Изменения в трудовой кодекс август 2018

Содержание статьи:

Изменение Трудового кодекса РФ с 14 августа 2018 года

14 августа 2018 года вступает в силу новая редакция Трудового кодекса РФ. Законодатели определили порядок участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса, а также значительно увеличили срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения.

Редакцию Трудового кодекса РФ с 14 августа 2018 года изменили сразу два новых закона:

Законодательно урегулированы вопросы участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса. Кроме того, увеличился срок давности для применения дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения.

Участие представителей работников в заседаниях органа управления организации с правом совещательного голоса

В Кодекс ввели новую статью 53.1 Трудового кодекса РФ «Участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса». В соответствии с ее нормами:

Право представителей работников на участие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса может устанавливаться федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями.

Таких представителей работников имеет право назначить представитель (представительный орган) работников, определяемый в соответствии со статьями 29 — 31 ТК РФ . Решение об их назначении должно быть оформлено соответствующим протоколом. Документы следует направить руководителю организации и в ее коллегиальный орган управления.

Представители работников, участвующие в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса, несут ответственность за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), ставшую им известной в связи с этим участием. В случае если для участия в заседании коллегиального органа управления организации требуется наличие допуска к соответствующей тайне, указанные представители работников должны получить такой допуск в порядке, установленном законодательством России.

Статьей 243 ТК РФ установлена полная материальная ответственность, в том числе в случае разглашения работником сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. Это применимо именно к такой ситуации, предусмотренной новой статьей 53.1 ТК РФ.

Срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности

Согласно новой редакции части четвертую статьи 193 Трудового кодекса РФ , дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, можно применять в течение 3 лет со дня совершения работником проступка. При этом время производства по уголовному делу, как и ранее, в данный срок давности не включается. По остальным дисциплинарным взысканиям срок давности составляет 6 месяцев. Исключением стало именно несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции.

Новое в российском законодательстве

12 октября 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Определен перечень лиц, которым запрещено проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Устанавливается, что не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов:

— гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

— гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;

— международными и иностранными организациями;

— гражданами, работающими в органах и организациях, проводящих антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

— НКО, выполняющими функции иностранного агента.

Волгоградская область будет переведена из второй в третью часовую зону (МСК+1, UTC+4)

Переход призван создать более безопасные и благоприятные условия труда и повысить эффективность использования светлого времени суток, а также сократить объемы потребляемой электроэнергии.

Закон вступает в силу 28 октября 2018 года в 2:00.

Обновлена штатная численность центрального аппарата МВД России

В частности, количество государственных гражданских служащих, работающих в центральном аппарате МВД России, сократилось на 2 единицы — с 663 до 661 человека. Количество сотрудников органов внутренних дел и работников центрального аппарата осталось без изменений.

Обновлены формы отчетности по федеральной субсидии на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения

Речь идет о следующих формах отчетов региональных органов власти:

— о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;

— о достижении показателей результативности использования субсидии;

— об исполнении условий предоставления субсидий.

Признан утратившим силу Приказ Минсельхоза России от 23.03.2017 N 147, которым были утверждены ранее действовавшие формы.

Минстроем России обновлены формы бланков государственных жилищных сертификатов, выпуск которых осуществляется при выполнении госпрограммы по обеспечению доступным и комфортным жильем установленных категорий граждан РФ, а также порядок их заполнения

Речь идет о формах бланков жилищных сертификатов серий «УВ», «МЧ» и «ВП», а также «ПС» и «ТО».

Определено, что в 2018 году допускается применение форм бланков сертификатов и порядка их заполнения, утвержденных Приказом Минстроя России от 22.10.2015 N 756/пр.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Работникам, имеющим трех и более малолетних детей, предоставлено право выбора времени отпуска

Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 262.2, согласно которой работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

До 1 января 2019 года приостановлено действие положений Бюджетного кодекса РФ, устанавливающих ограничение сроков внесения изменений в законодательство о налогах и сборах и в законодательство, регулирующее бюджетные правоотношения

Речь идет о пункте 2 статьи 53, пункте 2 статьи 59, пункте 2 статьи 64 и пункте 2 статьи 174.1 Бюджетного кодекса РФ.

Данное решение обусловлено началом реализации национальных проектов в 2019 году и необходимостью учета соответствующих финансовых ресурсов и расходов в законах о бюджетах на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов как для федерального бюджета, так и для бюджетов субъектов РФ, поскольку требует изменения ряда норм Бюджетного кодекса РФ, в том числе устанавливающих нормативы распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, в рамках бюджетного цикла текущего года.

Утверждены показатели исполнения бюджета ПФР за 2017 год

Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 8 260 075 956,1 тыс. рублей.

Расходы Фонда составили 8 319 454 695,8 тыс. рублей.

Дефицит бюджета Фонда за 2017 год составил 59 378 739,7 тыс. рублей, сложившихся исходя из профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 109 024 273,0 тыс. рублей и дефицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 168 403 012,7 тыс. рублей.

Рост страховых пенсий за 2017 год составил 4,6% к уровню 2016 года.

Средний размер страховой пенсии по старости увеличился за 2017 год на 589 рублей, или на 4,5%, и на конец 2017 года составил 13 762 рубля, при этом среднегодовой размер страховой пенсии по старости превысил размер прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в 1,6 раза и составил 13 677 рублей.

Средний размер социальной пенсии увеличился за 2017 год на 152 рубля и составил на конец 2017 года 8 797 рублей, соотношение с величиной ПМП за 2017 год в размере 8 315 рублей составило 106%.

На конец 2017 года общий уровень материального обеспечения пенсионеров из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны составил соответственно в среднем более 35 и 40 тыс. рублей (увеличение за 2017 год — от 620 рублей до 1,6 тыс. рублей); у вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии, — 28,7 тыс. рублей (увеличение за 2017 год — 816 рублей).

В соответствии с законодательством РФ с 1 февраля 2017 года размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и пособие на погребение увеличены на 5,4%. Материнский (семейный) капитал на 2017 год установлен в размере 453 026 рублей.

Бюджет ФФОМС за 2017 год исполнен с профицитом в размере 82 173,3 млн рублей

Поступления в доходную часть бюджета составили 1 737 163749,8 тыс. рублей, (101,8% к прогнозируемому размеру). Общий объем расходов — 1 654 990 453,4 тыс. рублей (95,4%).

В расходах бюджета Фонда основную долю составляют субвенции бюджетам территориальных фондов на осуществление полномочий по организации ОМС на территориях субъектов РФ. В 2017 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 1 537 214,8 млн рублей.

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда направлено 96 729 млн рублей.

На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни из бюджета Фонда бюджету ФСС РФ в 2017 году перечислено по заявочному принципу 16 085,6 млн рублей (89% от запланированного объема). Общее количество родовых сертификатов, предъявленных к оплате за медицинскую помощь, оказанную женщинам в период беременности и родов, а также за проведение профилактических медицинских осмотров детей в течение первого года жизни, составило 5,2 млн рублей.

ФСС РФ отчитался об исполнении бюджета за 2017 год

Общий объем доходов бюджета Фонда составил 691 825 277,4 тыс. рублей, общий объем расходов — 670 808 218,0 тыс. рублей.

Общий объем профицита бюджета Фонда утвержден в сумме 21 017 059,4 тыс. рублей, из них дефицит бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 3 107 289,4 тыс. рублей и профицит по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 23 676 998,9 тыс. рублей.

Общий объем расходов бюджета Фонда, направленных Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств в 2017 году, составил 579 855 686,4 тыс. рублей. По сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 5 954,3 млн рублей, или на 1 процент, в основном за счет увеличения расходов на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на оплату 4 дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами.

Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 529 113,8 млн рублей, расходы на выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сложились в сумме 516 256,5 млн рублей, расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 223 935,7 млн рублей, расходы на выплату пособий при рождении ребенка в 2017 году составили 20 310,2 млн рублей, расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили 160 785,4 млн рублей.

Физические лица освобождены от уплаты государственной пошлины за нотариальное удостоверение сделок по отчуждению недвижимого имущества, расположенного в аварийном и подлежащем сносу доме

Настоящим Федеральным законом пункт 16 статьи 333.38 Налогового кодекса РФ изложен в новой редакции, согласно которой физические лица освобождены от уплаты государственной пошлины за нотариальное удостоверение сделок по отчуждению недвижимого имущества, которое расположено в аварийном и подлежащем сносу доме, если указанные сделки подлежат в соответствии с законодательством РФ обязательному нотариальному удостоверению.

В ранее действовавшей редакции указанного пункта от уплаты государственной пошлины за нотариальное удостоверение сделок по продаже недвижимого имущества, расположенного в аварийном и подлежащем сносу доме, освобождались только несовершеннолетние граждане, граждане, признанные ограниченно дееспособными, владеющие жилыми помещениями на праве собственности, а также физические лица, владеющие жилыми помещениями на праве общей долевой собственности совместно с несовершеннолетними гражданами и гражданами, признанными ограниченно дееспособными.

Утверждена форма, в соответствии с которой федеральные органы исполнительной власти будут размещать на своих сайтах информацию о качестве финансового менеджмента

Форма предусматривает указание:

— планового значения показателя (индикатора) «Средний индекс качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета» на соответствующий год (в баллах);

— среднего значения качества финансового менеджмента по всем главным администраторам средств федерального бюджета за отчетный период (в баллах);

— целевых значений оценок показателей качества финансового менеджмента главного администратора средств федерального бюджета (в баллах);

— итоговой оценки качества финансового менеджмента главного администратора средств федерального бюджета (в баллах);

— отклонения итоговой оценки качества финансового менеджмента главного администратора средств федерального бюджета от целевых значений оценок показателей качества финансового менеджмента (в процентах);

— причин отклонения итоговой оценки качества финансового менеджмента от целевых значений оценок показателей качества финансового менеджмента;

— наименований мероприятий, направленных на обеспечение достижения целевых значений оценок показателей качества финансового менеджмента.

Информация указывается по следующим группам показателей:

— управление расходами бюджета;

— управление доходами бюджета;

— ведение учета и составление бюджетной отчетности;

— организация и осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

На сайте Минфина России размещены актуализированные материалы, используемые при составлении и исполнении бюджетов

На сайте ведомства в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации», разделе «Методический кабинет» размещены необходимые сопоставительные таблицы целевых статей расходов и кодов видов доходов, применяющихся при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Подготовлена сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов для применения, начиная с бюджета на 2019 год

С учетом изменений в порядке применения бюджетной классификации подготовлена сопоставительная таблица, в которой приведены коды и наименования целевых статей расходов, а также коды видов доходов субъектов РФ и муниципальных образований.

По состоянию на 20 сентября 2018 года подготовлен реестр аккредитованных IT-организаций, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Минкомсвязи России по адресу http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/1/.

Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 30 сентября 2018 года

В информации приводятся:

средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;

средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;

средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;

средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банком России установлены требования к плану восстановления финансовой устойчивости центрального контрагента

Речь идет о требованиях к содержанию, порядку и срокам представления в Банк России плана восстановления финансовой устойчивости центрального контрагента (ПВФУ), изменениям, вносимым в него, порядку оценки Банком России ПВФУ, требованиям к виду и характеру событий, о наступлении которых центральный контрагент обязан информировать Банк России, а также порядку информирования Банка России о наступлении в деятельности центрального контрагента событий, предусмотренных ПВФУ, и принятии решения о начале реализации ПВФУ.

ПВФУ должен содержать в том числе:

мероприятия по восстановлению финансовой устойчивости центрального контрагента и по предупреждению ухудшения его финансового положения, учитывающие возможные риски его деятельности как небанковской кредитной организации, как клиринговой организации и центрального контрагента;

информацию о планируемых источниках финансирования мероприятий ПВФУ, включая способы экстренного поддержания ликвидности, определяемых центральным контрагентом исходя из прогнозируемой потребности центрального контрагента в дополнительных источниках собственных средств (капитала), ликвидности, совокупных финансовых ресурсов в рамках реализации предусмотренных ПВФУ сценариев;

информацию о договорных обязательствах со связанными с центральным контрагентом лицами (группой связанных с центральным контрагентом лиц), и/или участниками клиринга, и/или третьими лицами по предоставлению центральному контрагенту ликвидных активов в рамках реализации мероприятий по восстановлению его финансовой устойчивости (в случае наличия таких договорных обязательств).

Содержание ПВФУ должно поддерживаться центральным контрагентом в актуальном состоянии с учетом в т.ч. изменения его финансового положения, перечня значимых услуг центрального контрагента, конъюнктуры финансового рынка и/или экономической ситуации в целом.

Приведены сведения, включаемые в ПВФУ (включая в т.ч. сведения об организационной структуре, направлениях деятельности, функциях и бизнес-модели центрального контрагента и др.).

Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Оно применяется в отношении юридических лиц, которым Банком России на дату вступления в силу Положения присвоен статус центрального контрагента. Центральный контрагент разрабатывает и представляет ПВФУ в соответствии с требованиями утвержденного Положения в течение 6 месяцев со дня вступления его в силу.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Банком России разъяснены вопросы, касающиеся даты начала осуществления полномочий представителем владельцев облигаций

Сообщается, в частности, следующее:

моментом возникновения полномочий представителя владельцев облигаций у лица, избранного общим собранием владельцев облигаций или определенного решением эмитента в качестве представителя, является дата регистрации Банком России (утверждения биржей) изменений в решение о выпуске облигаций в части сведений о представителе;

замена представителя, избранного общим собранием владельцев облигаций, возможна только путем избрания данным собранием нового представителя;

момент наступления существенного факта об определении эмитентом облигаций нового представителя наступает раньше, чем дата, с которой новый представитель, определенный эмитентом, начинает осуществлять свою деятельность и исполнять возложенные на него обязанности. В связи с этим Банк России рекомендует эмитентам в тексте сообщения о существенном факте об определении эмитентом облигаций нового представителя указывать, что датой, с которой новый представитель осуществляет свою деятельность и исполняет возложенные на него обязанности, является дата регистрации Банком России (утверждения биржей) изменений в решение о выпуске облигаций в части сведений о представителе.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Росстатом обновлена статистическая форма N М-ГОЗ, по которой подаются сведения о деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса

Форму представляют в Минпромторг России юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), находящиеся в сводном реестре оборонно-промышленного комплекса и осуществляющие все виды экономической деятельности по перечню промышленных и научных организаций, определяемых Минпромторгом России.

Новая форма вводится в действие:

— месячная — с отчета за январь — декабрь 2018 года со сроком предоставления не позднее 5-го числа после отчетного периода;

— квартальная — с отчета за январь — декабрь 2018 года со сроком предоставления не позднее 20-го числа после отчетного периода.

Признается утратившим силу Приказ Росстата от 28.10.2011 N 442, которым была утверждена ранее действовавшая форма.

Уточнен порядок предоставления статистической формы N МП (микро) — натура «Сведения о производстве продукции микропредприятием»

Форму представляют в территориальные органы Росстата микропредприятия — юридические лица и индивидуальные предприниматели, с численностью работающих до 15 человек, осуществляющие производство продукции (товаров, работ, услуг) добывающих, обрабатывающих производств, производство и распределение электроэнергии, газа и пара, лесозаготовки, а также рыболовство.

Уточнено, что руководитель такого юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определен порядок согласования значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

Устанавливается, что орган регулирования осуществляет согласование значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения, на основании заявления, подаваемого лицом, уполномоченным выступать от имени концедента по концессионному соглашению.

Заявление органа, выступающего от имени концедента, должно содержать следующую информацию:

— наименование органа, выступающего от имени концедента;

— сведения о составе передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в соответствии с проектом концессионного соглашения;

— наименование и реквизиты организации, которой в соответствии с договором (договорами) аренды переданы права владения и пользования имуществом, передаваемым концедентом концессионеру в соответствии с проектом концессионного соглашения;

— дата начала действия концессионного соглашения и срок его действия, содержащиеся в проекте концессионного соглашения;

— размер концессионной платы, содержащейся в проекте концессионного соглашения (если такая плата предусмотрена концессионным соглашением).

Орган регулирования в течение 10 дней со дня поступления заявления направляет заявителю ответ о согласовании или об отказе в согласовании с указанием согласованных цен, величин, значений и параметров.

В случае отказа в согласовании значений долгосрочных параметров регулирования и (или) метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения, в ответе органа регулирования указываются необходимый метод регулирования тарифов и предельные значения долгосрочных параметров регулирования, а также сведения о сроке действия таких предельных значений.

В случае отказа в согласовании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов и (или) метода регулирования тарифов, содержащихся в проекте концессионного соглашения, орган, выступающий от имени концедента, направляет в орган регулирования заявление в свободной форме с приложением доработанного проекта концессионного соглашения.

Срок действия предельных значений долгосрочных параметров регулирования, а также значений таких параметров, согласованных органом регулирования, должен составлять не менее 3 месяцев и не более 6 месяцев.

Актуализирован порядок реализации Банком России своих полномочий в отношении обанкротившихся страховых организаций

Положением, в частности, установлены:

— порядок принятия Банком России решения о назначении временной администрации страховой организации;

— порядок назначения временной администрации и порядок утверждения Банком России состава временной администрации;

— формы контроля за временной администрацией, осуществляемого Банком России;

— порядок отнесения имущества страховой организации к ликвидному имуществу;

— требования к порядку проведения анализа финансового состояния страховой организации и форме заключения о ее финансовом состоянии;

— порядок и условия передачи страхового портфеля, в том числе по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, в случае наличия в заключении о финансовом состоянии страховой организации вывода о возможности передачи страхового портфеля;

— порядок привлечения руководителем временной администрации на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, специализированных депозитариев, оценщиков, актуариев, операторов электронных площадок и иных лиц для обеспечения возложенных на временную администрацию обязанностей.

Положение вступает в силу со дня вступления в силу приказа Минфина России о признании утратившим силу Приказа Минфина России от 08.02.2011 N 13н «Об утверждении Порядка принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации, о приостановлении полномочий органов управления страховой организации, а также об освобождении руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей, взаимодействия временной администрации, органа страхового надзора и представителей органа страхового надзора при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого органом страхового надзора и его представителями».

Минстрой России информирует о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2018 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы

Указанные прогнозные индексы разработаны с использованием данных по ценообразованию в строительстве за III квартал 2018 года с учетом прогнозного показателя инфляции.

Сообщается, что прогнозные индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также изменения сметной стоимости оборудования будут сообщены дополнительно.

Минстрой России дополнительно информирует о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2018 года

Минстрой России в дополнение к письмам от 20 августа 2018 г. N 35416-ЮГ/09, от 29 августа 2018 г. N 36219-ЮГ/09 и от 1 октября 2018 г. N 40178-ЛС/09 сообщает о рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2018 года, в том числе величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, прогнозных индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ.

Указанные прогнозные индексы разработаны, в частности, с использованием данных по ценообразованию в строительстве за II квартал 2018 года с учетом прогнозного показателя инфляции.

ФАС России предложен новый порядок установления тарифов на коммунальные услуги в связи с увеличением ставки налога на добавленную стоимость

Согласно проекту тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (за исключением тарифов на подключение (технологическое присоединение), тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), тарифы на электрическую энергию, тарифы на услуги в области обращения с ТКО будут устанавливаться с календарной разбивкой по полугодиям при условии непревышения величины указанных тарифов без учета НДС в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета НДС во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Также предлагается установить, что на 2019 год индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях рассчитываются и утверждаются с учетом изменения с 1 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Должностные лица войск национальной гвардии наделяются правом по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с оборотом оружия и боеприпасов, в случае возбуждения ими таких дел

Кроме того, войска национальной гвардии РФ наделяются правом доставления плавучих средств (судов) и орудий совершения административного правонарушения.

Иностранцев, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, могут не пустить в Россию

Определено, что въезд в РФ иностранцу может быть не разрешен в случае, если:

— он участвует в деятельности организации, включенной в перечень организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

— в случае принятия межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании его денежных средств или иного имущества;

— при наличии вступившего в законную силу решения суда о приостановлении операций по банковским счетам и других операций с денежными средствами или иным имуществом этого иностранца — до отмены соответствующего решения.

Фиктивной постановкой на учет иностранцев по месту пребывания будет считаться в том числе их постановка на учет в нежилом помещении

Соответствующие уточнения внесены в закон о миграционном учете иностранных граждан.

Ранее Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ была установлена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ.

На организаторов публичных мероприятий возложена обязанность по уведомлению органа, согласовавшего публичное мероприятие, об отказе от его проведения

Такое уведомление должно быть направлено организатором публичного мероприятия в случае отказа от проведения публичного мероприятия не позднее чем за один день до дня его проведения в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в который подавалось уведомление о проведении публичного мероприятия.

Также организатор публичного мероприятия в случае отказа от его проведения обязан проинформировать об этом граждан.

ПРАВОСУДИЕ

Определена компетенция создаваемых кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда по рассмотрению уголовных дел

Федеральный закон принят в целях реализации Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Поправками, в частности:

предусмотрена процедура кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных решений в зависимости от того, каким судом принято такое решение, является оно промежуточным или итоговым, а также в каком суде и в каком порядке подлежит пересмотру;

регламентированы в том числе действия суда кассационной инстанции при поступлении уголовного дела с кассационными жалобой, представлением, содержание решений судьи суда кассационной инстанции, принимаемых им по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления;

предусмотрен порядок подачи апелляционных жалобы, представления на приговор или иное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, на приговор или иное решение окружного (флотского) военного суда;

установлен срок начала рассмотрения уголовного дела в апелляционном суде общей юрисдикции, апелляционном военном суде — не позднее 45 суток со дня поступления его в суд апелляционной инстанции;

скорректирован порядок обращения с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения прокурором субъекта РФ и его заместителями, приравненным к прокурору субъекта РФ военным прокурором и его заместителями;

увеличен с 10 до 20 дней срок возвращения без рассмотрения кассационной жалобы, представления;

скорректированы сроки рассмотрения уголовного дела по кассационным жалобе, представлению в судебном заседании суда кассационной инстанции в кассационном суде общей юрисдикции, кассационном военном суде, в Верховном Суде РФ;

наименование Приволжский окружной военный суд изменено на Приволжско-Уральский окружной военный суд.

Федеральный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки вступления их в силу.

Увеличен размер вознаграждения адвоката, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда

Установлено, что размер вознаграждения адвоката составит за один рабочий день участия:

с 2019 года — не менее 900 рублей и не более 1550 рублей, в ночное время — в размере не менее 1175 рублей и не более 2150 рублей;

с 2020 года — не менее 1250 и не более 1900 рублей, в ночное время — в размере не менее 1525 рублей и не более 2500 рублей;

с 2021 года — не менее 1500 рублей и не более 2150 рублей, в ночное время — в размере не менее 1775 рублей и не более 3025 рублей.

Размер вознаграждения за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, составит:

с 2019 года — не менее 1450 рублей и не более 2750 рублей;

с 2020 года — не менее 1800 рублей и не более 3100 рублей;

с 2021 года — не менее 2050 рублей и не более 3350 рублей.

В настоящее время размер вознаграждения за один рабочий день участия составляет не менее 550 рублей и не более 1200 рублей, в ночное время — не менее 825 рублей и не более 1800 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, — не менее 1100 рублей и не более 2400 рублей.

Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

В связи с исключением Высшего Арбитражного Суда РФ из системы федеральных судов скорректированы полномочия Генерального прокурора РФ

Из Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» исключены положения, согласно которым Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях ВАС РФ, а также вправе обращаться в Пленум ВАС РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Обзор изменений трудового законодательства 2018

Одно из наиболее значимых изменений в действующее трудовое законодательство — новый размер минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) с 1 января 2018 года. На сегодняшний день, закон о повышении МРОТ с 2018 года еще не принят. Сейчас законопроект 274625-7 находится на стадии рассмотрения в Государственной Думе[1]. Представляется логичным, что в 2018 году закон о повышении МРОТ будет принят, и все работодатели будут учитывать новый размер минимальной оплаты труда. Так, с 1 января 2018 года размер МРОТ составит 9489 рублей (вместо 7800 рублей на сегодняшний день). Предполагается, что, начиная с 2019 года, размер МРОТ будет определяться ежегодно на основании величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года. Статья 133 Трудового кодекса РФ строго регулирует вопрос установления минимального размера оплаты труда, любые нарушения будут караться штрафными санкциями.

В дальнейшем размер МРОТ достигнет величины в 100% прожиточного минимума. В этой связи стоит отметить, что Трудовой Кодекс РФ изначально предусматривает условие о том, что величина МРОТ должна быть равна прожиточному минимуму трудоспособного населения[2].

Однако своевременно обеспечить исполнение данного правила государство не смогло и ввело порядок поэтапного повышения МРОТ (ст. 421 ТК РФ). Соответственно, предполагается, что к 2019 году переходные условия уже не будут действовать, и размер МРОТ будет соответствовать Трудовому кодексу РФ и будет исчисляться из величины прожиточного минимума[3].

Рекомендация: в силу вышеописанного консультанты рекомендуют прослеживать размер установленного прожиточного минимума и утверждать заработную плату не менее установленного порога (прожиточного минимума).

Отдельные комментарии и разъяснения:

! Месячная зарплата сотрудника, который в полной мере отработал норму рабочего времени и выполнил нормы труда, не может быть менее установленного МРОТ[4].

! Работа в Северных районах коэффициенты и надбавки всегда начисляют сверх МРОТ[5].

«Минимизация рисков» оплаты сверхурочной работы по требованию работника

На сегодняшний день у работодателя возникают вопросы и споры относительно оплаты работы в выходные и праздничные дни. Часы сверх обычного времени в выходные и праздники не нужно считать, как сверхурочные. Оплатить их требуется не менее чем в двойном размере. Платить за лишние два часа еще и в полуторном размере как за сверхурочные не нужно[6]. Например, стандартный день 8 часов, а сотрудник отработал в праздник 10 часов. Компания оплатит их вдвойне.

В Трудовом законодательстве теперь содержится ясная формулировка, работу в выходные дни необходимо оплачивать лишь за фактически отработанные часы. Это касается и командировок.

Рекомендация: Консультанты рекомендуют издавать приказ «О графике работы в служебной поездке», так вы снизите риски оплаты сотруднику лишних средств.

На практике возникают случаи, когда работник пытается взыскать с Общества дополнительные денежные средства, так, как трудился по заданию компании в выходные дни.
Рекомендация: Доплачивать за добровольный выход компания не обязана, воздержитесь от этой процедуры. Сотрудник должен предъявить весомые доказательства, что трудился по заданию компании. Настоящее подтверждается судебной практикой[7].

В случае если сотрудник работал в выходные дни несколько часов – в двойном размере оплачиваются только фактически отработанные часы.

Рекомендации: Минимизируем риски путем установления «верных» формулировок в трудовом договоре с сотрудником.

Разъяснение законодателя относительно неполного рабочего дня

Законодатель исключает неточную формулировку относительно неполного рабочего дня и недели. С 29 июня 2017 года оба режима могут считаться неполным рабочем временем.

Раннее в понимании законодательной нормы у компаний имелась неопределённость в части установления неполного рабочего дня или недели: «Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается[8]». Из-за «или» возникала неясность. Компании считали, что установить можно только какой-то один режим. Но это неверно, кодекс допускает комбинированный график работы (ч. 5–7 ст. 74, ч. 3 ст. 104 ТК РФ). Так считают и судьи[9]. Норма, которая вызывала массу полемик и неопределенность изменена. Компания вправе установить одновременно неполный рабочий день и неделю.

Отдельные комментарии и разъяснения:

Уважаемые клиенты, следует помнить о том, что компания Обязана установить неполное время работы по просьбе следующих лиц:

1) Сотрудника, который ухаживает за больным родственником;

2) родителя, опекуна, попечителя ребенка до 14 лет или инвалида до 18 лет;

3) беременной сотрудницы;

Рекомендации: Согласуйте с сотрудником индивидуальный график работы. Рабочие часы вы вправе поделить на части. Пример, 2 часа утром и 4 часа вечером. Условия следует прописать в Договоре с сотрудником.

Следует помнить: Работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой)[10].

Трудовые проверки в 2018 году, «спектр возможностей» проверяющего

С 1 января 2018 года в силу вступает Постановление Правительства, которое вносит существенное изменение в порядок осуществления федерального государственного надзора в сфере труда[11].

Теперь предмет плановой проверки ГИТ ограничен вопросами, которые включены в проверочные листы.

Отдельные комментарии и разъяснения: согласно п.4[12] в предмет проверок федерального государственного надзора в сфере труда входит: 1) соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, 2) соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

Новые положения будут применяться с 2018 г. Начало их применения по отношению к конкретной организации зависит от присвоенной ей категории риска.

Отдельные комментарии и разъяснения: Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, относится к следующим категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений), определяемого в соответствии с пунктом 2 настоящей нормы:

а) высокий риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;

б) значительный риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;

в) средний риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;

г) умеренный риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;

д) низкий риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

2. Значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле:

Т — показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований;

Ку — коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований.

Так, как в трудовых проверках теперь применяется риск-ориентированный подход. Теперь можно узнать, как часто ждать трудовых проверок. Это зависит от степени риска, которую присвоили трудинспекторы. Посмотреть свой риск можно на сайте Роструда в разделе Планы проверок. Всего есть пять уровней риска (указанные выше)[13]. На категорию риска компании влияют несчастные случаи, долги по зарплате, штрафы, штат и др. От уровня риска зависит, как часто компанию будут проверять (см. таблицу ниже).

Комментарии к изменениям: При проведении плановой проверки инспектор ГИТ не может расширить предмет проверки. Он ограничен вопросами, включенными в проверочные листы (списки контрольных вопросов) (п. 8 Положения о надзоре в сфере труда).

Рекомендации: В случае проверки предъявляйте требование об ознакомлении с предметом проверки в проверочном листе, исключая риски проверки вне предмета проверки ГИТ.

Такие листы государственные инспекторы труда будут применять во время проверок всех работодателей, в том числе ИП.

Проверочные листы для плановой проверки включают перечни вопросов по самым важным требованиям трудового законодательства, а также нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Проверочные листы с 1 января 2018 г. начнут применять при проведении плановых проверок организаций и ИП, отнесенных к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 г. — всех остальных (п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080). Узнать, отнесена ли организация к категории умеренного риска, можно в Роструде через запрос (п. 13 Правил отнесения к категории риска). Но перед отправкой запроса на официальном сайте Роструда можно проверить, не отнесена ли организация к категории высокого или значительного риска (п. 21 Положения о надзоре в сфере труда).

Формы проверочных листов с конкретными перечнями вопросов утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 N 655. Приказ находится на регистрации в Минюсте.

Рекомендации: Компания вправе снизить личный уровень риска, таким образом снижая частоту проверок. В случае, если Ваша компания не подпадает ни в один список – риск не значителен, однако внеплановая проверка сотрудниками ГИТ возможна, к примеру, если на компанию подаст жалобу сотрудник.

Инспекторы Роструда станут проверять доступность рабочих мест для инвалидов

Общества, которые обязаны в соответствии с действующим законодательством организовывать рабочие места для инвалидов будут подлежать проверке сотрудниками Роструда.

Комментарий: В Москве для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек размер квоты (обязательных рабочих мест составляет 2%).

Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Указывается, что инспектора Роструда будут осуществлять надзор за соблюдением требований законодательства РФ по обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности.

Предметом соответствующего вида государственного надзора является проверка обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда. Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года[14].

Рекомендация: Консультанты сообщают, что настоящее требование должно исполняться работодателями, в противном случае это повлечет применение штрафных санкций.

Обязательная индексация зарплаты в 2018 году

Работодателей обяжут повышать зарплату сотрудникам не реже одного раза в год. Проект с поправками в статьи 134 — 134.1 ТК РФ рассмотрит Госдума (№ 1119655-6). Организации и ИП, имеющих наемных сотрудников, могут обязать ежегодно повышать зарплату работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Величина индексации должна быть не ниже уровня инфляции в конкретном регионе. От повышения зарплат освободят только тех, кто платит своим сотрудникам зарплату выше 10 размеров региональных МРОТ. Условие об индексации должно быть закреплено при этом во внутреннем документе. Сейчас обязательную индексацию зарплат сотрудников проводят только бюджетные организации.

Внесение изменений в Стандарт для смывающих и обезвреживающих веществ, который необходим для защиты работников от химического воздействия

Минздравсоцразвития сформировал новые предложения по изменению пунктов 9 и 24 Стандарта безопасности труда. «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», изменения вступят во 2-ом квартале 2018 года[15].

Актуально для работодателей, деятельность которых связанна с химической промышленностью, медицинских учреждений, лабораторий и.т.п.

Комментарии и разъяснения: Если работа сотрудников связана с загрязнениями или воздействием на кожу вредных веществ, им нужно выдавать смывающие и обезвреживающие средства. Их выбирают в зависимости от вредного фактора, который воздействует на сотрудника, и выдают на основании типовых норм (п. 12 приложения 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н).

Защитные средства нужно выдать сотруднику, который работает с органическими растворителями, дезинфицирующими средствами, с бактериально-опасными средами, с низкими температурами. Очищающие средства выдаются сотрудникам, которые в работе сталкиваются с производственными загрязнениями.

Для офисных сотрудников – юристов, бухгалтеров, менеджеров типовые нормы не предусматривают смывающих и обезвреживающих средств (письмо Минтруда России от 30 августа 2016 г. № 15-2/ООГ-3095.

Работодатель составляет перечень рабочих мест и список сотрудников, которым нужно выдавать смывающие и обезвреживающие средства. Список утверждает работодатель организации. После он издает приказ о назначении ответственного лица за выдачу сотрудникам смывающих и обезвреживающих средств. Еще одним приказом нужно назначить ответственного за учет и контроль за выдачу средств в установленные сроки (пп. 14, 24 приложения 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н). Вы можете объединить приказы об утверждении перечня и о назначении ответственных лиц в один документ и назначить одного сотрудника, чтобы он выдавал и вел учет средств. Ответственным можно назначить должностное лицо, с которым заключен договор о материальной ответственности. Срок использования средств исчисляют со дня, когда их выдали работнику. При этом учитывают срок годности, указанный производителем.

Важно: Сотрудник, которому выдают смывающие или обеззараживающие средства, должен поставить свою подпись в личной карточке учета и выдачи смывающих или обеззараживающих средств. Не забудьте проинформировать работников о правилах использования смывающих и обезвреживающих средств.

Рекомендации: Работодатель имеет право не выдавать средства каждому сотруднику, а обеспечить постоянное наличие в санитрано-бытовых помещениях дозаторов с жидким смывающим веществом. При этом личные карточки учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств заполнять не нужно. Укажите в них ссылку на п.20 Приказа и укажите способ выдачи.

Важно: в случае уклонения от установленных правил, сотрудник государственной инспекции труда вправе оштрафовать работодателя в размере до 80.000 рублей.

Изменение процедуры действий в случае, если по результатам спец- оценки на рабочем месте не было выявлено никаких вредных/опасных производственных факторов

Если на рабочих местах во время спецоценки установили оптимальный или допустимый класс условий труда, вы обязаны подать на них декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Изменения вступят во 2-ом квартале 2018 года

Декларацию подают в трудовую инспекцию по месту нахождения организации. Сделать это нужно не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спец-оценки[16].

Есть утвержденная форма декларации соответствия. Документ состоит из двух частей. Первую часть заполняет работодатель, вторую — территориальный орган Роструда.

Декларацию подают только на рабочие места с 1-м и 2-м классом условий труда (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Документ не нужен, если профессия сотрудника, который работает на этом месте, входит в списки, по которым досрочно назначают страховые пенсии по старости (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Исключение — рабочие места, на которых предоставляют гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда. Декларация не нужна и в том случае, если раньше на рабочем месте устанавливали класс 3.1 и выше, а потом изменили на класс 2 (ч. 1 ст. 11Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ) изменения вступят во 2-ом квартале 2018 года[17].

Легализована работа «Фрилансеров»

В Государственной думе рассмотрен вопрос о легализации работы фрилансеров. С 1 января 2018 года будет создана специальная информационная система, с помощью которой работодатели смогут легко заключать трудовой договор с дистанционными работниками, а последние в свою очередь смогут иметь доступ к уплате пенсионных взносов, оплачивать услуги медицинского страхования.

Иностранные работники: 2018 год – сокращение квот

Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2017 года № 1467 на 2018 год утверждены новые квоты на иностранную рабочую силу в организациях, которые занимаются определенными видами деятельности.

В частности, с 30 до 28% от общей численности персонала сокращена квота для прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3), а также автогрузового транспорта (код 49.41). Остальные показатели остались на уровне 2017 года.

До 1 января работодатели, у которых число сотрудников-иностранцев превышает новые показатели, должны это исправить.

Рекомендации: Напоминаем, что для увольнения работников в такой ситуации есть специальное основание – пункт 9 статьи 327.6 Трудового кодекса РФ: «приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства».

Важно: Для организаций нарушение допустимой доли иностранных работников может обернуться штрафом от 800 тыс. до 1 млн руб. либо приостановлением деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностным лицам грозит штраф от 45 тыс. до 50 тыс. руб.

Утвердили правила при осуществлении охраны объектов и (или) имущества

Приказом Минтруда России от 28.07.2017 № 601н утвердил правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и имущества. Они применяются с 17 февраля 2018 года.

Правила определяют государственные нормативные требования к охране труда при охране объектов и имущества работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, ведомственной охраны, а также частных охранных организаций.

Указанные требования обязательны для исполнения работодателями – юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм при осуществлении ими охраны объектов и имущества.

Рекомендации: Работодатель обязан обеспечить: выполнение работ по охране объектов в соответствии с требованиями Правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя; проведение обучения работников по охране труда и проверку знаний по охране труда; контроль за соблюдением работниками требований инструкции по охране труда.

Приказом Минтруда России утверждены: требования охраны труда при проведении осмотра транспортных средств; требования охраны труда при осмотре поездов, маневрирующих составов, локомотивов, сцепок вагонов и перевозимых на них грузов, а также при сопровождении транспортных средств с охраняемыми грузами; требования охраны труда при осуществлении охраны искусственных сооружений.

Годовой отчет СЗВ-СТАЖ. Форма СЗВ-СТАЖ – это отчет о пенсионном стаже сотрудников, который обычно по итогам года сдают в ПФР.

Форму СЗВ-СТАЖ сдают организации и предприниматели, которые выплачивают физлицам вознаграждения:

по трудовым договорам;

гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг;

договорам авторского заказа и лицензионным договорам.

Об этом сказано в пункте 1.5 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11 января 2017 № 3п. Форму СЗВ-СТАЖ сдают по итогам года. Срок сдачи – не позднее 1 марта следующего года. Первый раз эту форму нужно сдать за 2017 год, не позже 1 марта 2018 года (п. 2 ст. 11 Закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ). Организации сдают СЗВ-СТАЖ в территориальные отделения Пенсионного фонда РФ по своему месту регистрации. Предприниматели – по месту жительства (п. 1 ст. 11 Закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ).

Неиспользованные отпуска сгорают с 2018 года

С 1 января 2018 года Организации будут штрафовать, если они позволят своим работникам не ходить в отпуск более двух лет. А если речь идет о сотрудниках, не достигших 18 лет, либо работа связана с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, то в течение года. Организации, у которых сотрудники больше двух лет не были в ежегодном оплачиваемом отпуске, грозит штраф от 30 000 до 50 000 рублей. В худшем случае может быть даже приостановлена деятельность организации сроком на 90 дней (ст. 5 КоАП РФ).

Важно: Не использованный отпуск у работников не сгорает. Даже, если трудящиеся больше двух лет не были в отпуске, все дни отдыха за ними сохраняются и должны быть представлены работникам.

Рекомендации: Итак, как же отпускать на отдых работников в 2018 году, чтобы отпуск не сгорел, согласно изменениям ТК РФ? Все дни отпуска делятся на две части: обязательную – 14 дней и необязательную – оставшиеся 14 дней.

Обязательную часть работники должны использовать ежегодно. А вот оставшиеся 14 дней они могут по своему желанию перенести на следующий период, но не более чем на

12 месяцев. Главное верно прописать условия в договоре.

Увеличение командировочных расходов

В связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» работодателю придется увеличить командировочные расходы, если работник отправлен в командировку в Республику Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский край.

Согласно ст. 6 настоящего Закона плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

Рекомендации: в случае, если Ваша организация зачастую отправляет своих работников в территориальные единицы, указанные выше работодатель будет обязан увеличить сумму командировочных, однако консультанты сообщают, что в силу законодательства возможно избежать настоящих издержек.

Организации, где на рабочих местах установлено наличие вредных и(или) опасных производственных факторов

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н актуализированы обязательные требования в Перечне вредных/опасных факторов и видов работ, подлежащих обязательным медосмотрам.

Внесение изменений коснулось перечня вредных/опасных факторов производства, а также видов работ, для проведения которых необходимо проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры

Актуально для организации, где на рабочих местах установлено наличие вредных и(или) опасных производственных факторов

Приказ вступит в силу во 2-ом квартале 2018 года.

Формируются новые предложения по изменению следующих статей в ТК РФ

Формирование новых предложений по изменению статьи 58 Трудового кодекса РФ
Снятие избыточных требований к процедуре заключения трудового договора
4-й квартал 2018 года
Все организации

Формирование новых предложений по изменению статьи 140 Трудового кодекса РФ
Изменения в сроках расчета в случае прекращения трудового договора
4-й квартал 2018 года
Все организации

Создание нового законопроекта О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)
Проект федерального закона, который поможет разграничить и разделить полномочия контрольно-надзорных органов в области охраны труда
4-й квартал 2018 года

Федеральные контрольно-надзорные органы
Формирование новых предложений по изменению статьи 84.1 Трудового кодекса РФ
Изменение процедуры прекращения трудового договора
4-й квартал 2018 года
Все организации

Изменения в 2017 году, которые работодатель обязан учитывать

На фоне предстоящих изменений, которые вступят с 1 по 4 квартал 2018 года, рассмотрим изменения, которые работодатель обязан учитывать на данный момент, т.е. с 2017 года.