Диспозиция нормы коап

Гипотеза, диспозиция, санкция

Помогите пожалуйста найти 3 статьи и разбить по составляющим гипотеза, диспозиция, санкция. Из любого кодекса

08 Февраля 2015, 13:19 Алина, г. Москва

Ответы юристов (4)

А самостоятельно учиться не пробовали?

Уточнение клиента

Я беру любую статью и не могу найти санкцию. Или может я путаю санкцию и диспозицию, поэтому не понимаю вообще как делать

08 Февраля 2015, 14:34

Есть вопрос к юристу?

Гипотеза — условия применения нормы. Она отражается в Общей части Уголовного кодекса. Например, ст. 20 УК РФ раскрывает возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

Диспозиции — определение преступления сопровождающееся более или менее подробным перечислением его признаков, например, ч. 1 ст. 105 УК РФ — «Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку».

Санкция — это наказание, а именно его вид и размер, например, ч. 1 ст. 105 УК РФ «наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».

а для дальнейшего — в помощь googlу и учебник уголовного права.

Санкцию вы найдете только в КоАП и УК РФ, санкция — конкретное наказание. В УК и КоАП санкция идет после тире, где указывается конкретная ответственность за нарушение.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Гипотеза,диспозиция и санкция в норме КоАП

Помогите пожалуйста! «Выберите из любого источника какую либо норму административного прав и определите все элементы ее структуры, т.е сформулируйте гипотезу, назовите диспозицию и укажите санкцию этой правовой нормы».

Ответы юристов (1)

Например, ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) гласит: «1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. „
Все три элемента структуры правовой нормы здесь налицо.
Гипотеза данной нормы указывает на условия, при наличии которых действия субъекта признаются мелким хулиганством (совершение перечисленных действий в общественных местах, если они не влекут применения уголовного наказания) .
Диспозиция этой нормы заключается в запрещении определенных действий (нецензурная брань, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия).
Наконец, в этой же статье содержится и прямое указание на те неблагоприятные последствия (административный штраф или арест), которые наступают для лица, допустившего запрещенные законом действия.

С уважением, Акуренко В.Е.

Уточнение клиента

26 Февраля 2018, 19:13

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

В чем заключаются различия между диспозицией и санкцией?

Как различать: диспозицию и санкцию?

Как находить их в статьях?

Какие бывают диспозиции?

Ответы юристов (2)

Диспозиция нормы права начинает действовать с момента наступления условий, указанных в гипотезе, и одновременно охраняется от нарушения санкцией, которая предусматривает меры государственного принуждения.

Санкция — часть правовой нормы, где содержится указание на меры государственного принуждения (воздействия) в отношении правонарушителя. Санкция — разрешение, подтверждение, утверждение чего-либо вышестоящим компетентным органом. Санкция — поощрение за заслуги и достижение общепризнанного результата.

В самом общем виде санкция как часть правовой нормы может указывать на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции, или, наоборот, в ней могут содержаться последствия выполнения правила поведения. Соответственно различаются и две разновидности санкций норм права: наказательные и поощрительные. Рассмотрим характеристики каждой из разновидностей санкций в отдельности.

Первую разновидность санкции нормы права можно определить как часть нормы права, предусматривающую меры государственного принуждения, которые применяются в случае нарушения диспозиции. Санкция есть не что иное, как нормативное закрепление мер государственного принуждения. По своему характеру эти меры неблагоприятны для субъекта, так как предусматривают ограничения личного, имущественного, организационного характера или заключаются в психологическом порицании субъекта. Санкция как структурный элемент правовой нормы неразрывно связана с диспозицией. Именно в своем единстве (гипотезы, диспозиции и санкции) правовая норма может (способна) выступать как властный регулятор общественных отношений.

В санкции определяются виды и пределы наказания (взыскания, меры юридической ответственности), которые, в свою очередь, конкретизируются в акте применения права. Например, в ст. 43 УК РФ указывается: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда».

В санкциях определяются меры государственного принуждения, неоднородные по своему содержанию. В уголовном праве — различные виды уголовного наказания (штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы и т.д.). До принятия нового КоАП РФ в санкциях норм административной ответственности закреплялись административные взыскания. В настоящее время в санкциях административных норм закрепляются меры административного наказания. В санкциях налоговых норм за совершение налоговых правонарушений предусмотрены две меры ответственности — штраф и пеня.

Санкция-поощрение — это структурный элемент нормы права, предусматривающий вид и меру государственного одобрения субъекта, применяемую в случае добровольного и заслуженного поведения, связанного со «сверхисполнением» диспозиции либо достижением общепризнанного результата.

Поощрительные меры обеспечивают установленную государством модель правомерного поведения, выступая в качестве определенного рычага, инструмента, побуждающего к социально-активному правомерному поведению, являясь одновременно и мерой воздаяния за достижение общественно полезного результата. Например, за добросовестный труд работник может быть премирован, ему может быть объявлена благодарность и т.д.

Итак, в санкции как структурном элементе правовой нормы могут закрепляться: во-первых, меры государственного принуждения; во-вторых, меры поощрения. Общими признаками для этих разновидностей санкций выступает их формальная определенность, авторитетный, государственно-властный характер, неразрывная связь с гипотезой и диспозицией правовой нормы. Авторитетность, властный характер — это своеобразный общий знаменатель, объединяющий две разновидности санкции.

Санкции норм права можно классифицировать на виды по различным основаниям. В зависимости от характера последствий они подразделяются на наказательные и поощрительные. Отраслевая принадлежность позволяет различать конституционные, уголовные, административные, гражданско-правовые, финансовые, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные санкции. В зависимости от степени определенности санкции правовых норм делятся на абсолютно-определенные и относительно определенные. В свою очередь, относительно-определенные санкции классифицируются на относительно-определенныес указанием на минимальный и максимальный размер (предел) меры государственного принуждения и относительно-определенные с указанием только на максимальный размер (предел) меры государственного принуждения.

Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.

Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного принуждения, применяемой к правонарушителю.

В зависимости от количества видов мер государственного принуждения, которые могут применяться, санкции бывают альтернативными и безальтернативными. Альтернативная санкция оставляет у правоприменителя выбор из нескольких видов мер государственного принуждения, указанных в санкции, а безальтернативная санкция указывает только на единственно возможную меру государственного принуждения. (Из книги Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). — М.: Проспект, 2016. — 328 с.)

В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиции:

— ссылочная (бланкетная) диспозиция;

Простая диспозиция, называющая вариант поведения, но, не раскрывающая, не разъясняющая его. Такая диспозиция называет определенное правило общеизвестным термином, не указывая при этом его отличительных признаков. Так, ст. 42 Конституции РФ закрепляет, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением». При этом законодатель не раскрывает содержания этих прав.

Описательная диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения. Она не только называет правило поведения, но и указывает характерные для этого правила признаки. Так, ст. 49 Конституции РФ описывает признаки принципа презумпции невиновности.

Ссылочная диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона. Разновидностью ссылочной является бланкетная диспозиция. Она для ознакомления с правилами поведения отсылает к нормам других законов либо инструкциям, правилам, техническим нормам и т.д. Например, в соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан.

Ограничивающая диспозиция, для которой характерен следующий принцип — «по общему правилу нельзя, но в исключительных случаях можно». Ограничивающая диспозиция содержится в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Таким образом, из общего правила о том, что запрещается ограничивать права и свободы есть исключения.

Уполномочивающие диспозиции — определяют вид и меры поведения. Например, описывают полномочия, представляют единство прав и обязанностей. Так, ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает полномочия органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

(Из книги Тихомирова Л.А. Экологическое право. Учебник. — Специально для системы ГАРАНТ, 2009).

Гипотезу, диспозицию и санкцию надо искать не статьях законов или иных нормативных правовых актов, а в нормах права.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как найти в ст 20 20 и 6 24 КоАП гипотезу, санкцию и диспозицию?

Ст.20.20 КоАп нужно найти гипотезу, санкцию, диспрзиция. можно поподробнее

И в ст.6.24 тоже самое

Помогите разобраться, все взаимно )

Ответы юристов (1)

Гипотеза — часть правовой нормы, в которой содержатся условия ее реализации Диспозиция (от лат. «расположение») – содержит права и обязанности сторон. Причем право одной стороны – это обязанность другой стороны и наоборот. Санкция – часть правовой нормы, в которой указаны правовые последствия нарушения требований диспозиции и гипотезы, т.е. нарушения прав и обязанностей, предусмотренных диспозицией, и условий их действия, предусмотренных гипотезой.

Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах 1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей. 2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, — влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, — влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Комментарий к Ст. 20.20 КоАП РФ 1. В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в следующих местах: — в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; — в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; — на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; — на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; — на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; — в нестационарных торговых объектах; — в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг. Алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. Наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. Психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. Определения вышеуказанных понятий закреплены на законодательном уровне Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, рассматривают органы внутренних дел (полиция), от лица которых выступают начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители, а также начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители, начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции. В случаях если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, судья рассматривает дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 комментируемой статьи. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи. Данные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с Указом Президента РФ от 28.07.2004 N 976 «Вопросы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков». Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени данных органов вправе: — руководитель федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, его заместители; — руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их заместители; — руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их заместители; — руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их заместители. В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, уполномочены составлять должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и должностные лица органов внутренних дел (полиции). Перечень таких должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403. 2. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава. Субъект правонарушения — физическое лицо. Статья не имеет специального субъектного состава. Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность. Объективная сторона — действие, выражающееся в потреблении (распитии) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом. Субъективная сторона — наличие вины. 3. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава. Субъект правонарушения — физическое лицо. Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность. Объективная сторона — действие, выражающееся в потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах. Субъективная сторона — наличие вины. 4. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава. Субъект правонарушения — иностранный гражданин или лицо без гражданства. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Объект правонарушения — общественный порядок и общественная безопасность. Объективная сторона — действие, выражающееся в потреблении (распитии) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, в потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах. Субъективная сторона — наличие вины. Для иностранных граждан предусмотрен специальный вид административного наказания наряду с административным штрафом — административное выдворение за пределы РФ либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы РФ. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.Источник: http://stkoaprf.ru/20-20

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах 1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей. 2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Комментарий к Ст. 6.24 КоАП РФ 1. Территории, помещения и объекты, на которых запрещается курение, указаны в ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». 2. Ответственность, предусмотренная комментируемой статьей, распространяется только на физических лиц. Ответственность юридических лиц в данной сфере наступает за несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (см. подробнее ст. 6.25 КоАП РФ и комментарий к ней).

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

6. Административно-деликтная норма: понятие и ее структура

АДП состоит из АД норм. АД норма представляет собой правило общего характера, установленную в КоАП и других нормативно-правовых актах, меру поведения субъектов административно-деликтных общественных отношений.

Каждая правовая норма имеет определенную структуру, т.е. внутренне устройство, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов.

К ним относятся: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза — часть нормы права, в которой содержатся указания на условия (обстоятельства) при наличии (наступлении) которых эта норма должна действовать.Диспозиция — часть нормы права, в которой излагается само правило поведения, права и обязанности субъектов, регулируемых нормой отношений, в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой (часть нормы права, в которой называются или описываются признаки состава административного правонарушения).Санкция — часть нормы права, в которой указывается мера ответственности за нарушение правила поведения (диспозиции)

Норма права может состоять как из трех элементов, так и из двух. Так, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях ряд статей содержащих составы конкретных правонарушений состоят из диспозиции и санкции.Как бы ни была выражена правовая норма, она должна сохранять качества общеобязательного правила поведения, которое регулирует общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности общества.

Существуют следующие виды диспозиций:

— простая;- описательная;- бланкетная;- ссылочная;- с альтернативными действиями;- смешанная.

Простая диспозиция — такая диспозиция, в которой дается лишь наименование административного правонарушения. Например, ст. 25.5. КоАП «Уклонение от призыва на военную службу».

Описательная диспозиция — такая диспозиция, в которой содержится описание признаков того или иного административного правонарушения. Например, ст. 12.12. КоАП «Лжепредпринимательство». В диспозиции излагаются (описываются) признаки правонарушения — «создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды».

Бланкетная диспозиция — такая диспозиция, в которой для определения признаков данного административного правонарушения делается ссылка на другие нормативные правовые акты, не относящиеся к административному деликтному законодательству. Например, ст.12.15. КоАП «Нарушение законодательства о рекламной деятельности». Для определения признаков данного административного правонарушения необходимо определить какую правовую норму нарушили.

Ссылочнаядиспозиция — такая диспозиция, в которой для определения признаков данного административного правонарушения делается ссылка на другую статью или часть статьи кодекса об административных правонарушениях, где называется административное правонарушение или дается описание его признаков. Например, в ч. 2 ст. 13.4 КоАП «Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)» делается ссылка на ч. 1 этой же статьи (то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение).

Диспозицияс альтернативными действиями — такая диспозиция, в которой указывается несколько видов общественно опасных деяний, каждое из которых образует административное правонарушение. Например, в ст. 15.18. КоАП «Нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов» указываются следующие виды общественно опасных деяний, которые образуют административное правонарушение:1) выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых;2) сверхнормативные потери или сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при их добыче;3) иные нарушения требований рационального использования недр и гидроминеральных ресурсов.

Смешаннаядиспозиция — такая диспозиция, в которой содержаться признаки двух или более иных видов диспозиций. Например, в диспозиции ст. 18.7. КоАП «Нарушение правил безопасности движения на водном транспорте» содержатся признаки бланкетной диспозиции (нарушение установленных правил плавания по внутренним водным путям), простой диспозиции (повреждение гидротехнических сооружений пути, водохранилищ и водоспусков, автоматической сигнализации навигационного оборудования) и диспозиции с альтернативными действиями (устройство заколов или иных приспособлений для ловли рыбы в пределах судового хода).

Существуют следующие виды санкций:

— абсолютно-определенная;- относительно-определенная;- альтернативная.

Абсолютно-определенная санкция — такая санкция, в которой определен только один вид и размер взыскания. Например, в ст. 18.31. КоАП «Неоплаченный провоз багажа» в качестве взыскания определен только один вид — штраф и его размер — две десятые базовой величины.

Относительно-определенная санкция — такая санкция, в которой определен вид взыскания и его низший и высший пределы или только высший предел. Например, в ст. 25.8. КоАП «Нарушение правил воинского учета» в качестве взыскания предусмотрен штраф в размере от двух до трех базовых величин. В санкции определены низший и высший пределы штрафа.

Альтернативнаясанкция — такая санкция, в которой указывается два или более основных видов взыскания. Например, в ст. 23.34. КоАП «Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия или пикетирования» указаны три вида взысканий — предупреждение, штраф и административный арест.

Диспозиция нормы права

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права

Понятие диспозиции нормы права

Диспозиция — это часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, т. е права и (или) обязанности действовать или не действовать тем или иным образом; диспозиция указывает на права и обязанности сторон — участников правоотношений, возникающие и реализующиеся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права, поскольку в ней формулируется само правило поведения.

Законодатель по-разному формулирует содержание диспозиции. Поэтому иногда требуются определенные логические операции для того, чтобы точно определить ее сущность.

Примеры диспозиции нормы права

Довольно доступно излагается диспозиция в статьях гражданского, трудового, семейного и земельного права. В них, как правило, дается развернутая регламентация прав и обязанностей участников правоотношений. Так, ст. 359 ГК РФ. регулирующая отношения, возникающие из договора о залоге, гласит: «Кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещения кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено». В этом случае диспозиция ясно определяет права кредитора (удерживать вещь «до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено») и обязанности должника (исполнить лежащее на нем «соответствующее обязательство»).

Другой пример. В п. 1 ст. 702 ГК РФ «Договор подряда» установлено: «По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его». Таким образом, в этой статье четко прописана диспозиция.

Классификация и виды диспозиций

Диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром. Диспозиция — часть нормы, содержащая права и обязанности адресатов, предписывающая, как должен (может) действовать субъект, попавший в условия, обозначенные в гипотезе, определяет само правило поведения. Устанавливая между субъектами связи субординации или партнерства, она моделирует их последующее взаимодействие в реальной действительности.

Как и гипотезы, диспозиции бывают простые и сложные. Простые предполагают один вариант поведения (п. 1 ст. 89 СК РФ: супруги обязаны материально поддерживать друг друга). Сложные — несколько (ст. 197 УПК РФ: следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий). Причем сложные диспозиции могут быть кумулятивными и альтернативными. По степени определенности диспозиции бывают абсолютно определенными (простая), относительно определенными (сложная) и неопределенными («вести себя должным образом»).

Рис. 9. Виды диспозиций

По способу описания (изложения) диспозиции делятся на:

  • простые — содержат вариант поведения, но не раскрывают его. Так, УК РФ не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии. Пример. Незаконное помещение лица в психиатрический стационар — наказывается лишением свободы до трех лет (ч. 1 ст. 128 УК РФ);
  • описательные- описывают все существенные признаки правомерного либо противоправного поведения. Например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует бандитизм как создание: а) устойчивой; б) вооруженной; в) группы лиц (банды); г) в целях нападения на граждан или организации; д) а равно руководство такой группой.

По характеру и степени определенности диспозиции правовые нормы классифицируют:

  • на абсолютно определенные: исчерпывающе устанавливают права и обязанности сторон — субъектов правоотношений. В качестве примера можно привести ст. 393 ГК РФ (часть первая), устанавливающую, что «должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства»;
  • относительно определенные. Они, устанавливая права и обязанности сторон, вто же время предоставляют им возможность в рамках действующего права проявлять свою собственную инициативу. Так, ст. 14 ГК РФ допускает, наряду с установленными этим же законом способами защиты гражданских прав (ст. 12), различные способы самозащиты гражданских прав — при условии, однако, что они «должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения».
  • простые- содержат одно правило поведения. Пример. Часть 1 ст. 139 УК РФ гласит: «Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица. » ведет к наложению соответствующей санкции;
  • сложные — содержат два и более обязательных правила поведения;
  • альтернативные- содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права. Примеры. В ч. 1 ст. 141 УК РФ отмечается: «Воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. » приводит к применению соответствующей санкции к нарушителю. Часть 1 ст. 145 УК РФ устанавливает: «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. » ведет к применению соответствующей санкции.