форма «Декларация о соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; в Приложении № 6 к Техническому заданию — рекомендуемая форма «Декларация о соответствия участника требованиям, установленным Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом. Заказчик, в Извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации указал информацию о преимуществах субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ), в связи с чем довод Заявителя не обоснован.

Кроме того, в части указанного довода Заявитель сам себе противоречит, т.к. в п. 4 первого довода жалобы сам указывает на положения аукционной документации, в которых установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

По мнению Заявителя, Заказчик, в Извещении о проведении электронного аукциона указал недостоверную информацию о требованиях, предъявляемых к участникам аукциона в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

В Извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация: «Требования к участникам: не установлены».

3 п. 9 Части II «Информационная карта аукциона» указано:

Т.е. требования к участникам закупки установлены Заказчиком непосредственно в аукционной документации.

При этом какой-либо недостоверной информации, как на то указывает Заявитель, в Извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлено, в связи с чем указанный довод жалобы также не обоснован.

По мнению Заявителя, Заказчик, в Извещении о проведении электронного аукциона, не указал краткое изложение условий контракта.

В соответствии с ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается информация, содержащаяся в п. 1) п. 7) указанной части.

В соответствии с п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:

  1. краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведениитакого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную в п. 1) — п. 12) указанной части.

Очевидно, что информация, содержащаяся в Извещении о проведении электронного аукциона должна соответствовать информации, содержащейся в аукционной документации.

Вся указанная в п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе информация содержится как в Извещении о проведении электронного аукциона, так и в аукционной документации, при этом информация об источнике финансирования закупки, на взгляд Заявителя, является недостоверной и не позволяющей сделать вывод об источнике финансирования закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализироианной организации, комиссии но осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участниказакупки.

Неясно, как именно информация об источнике финансирования закупки влияет на права и законные интересы участников закупки, такой информации в жалобе не представлено.

В Извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация:«Источник финансирования: средства бюджетных учреждений».

Под средствами бюджетных учреждений понимаются средства, поступающие Заказчику из бюджета Санкт-Петербурга.

В п. 5 Части II «Информационная карта аукциона» указано:

Т.е. в аукционной документации Заказчика содержится более развернутая информация об источнике финансирования закупки, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

По мнению Заявителя, Заказчик, в Извещении о проведении электронного аукциона, не указал ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается информация, содержащаяся в п. 1) — н. 7) указанной части.

В соответствии с и. 4) ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В Извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация:«Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ: в соответствии с аукционной документацией».

В п. 8 Части 11 «Информационная карта аукциона» установлено:

Таким образом, требования действующего законодательства о контрактной системе Заказчиком соблюдены, никаких противоречий между Извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией не имеется.

По мнению Заявителя, Заказчик, в Извещении о проведении электронного аукциона, не указал порядок подачи заявок участниками закупок.

В соответствии с ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается информация, содержащаяся в п. 1) — п. 7) указанной части.

В соответствии с и. 6) ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информации: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.

В Извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация:«Порядок подачи заявок: в соответствии с документацией об электронномаукционе».

Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен в п. 4.2 Раздела 4 Части I аукционной документации.

Таким образом, требования действующего законодательства о контрактной системе Заказчиком соблюдены, никаких противоречий между Извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией не имеется.

По мнению Заявителя, Заказчик, в Извещении о проведении электронного аукциона, не указал порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.

В Извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация:«Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок: в соответствиис аукционной документацией».

Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок указан в ч. 1.12 Раздела 1 Части I аукционной документации, п. 13 Части II «Информационная карта аукциона».

Таким образом, требования действующего законодательства о контрактной системе Заказчиком соблюдены, никаких противоречий между Извещением о проведении электронного аукциона и аукционной документацией не имеется.

По мнению Заявителя, Заказчик нарушил принцип объективного описания объекта закупки, ввиду чего в его действиях содержится нарушение п. 1) ч. 1 ст. 64 (п. 1) ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки необходимо использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

«Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям» установлены Заказчиком в Приложении № 2 к Техническому заданию.

В п. 24 «Патч-корд» Приложения № 2 к Техническому заданию установлено, в том числе, следующее требование:«Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Номинальная скорость распространения сигнала — не более 79 и не менее 53 %».

В п. 25 «Компьютер» Приложения № 2 к Техническому заданию установлено, в том числе, следующее требование:«Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Частота оперативной памяти — не более 1680,0 и не менее 1333 МГц».

Подробная инструкция по заполнению заявок размещена в Раздел 5 «Порядок заполнения формы «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки» (далее — Форма), рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе» Части III «Техническое задание» аукционной документации. Согласно указанной инструкции:«в описании товаров, в соответствии с Приложением № 2 к Техническому заданию, содержащем требования к товарам, использующимся при выполнении работ, указаны следующие виды показателей:

  1. показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальныезначения;
  2. показатели, для которых указаны варианты значений;
  3. показатели, значения которых не могут изменяться;
  4. показатели, которые определяются диапазоном значений.

По первому виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей:

— меньшие значениям, для которых установлены минимальные значения

(использованы слова «менее»),

— равные или превышающие значения, для которых установлены минимальные значения (использованы слова «не менее»),

— превышающие значения, для которых установлены минимальные значения

(использованы слова «более»),

— равные или меньшие значениям, для которых установлены максимальные значения (использованы слова «не более»),

— меньшие значениям, для которых установлены максимальные значения

(использованы слова «менее»).

Кроме того, установленные границы значений, в любом из вариантов, позволяют установить только те значения, которые входят в требуемые границы.

В Разделе 5 «Порядок заполнения формы «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки» (далее — Форма), рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе» Части III «Техническое задание» аукционной документации указан список используемых документов технического регулирования.

В п. 3 ч. 2 Раздела 2 Части III «Техническое задание» аукционной документации указано, что качество и безопасность выполненных работ, материалов (комплектующих и оборудования), используемых при выполнении работ, должно соответствоватьтребованиям заказчика, установленным приложением № 2 к Техническому заданию, в том числе:«Позиция ступень должна соответствовать ГОСТ 8717.0-84 Ступени железобетонные и бетонные. Технические условия. Позиция песок должна соответствовать ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия. Позиция щебень должна соответствовать ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» и т.д.

Вместе с тем, как верно указывает Заявитель, некоторые товарные позиции отсутствуют в Приложении № 2 к Техническому заданию.

Указанные обстоятельства никаким образом не могли повлиять на права и законные интересы участников закупки, т.к. соответствие ГОСТ требовалось в отношении товаров, не содержащихся в Приложении № 2 к Техническому заданию, не использующихся при выполнении работ, а, соответственно, не описываемых участниками в первой части заявки.

Заявитель полагает, что Заказчик нарушил требования ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, т.к. установил незаконное требование к участникам закупок.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральнымзаконом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В п. 9 Части II «Информационная карта аукциона» указано:

Согласно ч. 21 ст. 112 Закона о контрактной системе, в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Установленное Заказчиком требование относится исключительно к реестру недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренному Законом о контрактной системе.

Утративший силу с 01.01.2014 г. Закон о размещении заказов содержал в себе требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений исключительно об участнике размещения заказа, но не информации об учредителях, очленах коллегиального исполнительного органа, лине, исполняющем функцииединоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица:отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа (п. 2) ч. 2 ст. 11 Закона о размещении заказов).

Таким образом, очевидно, что требование Заказчика относится к реестру недобросовестных поставщиков, предусмотренному действующим Законом о контрактной системе.

Т.е. указанный довод Заявителя не обоснован.

По мнению Заявителя, Заказчик нарушил ч. 3 ст. 94 Закина о контрактной системе, т.к. не предусмотрел в контракте обязанность провести экспертизу для проверки представленных Исполнителем результатов.

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке исроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы(ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества-комплектности. объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке исроках оформления результатов такой приемки.

В ч. 5 Части IV «Проект контракта» содержится необходимая информация о порядке сдачи и приемки работ.

В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекатьсяэксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствиис настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 5.2 ч. 5 Части IV «Проект контракта», приемка работ по настоящему контракту обеспечивается Заказчиком совместно с инженерной организацией, указанной в п. 10.1. настоящего Контракта в течение 15 рабочих дней с момента предоставления Подрядчиком акта выполненных работ, экспертного заключения (в случае привлечения экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ).

В п. 5.10 ч. 5 Части IV «Проект контракта» также указано, что в соответствии со статьей 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, для проверки предоставленных подрядчиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Следовательно, «Проект контракта» содержит всю необходимую, в соответствии с действующим законодательством, информацию, ввиду чего довод Заявителя о нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения.

Таким образом, жалоба является необоснованной.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

Признать жалобу ООО «Виктория» необоснованной.