Долги граждан за услуги жкх

Долги граждан за услуги ЖКХ составляют 250 млрд рублей, сообщил глава Минстроя Путину

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Объем долгов в сфере ЖКХ составляет почти 1 трлн рублей, из которых четверть — задолженность граждан. Об этом заявил глава Минстроя Михаил Мень на совещании президента РФ Владимира Путина с правительством.

Министр назвал долги одной из серьезных проблем в коммунальном хозяйстве. По его словам, для исправления ситуации правительством был разработан комплекс мер по повышению платежной дисциплины в сфере ЖКХ, в том числе введение ответственности управляющих компаний вплоть до лишения лицензий.

«Благодаря этим мерам за последние несколько месяцев удалось сократить задолженность на 8%, но она по-прежнему остается высокой. Совокупный объем задолженности по отрасли составляет 968 млрд рублей, из них 250 млрд рублей — это долги наших граждан, остальные 718 млрд рублей — это долги юридических лиц друг другу за потребленные услуги», — сказал Мень.

Он сообщил о новых законодательных инициативах в этой сфере и выразил надежду на сокращение объема долгов в сфере ЖКХ.

Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.

По данным коллекторского агентства «Национальная служба взыскания», по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.

Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.

В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.

Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?

В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.

1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).

2. Начисление неустойки. В соответствии с ч. 14, ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается (постановление Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).

Нетрудно посчитать, что при действующей ставке рефинансирования в размере 8,25% в год гражданин, имеющий долг по услугам ЖКХ в размере 10 тыс. руб., ежемесячно будет выплачивать всего 22,6 руб. пени.

3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.

Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.

В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства (раздел XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома — к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г. по делу № 33-7239/2012).

Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение — так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность (п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).

Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО «Газпром Межрегионгаз Владимир» как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей (решение ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.

Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.

4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).

Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан задолженности по услугам ЖКХ следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ. Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).

5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (ст. 90 ЖК РФ). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности. Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.

Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена 1 .

Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности. Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).

Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы (доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год).

Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?

Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.

Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее — ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности. Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.

Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ 2 , средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб. в месяц (в год — 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.

Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.

Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно — это не позволяет сделать процессуальное законодательство (ст. 446 ГПК РФ). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

Впрочем, законопроект депутатов фракции «Справедливая Россия» в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина) 3 . Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно». В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней, но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры («обратный выкуп»).

При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов. За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова «не может преодолеть самостоятельно» и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.

Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»).

Цитата

Александр Козлов, эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

«Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип «добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа» должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений «с долгами» и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника»

Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему «Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?» показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы, отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.

Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.

Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?

Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов — к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225% 4 .

С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года 5 .

В случае одобрения законопроекта такое правило вступит в силу с 1 января 2014 года.

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.

К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие:

  • ограничить сумму взыскания за потребленный коммунальный ресурс по показаниям общедомового прибора учета пятью процентами от размера платы по показаниям индивидуальных счетчиков 6 . По мнению авторов законопроекта, это позволит обеспечить заинтересованность управляющих компаний в выяснении причин значительного расхождения показаний общедомовых и индивидуальных приборов и защитить интересы добросовестных плательщиков;
  • предоставить потребителям возможность участвовать в утверждении тарифов на услуги ЖКХ путем формирования советов при ФСТ России, субъектах естественных монополий и региональных энергетических комиссиях;
  • запретить взимать комиссию при оплате коммунальных услуг посредством ФГУП «Почта России» и ОАО «Сбербанк России 7 . Эта идея нашла горячую поддержку среди наших посетителей — за ее реализацию высказались 86% опрошенных, против — всего 5%, а еще 9% респондентов заявили, что уже оплачивают коммунальные услуги без комиссии. Однако, по словам Александра Козлова, нужно понимать, что если комиссию не будут брать при оплате жилищно-коммунальных услуг, она автоматически попадет в структуру тарифа и тем самым приведет к увеличению тарифа на эту составляющую. «Все-таки услуга по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги должна стать конкурентным преимуществом банков и почты. В борьбе за привлечение клиентов они должны пойти на существенное снижение размера процента, либо беспроцентный прием платежей за ЖКУ», — делает вывод эксперт.

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья, зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.

На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ 8 .

Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.

Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям, а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям 9 (напомним, сейчас ст. 155 ЖК РФ закрепляет прямо противоположное правило).

Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?

С 1 августа 2013 года начала свою работу «горячая линия» Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на «горячую линию» в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.

Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов. Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности. Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно (ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем — основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ст. 159 ЖК РФ). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России 10 .

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты — к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива.

Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.

Новости по теме:

Документы по теме:

1 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 355582-5.
2 С полными результатами мониторинга цен на социально значимые продукты и услуги можно ознакомиться на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации
3 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 256584-6.
4 Совещание по вопросам ЖКХ (25 февраля 2013 года, г. Москва, Кремль).
5 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 308873-6.
6 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 257140-6.
7 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 320076-6.
8 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 231281-6.
9 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 173562-6.
10 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 189120-6.

Изъятие жилья за просроченную коммуналку является рейдерством монополистов — Евгений Невмержицкий

Наспех созданная упрощенная процедура взыскания долгов монополистами за жилищно-коммунальные услуги у потребителей, в большинстве случаев, с которыми в судебной системе приходится сталкиваться на практике, противоречит основным нормам Конституции Украины.

Согласно этим нормам Основного закона, у человека нельзя забирать последние средства и ставить его в условия, которые могут быть опасны для его жизни.

«Если какие-либо так называемые правоведы говорят, что это возможно, это говорит о том, что в Украине не существует права в принципе. По сути то, что придумали так называемые монополисты — это аналог долговой ямы, которая уже более ста лет во всем цивилизованном мире не используется. Согласно не только Конституции и писанному закону, есть право собственности, есть основные права. Подобный подход нарушает основные права человека, прописанные в Конституции Украины. Если человек попал в тяжелое материальное положение, а таковыми является большая часть украинских граждан, на сегодняшний день это совершенно не означает, что у него можно забирать последние средства к существованию, то есть, жилье», — сказал СтройОбзору управляющий партнер компании «Финансовая студия» Евгений Невмержицкий.

Эксперт также уточнил, что порочной в отношении потребителя коммунальных услуг в условиях практически ежемесячного повышения тарифов является также разрешенная практика выдавать судебные приказы не только на сумму задолженности, но и о взыскании пени в размере 3% годовых к сумме долга. Должники де-юре могут оспаривать в более высоких инстанциях действия монополистов, но де-факто им неизвестно, что подобное заявление необходимо подавать лишь в течение десяти дней с момента получения документа.

О вынесении подобных судебных приказов потребителя коммунальных услуг монополисты, как правило, в известность не ставят. За короткий период, учитывая размеры начисленных коммунальных услуг и галопирующий размер пени, любой гражданин может спустя пару месяцев остаться без собственной квартиры.

«Если ему негде жить, то за неуплату налогов или коммунальных услуг его жилье не может никто забрать. Если какие-то нормы присутствуют в Налоговом Кодексе, позволяющие взыскивать задолженность за жилье, если это жилье единственное у человека, то это противоречит не только Конституции, но и целому ряду законов, в том числе и напрямую касающихся защиты прав детей. При профессиональном подходе суд однозначно будет выигран в пользу пострадавшего, того, кто по тем или иным причинам не смог уплатить налоги или коммунальные услуги», — отметил Евгений Невмержицкий.

Он добавил, что уже есть ряд прецедентов по изъятию в судебном порядке квартир по фактам задолженности за коммунальные услуги в Луцке, Житомире и других городах Украины. Это связано с тем, что уже законодательно дан зеленый свет на работу частным исполнителям, и они охотно стали браться за выполнение подобных решений суда. Ведь за это они могут рассчитывать на гонорар. К сожалению, в судах не обращают внимания на то, что тепла в квартирах почти не было, батареи были холодными, зато начислено было монополистами за тепло, как будто топили круглосуточно составами и вагонами.

Эксперты в области права считают, что при подобном подходе в ближайшие месяцы на торги могут быть выставлены по всей Украине уже не десятки, а сотни квартир за долги по ЖКХ. Процедура их продажи не отличается от той, которую используют банки при реализации залогового имущества. Платежки в столице у многих потребителей услуг ЖКХ пришли на сумму в 8-9 тыс. грн. без субсидий. Зарплаты у значительной части населения не превышают 5-6 тыс. грн. Даже если отдать всю зарплату в «Киевэнерго», ЖЭКам и в «Водоканал», на какие деньги тогда питаться. Что делать в таком случае безработным. При таком раскладе, уже через полгода монополисты, необоснованно раздувшие цены за коммуналку, могут выставлять на продажу через суды каждую третью квартиру украинцев.

«Дело в том, что это является рейдерством, это называется нарушением прав и таким людям, к которым были подобные санкции применены, необходимо обращаться в суды и отстаивать свои права. Нужно подавать апелляции на неправомерные решения судов более низших инстанций, обращаться в правозащитные организации, нужно отстаивать свои права. Дело в том, что у нас в стране рейдерство процветает и судебная система является таковой, которая, к сожалению, не пользуется доверием граждан и имеет самый низкий коэффициент доверия за всю историю независимости Украины, и эту ситуацию нужно менять. Менять ее нужно не только демонстрациями, но и правовыми способами, обращаться в суды. Законы Украины в данном случае, на стороне гражданина и эти базовые вещи нужно отстаивать. У нас по целому ряду вопросов права этих людей грубо нарушаются. Изымать единственное жилье — это грубейшее нарушение прав человека», — уточнил Евгений Невмержицкий.

«Бывают разные ситуации. Если у человека 20 квартир, и он злостно не платит за коммуналку, то возможно здесь и нужно применять подобные действия. Таких должников очень много, но я не помню прецедента как раз по подобным делам, чтобы кто-то из богатых неплательщиков за долги по коммунальным услугам лишался чего-либо. Они смогут себя в судах защитить и откупиться. В Киеве существует достаточно ситуаций, особенно в элитных домах, здесь у долларовых миллионеров самая большая задолженность по коммуналке и люди позволяют себе не платить. К сожалению, в данном случае законодательство действует выборочно, и если мы строим гражданское общество, то нужно свои права отстаивать всеми возможными легальными способами», — заметил эксперт.

Он обратил внимание, что на данный момент заниматься изъятием единственного жилья у граждан за просроченные коммунальные услуги выгодно не только монополистам, но и тем, кто расшатывает ситуацию в стране, действует в сторону коррупционной модели государства и противодействует строительству нашего правового общества.

«Кто может это делать? Это могут делать кредиторы. Но, официальным, легальным кредиторам такая ситуация тоже не выгодна. В принципе, для стабильного экономического развития такой подход является тупиковым потому, что на сегодняшний день у населения очень низкая покупательная способность и легальному бизнесу никогда невыгодно добивать клиента, добивать своих потенциальных пользователей услуг. Цивилизованному бизнесу выгодно поддержать этого клиента, прежде всего, кредитора, чтобы он мог восстановить свое финансовое положение и дальше нормально платить. Но, ни в коем случае не применять средневековый метод и лишать человека жилья. Это какой-то геноцид, так можно назвать — неправовые методы», — подытожил Евгений Невмержицкий.

Долги за услуги ЖКХ в Украине: поможет ли монетизация субсидий — НКРЭКУ

Несмотря на все средства, которые принимает правительство, долги за ЖКХ в Украине только растут.

По ее мнению, после введения монетазации субсидий за счет разницы реального потребления и расчетных норм, граждане поймут, сколько с предоставленных средств у них останется свободных денег. И это они поймут еще до того, как начнут экономить.

«Я поддерживаю монетизацию, поэтому не понимаю, почему до сих сделали такой долгий путь. Ведь первым этапом стала монетизация предприятий, которые являются поставщиками услуг. Зачем? Нужно же взамен выделять эти средства непосредственно тем, кому даете помощь» — сообщила Яковлева.

Кроме того, в НКРЭКУ подчеркивают – МВФ, советуя не монетизировать всех без подготовки, на самом деле имел в виду нечто другое, в частности, — введение счетчиков. Они необходимы, поскольку без них нельзя понять, сколько реально потребляется ресурсов и провести варификацию.

«Вот поставили газовые домовые счетчики, однако с ними же неизвестно, сколько кто потребляет. Ведь у нас в основном, количество тех, кто реально проживает в доме, и тех, кто там прописан, отличается» — сообщила Яковлева.

Реальную адресную монетизацию можно ввести только со счетчиками, как это делают во всем мире.

«Ведь весь мир насчитывает субсидии реальным потреблением. Он анализирует своего субсидианта и смотрит, которую ему оказывать помощь. У нас никто не анализирует требований, они являются общими для всех — независимо от того, в каком доме вы живете и сколько реально потребляете ресурсов» — подчеркнула она.

Ранее о сути и цели проекта монетизации субсидии говорил глава Минсоцполитики Андрей Рева.

Долги за услуги ЖКХ и арест квартир. Мнение юриста

Сотрудники концерна «Центр коммунального сервиса» сообщили, что за долги по жилищно-коммунальным услугам будут накладывать арест на квартиры неплательщиков. Директор концерна Екатерина Саркисова отмечает, что объявления о возможном аресте квартир за долги — это плановая работа перед окончанием года.

По ее словам, чиновники таким образом обращают внимание горожан на то, что им следует проверить наличие долгов. Саркисова также отметила, что из 800 тысяч абонентов долг есть у каждого пятого. При этом около 80 тысяч семей игнорируют оплату услуг ЖКХ систематически.

Насколько реальна угроза того, что за долги у населения будут отбирать квартиры, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил юрист Евгений Журавский.

Насколько реальны угрозы об аресте квартир из-за наличия долгов по коммунальным услугам?

Получается, что центр коммунального сервиса выполняет еще и роль коммунального коллектора?

– В данном случае они просто делают то, что и несколько лет назад, потому что года два назад была такая практика, когда пачками в суды заходили иски по взысканию с людей сумм задолженностей, начиная от 600 гривен и заканчивая десятками тысяч. Сейчас это связано с тем, что бюджет пустой, стоит цель наполнить его любыми возможными способами.

Есть ли какая-то грань этих долгов?

– В законодательстве не установлен ни нижний, ни верхний предел задолженности по ЖКХ. Но если сумма долга не превышает десяти минимальных зарплат, это будет порядка 13700 гривен, то служба может взыскать средства за счет любого другого имущества, кроме жилья. То есть для взыскания квартиры должно быть такое количество долга, чтобы он стал соизмерим со стоимостью жилья. Поэтому бояться, что у вас заберут квартиру за то, что вы задолжали 10 тысяч гривен, не стоит.

Какое имущество могут забрать коллекторы, если решат взыскать долг?

Как быть пенсионерам, малообеспеченным людям, у которых денег хватает только на еду?

– Жилищно-коммунальные службы идут навстречу должникам. Для этого необходимо пенсионеру или человеку, который не может в полном объеме оплачивать все свои коммунальные платежи, подойти по адресу его обслуживающего предприятия и реструктуризировать собственный долг. Долг разбивается определенными частями, и у тебя не просят погасить при этом сразу всю сумму, если она для тебя неподъемна, ты можешь погасить для себя определенными комфортными частями, тогда долг растягивается на несколько лет. Если должник будет придерживаться соответствующего графика, то это в какой-то степени гарантирует необращение в суд за взысканием этой суммы.

А сколько времени занимает процедура ареста квартиры?

– Если открывается исполнительное производство, у должника есть семь дней на добровольное выполнение его обязательства. В случае невыполнения суд имеет право вынести соответствующее постановление, наложить аресты на движимое и недвижимое имущество. Как показывает практика, госисполнители фактически сразу по прошествии указанного срока накладывают аресты на движимое и недвижимое имущество, там особо никто не разбирается. Есть квартира, нет квартиры – просто выносится постановление, и сразу после открытия исполнительного производства стоит ждать ареста имущества. Некоторые еще уповают на то, что статья №47 Конституции Украины гарантирует каждому гражданину право на жилье. Но это будет скорее теоретическим противостоянием, потому что долг является бесспорным, и сложно сказать, что человек может не платить.

Зачем тогда вешают подобные объявления об аресте квартир за долги в подъездах? Не лучше ли обращаться непосредственно к должникам?

Ранее эксперт по вопросам энергетики Юрий Корольчук в эфире радиостанции Голос Столицы сообщил, что постоянные конфликты в правительстве и парламенте привели к тому, что зиму Украина встретит со значительным дефицитом топлива. Он также отметил, что нехватка газа в хранилищах может привести к срыву поставок «голубого топлива» в страны Евросоюза.

В свою очередь, руководитель аналитического департамента Компании Concorde Capital Александр Паращий рассказал о том, что Украина резко сократила добычу собственного угля и газа, на 13% сократилось и производство электроэнергии. Паращий выразил уверенность в том, что это привело не только к проблемам в экономике, но и к срыву осеннего отопительного сезона.